Гражданская война и иностранная интервенция в России: новые оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Война - самое крайнее, острое выражение политики, когда выявляется суть всех институтов государства и смысл его норм права. Война - эксперимент над государством, открывающий историку важное знание. Советское государство прошло через две тотальные войны, когда столкновение было совершенно непримиримым. Первой была гражданская война 1918-1921 г., сопряженная с иностранной военной интервенцией.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава 1.Причины начала гражданской войны и военной интервенции……………………………….………………………………...…….5
1.1 Когда и почему началась Гражданская война и военная интервенция .........5
1.2 Начальный этап Гражданской войны и интервенции.....................................7
1.3 Боевые действия в конце 1918 – начале 1919г……………………………....9
1.4 Решающее сражение Гражданской войны…………………………….…….11
1.5 Советско-польская война……………………………………………………..12
1.6 Завершение Гражданской войны и интервенции…………………………....13
1.7 Создание Красной армии……………………………………………………..15
1.8 Политика военного коммунизма……………………………………………..17
1.9 Идеология Белого движения………………………………………………….18
1.10 Белое движение и интервенты……………………………………………....19
Глава2. Результаты ……………………………………………................................20
2.1 Почему победили красные?.................................................................................21
Заключение…...…………………………………………………...………………22
Список использованной литературы……………………………………………24

Прикрепленные файлы: 1 файл

Гражданская война и иностранная интервенция в России новые оценки.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

«Если вы хотите подчинить  своей власти бывшую русскую империю, - воинственно заявлял в обращении  к правительствам союзных стран  верховный главнокомандующий войсками Антанты маршал Ф. Фош, - вам нужно дать мне соответствующий приказ, особых трудностей нам не представиться и вряд ли придется долго воевать. Несколько сот тысяч американцев, действуя совместно с добровольческими отрядами британских и французских армий, с помощью современных железных дорого могут легко захватить Москву».

В конце ноября 1918 г. объединенная англо-французская эскадра в 32 вымпела (12 линкоров, 10 крейсеров и 10 миноносцев) появились у черноморских берегов  России. В Батуми и Новороссийске  высадились английские десанты, в Одессе и Севастополе – французские. Общая численность сосредоточенных на юге России боевых сил интервентов была доведена к февралю 1919 года до 130 тыс. человек. Значительно увеличились контингенты Антанты на Дальнем Востоке и в Сибири (до 150 тыс. человек), а также на севере (до 20 тыс. человек).

Не без давления Антанты  одновременно происходит и перегруппировка  сил в стане российских противников  большевизма. К исходу осени 1918г. вполне выявилась неспособность умеренных  социалистов провести в обстановке острейшего гражданского противостояния провозглашенные ими демократические реформы, сформировав собственные боеспособные воинские части. На практике их правительства оказывались под все большим контролем консервативных, правых сил, утрачивали поддержку трудящихся и, в конечном счете, вынуждены были уступить свое место – где мирно, а где в результате военного переворота – открытой белогвардейской диктатуре. [3]

В Сибири 18 ноября 1918 г. к  власти пришел адмирал А. В. Колчак. Разогнав директорию, он провозгласил себя верховным правителем России (о подчинении ему вскоре заявили остальные руководители Белого движения). На севере с января 1919 г. главенствующую роль начал играть генерал Е. К. Миллер, на северо-западе – генерал Н. Н. Юденич. Н юге укрепляется диктатура командующего Добровольческой армии А. И. Деникина, который в январе 1919 г. подчинил себе Донскую армию генерала П. Н. Краснова и создал объединенные Вооруженные силы юга России.

