Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 13:07, доклад
Анализируются исторические сведения и археологические материалы, связанные с проникновением христианства в северное Поволжье в IX - начале X в.в.
Рассмотрены те или иные факты проникновения христианства на территорию Верхней и Средней Волги от Волжской Булгарии, входившей тогда в состав хазарского каганата, до земель северо-восточной Руси, согласно русским летописям образовавшим племенное объединение под водительством руси.
С.В. Головин «Христиане в северном Поволжье в IX – начале X века»
1. Сведения о христианах в Поволжье в IX – начале X века в арабских и византийских источниках.
Тематика моего выступления связана с тем, что вот уже 5 лет я активно занимаюсь изучением периода формирования ранней Руси, так называемого периода «русского каганата», и в этой связи интересуюсь не только вопросами, связанными непосредственно с возникновением русского государства, но и всем комплексом исторического развития Восточной Европы IX – начала X века.
В этом отношении распространение христианства в Поволжье является в этот период одним из важных аспектов, который позволяет судить о процессах, происходивших на территориях, активно взаимодействовавших с формирующимся русским государством, и в определенной степени понять исторические предпосылки принятия русскими христианства.
Необходимо сразу отметить, что крайне скудные сведения, дошедшие до нас об этом периоде истории Восточной Европы, не позволяют создать целостной картины влияния христианства на жизнь народов северной части русской равнины, однако, сопоставляя информацию разных источников, а также археологических данных, можно сделать определенные выводы о процессах христианизации отдельных народов на данной территории.
В данном докладе я рассматриваю те или иные факты проникновения христианства на территорию Верхней и Средней Волги от Волжской Булгарии, входившей тогда в состав хазарского каганата, до земель северо-восточной Руси, согласно русским летописям образовавшим племенное объединение под водительством руси.
Я также не буду затрагивать проблему происхождения руси и формирования раннего русского государства, хотя могу сказать, что моя личная позиция в этом вопросе состоит в том, что изначальные русы – это выходцы с Балтики, преимущественно скандинавы, называвшие себя гребцами («рутскарлар»), что дало в финском слово «руотси», обозначающее ныне Швецию, которые на протяжении VIII и первой половины IX века после контактов с мигрирующими с юга и запада славянами ассимилировались и ко времени Олега представляли собой уже некую этническую общность, в итоге вылившуюся в племенной союз славянских и части балтских и финских племен русской равнины. Это, на мой взгляд, наиболее логичная и отвечающая на абсолютное большинство сведений и археологических данных гипотеза. При одном, правда, условии – что сказание о призвании первого князя Рюрика – полностью выдумано и вставлено в русские летописи только в начале XI века.
Какие же сведения о христианстве народов, связанных в тот период с северным Поволжьем, имеет сегодняшняя историческая наука?
При этом, я думаю, не стоит фантазировать насчет того, насколько долго сохранилось христианство, принятое в свое время ханом Великой Булгарии Кубратом, в булгарской элите, как делают некоторые исследователи, потому как такие данные полностью отсутствуют.
Христиане в Хазарии
Начну с впервые представленного научной общественности именно в Казани документа. На Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», прошедшей 19-23 июня 2002 г., профессор исторического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Игорь Чичуров ввел в научный оборот источник, который даже был специально отмечен в итоговой резолюции конференции. Он обнаружил в Национальной библиотеке Франции документ, который проливает свет на ситуацию с христианством в Хазарском каганате. Просматривая рукописный сборник Литургического устава Саввы Освященного, написанный на греческом языке, Игорь Чичуров обратил внимание на то, что устав прерывается списком епархий Константинопольского Патриархата, в котором упоминается Хазария, основной религией которой как известно был иудаизм. Этот список датируется 1516 годом, но отражает те реалии церковной и политической истории, которые относятся к IX веку и называет Хазарию среди епархий, подчиненных Константинопольскому Патриархату.
И.С.Чичуров полагает, что, так как в качестве одной из территориальных единиц упоминается так называемая Фема Халдия, о которой известно, что она была образована в Византии лишь после 824 года, а в рукописи отражен конфликт между Римской и Константинопольской кафедрами, которые спорили друг с другом за право крещения Болгарии, то данный список относится к эпохе константинопольского патриарха Фотия (860-870 гг.) - время необычайно интенсивной миссионерской деятельности греческой церкви. При этом в одном из своих посланий патриарх Фотий отмечает успехи миссионерской деятельности среди иудейских общин.
