Государственный строй и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы будем исходить из того что временной отрезок до 9 века считается предысторией периода раннефеодальной англосаксонской монархии и тесно связан с временем с 9 по 11 века, а упоминания о предшествующем времени будет полезно и интересно.

Содержание

Глава 1 Государственный строй и право в Англосаксонских раннефеодальных монархиях………………………………………………………………………3
1.1 Государственный строй …………………………………………………..3
1.2 Право в Англосаксонских раннефеодальных монархиях……………….8
Глава 2 Мусульманское право. Источники. Особенности…………………10
2.1 Особенности мусульманского права…………………………………….10
2.2 Источники мусульманского права……………………………………….13
Задача……………………………………………………………………..……16
Список используемой литературы………………………………………..….17

Прикрепленные файлы: 1 файл

их история.docx

— 44.87 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Глава 1 Государственный строй и право в Англосаксонских раннефеодальных монархиях………………………………………………………………………3

    1. Государственный строй …………………………………………………..3
    2. Право в Англосаксонских раннефеодальных монархиях……………….8

Глава 2 Мусульманское право. Источники. Особенности…………………10

2.1 Особенности мусульманского  права…………………………………….10

2.2 Источники мусульманского права……………………………………….13

Задача……………………………………………………………………..……16

Список используемой литературы………………………………………..….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Государственный  строй и право в Англосаксонских  раннефеодальных монархиях

 

1.1 Государственный строй

Некоторые историки считают что англосаксонский период раннефеодальной монархии идёт с эпохи в истории Великобритании, начавшаяся в V веке с высадки на Британских островах отрядов англов, саксов и ютов и образования англосаксонских государств и завершившаяся в XI веке нормандским завоеванием страны. Другие указывают несколько иные временные рамки это 9-11века также до нормандского завоевания.  В данной работе мы будем исходить из того что временной отрезок до 9 века считается предысторией  периода раннефеодальной англосаксонской монархии и тесно связан с временем с 9 по 11 века, а упоминания о предшествующем времени будет полезно и интересно.

Англия, населенная бриттами, была около 400 лет римской провинцией под именем Британии. Когда римские легионы в начале V в. покинули Британию, её жители не в силах были более выдержать набеги своих северных соседей, пиктов и скоттов: в 449 г. они призвали на помощь, согласно преданию, ютов под началом Хенгиста и Хорсы, разбили пиктов и скоттов, и их успехи привлекли в страну новые толпы саксов, англов и ютов . Это наводнение страны саксами положило начало более чем столетней борьбе между первобытным кельтским населением и иноземными пришельцами — борьбе, из которой бритты, после упорного сопротивления, вышли порабощенными и отчасти принуждены были искать убежища в горах Уэльса и Корнуолла, где они ещё долго сохраняли свою независимость, отчасти переселились на соседний полуостров Франции, Арморику (нынешняя Бретань). Героем этой национальной борьбы кельтское сказание признает короля Артура, учредителя образцового рыцарского общества, известного под именем рыцарей Круглого стола. Завоевав Англию, пришельцы составили не одно государство, а семь(гептархя). Начиная с раннего IX века семь королевств гептархии стали все больше и больше подпадать под влияние Уэссекса. Короля Уэссекса Эгберта (802—839) историки иногда считают первым королем Англии. Внук Эгберта, Альфред Великий (871—899), явился освободителем и устроителем государства. Он первый из королей Уэссекса(страна западных саксов) стал называть себя королем Англии.

Становление и развитие феодализма в  9-11 веках на англосаксонских  землях происходило достаточно долго  с замедленными темпами развития, что в определенной степени связано с консервацией племенных обычаев англосаксов на острове и стойким влиянием скандинавских традиций.

Центральным элементом англосаксонского государства был король, правящий Божьей милостью и представляющий Бога среди своего народа. В англосаксонский  период светская и духовная власть короля были неотделимы друг от друга. Король имел безусловную власть над  светским населением и духовенством, ограниченную только обычным правом и каноническими прерогативами папы римского. Все властные полномочия в государстве проистекали от короля, даже эрлы, узурпировавшие в XI веке власть в регионах, являлись лишь должностными лицами короля: их назначение и смещение осуществлялось только королём, а власть была ограничена королевскими шерифами в графствах.

