Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель данной работы – изучить процесс становления государственности у восточных славян. Для ее достижения поставлены следующие задачи: рассмотреть проблему этногенеза восточных славян, предпосылки к возникновению Древнерусского государства и события его начальной истории. Решение ее позволит уяснить степень развития общественных отношений у восточных славян накануне создания Древней Руси, выявить сходства и различия процесса развития феодальных отношений у восточных славян и европейских стран. проанализировать летописные сведения о призвании Рюрика, и различные трактовки этого события отечественными и зарубежными историками. Решение данной задачи позволит выяснить научную достоверность теории норманизма и контртеории антинорманизма..
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ПРЕДПОСЛЫКИ ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XI-XII ВВ. 4
1.1 Проблема этногенеза восточных славян 4
1.2 Факторы, способствующие созданию древнерусской государственности........................... 7
2. ВОКНЯЖЕНИЕ РЮРИКА И ПРОБЛЕМА НОРМАНИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 11
2.1. «Варяжская легенда» и вокняжение Рюрика 11
2.2. Возникновение норманизма и антинорманизма 12
2.3. Современное состояние норманнской проблемы 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
С другой стороны, взаимодействие
с более развитыми
Следует учесть и то, что существование в низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности [6, с.110].
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в IХ-Х вв.
Таким образом, помимо развития товарно-денежных отношений и социальной дифференциации, восточные славяне имели ряд политических причин для интеграции в более организованную по сравнению с племенной, структуру
Древняя Русь стала первым устойчивым крупным государственным объединением восточных славян. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя сначала находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, а затем ему были подчинены несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения послужило племя полян, которое во второй половине IX в. было наиболее сильным в экономическом отношении [7, с.21].
Географическое положение Древн
Важным событием, говорящем о развитой дипломатии Киевской Руси является принятие христианства в 988 г. В это время Русь стояла на религиозном распутье, когда для централизации государства необходимым было принять единую государственную религию. Язычество с его многочисленным пантеоном не позволяло достичь этого. Поэтому перед великим князем Владимиром встал вопрос о принятии либо иудаизма, либо ислама, либо христианства в двух его видах: католичестве, либо православии.
Принятие того или другого из этих вероучений неизбежно должно было стать определяющим для будущего культурного и политического развития России. Ислам отбрасывал Россию в круг культуры Ближнего Востока. Римское христианство от делало Россию страной латинской и европейской культуры. Утверждение иудаизма или православного христианства обеспечивало России культурную независимость и от Востока, и от Запада [7, с.61].
В пользу православия говорил довод иного плана — выгода культурного союза с Византией, с которой у Руси уже имелись тесные связи. Если же отставить в сторону политические соображения, вопрос о вере также должен был рассматриваться как удовлетворение духовных потребностей, совершенно не сравнимых с прежним язычеством.
После этапа гражданской войны, последовавшей за смертью Владимира, князем Киевским стал его сын Ярослав.. Во время его правления были составлены первые законы, их сборник известен как «Русская Правда». Впервые Ярослав даровал их в Новгороде, где он раньше управлял, в качестве награды новгородцам за их помощь в борьбе против Святополка. Позже эти законы были распространены и обнародованы в Киеве. Законы Ярослава ограничивали господствовавший прежде обычай кровной мести за убийство, возлагая обязанность мстить только за ближайших родственников убитого. В случае их отсутствия убийца отыскивался за счет княжеской казны. Русское право было основано на старых славянских обычаях, позже расширенных и модернизированных. В его формировании приняли участие юристы, знакомые с византийскими законами [7, с.63].
Таким образом, восточные славяне к IX в. имели развитую социальную организацию с четкой иерархией, зачатками государственности и всеми необходимыми для этого атрибутами. В результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. Образование Древнерусского государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и политического развития восточнославянского общества, его разделения на классы и борьбы между ними. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. События ранней истории Руси свидетельствуют о смешанном характере зарождения феодализма на Руси.
В 862 г. согласно «Повести временных лет» приильменские славяне, местные угро-финские племена пригласили на княжение варягов Рюрика и его братьев, которые и прибыли в земли восточных славян «с роды своими».
К этому шагу местные племенные ксоюзуи побудила нескончаемая междоусобица («въста родъ на родъ»), возникшая после того, как они прогнали варягов за море и перестали им платить дань. Послы из восточнославянских земель, согласно летописи, заявили варягам: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидите княжить и володети нами» [9, с.67]. Текст предельно ясен: Из него следует, что для прекращения раздоров, междоусобиц соперничавшие политические структуры приглашали нейтрального правителя, который бы установил «наряд», то есть, и судил бы по справедливости. Летописец не только рассказал о факте «призвания варягов», которое сегодня историческая наука признает соответствующим политическим реалиям того времени, но и точно определил, кто такие были варяги Рюрика, откуда они явились, в каком отношении к восточным славянам они находились. Он отмечает, что варяги живут «за морем», что они зовутся «русь», причем летописец - осведомленный и внимательный автор - подчеркивает их этническое отличие от шведов, норманнов, англов, готландцев [9, с.68-69].