Данная информация подтверждается сообщением известного арабского ученого и путешественника Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди, который в своей книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» указывает, что «установление столицы хазарского государства таково, что в ней бывает семь судей, двое из них для мусульман, двое - для хазар, которые судят по закону Торы, двое - для тамошних христиан, которые судят по закону инджиля (евангелия); один же из них для сакалиба, русов и других язычников, он судит по закону язычества».
Рассказывая о битве мусульманской общины столицы Хазарии - Итиля с возвращавшимися в 914 году после похода и грабежа южного побережья Каспийского моря аль-Масуди еще раз упоминает христиан, живших в столице Хазарии: «мусульман было около 15000 с конями и вооружением, с ними были также многие из христиан, живших в Итиле».
Кроме того, археологически достоверно установлено, что в XIII – XIV в.в. к западу от линии городских укреплений Булгара на волжской террасе (т.е. поблизости от реки) протянувшись на 3 км, располагалась торговая колония армян. Расцвет торговой деятельности и территориальный рост армянской колонии совпадают с экономическим подъемом города Булгара в золотоордынский период XIII-XIV в.в. Часть исследователей считает, что она была создана армянами, бежавшими на север в 1222 г. после захвата монголами Армении. Однако, скорее всего, связи булгар с Арменией возникли задолго до этого благодаря вездесущим армянским купцам.
Ибн-Фадлан во время посещения в 922 г. Булгарии отмечал: «Все они живут в юртах, с той только разницей, что юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ, устланная в большей части армянскими коврами». Армянские купцы-христиане активно торговали в Хазарии и на Каспии, поэтому их проникновение на Среднюю Волгу уже в IX-X веке вполне объяснимо.
Таким образом, в Хазарии в IX – начале X века существовали общины христиан. Однако насколько эти общины и сама хазарская епархия воздействовали на народы северной части Хазарского каганата сказать определенно нельзя. Данные археологии на сегодняшний день не позволяют говорить о возможном проникновении на тот момент христианства на территорию Волжской Булгарии со стороны южной Хазарии.
Первое крещение Руси и его влияние на торговые отношения с востоком
В этой связи более вероятна возможность контактов булгар с людьми, принявшими христианство, с северо-западного направления – со стороны формирующегося русского государства.
Как известно, константинопольский патриарх Фотий I в своем «Окружном послании Восточным Патриаршиим престолам» в 867 г. указал: «Ибо не только этот народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос - те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью! поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды».
Это так называемое первое или Фотиево крещение Руси вызывает многочисленные споры и трактовки народа, который был крещен византийцами. Однако факт крещения росов подтверждается и Продолжателем Феофана в его «Жизнеописаниях византийских царей», где сообщается, что император Василий I «щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний также склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа, который, явившись в их страну, стал любезен народу таким деянием».
Все это, несомненно, свидетельствует, что некоторая часть руси приняла крещение в 60-х годах IX века. Более того, вполне вероятно, русы приняли крещение, в первую очередь, под влиянием наиболее активной части народа - своих купцов, которым было выгодно, чтобы их считали христианами, так как это давало налоговые послабления не только в торговле с Византией, но и c арабами.
В этой связи и само первое упоминание о Руси в греческих источниках – поход на Константинополь в 860 году могло быть связано с притеснениями русских купцов, торговавших пушниной в Константинополе. Как пишет известный историк Константин Базилевич «в сочинении Фотия нет прямых указаний на причину нашествия русов, но некоторые косвенные данные об этом можно извлечь из тех обличительных частей его бесед, в которых он касается несправедливостей и насилия, чинимых греческим населением: «Тех, которые должны нам нечто малое и незначительное, мы жестоко истязали и наказывали... и не обращали внимания на маловажность и незначительность в сравнении с нашими долгами, но, получая себе человеколюбивые прощения многого и великого, других за малое бесчеловечно ввергали в рабство». Вряд ли эта фраза заключает в себе лишь отвлеченную риторику. Речь, очевидно, шла о действительном притеснении греками иностранцев, торговавших в византийской столице, среди которых находились и русы. Неожиданное нападение большой флотилии русов на Константинополь было вызвано этими несправедливыми действиями византийских властей».
