Индустриализация в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:25, реферат

Краткое описание

Индустриализация - исторический процесс технико-экономического перехода от аграрного к промышленных способов общественного производства, который проходит через машинную стадию производства товаров и услуг. Понятие индустриализации используется для обозначения исторической эпохи европейской промышленных революции, которая началась во второй половине 18 в. в Англии. Позже она постепенно распространилась на другие страны Европы и Северной Америки. В Азии и Латинской Америке с середины 20-го века.
В СССР индустриализация, как управляемая правительством сверху реформа была объявлена и проведена в 30-х годах 20 в.

Содержание

Введение 3
1. Индустриализация в СССР 4
1.2 Провозглашение курса на индустриализацию
1.3 Цели индустриализации в СССР
1.4 Особенности советской индустриализации
1.5 Первый пятилетний план
2. Трудности индустриализации 6
3. Значение индустриализации для общества 14
4. Итог индустриализации 17
5. Список литературы 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.76 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                3

  1. Индустриализация в СССР                                             4
    1. Провозглашение курса на индустриализацию                    
    2. Цели индустриализации в СССР
    3. Особенности советской индустриализации
    4. Первый пятилетний план
  2. Трудности индустриализации                                          6
  3. Значение индустриализации для общества                            14
  4. Итог индустриализации                                                17
  5. Список литературы                                                     19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Индустриализация - исторический процесс технико-экономического перехода от аграрного к промышленных способов общественного производства, который проходит через машинную стадию производства товаров и услуг. Понятие индустриализации используется для обозначения исторической эпохи европейской промышленных революции, которая началась во второй половине 18 в. в Англии. Позже она постепенно распространилась на другие страны Европы и Северной Америки. В Азии и Латинской Америке с середины 20-го века.

В СССР индустриализация, как управляемая правительством сверху реформа была объявлена ​​и проведена в 30-х годах 20 в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Индустриализация в СССР

Индустриализация в СССР - процесс ускоренного развития промышленности, в первую очередь - тяжелой и военной, преобразование хозяйства страны в индустриальное. В СССР в конце 1920-х и в 1930-х годах индустриализация проводилась форсированными темпами за счет чрезмерной эксплуатации населения.

Индустриализация - комплекс мероприятий по ускоренному развитию промышленности, принятых ВКП (б) в период второй половины 20-х до конца 30-х  годов. Провозглашенная как партийный курс XIV съездом ВКП (б) (1925 г.). Осуществляемая, главным образом, за счет перекачки средств из сельского хозяйства: сначала благодаря "ножницам цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а после провозглашения курса на форсирование индустриализации (1929 г.) - путем продразверстки.  Особенностью советской индустриализации был приоритетное развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса [1]. Всего в СССР построено 35 индустриальных гигантов, треть из которых - в Украине. Среди них следует назвать Запорожсталь, Азовсталь, Краммашстрой, Криворожстрой, Днепрострой, Днипалюминбуд, Харьковский тракторный, Киевский станкостроительный и др. 

 

1.2 Провозглашение курса на индустриализацию

Промышленное развитие СССР в середине 1920-х годах достиг довоенного ( 1913), однако страна существенно отстала от ведущих западных стран: значительно меньше производилось электроэнергии, стали, чугуна, добывалось угля и нефти. Хозяйство в целом находилось на доиндустриальной стадии развития. Поэтому XIV съезд ВКП (б), который состоялся в декабре 1925, провозгласил курс на индустриализацию.

1.3 Цели индустриализации в СССР

Основными целями индустриализации в СССР провозглашались:

  • обеспечение экономической самостоятельности и независимости СССР;
  • ликвидация технико-экономической отсталости страны, модернизация промышленности;
  • создание технической базы для модернизации сельского хозяйства;
  • развитие новых отраслей промышленности;
  • укрепление обороноспособности страны, создание военно-промышленного комплекса;
  • стимулирование неуклонного роста производительности труда и на этой основе повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся.

