История православной церкви в Макевке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Цель работы показать, как люди ценой своей жизни боролись с угнетениями и защищали веру в Бога – то самое единственное сокровище, которое у них было, как по нашей земле ходили и жили рядом действительно святые люди. Для этого я использовала разные источники: энциклопедии, церковные справочники и книги, статьи из православных газет, сведения очевидцев, мнения монахов, писателей, современных политических деятелей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

История Православной церкви в Макеевке.docx

— 629.08 Кб (Скачать документ)

  Введение

                                                  

                                                                                                           «Звездное небо надо мной и 

                                                                                                  нравственный Закон во мне  – вот,

                                                                                                  что убеждает меня в бытии  Бога»

                                                                                                                                     Иммануил Кант

  В настоящее время наука семимильными  шагами движется вперед и нам  постепенно начинает казаться, что  все в этом мире можно объяснить  с научной точки зрения. Но  это не так. Каждый день мы  ходим мимо друг друга, дышим  одним воздухом, говорим на одном  языке, но мы так безразличны  к друг другу, что становится  страшно. Мы забываем, что у  нас есть душа и что получать  духовные удовольствия гораздо  важнее, чем плотские. Вера в Бога  – не легенда, не миф, а  великий дар, истина, которая не  может исчезнуть. Вера необходима  каждому человеку, она жила и  будет жить в народе, пока существует  мир.

Под  эпохой гонений на христианство чаще всего подразумевают первые три  века после Рождества Христова. Тогда  церковь перенесла жесточайшие  мученические пытки от рук языческих  императоров. Совсем недавно, в  ХХ веке, история пережила дежавю –  снова  появились  палачи и пыточные камеры. Огромные территории России и Украины  были щедро политы кровью новомучеников  и исповедников, прошедших огненные испытания. И все эти злодеяния  совершали свои же братья, знакомые и соседи, недавно называвшие себя православными.

Цель  моей работы показать, как люди ценой  своей жизни боролись с угнетениями  и защищали веру в Бога – то  самое единственное сокровище, которое  у них было, как по нашей земле  ходили и жили рядом действительно  святые люди. Для этого я использовала разные источники: энциклопедии, церковные  справочники и книги, статьи из православных газет, сведения очевидцев, мнения монахов, писателей, современных политических деятелей.

Те  времена уже позади, но они оставили кровавый след в истории нашего края. Но не стоит забывать об этом, мы обязаны  знать и помнить тех, кто помог  спасти Макеевку, справиться с  безбожными врагами, обезумевшими от власти. Это  наш долг.

 

 

 

 

 

 

Гонение на Православную церковь в Макеевке

 

                                                          «Взгляни на братьев избивающих друг друга.

                                                                                             Я хочу говорить о печали»

                                                                                       Древняя буддийская молитва

 

После Октябрьского переворота 1917 г. был казнен православный царь Николай 2. «Фениксом, жаром-птицею возлетит мужицкая Русь» - писал Есенин после падения самодержавия. Казалось, что неведомая, чудесная доля мчалась навстречу и несла не гибель и разруху, а новую и преображенную жизнь. Но надежды не сбылись. В русской жизни умерло что-то чрезвычайно важное, едва ли не главное. Все настоящее и светлое как будто исчезло, а на смену пришел торжествующий эгоизм. Победившая власть быстро утверждалась во всей стране, оставляя за собой кровавый след в истории. На всей Украине начались гонения на Православную Церковь. Большевики вели открытую антицерковную политику. Нападение на веру в Бога велись во всех направлениях: сотни епископов, десятки тысяч священников, монахов были расстреляны или замучены в ссылках в лагерях; церкви – разгромлены; дорогие оклады святых икон, кресты, чаши и прочая утварь – разграблены. Закрывались храмы и монастыри. Они превращались в клубы или склады. А если применения не находили, тогда церковные здания разрушали, взрывали; жгли святыни и разбивали колокола. Очевидцы рассказывают, как в Пасхальную ночь к уцелевшим храмам с зажженными факелами шли комсомольцы: они окружали храмы с молящимися людьми, били в барабаны, дули в трубы, играли роли бесов, чтобы помешать службе. Архиепископ Иоанн Шаховской называл такое шокирующее поведение антирелигиозным маскарадом. Он объяснял это тем, что русский народ был огромным и сложным препятствием на пути всего человечества к безбожию. Прежде чем отвести от Бога весь мир, необходимо было подорвать веру в Него в том народе, который веками хранил и берег в своем сердце любовь ко Спасителю. Большевики были атеистами, сектой безбожников, пытавшейся подорвать единство православной церкви. Они хотели отнять у человека Бога, а взамен навязать идола – советскую идеологию. Какую неправду несли они в душу русского народа! Мысли и желания людей удачно задурманивались понятиями о всемогуществе человека, обманами, фальсификациями и дерзкими преувеличениями: «Религия отвлекает трудящихся от ускоренного темпа строительства коммунизма» или «Религия и наука – несовместимы». Получается, что партия хотела превратить думающих и мыслящих людей в толпу, которая слепо подчиняется приказам, то есть стать богом без Бога. Есть замечательное стихотворение иеромонаха Романа на эту тему:

                                Без Бога нация  - толпа,

                                Объединенная пороком,

                                Или слепа, или глупа,

                                Иль, что еще страшней, жестока.

 

                                И пусть на трон взойдет  любой,

                                Глаголющий высоким слогом.

                                Толпа останется толпой,

                                Пока не обратится к Богу!

 

Весь  этот бесчеловечный поход против церкви  коснулся даже Макеевки.

Макеевка – тихий и неприметный, не имеющий ни великолепных зданий, ни роскошных площадей  мало кому  известный город на Донбассе. Единственное достояние Макеевки – это ее простые жители: труженики полей, рабочие горячих заводских цехов, бесстрашные шахтеры…  И ведь все они были православными: в их домах висели иконы, они почитали праздники Господни, ходили в церкви.  Много было в Макеевке старинных и златоверхих храмов, но, к сожалению, почти все они погибли от рук безжалостных атеистов. Горькое время наступило для города.

Центр города именовался Димитриевским поселением  в честь Димитрия, одного из семейства  Иловайских дворян-патриотов, мужеством  отличившихся в военные годы, и  верой, и правдой служивших Православному  Отечеству в мирное время.

  В Димитриевском поселении служили  Господу в Троицком храме и  в церкви Всех Святых.

Церковь Всех Святых, построенная в 1900 году в районе Горсада, в советское  время была разрушена.

Троицкий  храм был построен в 1914 году в самом  центре города,   где теперь –  Вечный огонь над Братской могилой  воинов, погибших на войне. А в 1929 году Троицкий храм был закрыт; затем  превращен в клуб; затем решено было его разрушить, но стены храма  не поддавались – тогда его  взорвали. Но и после взрыва монолитные стены мужественно продолжали жить, пугая своей нерушимостью безбожников. Местные жители, в ком не было страха, пытались поживиться кирпичом для своих собственных построек: били по стенам киркой; отламывали и отбивали ломом – но целого кирпича никому получить так и не удалось. Не удалось поживиться  и местным властям. Тогда поступило распоряжение перевезти не поддающиеся их рукам, стойкие стены храма  и сбросить их в огромный карьер за городом, так и было сделано.

Временным Троицким храмом стало служить здание нынешнего Госбанка. В 1943 г. 73-летний протоиерей Леонид Пирский (прил. 1) начал  там богослужения. Отец Леонид приехал  в Макеевку из Полтавской области, где  преследовался органами НКВД. Служил Богу до самой смерти, был Благочинным  города Макеевки, отличался мудростью  и благородством, был хорошим  проповедником. Свою кончину протоиерей предвидел: позвал двух дочерей, благословил  их и тихо скончался.

Также в Троицком храме молилась монахиня Анфиса (прил. 2). Её образ до сих пор  живет в памяти и  сердцах многих макеевчан.

Монахиня  Анфиса (Мария Степановна Пулькова) в младенчестве осталась сиротой: отец Степан и мать Дарья умерли. Маленькую  Марию взял дядя девочки – монах  Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.  Когда Марии исполнилось 7 лет, дядя отвез ее в женский монастырь, в Хотьково, под Москвой. Здесь  и началась ее монастырская жизнь. Мария  убирала в коровнике, косила траву, доила коров до кровавых мозолей. В молитвах, в  физических трудах и послушании духовным наставникам  шло становление монахини-подвижницы. А потом наступило время гонений  на священников и монахов, когда  их тысячами расстреливали и ссылали  в лагеря. Тогда  жительницы монастыря  бежали и прятались в лесах, сараях и т.д. Монахиня Анфиса также бежала. Она пряталась даже в скирде соломы на поле. Она бежала от русских до войны, и от немцев – когда война  началась. В товарных вагонах военного времени она добралась до Донбасса и в 1942 г. поселилась в Макеевке, где  ее приютила семья церковного старосты Владимира Фелюшкина, дочь которого пела в церковном хоре Троицкого  храма.