Ход событий показал, однако, полную безнадежность планов антантовских стратегов опереться в России преимущественно на собственные штыки. Встречая упорное сопротивление местного населения и красноармейских частей, испытывая на себе интенсивную большевистскую пропаганду, военнослужащие западных экспедиционных корпусов отказывались от участия в борьбе с советской властью. Дело дошло до революционных выступлений против интервенции, открытых восстаний. Наиболее крупным из них был мятеж матросов на французских кораблях стоявших на рейдах Одессы и Севастополя. Опасаясь полной большевизации своих войск, Верховный совет Антанты приступил в Апреле 1919 г. к их срочной эвакуации. Через год на территории нашей страны – и то на дальних ее окраинах – оставались лишь японские интервенты.

Красная армия отбила предпринятые тогда же наступления белогвардейцев на Восточном и Южном фронтах: колчаковская армия пыталась в ноябре – декабре 1918 г. продвинуться к вятке и далее на север для соединения с архангельской группировкой интервентов, а П. Н. Краснов в январе 1919 г. последний раз бросил казачьи полки в Царицын.

В конце 1918 – начале 1919 г. власть коммунистов утвердилась на большей части Украины, Белоруссии и Прибалтики. На освобожденных территориях без промедления провозглашаются новые советские республики – Эстонская (Этляндская трудовая коммуна: ноябрь 1918 г.), Латвийская и Литовская (декабрь 1918 г.), Белорусская (январь 1919 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Решающее  сражение Гражданской войны.

 

Весной 1919 г. Россия вступает в третий, самый тяжелый этап Гражданской  войны. Верховный совет Антанты разработал план очередного военного похода. Как отмечалось в одном из его секретных документов, интервенция должна «выражаться в комбинированных военных действиях русских антибольшевистских сил и армий соседних союзных государств».

Ведущая роль в предстоящем наступлении отводилась белым армиям, и вспомогательная – войскам малых пограничных государств – Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши. Все они получили щедрую экономическую и военную помощь Англии, Франции и США. Только колчаковцам и деникинцам было передано за зиму 1918/19 г. около миллиона винтовок, несколько тысяч пулеметов, около 1200 орудий, танки и самолеты, боеприпасы и обмундирование на несколько сотен тысяч человек. Руководитель снабжения колчаковской армии английский генерал А. Нокс имел все основания заявить, что «каждый патрон, выстреленный русским солдатом большевиков, сделан в Англии». Да и как могло быть иначе, если другой подданный британской короны, военный министр У. Черчилль без обиняков разъяснял: «Ошибочно думать, что мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив Русские белогвардейцы сражались за наше дело».

Военно-стратегическая обстановка заметно обострилась на всех фронтах. Буржуазные правительства Эстонии, Латвии и Литвы, удерживающие к началу года лишь незначительные территории, быстро реорганизовали свои армии, и перешли к активным наступательным действиям. В течение 1919 г. советская власть в Прибалтике была ликвидирована. 18-тысячная армия Н. Н. Юденича обрела надежный тыл для операций против Петрограда. Но это не помогло генералу. Юденич дважды (весной и осенью) пытался овладеть городом, но всякий раз неудачно. [4]

В марте 1919 г. хорошо вооруженная 300-тысячная армия А. В. Колчака развернула наступление с востока, намереваясь  соединиться с деникинцами для совместного удара на Москву. Захватив Уфу, колчаковцы с боями прорывались Симбирску, Самаре, Воткинску, но были вскоре остановлены Красной армией. В конце апреля советские войска под командованием С. С. Каменева и М. В. Фрунзе перешли в наступление и летом продвинулись в глубину Сибири. К началу 1920 г. колчаковцы были окончательно разбиты, а сам адмирал арестован и расстрелян по приговору Иркутского ревкома.

Летом 1919г. центр вооруженной  борьбы переместился на Южный фронт. 3 июля генерал А. И. Деникин издал свою известную «московскую директиву», и его армия в 100 тысяч штыков и сабель начала движение к центру страны. К середине осени она захватила Курск и Орел. Но уже к концу октября войска Южного фронта (командующий А. И. Егоров) разгромили белые полки, а затем стали теснить их по всей линии фронта. Остатки деникинской армии, во главе которых в апреле 1920 г. встал генерал П. Н. Врангель, укрепились в Крыму.

