Исторический и духовный портрет патриарха Московского и Всея Руси Гермогена (1530 – 1612 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

2012 год Указом Президента РФ был объявлен годом исторической памяти России. Вся наша страна отметила две крупнейшие исторические даты: 400-летие преодоления Смуты в России и 200-летие блистательной победы русского оружия на Бородинском поле. Торжества, прошедшие в стране, несомненно, дали богатую пищу для размышлений о том, с кого нам брать пример, и для сопоставления исторических событий прошлого и наших дней. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на XVI Всемирном Русском народном соборе отметил, что событие 400-летия выхода России из Смуты - «призвано не просто быть поводом для исторических воспоминаний и публичных дискуссий, а торжеством всероссийского масштаба, которое неизменно будет пробуждать в соотечественниках чувства гражданской ответственности и исторической памяти».

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….стр. 3
1. Историки о личности патриарха Гермогена……………………………...стр. 5
2. Начало биографии …………………………………………………………...стр. 7
Святитель Гермоген – спаситель Отечества ..……………………..…….стр. 9
Начало священнослужительской деятельности Гермагена и его
идейных исканий ………………………………………………………….....стр. 9
Святитель Гермоген и его духовный подвиг ………………………….... стр. 11
4. Заключение………………………………………………………………….... стр. 16
5. Список используемой литературы……………………………………….... стр. 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

XIII Областные школьные Кирилло.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Исторический  и духовный портрет патриарха  Московского и Всея Руси Гермогена                           (1530 – 1612 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………………….стр. 3    

1.      Историки о личности патриарха Гермогена……………………………...стр. 5 
2.      Начало биографии …………………………………………………………...стр. 7

  1. Святитель Гермоген – спаситель Отечества ..……………………..…….стр. 9
    1. Начало священнослужительской деятельности Гермагена и его

идейных исканий ………………………………………………………….....стр. 9

    1. Святитель Гермоген и его духовный подвиг ………………………….... стр. 11

4.      Заключение………………………………………………………………….... стр. 16 
5.     Список используемой литературы……………………………………….... стр. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

2012 год Указом  Президента РФ был объявлен годом исторической памяти России. Вся наша страна отметила две крупнейшие исторические даты: 400-летие преодоления Смуты в России и 200-летие блистательной победы русского оружия на Бородинском поле. Торжества, прошедшие в стране, несомненно, дали богатую пищу для размышлений о том, с кого нам брать пример, и для сопоставления исторических событий прошлого и наших дней. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на XVI Всемирном Русском народном соборе отметил, что событие 400-летия выхода России из Смуты - «призвано не просто быть поводом для исторических воспоминаний и публичных дискуссий, а торжеством всероссийского масштаба, которое неизменно будет пробуждать в соотечественниках чувства гражданской ответственности и исторической памяти».

В своей работе мне хотелось бы рассмотреть роль личности в истории по сохранению основ государственности в годы Смуты.

На мой взгляд,  данная проблема актуальна и сегодня. Смута XVII века началась с «брожения умов», с утраты авторитета верховной власти как хранителя «правды». В тяжелое «лихолетье» в России в полную силу развернулась ожесточенная борьба кланов за власть. И сегодня мы видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей, на ослабление государственности. «Мы снова замечаем смятение в умах, отказ определенной части общества от собственного национального достоинства, поиск «спасителей» за пределами России». И ныне кругом – раздор, борьба партий, интриги, корысть и мздоимство. Отсюда – падение веры, падение нравственности. 

Смутное время  стало сильнейшим потрясением для  России. По подсчетам историков за годы смуты в России объявилось ни много, ни мало семнадцать самозванцев. Двое из этой пестрой толпы оказались  особенно опасны: Лжедмитрий I сумел  захватить власть и усидеть на троне 11 месяцев, а Лжедмитрий II, он же Тушинский вор почти два года осаждал столицу государства. И утверждение на трон самозванца с Мариной Мнишек и многочисленной иноземной свитой, и поход на русские земли польского короля Сигизмунда III, и избрание боярами на московский престол его сына королевича Владислава, в решающей степени стали «плодом русской интриги». Призвав на помощь шведов, боярская власть вместе с избавлением от Тушинского вора получила открытую интервенцию воевавшей со Швецией Речи Посполитой. Традиционная властная верхушка оказалась неспособной сохранить и защитить национальные интересы России, часто предавая их или разменивая на сиюминутные выгоды. О том, что случилось в самый сложный момент кризиса власти, хорошо написал знаменитый русский историк С.М. Соловьев: «Когда ударили бури смутного времени, то потрясли и свеяли много слоев, находящихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор их должен был сокрушиться».

