Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:07, доклад
Анализируются исторические сведения и археологические материалы, связанные с проникновением христианства в северное Поволжье в IX - начале X в.в.
Рассмотрены те или иные факты проникновения христианства на территорию Верхней и Средней Волги от Волжской Булгарии, входившей тогда в состав хазарского каганата, до земель северо-восточной Руси, согласно русским летописям образовавшим племенное объединение под водительством руси.
«В государство Рум входят пограничные земли Сакалиба и их соседей, как-то: Рус, Серир, Аллан, Арман и (другие), которые исповедуют христианскую веру…Что касается государства ислама, то на востоке от него находятся земля Гинд и Персидское море, на западе - владения Рума и соприкасающиеся с ними, как-то: Арман, Аллан, Арран, Серир, Хазар, Рус, Булгар, Сакалиба и часть Турка…
…Что же касается государства Рум, то на востоке его находится государство ислама; на западе и юге - Окружающее море; на севере - пограничные области Сина, ибо мы включаем то, что между Турками и Румом, как-то страны Сакалиба и других народов, в состав страны Рум… Рум собственно занимает от границы Румии до границы Сакалиба.
…Что же касается тех народов, которые мы включили в состав страны Рум, как-то: Ифранджа, Джалалика и другие, то язык их различен, но вера и правление у них одинаковы, как например во владениях ислама - языки различны, а властитель единый».
Из этого отрывков явно следует, что арабский автор включает в «государство Рум» все христианские страны, включая франков, армян, сарир и алан. Если это учесть, то становятся ясными утверждения писателей «классической школы», что «от Булгара до начала пределов ар-Рума – около десяти дней».
Поэтому из сообщений авторов классической арабской школы следует, что фразу «от Булгара до начала пределов ар-Рума – около десяти дней» надо трактовать, как «от мусульманского Булгара до первых пределов христиан - русов, включаемых в «государство Рум», десять дней пути».
День пути каравана (а арабы измеряли расстояния именно в днях следования каравана) в лесной зоне в те годы не превышал 35-40 км. Таким образом, 10 дней – это где-то 350-400 км, что примерно соответствует расстоянию от Булгара до Оки.
Ал-Истахри указывает также, что «рус есть народ, соседний с Булгарами, между сими последними и Сакалиба… Что касается Хазара, то это имя страны, столица которой называется Итиль, а Итиль есть (также) имя реки, которая течет в нее из Руса и Булгара… Что же касается реки Итиль, то она вытекает вблизи Хархиза, течет между Кимакией и Гуззией, так что образует границу между Кимакией и Гуззией; за тем она выходит к западу по верхнему Булгару и обращается вспять к востоку, пока не проходит по Русу, потом проходит по Булгару, затем - по Буртасу, пока не впадает в Хазарское море…». Таким образом, русы и булгары показаны ал-Истахри соседними народами, расположенными на одной реке – Итили (при этом ал-Истахри смешивает Верхнюю Волгу и Каму в одну реку).
О том, что под страной Рум в данном случае имелись ввиду русы в дальнейшем подтверждает сообщение более позднего арабского автора – знаменитого географа XII века аш-Шерифа ал-Идриси, который уже однозначно указывает: «От Булгар до первых пределов ар-рус – десять переходов».
В конце IX- начале X века в нижнем течении Оки обитали финские племена мурома и меря, которые согласно Повести временных лет, вошли в состав русского государства. К этому периоду на Оке появляются и одни из крупнейших кладов арабского серебра в Восточной Европе.
Отмечу еще интересный момент, связанный с известной концепцией «острова русов», впервые упомянутого в сообщении Ибн Русте: «Что касается Руси, то она на острове (аль-джазира). Около него озеро (ал-бухайра). Этот остров, заселенный ими - три дня пути. Как известно «аль-джазира» - это по-арабски не только «остров», но и «междуречье». Поэтому стоит приглядеться к междуречью Оки и Волги, где как раз и располагались племена, с самого начала летописной Руси, входившие в ее состав – кривичи, меря, мурома и весь. При этом многие верхневолжские города, входившие в состав «Руси изначальной» располагались у достаточно крупных озер – Ростов, Галич, Белоозеро. Не отсюда ли произошло смешение – Русь расположена в междуречье и окружена озерами – что трансформировалось в арабской традиции в одно «озеро»?