 

 

1.5 Советско-польская  война

 

25 апреля 1920 г. польская армия, снаряженная средствами Франции, вторглась в пределы Советской Украины и 6 мая захватила Киев. Глава польского государства маршал Ю. Пилсудский вынашивал план создания «Великой Польши» от Балтийского моря до Черного, включающую немалую часть литовских, белорусских, и украинских земель, в том числе никогда не управлявшихся Варшавой. Этому авантюристскому плану не суждено было сбыться. 14 мая началось успешное контрнаступление войск Западного фронта (командующий М. Н. Тухачевский), 26 мая – Юго-Западного фронта (командующий А. И. Егоров). В середине июля они вышли к рубежам Польши.

Политбюро ЦК РКП(б), явно переоценив собственные силы и недооценив силы противника, поставило перед  главным командованием Красной  армии новую стратегическую задачу: с боями пройти на территорию Польши, взять ее столицу и создать все необходимые военно-политические условия для провозглашения в стране власти Советов. По заявлению самих большевистских вождей, в целом эта операция продвинуть красный штык вглубь Европы и тем самым «расшевелить западноевропейский пролетариат», подтолкнуть его на мировую революцию.

Попытка эта закончилась катастрофой. Войска Западного фронта в августе 1920 г. были наголову разбиты под Варшавой и откатились назад. В октябре воюющие стороны заключили перемирие, а в марте 1921 г. – мирный договор. По его условиям к Польше отошла значительная часть земель на западе Украины и Белоруссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Завершение  Гражданской войны и интервенции

 

В разгар советско-польской войны к активным действиям на юге перешел генерал П. Н. Врангель. С помощью суровых мер, вплоть до публичных расстрелов деморализованных офицеров и опираясь на поддержку Франции, генерал превратил разрозненные деникинские дивизии в дисциплинированную и боеспособную Русскую армию. В июне 1920 г. из Крыма был высажен на Дон и Кубань, а главные силы врангелевцев брошены на Донбасс. 3 октября началось наступление Русской армии в северо-западном направлении на Каховку.

Сам П. Н. Врангель хорошо понимал, что предпринятые из последних  сил боевые операции не спасут белый Крым. Им двигали иные чувства, о которых он поведал в доверительной беседе с одним из идеологов Белого дела В. В. Шульгиным: «Если уж кончать, то, по крайней мере, без позора. Когда я принял командование, дело было очень безнадежно. Но я хотел хоть остановить это позорище: «Уйти, но хоть, по крайней мере, с честью».

Наступление врангелевских  войск было отбито, а в ходе начатой 28 октября операции армии Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе полностью овладели Крымом. 14 – 16 ноября 1920 г. армада кораблей под Андреевским флагом покинула берега полуострова, увозя на чужбину разбитые белые полки и десятки тысяч гражданских беженцев. Тем самым П. Н. Врангель спас их от беспощадного красного террора, обрушившегося на Крым сразу же после ухода белых.

В европейской части  России после взятия Крыма был  ликвидирован последний белый фронт. Военный вопрос перестал быть главным  для Москвы, но боевые действия на окраинах продолжались еще много месяцев.

Политика «советизации», провалившая в Польше, с успехом  была проведена при опоре на полки  Красной армии и вооруженные  формирования местных коммунистов  в буржуазных республиках Закавказья: в Азербайджане (апрель 1920 г.), Армении (ноябрь 1920 г.), Грузии (февраль – март 1921 г.). В районах Средней Азии, где практически отсутствовал промышленный пролетариат и крестьянское (дехканское), население находилось под сильным влиянием феодально-патриархальных настроений, создаются Народные советские республики: в феврале 1920 г. – Хорезмская, в октябре 1920 г. – Бухарская. В их правительства помимо коммунистов входили на вторых ролях представители национальной буржуазии.