Всегда  сдержанная, мудрая и кроткая, матушка  жила тихо и незаметно: ночью пекла  просфоры, а дни проводила на Богослужениях  в Троицком храме. Монахиня Анфиса молилась в алтаре, прислуживала священнику в качестве пономаря. Ее дом посещало множество народа. К ней шли  разные люди: маловерующие и совсем неверующие, отчаявшиеся в жизни, просто православные и даже священники.

13 мая  1966 г. монахиня умерла. Её похоронили  на Батманском кладбище.

В селе Макеевка служил  редкой красоты  Успенский храм, заложенный в 1901 году в день Успения Божией Матери (прил. 3). Священник, служивший в нем  – протоиерей Леонид Лашкевич был  арестован в 1937 году. Перед войной отца Леонида, как не очень «опасного», чуть было не отпустили по амнистии. Батюшке задали вопрос: если его  выпустят из тюрьмы, чем он станет заниматься? Священник ответил: «Буду служить  Господу, как и служил». Его оставили сидеть в тюрьме. И только во время  войны Отец Леонид вернулся домой: храма  не было. Тогда он сделал его из своего дома и служил в нем во время  войны.

Церковь Святого Николая Чудотворца в  Ханженково была построена в 1901 году. В 30-х годах в ней служил Господу  и был истинным, добрым пастырем для своих прихожан настоятель храма, протоиерей Петр Катрич (прил. 4). В те страшные, богоборческие годы он был  истинным ревнителем Православной Церкви. Отец Петр был наделен многими  талантами: красивый, статный, с голосом  редкой красоты, священник имел дар  сильного  богослова-проповедника.

В то время было «модным» во дворцах культуры и клубах устраивать диспуты на тему: «Наука и Религия». На сцену приглашали ученого-атеиста и священника для  состязания. Состязания устраивались партийными властями с расчетом, что  победит атеист. Но каждый раз победа оказывалась на стороне сильного верой и мудрого священника. Отец Петр вызывал у зрителей удивление  и восхищение, его ответы всегда сопровождались громкими аплодисментами.

В 1937 г., среди ночи, к дому протоиерея Петра подъехала легковая машина, несколько служителей НКВД вошли  в дом пастыря – и увели  его навсегда. 

Только  один прихожанин, по фамилии Толченик, только он один следовал за любимым  священником, ведь отец Петр спас его  самого и его семью от голода и  нищеты. Три месяца Толченик добивался  свидания с благодетелем, не боясь  за собственную жизнь. О встрече  он рассказывал со слезами. Красивого, еще молодого (батюшке было около 40 лет) священника трудно было узнать: он был совсем седым, очень слабым, говорил с трудом, так как  у  него были выбиты все зубы. Больше о  протоиерее Петре Катриче никто  не слышал.

Самой старинной Макеевке была церковь Святого Николая Чудотворца в Ясиновке (прил. 5). Коренной житель Ясиновки, бывший учитель местной школы, участник Великой Отечественной войны Н.А. Колодяжный в своей книге «Ясиновка»  рассказал, как варварски разрушался храм:

« Это  случилось в 1936 г., накануне Троицы. От кого конкретно поступило распоряжение закрыть  и поломать церковь, никто  не знает. Но такая команда была…  Удалось сколотить группу так  называемых активистов – безбожников  в количестве 50 человек. В местном  клубе провели совещание…о позорной, варварской акции, которую предстояло осуществить на глазах у односельчан, чьи предки своими руками сооружали  это прекрасное здание.

Распределили  обязанности и акция началась.

Церковный староста Величко пытался спрятать ключи. Не вышло. Двери раскрыли настежь  и учинили погром. Со стен срывали  иконы, били стекла, разрушали внутренние постройки. Трудно было поверить, что  на это черное дело пошли некоторые  жители Ясиновки. Не стоит называть их имена, чтобы сегодня не было стыдно их детям и внукам.

Несколько человек взобрались на колокольню. Один за другим падали на землю колокола. С главным колоколом пришлось повозиться. Не поддавался  медный богатырь усилиям обезумевших погромщиков… Убрали крепления, сдвинули почти стопудовую  металлическую чашу на край площадки, с помощью обычных оглоблей столкнули  ее с колокольни. Толпа замерла, мужчины  обнажили головы, женщины утирали  слезы. И даже сами погромщики как-то сникли, сгрудились вокруг милиционера  и молчали.

Информация о работе История православной церкви в Макевке