Об одном  из этих «людей основных» мне и  хочется рассказать. А именно о  патриархе Гермогене – духовном и государственном лидере Руси во времена Смуты, который сыграл значительную роль в деле освобождения Москвы от иноземных захватчиков, но личность которого недостаточно хорошо изучена. Многие страницы его биографии неизвестны и историки лишь могут догадываться и строить предположения о некоторых его поступках и чертах характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Историки о личности патриарха Гермогена

 

 

Современный историк  Андрей Богданов в своей книге  «Тайны Московской патриархии»  отмечает, что «….Гермоген отнюдь не был агнцем для заклания. Гермоген стал первым патриархом, чья личность, а не только дела, вызывала разногласия и горячие споры современников, унаследованные потомками».

Для большинства  своих современников и историков патриарх Гермоген – спаситель Отечества. Так, Н.М. Карамзин называет Гермогена «бессмертным», митрополит Макарий – «бессмертным не только в истории России, но и церкви: он по преимуществу спас родину и веру в самую критическую минуту их жизни, когда им угрожала крайняя опасность подчиниться власти Польши и иезуитов, потерять свою самобытность». С.М. Соловьев назвал его «Человеком с твердым характером, готовым страдать за свои убеждения, за правду и неприкосновенность вверенного ему дела; он был совершенно в уровень своему высокому положению в бурное Смутное время».

Один из крупнейших российских историков С.Ф. Платонов в своей оценке Гермогену опирается  на сведения Хронографа 1616 – 1617 гг., написанного уже после смерти патриарха.  «Автор Хронографа 1616 – 1617 гг. откровенно объясняет своему читателю как светлые, так и темные стороны личности патриарха и притом объясняет с такой определенностью, что нам остается перевести его на язык нашей речи». Платонов утверждает: «Личный авторитет и личное влияние Гермогена на царствование Шуйского были ничтожны». Несмотря на это, он не отрицает большой роли патриарха в последних событиях Смутного времени.

Очень резко  вступая в противоречие с известными фактами, отзывается о Гермогене И. Смирнов: «…московский патриарх Гермоген уважал «своего» Василия Шуйского не больше, чем тушинский Гетман Рожинский – своего царя, и разве что сан не позволял духовному лицу демонстрировать презрение бранью и пьяными драками на глазах царя».

Одним из историков  недооценивавших и исказивших личность патриарха, был Н.И. Костомаров: «Гермоген  был упрямый, жестокий, грубый, неуживчивый, притом слушал наушников и доверял  им». Впоследствии историк изменил  свое мнение: у Гермогена был «суровый и деятельный характер».

Известный современный  историк Р.Г. Скрынников пишет «Патриарх  Гермоген вел настойчивую агитацию, обличая мертвого расстригу, предавая анафеме мятежников…». Или: «Патриарх  Гермоген пытался защищать Шуйских, но его не стали слушать». Р.Г. Скрынников посвятил в своей книге «Святители и власти» целую главу Гермогену.

Из всех историков  личность патриарха Гермогена, наиболее точно раскрыли В. Алексеев: «Грубый  и резкий на словах, он имел, однако, любящее сердце и строго следовал заветам Христовой церкви», а также В.В. Назаревский: «Он был суров и грозен только на заклятых врагов Отечества, губивших его смутами, крамолами и изменами. Для врагов страшный, а для добрых милостивый, он был в высшей мере снисходителен к кающимся». Многие современные Гермогену свидетельства говорят, что он «истинно кающимся с любовью прощал, многих от смерти избавлял ходатайством своим». Его доброта наиболее ярко проявлялась в широкой благотворительности, заботе и внимании ко всем обездоленным.

Из кратких  работ, написанных в начале ХХ века, я бы выделила речь протоирея Иоанна Восторгова при открытии IV Всероссийского съезда русских людей в Москве в 1907 г. – «Заветы патриарха Гермогена». В ней проводится мысль, что именно благодаря патриарху Гермогену «спасение России пришло от святой православной веры и Церкви; вера святая явилась великою и несокрушимою твердыней, устоявшею среди смуты, нравственным оплотом посреди ужаса и разгрома государственного, опорою и знамением народного и государственного бытия в тяжелую годину крушения и ослабления всех духовных начал, сил и основ нашей русской жизни; вера святая возбудила, осмыслила, освятила русский патриотизм и дала ему огонь воодушевления, силу подвига, готовность мученичества, знамение победы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Начало биографии

 

 

Кто был патриарх Гермоген по происхождению, из какого сословия вышел, кем являлись его  родители и воспитатели – на эти  вопросы точного ответа в источниках нет. По словам одного из его биографов, как в древности семь городов спорили о чести считаться родиной величайшего греческого поэта Гомера, так чуть ли не все русские сословия называют Гермогена своим. Некоторые источники утверждают, что Гермоген – донской казак, подчеркивая пребывание патриарха в молодости на Дону. Начальник польского гарнизона в Москве в 1610 – 1611 гг. А. Гонсевский получил (откуда, неизвестно) письменные свидетельства о том, что «Гермоген до священства в Казани бывал в донских казаках». В Казани же существует местное предание о происхождении Гермогена из этого города. Но Г. Глаголев отвергает эту версию на основании того, что до 1552 года Казань была татарским городом. Некоторые историки, в том числе и С.М. Соловьев, полагали, что Гермоген – из рода князей Голицыных. Наконец, его считали даже родственником царя Василия Шуйского.

