Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 12:59, реферат
«...Моя жизнь слишком тесно переплеталась с моей политической де-ятельностью»— так писал о себе сам Милюков. И действительно его жизнь, особенно ее зрелая пора, была целиком поглощена политикой. Милюков был творчески одаренным человеком, крупным политическим и партийным деятелем, оказавшим определенное влияние на исход политических событий в России.
1. Введение......................................................................................3
2. Основная часть.
2.1. Детство и юность.........................................................3-4
2.2. Становление ученого......................................................4
2.3. Годы ссылок.................................................................4-5
2.4. Первые шаги в политике.............................................5-6
2.5. Образование партии кадетов.......................................6-7
2.6. Деятельность в Государственных Думах.................7-11
2.7. Революционный период...........................................11-14
2.8. Жизнь в эмиграции...................................................14-15
2.9. Последние годы.........................................................15-16
3. Заключение............................................................................16-17
4. Список литературы....................................................................18
Антибольшевистское движение потерпело неудачу. Многие организаторы его оказались в эмиграции. Осенью 1918 г. Милюков покинул Россию, выехав сначала в Румынию, затем во Францию и Англию. В 1920 году в Англии, он сразу же предпринял издание журнала «New Russia» на английском языке. В конце этого же года Милюков перебрался в Париж. Его главным занятием в 20-е годы стала разработка «новой тактики» борьбы с большевистской Россией. У русской эмиграции не было единства по вопросу о том, как и в какой форме, продолжать борьбу с советской Россией. Основная часть «политической» эмиграции выступала сторонницей вооруженной, опирающейся на внешние и внутренние силы, реставрации монархии. Милюков стал выразителем иной точки зрения, объединяя «левый» сектор эмиграции. В декабре 1920 г. Парижская группа кадетов, называвшая себя Комитетом, под руководством Милюкова составила документ «Что делать после Крымской катастрофы?», в котором излагалась новая тактика кадетов. Она строилась на новой их программе: признание республики, а не монархии как формы правления, федерации как формы соотношения отдельных частей государства, статус кво на «крестьянские захваты», установление местного самоуправления. 1921 год Милюков встречал в кругу своих единомышленников, где присутствовали и эсеры. «Нас объединяло с эсерами, — писал он, — признание необходимости продолжения борьбы с большевиками и отрицание прежних методов борьбы».
1 марта 1921 года во Франции Милюков стал редактором газеты «Последние новости», объединившей вокруг себя лучшие литературные и публицистические силы русского зарубежья. В этой газете, он много внимания уделял разъяснению «новой тактики». Он постоянно выступал в Париже и в других странах, пропагандируя свои новые взгляды. В Белграде, Софии, Константинополе, Берлине, Лондоне, везде, где находились русские эмигранты, возникла оппозиция Милюкову. Петрункевич, Родичев и др. кадеты опубликовали заявление о своем решительном несогласии с парижской группой, ее оценкой «белого движения», попыткой вступить в блок с социалистами, а также предложили осудить позиции лидера партии. «Присмотритесь к Милюкову, — писал противник Милюкова кадет И. Наживин, — профессор, лидер важной партии, а крутит как мальчишка. Сегодня монархист, ориентация на союзников, прибывает в Киев — ориентация на немцев, бежит из Киева в Лондон, — и снова спасение в союзниках, едет в Париж — и делает страшное мартовское лицо» (то есть идет на соглашение с эсерами). «Новая тактика» встречала сопротивление даже в среде сторонников Милюкова, стоявших близко к редакции «Последних новостей». Бывший министр – правительства П. П. Юренев, бывший московский городской голова Н. И. Астров, князь В. А. Оболенский, сгруппировавшиеся вокруг Милюкова в Париже, считали, что «он слишком далеко идет на пути «признания революции». В действительности же Милюков оставался все тем же реальным политиком и прагматиком. В 20—30-е годы среди эмигрантов предпринимались неоднократные попытки объединения различных эмигрантских течений, не увенчавшиеся, однако, успехом. Милюков принимал в них самое активное участие.
Хотя политические страсти отнимали у русских эмигрантов много сил и времени, им приходилось приобщаться и к условиям повседневной жизни стран, где они осели. Необходимо было зарабатывать на жизнь. Помимо редакторства в «Последних новостях», Милюков писал статьи о России для Британской энциклопедии, сотрудничал в других изданиях, выступал с лекциями об истории России во многих странах, в том числе и в Соединенных Штатах Америки, куда он ездил по приглашению американской ассоциации Lowell Institute. Был учредителем и председателем общества русских писателей и журналистов, клуба русских писателей и ученых, комитета помощи голодающим в России(1921), одним из организаторов Русского народного университета. Читал лекции в Сорбонне, в колледже социальных наук, во Франко–Русском институте.