Таким образом, сведения о принятии русами христианства, и сообщения об этом русских купцов при уплате пошлин, приводили арабских авторов к мысли, что христианские земли начинались уже с верховьев Итиля. Это достаточно четко показывает, что арабские географы первой половины X века считали племена, расположенные на Верхней Волге и входившие в состав племенного союза, предводительствуемого русами, – христианами. Вряд ли это соответствовало реальному положению дел, однако видимо часть торговой прослойки русов в те годы исповедовала христианство либо сознательно, либо для получения выгод в торговле.
Интересно в этой связи и свидетельство Шарафа аз-заман Тахира Марвази в его книге «Природа животных» о принятии христианства русами, правда гораздо позднее, чем сообщают патриарх Фотий и Продолжатель Феофана – 912/913 г.г. Он, сообщая легенду о нахождении русов на «острове русов» в три дня пути, далее указывает: «Они очень многочисленны. Они полагались (смотрели) на меч для [получения] средств, необходимых для жизни, и [других] доходов. Если умирал какой-либо человек из них, а у него были дочери и сыновья, то его имущество передавали дочерям, а сыновьям выделяли меч, говоря: «Ваш (Твой) отец мечом добывал имущество. Подражай ему и следуй за ним в этом!» Так продолжалось, пока они не приняли христианство [в один из] месяцев трехсотого [912/913] года. Когда они приняли христианство, то вера вложила их мечи в ножны, а без [мечей] закрылась дверь (источник) дохода. Это принесло им убытки и несостоятельность, стали ограниченными их средства к жизни...».
Далее Марвази сообщает, что малик (властитель) русов Буладмир (Владимир) направил посольство в Хорезм, чтобы обучиться законам ислама и якобы после этого русы приняли ислам. Вероятнее всего, это отголоски как указанного в «Повести временных лет» стремления великого князя Владимира Святославовича более детально изучить и в дальнейшем принять одну из известных русам мировых религий, так и возможного обращения в ислам небольшой части русов восточных окраин Киевской Руси.
Влияние русов-христиан, торговавших по Волге, в итоге поспособствовало проникновению христианства к концу X века и в булгарскую элиту. Особенно этот процесс усилился после 988 года, когда Киевская Русь официально приняла христианство. Уже в 990 году Владимир предпринял попытку вовлечь в христианство волжских булгар и с этой целью послал в Булгарию философа Марка Македонянина. Как сообщает Никоновская летопись: «Того же лъта посла Володимеръ философа нарицаемаго Марка Македонянина, в болгары… Философ же иде в Болгары, и много глаголав им слово Божие; они же безумьем своим объюродиша. Он же возратися к Володимру в Киев… Того-же лета приидоша из Болгар к Володимеру в Киев четыре князи, и просветишася божественным крещением; Володимеръ же чествова их и много довольствова».
Это свидетельствует о том, что к концу X века христианство уже распространилось по всему северному Поволжью, проникая даже в мусульманские земли.
2. Археологические данные о распространении христианства в Северном Поволжье.
Раннесредневековые древности в регионе Северного Поволжья, связанные с материалами, свидетельствующими о проникновении сюда христианства, крайне малочислены и представлены, прежде всего, материалами из курганных могильников под Ярославлем и связанными с ними поселениями. Наиболее исследованным и информативным является Тимеревский археологический комплекс, в состав которого входят более пятисот погребальных комплексов, поселения общей площадью более 11 га и три клада арабских монет IX века. Исследователи до сих пор ведут споры о том, кому принадлежат памятники эпохи раннего средневековья под Ярославлем. Одни исследователи считают, что ярославские могильники принадлежат словенам новгородским, другие относят их к погребениям веси, третьи – к летописной мере. По данным археологических исследований около середины IX века (по материалам кладов и наиболее ранних погребений некрополя) на территорию Ярославского Поволжья продвигается смешанное в этническом отношении население. Весьма заметен в нем скандинавский компонент, как наиболее выразительный на фоне малоинвентарных комплексов ранних погребений могильника.
