Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:52, реферат
Цель работы показать, как люди ценой своей жизни боролись с угнетениями и защищали веру в Бога – то самое единственное сокровище, которое у них было, как по нашей земле ходили и жили рядом действительно святые люди. Для этого я использовала разные источники: энциклопедии, церковные справочники и книги, статьи из православных газет, сведения очевидцев, мнения монахов, писателей, современных политических деятелей.
И потом
разбой продолжался. В ход пошли
топоры. Подрубили деревянные опоры
с одной стороны, набросили на
купола веревки и пытались сломать
верхнюю часть церкви. Однако она
стояла прочно. И тогда срочно затребовали
рабочих из треста « Макстрой», которые
прибыли с лебедками и
И вот 18-метровое строение изумительной красоты стало нагибаться, затрещало и рухнуло на землю. В воздухе долго стояло огромное облако пыли, с криком кружилась стая галок…
А на другой день была Троица… С утра потянулись в Ясиновку из окрестных деревень и хуторов люди. Однако церковь не встречала их колокольным звоном, золотистым сиянием куполов и крестов. На земле лежали мертвые колокола, повсюду валялись стекла, брошенные иконы. Люди смотрели на поруганное здание, думали горькую думу и плакали.
Уже после Великой Отечественной войны, в 50-е годы, когда изуродованная церковь, была по возможности, подремонтирована, в ней начались богослужения».
Святой Игнатий Брянчанинов писал, что в храме, свято абсолютно все, даже воздух! Иоанн Кронштадтский с любовью говорил, что храмы сооружают не люди, а Господь. Именно поэтому безбожникам пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы развалить и сломать церковь, но сломать непоколебимую веру людей в Бога им так и не удалось.
Также в Макеевке служила церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Землянки; на Капитальной – построенная в 1889 году церковь Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого; на руднике Богодуховской балки – деревянная церковь Николая Угодника, построенная в 1906 году.
«Ложь, подлость, лесть, низкопоклонство, предательство, шпионство, безмерная, неслыханная жестокость повсеместно становились законами… жизни» - писал Николай Чуковский. Вокруг царил хаос. Обезумевшие дикие варвары, потерявшие человеческий образ, крушили все на своем пути. Разум просто не в состоянии принять то, что эти люди были политической элитой страны. «Звери», «нелюди», «изверги» - такими словами Бунин удостоил знаменитых вождей и их окружение, а партии он с сарказмом называл «борцами за светлое будущее».
Макеевчанам
безумно повезло. В тяжелые года,
когда разрушался традиционный уклад
жизни и подрывалась
К сожалению, об Илье известно
лишь то, что он был Афонским
подвижником. До революции Святая
гора Афон и ее монахи имели
постоянного попечителя в лице
Российского государя-
Последние дни жизни старца пришлись на времена массового неверия, а затем – на годы войны. Кругом разрушались церкви, замолкали колокола, мучительной смертью умирали монахи и священники, а потом началась война. Люди покидали Макеевку. Но Илья останавливал их как мог. Он говорил: «Рабы Божии! Веры не бросайте: молитесь, как молились. Макеевку не покидайте! Бедствий в ней не будет! Четыре стихии всегда будут обходить Макеевку стороной: никогда в Макеевке не произойдет землетрясение; никогда не будет наводнения; никогда город не пострадает от пожара; никогда не будет в Макеевке бушевать разрушительной силы ураган! Да и голода не будет! Много церквей будет построено в Макеевке маленьких и одна будет большая. Это будет самый большой и главный храм в городе, с золотыми куполами, - в нем восстанет разрушенный теперь Троицкий храм! Его, этот храм, Господь благословит, ходите в него – там будет благодать Божия! Макеевка прославится как Иерусалим!»
Рассказы жителей Макеевки об Илье интересны и разнообразны, множество людей, знавших схимонаха, считают даже самую короткую встречу с ним дорогим и незабываемым событием.
Илья, как и другие священники, монахи и просто верующие люди, скрывался от органов НКВД. Люди охотно звали его к себе пожить. Так жил схимонах в чьей-нибудь семье какое-то время, затем верующие люди ночью переводили его в другой дом.
Клавдия Герасимовна Никитенко говорит об Илье с теплотой и любовью:
«Перед войной, когда отец Илья жил у нас, хлеб в магазине привозили очень редко, на рассвете. За хлебом всегда были очереди.
Илья будил меня: «Клава, иди с Богом за хлебом!». И я уходила, когда еще все спали, и приносила хлеб.
Однажды хлеба не хватило. Иду домой, грустная, думаю про домашних своих: «Они лежат еще все, а я рано встаю… Вот в очереди одна за всех стояла-стояла, а хлеба не досталось».
Только на порог с такими мыслями, а Илья:
«Вот бедная, стояла-стояла, а тут лежебоки лежат. Ничего! Опять иди с Богом!»
И я пошла. Подхожу к магазину, а тут хлеб опять привезли, свежий, горячий. Купила – и домой с радостью!»
Женщина вспоминает, что, несмотря на свой возраст, старцу было тогда 100 лет «схимонах Илья был не щупленьким, а плечистым, красивым, всегда в белом и очень чистенький; опирался при ходьбе на палочку, но ходил легко и быстро; никогда не сутулился. Глядя на него, многие думали, что он вообще никогда не умрет, такой он был бодрый».