О том, как повлияло принятие христианства на торговлю русских купцов отметил арабский ученый IX века Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбех. В своем известном сообщении о купцах ар-рус, которые являются видом ас-сакалиба, он указывает: «Они (купцы ар-рус) утверждают, что они христиане и платят джизью». Джизья – подушная подать, взимаемая с иноверцев за оказываемое арабскими властями покровительство. Ибн Хордадбех подчеркивает, что русские купцы либо выдают себя за христиан, либо в действительности являются христианами, ведь в противном случае они бы платили десятину с дохода купца, что было бы существенно больше.
Таким образом, можно в определенной степени утверждать, что та часть русов IX века, которая приняла христианство, несомненно, была связана с торговлей с Византией и с арабами. В этой связи интересно указание Хордадбеха на торговые пути купцов ар-рус. Он пишет, что «они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю… Если они отправляются по …нис.. - реке сакалиба, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар…».
На сегодняшний день нет единого мнения о том, что это за река, имя которой в одной рукописи Хордадбеха имеет форму «нис», а в другой – сочетание букв без диакритических знаков. Одни исследователи считают эту реку Итилем-Волгой, другие - верхним течением Дона. Но в любом случае речь идет о торговле по Великому волжскому пути. Участие русов в торговле по Волге в сторону Хазарии подтверждается сообщением Ибн Фадлана и археологическими свидетельствами, в первую очередь кладами арабского серебра на севере Русской равнины.
Поэтому, исходя из вышеизложенных фактов, можно с определенной уверенностью утверждать, что те русские купцы, которые по прибытии в арабские страны называли себя христианами, либо действительно были крещены, либо были несомненно знакомы с христианским учением (иначе бы их легко разоблачили арабские таможенники). Они путешествовали по Волжскому пути, в том числе через Булгарию, тем более что основной товар, реализуемый русскими купцами в южных странах – это пушнина, которая вывозилась из областей, расположенных севернее Булгарии (ареалы пушных зверей, которыми торгуют купцы русов, особенно черных соболей, располагаются восточнее меридиана Нижнего Новгорода и наиболее были характерны в то время для лесов нынешней Мордовии, Нижегородской и Кировской области).
В этой связи интересны свидетельства так называемой классической арабской географической школы X века. Основателем этой школы считается ал-Балхи в 910-920 г.г., написавший около шестидесяти сочинений, в т.ч. и не дошедшее до нас, но известное как «Картины климатов». Примерно в 930-933 г.г. этот труд ал-Балхи, был обработан ал-Истахри, «Книга путей и стран» которого более всего известна по редакции 950-х гг. В течении 950-960-х г.г., эта книга с личного согласия ал-Истахри, была переработана Ибн Хаукалем, дополнившим его сведениями, полученными во время собственных, охвативших практически весь мусульманский мир, многочисленных путешествий.
Ибн Хаукаль в своем труде указывает расстояния между различными известными ему народами Восточной Европы, в том числе он пишет:
«…А от Итиля до начала пределов буртасов – двадцать дней, а от начала буртаса до его конца – около пятнадцати дней… А от Итиля до Булгара по степной дороге около месяца, а по воде – поднимаясь – два месяца, спускаясь – около 20 дней. А от Булгара до начала пределов ар-Рума – около десяти дней и от Булгара до Куйабы – около 20 переходов…». Судя по текстологическим совпадениям сведений ал-Балхи, ал-Истахри и Ибн Хаукаля о Восточной Европе, указанный отрывок также фигурировал и в труде ал-Балхи.
Данные сведения всегда вызывали подозрение в том, что авторы классической арабской школы путали дунайскую Булгарию и волжскую. Так как от волжского Булгара до границ Византии (ар-Рума) не может быть 10 дней пути, хотя в отрывке речь идет именно о волжском Булгаре, расстояние до которого от столицы Хазарии явно соответствует реальным географическим данным.
Однако, если использовать текст так называемой «берлинской рукописи», введенной в научный оборот востоковедом Шпренгером, русский перевод фрагмента которой о географии восточной Европы опубликовал Авраам Яковлевич Гаркави в работе «Сказания мусульманских писателей о славянах и русских» (1870) и относимый им с некоторым сомнением к авторству ал-Балхи, то в нем приводится следующая характеристика «страны ар-Рум», упоминаемой при определении расстояний в восточной Европе. Он пишет:
Информация о работе Христиане в северном Поволжье в IX – начале X века