С.Ф. Платонов делает вывод, что Гермоген был незнатного происхождения, во-первых, потому, что  никогда не присоединял своей  фамилии к монашескому имени, как это делали в старину иноки  «с отечеством» – из военного, боярского или княжеского рода. Во-вторых, если бы он был человеком знатным или родовитым, его внесли бы в родословцы (родословные книги в XVI – XVII вв. содержали родословные княжеских и боярских фамилий, представители которых занимали высшие должности в государственном, церковном и военном аппарате). Но ни в них, ни в синодиках (списках умерших, которые подаются в церковь для поминания) его имени нет. Кроме того, в Вятке сохранилась запись на одной из икон о том, что патриарх Гермоген в 1607 году благословил иконой своего зятя – посадского человека в этом городе Корнилия Рязанцева, из чего Платонов делает вывод: «Очень легко поверить, что согласно обычаям того времени тесть того же общественного положения, что и зять, то есть принадлежит к «чину» посадских тяглых людей или к посадскому духовенству».

Еще одна неразгаданная  тайна в жизни Гермогена –  год его рождения. Все историки едины в том, что родился патриарх не позднее 1530 года, но обоснования  дают разные. Н.М. Карамзин сообщает, что  «в 1610 году поляки говорили: упорствовал в зложелательстве к нам только осьмидесятилетний патриарх». Очень интересное высказывание в журнале «Странник»: «Гермоген, уроженец Казани, увидевший свет почти в одно время с Иваном IV Грозным …», а Иван Грозный, как известно, родился в 1530 году.

Р.Г.Скрынников выдвигает бездоказательное предположение: «Ко времени патриаршего престола Гермогену исполнилось 75 лет…» (Гермоген стал патриархом в июне 1606 г.).

И. Виноградов делает такое предположение: «Патриарх  Гермоген, в миру Ермолай, родился в 1530 году в невысокородной, богобоязненной семье Павла и Ксении, имевшей родственниками многих иноков и иереев. Его детство протекало близ Иосифова монастыря, возможно, в стрелецких слободах или в казацких поселках. Часто посещая монастырь, даровитый мальчик обратил на себя внимание иноков обители, и те взяли его к себе « в научение книжное». В стенах Иосифова монастыря под руководством архимандрита Германа, впоследствии архиепископа Казанского, он получил первоначальное образование». К сожалению, имеется только одно альтернативное известие. Ермолай (Гермоген после крещения), придя в Казань, поступил причетником в Спасо-Преображенский собор. Здесь жил на покое основатель этого монастыря Варсонофий, бывший архиепископом в Твери. Старец взял Ермолая под свое руководство, обучал его и «укреплял в вере и благочестии». Судя по последующей деятельности Гермогена и его сочинениям, можно заключить, что у него от природы были блестящие дарования, а также возможность развить их широким и разносторонним образованием. Его творения выдают в нем человека с глубоким религиозным чувством, хорошо знающего Священное Писание, церковную и гражданскую историю, духовную литературу, каноны и церковные уставы.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Святитель Гермоген - спаситель Отечества

 

3.1. Начало священнослужительской  деятельности Гермагена и его  идейных исканий

 

 

Священнослужительская деятельность патриарха Гермогена началась в  Казани в конце XVI века, в царствование Иоанна Грозного. По отзывам современников, он уже тогда был «муж зло премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году, будучи еще приходским священником, будущий патриарх поднял с земли чудесно обретенную им на месте пожара чудотворную казанскую икону Божией Матери, показал ее собравшейся толпе народа и перенес ее с крестным ходом в соседний храм. Это событие создало казанскому иерею Гермогену, и раньше того пользовавшемуся любовью и уважением казанских жителей, повсеместную известность.

Спустя после того восемь лет, святитель Гермоген принял иноческий чин и был назначен настоятелем казанского Спасо-Преображенского монастыря, а еще через два года он был уже митрополитом казанским. И с этой поры святитель Гермоген, в казачестве первого архипастыря одного из важнейших окраинных городов, получил возможность влиять на дела государства.

Информация о работе Исторический и духовный портрет патриарха Московского и Всея Руси Гермогена (1530 – 1612 гг.)