Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:19, лекция
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились такие социальные и политические институты, как государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в 1 тысячелетии до н.э. дихотомию Восток — Запад. Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но при этом не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.
Индусская политико-религиозная концепция богоугодного царя (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей — охрана подданых. “Все, что ни делает царь, — правильно. Таков признанный закон”, — написано в Нараде, одном из религиозно-правовых трактатов Древней Индии. “Ведь ему вверена дхарма мира, а он охраняет его, основываясь на могуществе и милости ко всем живущим”. Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он, опекун всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со Стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией царей, согласно древнему политическому трактату Индии — Артхашастре, была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений. Эти представления о благих деяниях правителей должны были поддерживаться их общей социально-значимой деятельностью, которая была особенно присуща, например, Древнему Вавилону (это и практика царских приказов “мишарум”, освобождающих бедняков от долгов, и нормы права, ограничивающие долговое рабство трёхгодичным сроком, и установленные проценты ростовщического займа и пр.). Характерно также, что усиление деспотических черт древневосточного государства происходит часто в процессе борьбы не с народом, а со знатью, с аристократическими и жреческими кругами, их сепаратизмом. Усиление властных полномочий восточных правителей часто сопровождалось не столько произволом, сколько активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебников, кодексов (Судебник Хаммурапи в XVIII в. до н.э. в Вавилоне и др.).
Стремление к поддержанию правопорядка было свойственно восточным монархиям, как правило, в периоды их расцвета и подъема.
Вместе с государством в древневосточных обществах складывалось и право, которое в странах Древнего Востока имело ряд общих черт. В частности, оно открыто закрепляло социальное неравенство, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов. Вне зависимости оттого, мог ли раб иметь семью или владеть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Востоке он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Древневосточное законодательство закрепляло также сословное неравенство свободных. Оно в той или иной форме присутствовало во всех древневосточных правовых системах государственной службы.
Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела peлигиозное обоснование. Правонарушение - это одновременное нарушение нормы религии и морали.
Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Ссылки на древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятниках древневосточного права, в чем сказался его традиционный характер. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентировались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.
Первые памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. В правовых системах, которые формировались в медленно эволюционирующих древневосточных обществах, нашли отражение нормы старого родового строя, например, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи или даже всех членов соседской общины за проступки, совершенные одним из них, кровную месть, самосуд, талион. На примере таких универсальных обычаев, как кровная месть и талион, в которых нашел отражение принцип равного воздаяния родового строя (око за око, зуб за зуб), по памятникам древневосточного права можно проследить, как эти старые обычаи наполнялись новым содержанием. Появление имущественных, сословных, профессиональных и других различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи первобытнообщинного строя о равном воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого выше цены крови бедного, незнатного.
Общие традиционные черты
древневосточного права определялись
в значительной мере длительным существованием
в странах Древнего Востока таких
социальных форм, как община, большая
патриархальная семья. Во всех нормах
древневосточного брачно-семейного
и наследственного права
В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отличиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне и в Древнем Китае или религиозной концепцией мироздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.
Говоря об общих элементах правовых систем стран Древнего Востока, нельзя не видеть и специфических черт их правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей.
Так, в Древнем Египте, стране “поголовного рабства”, в условиях засилия административно-командного царского аппарата, с его гипертрофированными контрольно-регулирующими функциями, не было создано условий даже для общих представлений о правоспособности, правовом статусе личности.
Государство и право стран античности (1 часа)
Государство и право Древней Греции
В VIII и VII вв. до н. э.
в Греции было уничтожено родовое
устройство и установлено
а) Государство и право Спарты
Основателем Спарты считался царь Ликург. Господствующим классом в Спарте были спартиаты — полноправные граждане, жившие только в Спарте, их насчитывалось около 8 тыс. Они обладали собственностью на землю, на скот и на работающих, на их полях илотов. Организация спартиатов была родовой. Все спартиаты делились на три родовые филы, каждая фила — на десять «об», каждая оба — на десять триакид. Эксплуатируемым классом в Спарте были илоты — покоренные жители завоеванных территорий и периэки — окрестные жители, которые были лично свободными, но не имели политических прав и платили Спарте дань.
В Спарте существовали следующие органы государственной власти:
1. Народное собрание — апелла, функция которого заключалась в том, что оно принимало либо отвергало предложения герусии.
2. Герусия — совет старейшин, состоявший из 30 геронтов, в число которых входили два царя — басилевса (архагета), что являлось своеобразной чертой государственного строя Спарты. Архагеты были подчинены герусии и не могли принять ни одного важного решения без ее согласия.