1.4 Особенности советской индустриализации

Главные особенности советской  индустриализации:

  • главными источниками накопления средств для индустриализации стали: "перекачки" средств из деревни в город; с легкой и пищевой в тяжелую промышленность, увеличение прямых и косвенных налогов; внутренние займы; выпуск бумажных денег, не обеспеченных золотом расширения продажи водки, увеличение вывоза за границу нефти, леса, пушнины и хлеба;
  • источниками индустриализации стала фактически неоплаченный труд рабочих и особенно крестьян; эксплуатации многих миллионов узников ГУЛАГа;
  • сверхвысокие темпы индустриализации, которые объяснялись руководством СССР необходимостью укрепления обороноспособности страны перед растущей внешней угрозой;
  • первоочередное внимание уделялось развитию предприятий военного назначения, милитаризация экономики;
  • попытки советского руководства во главе с И. Сталиным продемонстрировать перед всем миром преимущества социализма над капитализмом;
  • огромные по масштабам преобразования осуществлялись на гигантский территории, а это с необычайной остротой ставило вопрос о развитии инфраструктуры (дороги, мосты и др.). ,состояние которой во многом не соответствовал потребностям;
  • развитие производства средств производства значительно опережал производство предметов потребления;
  • в ходе индустриализации осуществлялась антирелигиозная кампания, происходило ограбление церквей для нужд советской экономики;
  • осуществлялась эксплуатация трудового энтузиазма людей; внедрения массового "социалистического соревнования".

 

1.5 Первый пятилетний план

Первоначальному проекту сталинского военнокоммунистического штурма стал первый пятилетний план, принятый ВКП (б) в 1928 г. В этом же году началась и пятилетка (1928/1929-1932/1933 pp.).  Ее основная задача заключалась в том, чтобы "догнать и перегнать западные страны" в экономике. Важнейшим признавался развитие тяжелой промышленности, планом предусматривалось ее рост на 330%.

В 1928-1929 pp. объем валовой  продукции украинской промышленности увеличился на 20%. Того времени советская  экономика еще ощущала импульсы НЭПа, обеспечивавшие высокие темпы  роста. Успехи первого года пятилетки  в СССР на фоне глубокого экономического кризиса, охватившего капиталистический  мир в 1929 p., Создали в руководстве  СССР иллюзию возможности резкого скачка из экономической отсталости в разряд промышленно развитых государств. Такой рывок требовал чрезвычайного напряжения сил.

Ноябрьский пленум ЦК ВКП (б) в 1929 г. принял решение "любой ценой  ускорить развитие машиностроения и  других отраслей крупной промышленности". Планами на 1930-1931 pp. предусматривалось 45% прироста промышленности, что означало "штурмовщину". Это была авантюра, обреченна провал.

Вполне закономерным было невыполнение плана I пятилетки. Поэтому, когда подводились ее итоги, политбюро  ЦК ВКП (б) запретило всем ведомствам публиковать статистические данные по этому поводу.

 

  1. Трудности индустриализации

На протяжении 1927 года партия все больше склонялась к необходимости  быстрой индустриализации и введения пятилетнего плана, несмотря на то что  многие все еще относились к этой идее враждебно или скептически  и были учтены и осмыслены отнюдь не все последствия этих далеко идущих планов. Разгром оппозиции на XV съезде партии в декабре 1927 года расчистил дорогу индустриализации, заставив критиков замолчать, а остальных – без малейшего зазрения совести – принять курс, за который в прошлом ратовала оппозиция. Неудача хлебозаготовительной кампании, последовавшая за съездом, только подтолкнула индустриализацию. Успешно развиваться этот процесс мог при условии, что крестьяне будут снабжать города и заводы продовольствием по ценам, доступным горожанам при их уровне заработной платы, и к производству потребительских товаров для крестьянского рынка будет привлечен минимум промышленных ресурсов. Эта задача чрезвычайно осложнила хлебозаготовительную кампанию 1927 года и вначале казалась неразрешимой. Успех, достигнутый в первые месяцы 1928 года, был истолкован как доказательство того, что умелое применение силы и принуждение крестьян не только полезно, но и необходимо. Непокорного крестьянина, сопротивляющегося плановой экономике социализма, укротили. В течение 1928 года препятствия постепенно были преодолены, и индустриализация пошла полным ходом. Путь был расчищен. Чтобы ускорить индустриализацию, требовались лишь железная воля и решимость преодолевать трудности, если понадобится, теми же методами принуждения. Здесь слились воедино героическая целеустремленность и грубая жестокость.

