Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:14, реферат
Слово «папа» происходит от греческого papas, что значит «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже II и III вв. в восточном христианстве титул «папа» присваивался патриарху Александрийской церкви. На Западе же этот титул носили епископы Карфагена и Рима. Самая ранняя известная нам надпись «папа» была обнаружена на стенах римских катакомб св. Каликста.
Введение………………………………………………………………3
1. Возникновение папства……………………………….4
2. Папство в эпоху раннего средневековья……………9
3. Папство в эпоху позднего средневековья………….14
4. Расцвет папской власти в XII – XIII вв……………..16
5. Избрание пап…………………………………………18
Заключение…………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………22
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории
Реферат
История папства
группы «Б»
Т.К. Семенкова
Могилев, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Слово «папа» происходит от греческого papas, что значит «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже II и III вв. в восточном христианстве титул «папа» присваивался патриарху Александрийской церкви. На Западе же этот титул носили епископы Карфагена и Рима. Самая ранняя известная нам надпись «папа» была обнаружена на стенах римских катакомб св. Каликста. Она датируется концом III в. Начиная с раннего средневековья наименование «папа» фигурирует в церковных документах как общепринятый титул епископа Рима, а в 1073 г. папа Григорий VII заявил, что право носить титул «папа» принадлежит только римскому епископу. Следует, однако, отметить, что до сегодняшнего дня официальная номенклатура, используемая в католическом церковном праве, не употребляет слова «папа». Его заменяет выражение Romanus Pontifex (римский понтифик, или верховный жрец), заимствованное из языческой терминологии древнеримской религии, в которой коллегия понтификов под руководством верховного жреца (Summus Pontifex) отвечала за организацию официального государственного культа. В церковном языке выражение Romanus Pontifex отражает две главные функции папы: он является епископом Рима и одновременно понтификом, т. е. главой всей католической церкви [5, с.3].
Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов. Важнейшая из них – Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой), ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов – Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана – крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима [3, с 12].
Христианство зародилось как религия рабов и вольноотпущенников, религия обездоленных и угнетенных. В Римском государстве — крупнейшей державе древнего мира — господствовали рабовладельческие отношения. Крупные землевладельцы и рабовладельцы безжалостно эксплуатировали сотни тысяч рабов, приобретавшихся ими главным образом в захватнических войнах. Жесточайшей эксплуатации и ограблению подвергались и многочисленные покоренные Римом народы. Все это не могло не привести к обострению классовых противоречий в римском рабовладельческом обществе и к массовым революционным движениям.
Рабы, свободная беднота, угнетенные Римом народы не раз восставали против господства рабовладельцев. Крупнейшие восстания рабов происходили в Сицилии (137—132 и 104—100 гг. до н. э.), в Малой Азии (133— 130 гг. до н. э.) ив других местах. Особенно крупным было восстание рабов fi Италии под руководством Спартака (74—71 гг. до н. э.). Это была настоящая война за освобождение от рабства, которая потрясла рабовладельческое общество и нанесла ему сокрушительный удар[7, с 5]. В этих условиях и появилось христианство.
В 1 в. н.э. Рим был одним
из важнейших центров
Самое раннее свидетельство признания авторитета Римской епископской кафедры относится к правлению папы Виктора I (189–199). В Риме Пасху праздновали в воскресенье после 14 нисана по еврейскому календарю, между тем как в Малой Азии Пасха праздновалась 14 нисана (независимо от того, на какой день недели оно приходилось). Когда папа Аникита обратился к восточным церквам с требованием принять римский обычай, Поликарп Смирнский отправился в Рим, чтобы изложить доводы в пользу восточной традиции. Он убедил Аникиту отозвать свое требование, и спор остался неразрешенным. Когда же папой стал Виктор, он предложил епископам собрать поместные соборы на Востоке и на Западе, чтобы там они изложили свою точку зрения. После чего он возобновил первоначальное требование папы Аникиты и отлучил от церкви восточных епископов, которые ослушались его приказа. Впоследствии Поликарп Смирнский снял проклятие, и на условиях, о которых мы ничего не знаем, малоазийские церкви мирно приняли римский обычай.