3. Эфорат — комиссия из пяти человек, функции которой сводились к контролю над архагетами и герусией.
Основным источником права в Спарте являлись ретры — основные законы Спарты, издаваемые царем Ликургом, в частности, «Ликургова ретра».
б) Афинское государство и право
Возникновение Афинского
государства — длительный процесс,
завершившийся в VI в. до н. э. Начальным
этапом его считают реформы басилевса
Тесея, который организовал
Постепенно эвпатриды ограничивают власть басилевса, наследование его должности прекращается, а его функции переходят к новым выборным должностным лицам — архонтам. Коллегию архонтов возглавлял архонт — эпоним, руководивший управлением страной и выполнявший ряд судебных функций; вторым архонтом стал архонт — басилевс, сохранивший только жреческие обязанности и свершавший суд по религиозным делам; третий — архонт-полемарх осуществлял военное командование; остальные шесть членов коллегии архонтов — архонты-фосмофеты отправляли правосудие.
Вторым новым
органом управления стал Ареопаг, который
заменил совет старейшин. Ареопаг
был высшим судебным органом, а также
избирал и контролировал
Второй этап развития государства в Афинах связан с реформами Солона: первой из них явилась сисахфия — отмена долгового рабства; второй — установление имущественного ценза при распределении политических прав и обязанностей, все граждане были разделены по имущественному цензу на 4 разряда: пятисотников, всадников, зевгитов и фетов; третьей был создан новый судебный орган — гериэя и четвертой — новый орган управления — Совет четырехсот, который избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени.
Третьим этапом в
образовании Афинского
Государственный строй. Высшим органом государственной власти в Афинах являлось народное собрание, которое созывалось в установленные сроки — сорок раз в году. В народное собрание допускались только полноправные афинские граждане, достигшие 20 лет. Для принятия решения требовалось присутствие 6000 человек. Высшим органом управления являлся совет пятисот, в который входили от каждой из территориальных фил по 50 избираемых по жребию на один год граждан, достигших 30-летнего возраста. Для ведения текущих дел совет делился на 10 комиссий по 50 представителей от каждой филы.
Высшим судебным органом являлась гелиэя, которая состояла из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста, избираемых по жребию на один год по 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 501 члену, (остальные члены считались запасными). Для рассмотрения законопроектов в гелиэе создавалась особая коллегия номофетов — 1000 членов гелиэи.
Важную роль в управлении государством играли должностные лица. Среди них:
— коллегия стратегов — состояла из 10 человек; эту должность могли замещать только женатые и имевшие недвижимую собственность граждане;
— коллегия архонтов — состояла из 9 человек, за каждым из них закреплялись определенные функции;
— аполекты — ведали государственной казной;
— элленоты — занимались казной афинского морского союза;
— полеты — управляли государственным имуществом;
— логисты — принимали денежные отчеты должностных лиц;
— астиномахи — наблюдали за порядком на улицах и т.д.
Судебная система выглядела следующим образом: высший судебный орган — гелиэя рассматривала дела об умышленных убийствах и государственные преступления; суд эфетов — дела о неумышленных убийствах; коллегия одиннадцати — кражи, разбой; суд диэтетов — гражданско-правовые споры об имуществе и коллегия сорока — мелкие дела.
Армия. В мирное время все афинские граждане в возрасте от 18 до 20 лет проходили военное обучение. В случае войны созывалось всеобщее ополчение граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Армия состояла из отрядов всадников, тяжело вооруженной пехоты.
Основные черты права. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. Законы появились в 621 г. да н.э. и первыми из них были законы Драконта представлявшие собой запись обычаев и отличившиеся особой жестокостью (почти за все преступления предусматривалась смертям, казнь). Позже общими правилами поведения становятся постановления народных собраний.
Институт частной собственности не достиг в Афинах особого развития. Собственность рассматривалась как благо, предоставленное государством.
Из договоров афинское право знало куплю-продажу, наем, поклажу, товарищество, поручение и комиссию.
В брачном и семейном праве отмечалось неполноправное положение женщины. Женщина находилась под опекой отца или мужа и считалась недееспособной. Брак был обязанностью граждан, и главной его целью считалось рождение детей. В уголовном праве проводилось четкое различие между наказаниями, которым подвергались рабы и свободные. К рабам применялись исключительно телесные наказания, к свободным — смертная казнь, изгнание, лишение гражданских прав, штрафы и конфискация.
Информация о работе Государство и право стран Древнего Востока