В 1927 году Милюков вернулся к научной работе, издал двухтомную книгу «Россия на переломе», в основе которой лежали его лекции, прочитанные в Бостоне в октябре—ноябре 1921 года. Книга вышла в немецком, американском и русском изданиях. Она содержала итоги и раздумья лидера русского конституционализма о «белом» и «красном» движении, раскрывала его представления о русской революции, причинах ее свершения. Милюков придавал особое значение русскому изданию книги, так как, по его словам, «хотел смотреть на события глазами историка, а не политика».
Свой 80-летний юбилей (1939 г.) Милюков не отмечал публично, запретили врачи. Его посетили друзья и единомышленники, он получил множество поздравлений из разных стран мира. Канун второй мировой войны обострил противоречия в рядах русской эмиграции. В это время Милюков часто выступал и в Париже, и в Праге, говоря о том, «что в случае войны эмиграция должна безоговорочно быть на стороне своей родины». Одним из его главных оппонентов в этом вопросе был генерал Деникин. Он хотел, чтобы Красная Армия, отразив немецкое нашествие, нанесла бы поражение Германии, а затем ликвидировала бы большевизм. Милюков предсказывал скорое начало войны. В советско-финляндской войне 1939—1940 гг. он занял сторону СССР. «Мне жаль финнов,— говорил он,— но я за Выборгскую губернию». Когда началась война, и немцы приближались к Парижу, Милюков вместе с Н. К. Волковым, директором «Последних новостей», ведавшим организационно – финансовой частью газеты, поселился на даче под Фонтенбло, где не было ни газа, ни электричества, ни продуктов питания. Вскоре Милюкова перевезли в Виши, где условия жизни были более благоприятными. После нападения фашистской Германии на СССР Милюков внимательно следил за отступлением советской армии. В последней своей статье, Правда о большевизме(1942-1943), написанной, вероятно после получения известия о разгроме немцев под Сталинградом, он открыто заявил о солидарности с русским народом, борющимся с захватчиками. В последние годы жизни Милюков начал писать свои «Воспоминания». Он жил в Виши, Монпелье, в Экс ле Бен, вдали от Парижа, был оторван от библиотек, архивных материалов и писал по памяти. Его друзья давно настаивали на том, чтобы он написал о своей жизни и борьбе, о победах и поражениях, о завоеваниях и ошибках, о том, что возможно и невозможно было сделать на пути русского конституционализма. Милюков не завершил своих воспоминаний. Он умер 31 марта 1943 годе в возрастет 84 лет.
Жизненный итог Милюкова в политической борьбе — это итог русского конституционализма. Конституционализм в России потерпел поражение. На мой взгляд, именно перетягивание каната и непримиримость различных политических партий не позволили найти единый общий язык, выработать правильный политический курс, который бы позволил вывести страну из кризиса. Еще одним моментом я считаю, что Милюков часто менял мнение и тактику своей партии, что тоже не хорошо отражалось на его политической деятельности и деятельности партии кадетов. Ошибку всех демократических программ я вижу в том, что они ничего, еще не давши народу, хотели все создавать через народ.
«Жизнь сложнее расчетов самого мудрого политика, — признавал Милюков, — она дала не то решение головоломной задачи, к которому стремились мы все...»
Однако не все, что терпит поражение, проходит бесследно и не дает результатов. Приобретенный опыт всегда служит источником новых идей, новых теорий и предостерегает от новых потерь. В этом историческое оправдание неудач и поражений. Главное — уметь прислушаться к прошлому и уметь использовать все ценное, что накоплено временем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. История отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России XIX-XX вв. – М., 1991
2. Луначарский А.В. и др. Силуэты: политические портреты. – М., 1991 3. Милюков П.Н. Воспоминания (1853 – 1917): В 2-х томах. – М., 1990
4. Милюков П. Н. Воспоминание. - М.: Политиздат, 1991.
5. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М., 1991
6. Милюков П. Н. История второй русской революции.- М, Росспэн, 2001
7. История Отечества в
Информация о работе Исторический портрет лидера политической партии П. Н. Милюков