Красная армия, разгромив  Колчака весной 1920 г. вышла к Забайкалью. Дальний Восток находится в это время в руках Японии. Чтобы избежать столкновения с ней, правительство Советской России способствовало образованию в апреле 1920 г. формально буферного государства - дальневосточной республики (ДВР) со столицей в Чите. Вскоре армия ДВР начала военные действия против белогвардейцев, поддерживаемых японцами, и в октябре 1922 г. заняла Владивосток, полностью очистив Дальний Восток от белых сил и интервентов. После этого было принято решение о ликвидации ДВР и включении ее в состав РСФСР.

…В 1919 г., в самый разгар трагических событий, охвативших Россию, поэт Максимилиан Волошин написал  следующие строки:

Одни идут освобождать  Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию, хотят весь мир пересоздать.

И там, и здесь между рядами звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас –  тот против нас. Нет безразличных: правда с нами».

И вот братоубийственная  война, небывалая в мировой истории  по накалу и масштабам классовых  сражений, глубине и яростности человеческих страстей, закончилась. Закончилась победой большевиков.

Чтобы разобраться в причинах этого, имеет смысл проанализировать события, происходившие в годы Гражданской войны на территориях России, контролируемых красными и белыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7 Создание  Красной армии

 

Испытывая быстро нараставшую  в первые месяцы Гражданской войны  угрозу утраты власти, большевики действовали  в присущем им стиле – решительно и целенаправленно.

Еще в январе 1918 г. Совнарком  принял декреты об организации на добровольческих началах Рабоче-крестьянской Красной армии и флота. Но с развертыванием боевых действий все очевиднее становилась необходимость массовой, а главное – регулярной, строго дисциплинированной армии. К ее формированию приступили с конца мая 1918 г., когда было принято решение о первой мобилизации призывных возрастов рабочих и крестьян.

На основе регулярно  проводившихся в дальнейшем мобилизаций  численность армии быстро росла. Если в добровольческий период в  рядах Красной армии сражалось  до 300 тыс. человек, то к концу 1918 г. - свыше 1 млн., а осенью 1920 г. - уже 5,5 млн. человек (из них свыше 3 млн. находилось во внутренних военных округах и запасных частях).

С июля 1918 г. стала проводиться  мобилизация военных специалистов, без которых невозможно было создать  современную регулярную армию. Это позволило привлечь в советские вооруженные силы до 75 тыс. бывших генералов и офицеров - лишь немногим меньше, чем было их в рядах белых формирований (около 100 тыс. человек).

Переход от добровольческого принципа к мобилизации заметно усилил политическую неустойчивость командного состава Красной армии, опасность измены «пролетарскому делу» со стороны бывших офицеров. В связи с этим расширяются права военных комиссаров, назначаемых в войсковые части уже с весны 1918 г. - из числа коммунистов с дооктябрьским партийным стажем.

Без подписи приказы  командиров не имели силы, при отказе от выполнения распоряжений от вышестоящих  штабов военспецы тут же подлежали  аресту. Семьи офицеров были превращены в заложников. «Каждый комиссар должен точно знать семейное положение командного состава вверенной ему части, для того чтобы немедленно арестовать членов семьи в измены или предательства командира», -говорилось в одном из директивных документов того времени. Специальные постановлением ЦК большевистской партии устанавливалась и строгая ответственность комиссаров (вплоть до расстрела) в случае перехода на сторону противника опекаемых им офицеров.

Превращение республики в «единый военный лагерь». 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем». Был создан Реввоенсовет во главе с Л. Д. Троцким, осуществляющий непосредственное руководство армией и флотом, а также всеми военными и морскими ведомствами. Учреждалась должность Главнокомандующего Вооруженными силами РСФСР (с сентября 1918 г. ее занимал бывший полковник И. И. Вацетис, с июля 1919 г. - бывший полковник С. С. Каменев). В ноябре 1918 г создан Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В. И. Ленина. Он сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти.

Информация о работе Гражданская война и иностранная интервенция в России: новые оценки