Трудности, возникающие в  связи с форсированной индустриализацией, простирались далеко за пределы крестьянского мира. Революция поставила у руля управления государством новых людей. Но она не дала времени, чтобы вырастить и подготовить новое поколение служащих, специалистов, ученых, хозяйственников, инженеров и технологов, необходимых при любой власти; поэтому большевики вынуждены были привлечь тех же самых людей, которые работали и при последнем царе, и при Временном правительстве. Среди служащих и специалистов, работающих в народных комиссариатах и других советских организациях, было немало бывших меньшевиков и эсеров: меньшевики преобладали в Госплане и Наркомфине, а эсеры – в Наркомземе. Большинство из этих беспартийных слуг нового режима, примирившихся в принципами нэпа, с большой антипатией и недоверием относились к новой политике, выступали против нее и вовсе не торопились ее осуществлять, а иногда даже оказывали пассивное сопротивление. Это, естественно, вызывало в партийных кругах подозрение, что существует активный заговор и его цель – саботаж решений партии. Весной 1928 года начались массовые увольнения беспартийных служащих и специалистов с влиятельных постов в Наркомфине и Наркомземе – двух комиссариатах, которые оказывали наибольшее сопротивление форсированной индустриализации. Самое яркое событие произошло в марте, когда по обвинению в саботаже, организованном якобы из-за границы, были арестованы 55 инженеров и служащих, работающих на шахтах Донбасса. После длительного открытого судебноного процесса, во время которого многие из обвиняемых признали свою вину, было вынесено 11 смертных приговоров, из них пять приведены в исполнение. Других обвиняемых приговорили к длительному тюремному заключению. Трех немецких инженеров, которым вначале инкриминировали соучастие в заговоре, оправдали. Этот процесс в дальнейшем стал шаблоном для показательных процессов и публичных поношений. Но в тот момент власти пока еще воздерживались открыто проявлять подозрительность и враждебность по отношению к специалистам буржуазного происхождения – они еще были совершенно необходимы для нормального функционирования и развития промышленности и опубликовали несколько примирительных заявлений. Подготовка квалифицированных специалистов из числа рабочих двигалась крайне медленно; характерной особенностью этого периода было привлечение при сооружении крупных объектов иностранных специалистов, вначале в основном немцев, позднее – американцев.

Индустриализация оказывала  все большее давление не только на систему управления производством. Если первым условием индустриализации, хотя и не сформулированным открыто, было требование, чтобы крестьянин поставлял зерно в город по умеренным ценам, то второе условие, о котором заявлялось во всеуслышание, заключалось в том, что производительность труда должна расти быстрее заработной платы; тогда расширение производства можно было хотя бы частично финансировать  за счет прибылей самой промышленности, чтобы приостановить безудержную  эксплуатацию крестьянства. Это было основной целью кампаний 1926 – 1927 годов  за режим экономии и рационализацию производства. В обстановке, когда  другие формы рационализации были ограничены скудостью технических и материальных ресурсов, это означало прежде всего, что производительность труда можно  поднять исключительно за счет роста  интенсивности физического труда (см. с. 124-125). Кампания за повышение производительности труда велась по всем фронтам. Пьянство, прогулы, симуляция – все это, как утверждалось, было типично в  основном не для истинных пролетариев, а для крестьян, привлеченных в  промышленность из деревни; но, по-видимому, эти явления получили слишком широкое распространение, чтобы с ними можно было эффективно бороться только угрозой немедленного увольнения. Помимо фабрично-заводских училищ, где профессиональное обучение совмещалось с изучением партийной теории, были организованы также училища, где молодые рабочие интенсивно овладевали современными техническими навыками. Этот вид обучения подвергался резкой критике, причем почти в тех же словах, в каких раньше Ленин обличал капитализм за то, что он хочет "отнять у рабочего ночной отдых и превратить его в простой придаток машины". Не игнорировались и другие формы стимулирования труда. Широко пропагандировалось и поощрялось наградами социалистическое соревнование между заводами или коллективами рабочих. Наиболее достойные получали звание Героя Труда, дающее некоторые привилегии; был учрежден орден Трудового Красного Знамени, который вручался заводам, промышленным предприятиям, рабочим коллективам. В честь 10-й годовщины революции на заводах, фабриках и шахтах в разных районах СССР были проведены коммунистические субботники (бесплатная сверхурочная работа) по образцу ленинских.