А вот рассказ Александры Игнатьевны Богданович:
«Однажды, когда схимонах Илья жил в семье Романовых, милиция нагрянула неожиданно. Старец увидел входящего во двор милиционера, вошел в комнатушку, которая от других комнат отделялась только занавеской, даже двери не было, и сказал:
«Вы только не говорите обо мне и не волнуйтесь – сюда он не войдет».
Милиционер вошел в дом: «Где у вас тут монах прячется?»
«Никто у нас не прячется», ответили хозяева. Милиционер стал искать: весь дом обошел и осмотрел, заглядывал даже под стол; под кровать; опять обошел все комнаты…
А Илья стоял рядом, за занавеской, и молился.
В эту комнату милиционер и не заглянул, он ее как будто и не видел, - так и ушел ни с чем». В памяти Александры Игнатьевны, так же как и в памяти других очевидцев, Илья навсегда остался добрым и светлым человеком.
Великой цели посвятил свою жизнь схимонах Илья. Уже 60 лет минуло с момента кончины старца, а к его могилке, на кладбище неподалеку от Старо-Рабочего городка, идут люди. Могилка всегда была ухожена и опрятна: каменный крест, ограда, свежие цветы. Сейчас же она просто неузнаваемо красива: большой черный гранитный крест и стелла, на которой помещены надпись и фотография, на гробнице - деревянный ящичек для свеч, вокруг могилки уложена плитка (при. 7). От ворот кладбища тянется золотистая дорожка из песка и гравия. Она ведет к могилке Ильи.
Где-то
в 1943 году гонения на веру стали потихоньку
утихать. В одном из сел Макеевки
– селе Григорьевке, священник Григорий
Борисенко начал
Игумен
Иоасаф был образцом для многих людей,
он был благочестивым пастырем, добрым
и строгим. Он многим помог найти
в жизни свой путь. В его добром
храме пел юноша – Владимир
Сучков. Теперь он архимандрит Сергий.
Людмила Гетьман – она также
пела в хоре – ныне она монахиня
Пелагея. Много помогал батюшке
юноша по имени Вячеслав Филатов:
пел в хоре, расписывал храм. Сейчас
этот юноша – архимандрит Варнава,
который воздвигнул в городе Макеевка
собор в честь Святого
Игумен Иоасаф умер в алтаре во время службы, как и мечтал. Шёл Рождественский пост. 15 декабря 1978 г. за всенощной под воскресенье в храме велась служба, которую возглавлял игумен Иоасаф. Он помазал своих прихожан елеем, благословил паству Святым Евангелием и внес Книгу в алтарь. И вот, стоя в алтаре за престолом, игумен возглашает:
« Пресвятую, Пречистую и
Все
слова он как всегда пропел четко
и красиво, его голос даже не дрогнул.
Но пастырь покачнулся. Потихоньку
его опустили на ковер. Все произошло
тихо и спокойно. Никто в храме
не вскрикнул. Все опустились на колени,
молясь и вытирая слезы. А на следующий
день, после литургии, которую отслужил
другой священник, на амвон вышел
иеромонах Савватий и почтил своего
духовного отца высоким словом. Через
некоторое время Савватий начал
возрастать духовно. В 1980 г. он был возведен
в сан игумена, 1990 г.- в сан архимандрита
и духовника Макеевского
Отец Зосима любил Бога и
своих ближних, он просвещал
людей и призывал их к
Виктор Янукович, президент Украины, говорил, что отец Зосима был духовным символом православного Донбасса:
«Отец Зосима – великий праведник. Человек с огромной душой, наделенный от Бога великим даром сострадания.
Для меня знакомство и общение с отцом Зосимой всегда были большим счастьем. Этот человек обладал очень сильной верой и даром убеждения. Он умел отечески наставить, дать правильный совет.
Я находил у него поддержку и понимание. Своей жизнью, верой, любовью к ближнему он вселял надежду и оптимизм в наши души. Учил не отчаиваться, не впадать в крайности, любил людей, свою родину, семью. Отец Зосима часто повторял: «Семья – ваш храм. Берегите его».
Он учил быть терпимым, великодушным к врагам, милосердным и справедливым.
Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса. Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских народов, в торжество правды и веры».
Схиархимандрит Зосима умер 29 августа 2002 года, на следующий день после Успения Божией Матери. В его усыпальнице хранится Книга народной памяти. Ее строки несут в себе как воспоминания, так благодарности людей, которым батюшка помог уже после смерти. И эти свидетельства открывают новую страницу в служении отца Зосимы – паломники чувствуют присутствие и помощь старца и обращаются к нему, как к живому.
Духовное возрождение Макеевки
4 ноября
1993 года, в день Казанской иконы
Божией Матери из Казанского
храма двинулся по главным
улицам города Крестный ход.
Шли христиане, простые
Пришло
доброе время – в Макеевке служат
все новые и новые храмы. Впервые
в городе появился и живет женский
монастырь. В районе Черемушек своим
золотым куполом сияет Свято-
Построена
кладбищенская Свято-
Кроме того, в городе служат храмы:
В этом храме есть особо почитаемая
икона Матери Божией "Троеручица".
Ее подарили храму расписывающие
его художники, затем образ реставрировали
в Свято-Васильевском монастыре
в селе Никольском (в то время
настоятелем монастыря был