Аврелиан, римский император с 270 по 275, решил передать Антиохийскую церковь партии антиохийских христиан, поддерживаемой италийскими епископами, в частности – епископом Римским. Таким образом, в течение трех первых веков христианства, когда церковь была вне закона и периодически подвергалась гонениям, христианские общины обращались в Рим, однако лишь изредка, в особенно трудных и важных случаях [1, с 98].
Организация церковной иерархии. В эпоху гонений невозможно было создать устойчивую структуру церкви. Однако гонения завершились с обнародованием Миланского эдикта (313), провозглашавшего терпимость в отношении христиан, и ряда эдиктов конца 4 в., запрещавших языческие культы и провозгласивших христианство религией Римской империи. На протяжении 4 в. структура церковной иерархии приобрела свой законченный вид.
Естественно, что в главных
своих чертах административное устройство
древней церкви воспроизводило территориально-
Многие историки церкви, в особенности протестантские, убедительно доказали, что римский епископ в ранние времена истории церкви не признавался первым и старшим среди остальных епископов; ему не' принадлежало решающее слово в вопросах вероучения. Эти вопросы решали церковные соборы, на которых епископ Рима не всегда и присутствовал .
Возвышение римского епископа произошло постепенно благодаря тем политическим условиям, в которые он был поставлен как епископ столицы империи. С начала IV в., когда христианство стало государственной религией, роль столичного епископа особенно возросла. Римская церковь была очень богата. Ее владения (они образовались из дарений императоров, из имуществ, оставленных по завещаниям и в немалой степени — из того, что было получено путем вымогательств у верующих 7) находились не только в Италии и Сицилии, но и в Малой Азии, Сирии и Египте. На ее землях работали рабы и полукрепостные крестьяне. Епископ Рима ссужал императоров деньгами, принимал на себя сбор натуральных налогов. Под его надзором состояли благотворительные заведения. Таким образом, он приобретал реальную экономическую и политическую власть.
В 330 г. столица империи была перенесена из Рима в Константинополь, а в 395 г. империя разделилась на Восточную (со столицей в Константинополе) и Западную. Перенесение столицы империи в Константинополь пошло на пользу римскому епископу: оно ослабило его зависимость от императорской власти; к тому же епископ остался в Риме единственным представителем высшей власти.
В конце V в. Западная Римская
империя была завоевана варварами
— германскими и другими
Вымогательства духовенства достигли таких размеров, что в 370 г. император Валентиниан I «попытался обуздать алчность клира. Эдиктом на имя папы Дамаса император запретил клирикам и монахам входить в дома вдов и сирот» других городов, а затем и на полную независимость от светской власти.
С четко сформулированными претензиями на первенство римского епископа выступили епископы (папы) Иннокентий I (402—417) и Лев I (440—461). Последний активно вмешивался в дела других епархий. С V в. название «папа» закрепляется за римским епископом .
Притязания римских епископов
встретили серьезное
Третий канон
Положение папства в древней церкви. На протяжении четвертого столетия римский Понтифекс часто выступал в качестве авторитетного судьи по вопросам веры и церковной дисциплины. Так, Сильвестр I подтвердил решения I Никейского собора (325), направленные против арианства. Его преемник, Юлий I, руководил через своих легатов Сардикийским собором (343–344), где он выступил в защиту Афанасия Великого, осужденного восточными епископами и обратившегося к епископу Римскому, чтобы тот рассмотрел его дело. Этот собор прямо постановил, что "Рим есть престол Петра, к которому должны обращаться все епископы любых провинций" [2, с 161].
Временами папы уступали в престиже таким великим епископам, как Амвросий Медиоланский или Августин Гиппонский. Однако авторитет папства никогда не подвергался сомнению, поскольку он связывался более с самой кафедрой, чем с личностью конкретного папы. Даже такие папы, как, например, Дамас, который с трудом контролировал свою собственную епископию, мог настаивать на примате папской власти, говоря: "Святая Римская церковь превознесена надо всеми другими не постановлениями соборов, но словами Господа нашего, рекшего: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" [4, с 213].
В 4 в. восточные епископы апеллировали к Риму лишь в исключительных случаях. Однако западные епископы взяли за правило обращаться за решением обычных проблем, касающихся послушания, клира, церковных наказаний и браков, к римскому Понтифексу. Ответы папы на такого рода вопросы получили название декреталий – официальных посланий, первое из которых было отправлено папой Сирицием в 385 в ответ на вопросы епископа Гимерия Таррагонского.