Методы обращения с  рабочими красноречиво показывают, какому сильнейшему давлению они подвергались. В ноябре 1927 года, в канун 10-й годовщины  Октябрьской революции, официально было объявлено о переходе на семичасовой  рабочий день. Этот шаг, провозглашенный  великим достижением революции, оппозиция подвергла резкой критике  как демагогическую попытку убаюкать рабочих нереальными перспективами  отдаленного будущего. Но вскоре стало  ясно, что за лозунгами семичасового рабочего дня кроется нечто иное. Для того чтобы с максимальной отдачей эксплуатировать заводскую  технику, некоторые предприятия  уже работали круглосуточно, в две  смены. Сейчас же предлагалось перейти  на трехсменный режим, по 7 часов  смена, оставляя минимальное количество времени – всего 3 часа – на уборку и ремонт оборудования. Идея трехсменной  работы не нравилась ни управляющим, ни рабочим, и вначале такой режим  был введен только на текстильных  фабриках, где работали в основном женщины – самая низкооплачиваемая  категория трудящихся. Кстати, это  означало полную отмену идеалистических  запретов первых дней революции, которые  впоследствии чаще нарушались, чем  соблюдались, особенно когда речь шла  о ночной работе женщин. В течение  последующих двух лет время от времени делались заявления о  необходимости перевода на трехсменную  систему всех отраслей промышленности. Но такой переход чреват был множеством проблем и осложнений. Было замечено, что там, где вводили эту систему, производительность труда к концу  смены постепенно снижалась; и, по-видимому, нигде, кроме отраслей легкой промышленности, на трехсменный режим практически  так и не перешли.

Однако в отношениях между  промышленными рабочими, с одной  стороны, и нанимателями и государством – с другой, в центре внимания по-прежнему оставалась зарплата. При  нэпе она в принципе устанавливалась  по соглашению между рабочим и  нанимателем – обычно это был  коллективный договор между профсоюзом и предприятием или соответствующим  учреждением. Этот принцип оставался незыблемым, хотя обе стороны признавали связь между производительностью и заработками, о чем было записано в договоре.

Ситуация резко изменилась начиная с 1926 года, когда существеннейшим  фактором успешного развития экономики  стали считать планирование. Размер заработной платы был слишком  важным моментом, чтобы исключить  его из плановых расчетов или же допустить его колебания в  зависимости от внешних обстоятельств. После долгой дискуссии между  профсоюзами и ВСНХ, в которой  обе стороны фактически отстаивали возможность совмещения планирования с заключением коллективных договоров, определение размера заработной платы стало зависеть, по сути, от двух различных факторов. Прежде всего, орган высшей власти – как правило, само Политбюро – устанавливал общий  фонд заработной платы на следующий  год (в период инфляции некоторое  увеличение зарплаты в денежном исчислении было неизбежно) и решал, каким отраслям промышленности следует увеличить  фонды. Таким образом, он не только фиксировал размеры заработной платы, которые  следовало учесть в плане, но и  определял, какие отрасли промышленности следует расширять. Следующим шагом  было подписание коллективных договоров, которые заключались между ВЦСПС  и целой отраслью промышленности или же между местными профсоюзными комитетами и отдельными предприятиями. Но, поскольку зарплата все равно  не могла выйти за пределы установленных  размеров, переговоры можно было вести  лишь по поводу второстепенных вопросов, и поэтому обсуждение договоров  сводилось скорее к обсуждению условий  труда или норм производства.

Информация о работе Индустриализация в СССР