Как указывает в своей работе доцент Санкт-Петербургского государственного университета Валерий Седых из материалов, свидетельствующих о проникновении христианства в древнерусское общество, в комплексах погребений Тимерева зафиксированы находки кусков воска в курганах №100 и №323. Из некрополя Тимерева происходят и самые ранние находки крестов, вырезанных из монет, известные на территории Древней Руси (курганы №417 и №459). Оба крестика имеют неправильную асимметричную форму и носят следы поспешной работы. Вероятно, подвески были сделаны специально для погребения, незадолго до его совершения. В таком случае крестовидные привески были не просто украшениями, но являлись амулетами, крестами-тельниками, положенными в захоронения с определенными ритуальными целями. Уже исследователи этих курганов могильника М.В.Фехнер и Н.Г.Недошивина отмечали, что крест из дирхама - не только украшение, но и «ритуальный предмет, связанный с распространением христианской религии», изготовленный специально для погребения, без которого «захоронение считалось невозможным». Из кургана №237 происходит еще одна интересная монета. Это - обрезанный по кругу дирхам Насра ибн Ахмада (914-943 гг.), на поверхности которого недавно зафиксирован четко прочерченный четырехконечный крест. Монета фрагментирована - отсутствует нижний конец креста. Очевидно, это произошло при изготовлении креста при попытке отделить от монеты один из четырех сегментов.
Кресты, вырезанные из монет, являются крайне редкой находкой, и характерны исключительно для Древней Руси. Известно еще два креста, но вырезанные из западноевропейских денариев, которые происходят из погребений XI в. Кемского некрополя в Белозерье. Эти монеты, очевидно, использовались в качестве христианских символов, а их появление было связано с проникновением христианства в древнерусское общество. Это подтверждается находками на других памятниках Древней Руси денариев и византийских монет, центральным изображением которых является крест, а также изображениями в виде крестов, в том числе восьмиконечного, монограммы «Иисус Христос» и надписи «христианство», выполненными на монетах в технике граффити. Первыми же их этих предметов личного благочестия были тимеревские монеты-кресты.
Крестики и крестовидные привески периода X-XII веков обнаружены на территории бывшей Волжской Булгарии в районе Верхнего Прикамья. Там же на Городищенском городище на реке Усолке был найден двусторонний крест-тельник с весьма разношенным ушком для подвешивания, что говорит о его долгом использовании. По мнению археологов А.М.Белавина и В.А.Оборина, которые проводили эти раскопки, скорее всего эти находки были завезены в прикамье булгарскими купцами.
Таким образом, археологические материалы подтверждают тезис о начале проникновения христианства в район Верхней и Средней Волги в IX веке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура» 19-23.06.2002, опубликованные на сайтах:
http://vestnik.rsuh.ru/
http://history-kazan.ru/2002/
2. Цитаты из арабских источников взяты из энциклопедии «История татар с древнейших времен». В 7 томах. Т.II. «Волжская Булгария и Великая Степь». Казань, Изд-во «РухИЛ», 2006.
3. Ахунов А.М. Распространение христианства в Поволжье. 2005.
http://www.missiakryashen.ru/t
4. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. 1870.
http://www.vostlit.info/Texts/
5. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей.
http://www.modernlib.ru/books/
6. Базилевич К.В. Из истории морских походов в VII-XII вв. Русское военно-морское искусство. Сборник статей. 1951. http://www.xlegio.ru/navy/
7. Хан Н.А. Исторические ареалы обитания русского соболя. 2007.
http://nkhan.by.ru/hars.shtml
8. Седых В.Н. Этнокультурная ситуация в Ярославском Поволжье в IX-XI в.в. 2007.
http://medieval-europe-paris-
6
Информация о работе Христиане в северном Поволжье в IX – начале X века