По сведениям ПВЛ, Рюрик стал княжить в Новгороде, его братья - в других городах, варяги положили конец междоусобицам, объединили страну. Позднее после смерти братьев Рюрик объединил под своей властью все северо-западные восточнославянские земли. Его преемники подчинили себе другие восточнославянские земли, в том числе Поднепровье с центром в Киеве. На европейской арене появилось мощное восточнославянское государство Русь, охватившее огромную территорию. Оно сыграло выдающуюся роль в становлении российской цивилизации, в развитии российской государственности, в формировании средневековых социальных, экономических, культурных, религиозных, этнических процессов на Восточно-Европейской равнине. Государство Русь послужило основой для последующего развития русской, украинской и белорусской наций, формирования их государственных начал. Рюриковичи стояли во главе всех этих процессов. Они же уже в новых исторических условиях стали символами политического распада Руси, безудержной амбициозной и эгоистической борьбы за первенство в русских землях, они же позднее жертвенно прошли через пламя татаро-монгольского нашествия, насилия и позор татаро-монгольского ига, через отчаянную борьбу с агрессивными западными соседями за выживание российской самобытности и российской национальной государственности в XIII - XV вв. Именно Рюриковичи приступили на северо-востоке славянских земель с центрами во Владимире, Твери и Москве к собиранию храмины развалившегося было российского государственного устройства, чтобы вывести его через муки и тернии к мощи Русского централизованного государства [10, с.81].
Еще в
начале XVII в. в агрессивных
Однако уже в давние времена российские ученые, а позднее и объективные исследователи на Западе стремились перевести разного рода политические спекуляции на этот счет в научную плоскость. Уместно здесь вспомнить имена В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, С.А. Гедеонова, советских академиков Б.Д. Грекова, М.Н. Тихомирова, выдающегося польского русиста Х. Ловьмянского и многих других. Именно их усилиями одна из составных частей норманизма - утверждение о том, что «призвание варягов» означало начало российской государственности, привнесенное на восточнославянские земли извне, была полностью опровергнута, и сегодня лишь дилетанты возвращаются к этим мыслям.
Уже к рубежу XX – XXI вв. отечественными и зарубежными историками, археологами, лингвистами было неопровержимо доказано, что российская государственность проделала многовековой путь развития. Ее истоки зарождались по мере эволюции восточнославянского общества, перехода от родоплеменных отношений к началам раннефеодального развития, складывания института частной собственности, появления социального неравенства, зарождения военной организации, перерастания власти племенных вождей в княжескую власть [12, с.56].
Из изложенного в первой главе данной работы становится понятно, что власть Рюрика, его братьев и их «родов» наложилась на уже существующие государственные тенденции и традиции восточнославянских земель.
Но продолжала существовать другая часть норманистской версии - теория о том, что варяги - это скандинавы, что Рюрик - это выходец из германских либо шведских земель. По своей сути эта сторона норманизма мало чем отличается от своей второй ипостаси. Государство Русь объявляется конгломератом скандинавских конунгов. Приоритеты на этом этапе российской истории искусственно подгоняются под иностранные модели, славянский мир оказывается разорванным, что противоречит исторической правде.
В последние двадцать с лишним лет эта сторона норманизма отстаивается в основном небольшой группой филологов, работавших долгие годы со шведскими, норвежскими, немецкими, исландскими, восточными источниками и сделавших эти источники по существу наиболее важными свидетельствами по истории древних славян. Построившие на этой в основном филологической основе свои исторические конструкции, эти специалисты стремятся всячески дискредитировать своих научных оппонентов. Можно объективно отметить слабое знание этими специалистами русских источников, в первую очередь в летописных текстах, древнерусского языка. [7, с.89-90]
Российские и зарубежные
ученые многократно отмечали широкое
доминирование славянского
При определении этнической принадлежности Рюрика и варягов следует иметь в виду и постоянные миграционные процессы славянского элемента как из Южной Европы в Поднепровье, что также отмечено в наших летописях, так и из Южной Прибалтики на Восток, особенно под натиском немецкой агрессии. Не случайно лингвисты отмечают, что новгородский диалект древнерусского языка во многом сходен с наречиями прибалтийских славян. Не случайно Х.Ловьмянский обратил внимание на то, что Рюрик взял с собой в земли восточных славян «всю Русь», то есть не только дружинников, но и жителей того славянского района, откуда он вышел [9, с.83].
Нельзя сказать, что все абсолютно ясно с этнонимом варяги. В полиэтническом Балтийском регионе он с десятилетиями наполнялся новым смыслом в связи с бурными переменами, происходившими как в Южной Прибалтике, так и в Скандинавии. Сходили с исторической арены поморские славянские государства, набирали силу скандинавские государственные образования. Но все это уже не имело никакого отношения к такому единичному политическому акту каким стало «призвание варягов», появление Рюрика в восточнославянских землях, определившему новый этап в развитии восточнославянской и российской государственности [9, с.72].
Таким образом, можно сказать, что норманнская теория есть направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями первого государства восточных славян - Киевской Руси. Норманнская теория на российской территории была впервые озвучена при Анне Иоанновне немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером и др. Немецкие ученые использовали сообщения «Повести временных лет» для того что бы показать,2 что образование государственности у восточных славян - заслуга исключительно норманнов и делали выводы об извечной отсталости славян. Против этой теории активно выступали М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский и др [13, с.66].
Информация о работе История России - Становление государственности на Руси. Приход Рюрика к власти