Хотя вся полнота власти в англосаксонской Британии принадлежала королю, эффективное использование  его прерогатив было невозможно без  сотрудничества с представителями  знати и духовенства. В этой связи  чрезвычайно важным государственным  институтом был витенагемот — собрание высшего духовенства и военно-служилой знати государства, созываемое королём для обсуждения основных вопросов государственной политики. Теоретически правом и обязанностью участия в этом органе обладали все тэны, эрлы, епископы и аббаты королевства, однако представители отдалённых северных регионов, обычно, не приезжали на заседания витенагемота. На обсуждение могли выноситься любые вопросы (утверждение законов, установление налогов, организация обороны, ведение международных переговоров), однако особое значение витенагемот приобрёл как орган, обладающий правом избрания короля, поскольку строгий династический принцип наследования в англосаксонский период ещё не сложился. Функционирование витенагемота обеспечивало конституционный характер англосаксонской монархии.

Другие высшие органы управления в англосаксонский период находились в начальной стадии формирования: существовали королевские писари, составляющие указы и ведущие делопроизводство, а также, вероятно, лица, ответственные  за поступление налогов, однако отдельные  государственные органы ещё не сложились.

Первой достоверно известной  административной единицей англосаксонских  королевств была область, занимаемая одним  из племён, составлявших три главных  англосаксонских народа (англов, саксов, ютов). Уже в это время древние англосаксонские «провинции» имели, прежде всего, судебные и фискальные функции, разрешая споры между соплеменниками и распределяя королевскую продуктовую подать.

По мере усложнения права  и административного аппарата англосаксонских  королевств появилась потребность  в промежуточном административном звене между деревней и собранием  «провинции». Это привело к появлению  в Уэссексе сотни как административной единицы, объединяющей населённые пункты составляющие в сумме примерно сто гайд (величина обрабатываемого земельного участка, достаточного для содержания одной семьи ). В каждой сотне существовало собственное народное собрание, решающее споры между жителями этой области, наблюдавшее за поддержанием порядка и исполнением законов королевства и распределявшее продуктовую подать. Короли имели своих представителей в органах управления сотен — главных судей . После объединения Англии под властью Уэссекса сотня как основная административная единица была введена на всей территории страны (в областях, завоёванных в X веке датчанами, она не сохранилась, её роль играл округ-уэпентейк .

Позднее сотни были объединены в ширы-графства , причём система англосаксонских графств оказалась очень стабильной и сохранилась практически без изменений до XX века. 

Большое значение имело возникновение должности шир-герефа (позднее — шериф) — королевского чиновника, назначаемого в каждое графство для управления местными финансами, осуществления правосудия и поддержания порядка. К середине XI века шир-гереф стал главным королевским агентом в местном управлении. Он собирал налоги и платежи, управлял королевским имуществом на территории графства, председательствовал в судах в отсутствие эрла. Как представитель короля он обеспечивал единство страны и препятствовал образованию самостоятельных графств на территории Англии. 

В "правдах" VI—VII вв. среди  населения выделяются родоплеменная знать (эрлы), свободные общинники (кэрлы), полусвободные (лэты) и домашние слуги-рабы. Упоминаются также священники и король, причем вергельд епископа был выше вергельда короля. В VIII в. распространяется практика индивидуального патроната, когда человек должен был искать себе покровителя (глафорда) и не имел права уходить от него без его позволения. В памятниках VII—IX вв. особо упоминаются дружинники-таны, в число которых входили как эрлы, так и кэрлы, обязанные нести военную службу в пользу короля. Единственным критерием вхождения в эту категорию было обладание земельным участком определенного размера (5 гайд). Таким образом, границы между различными социальными группами свободных не были замкнутыми и резко ограниченными: английский крестьянин и даже потомок вольноотпущенника мог стать таном, получив от господина или короля участок земли. По свидетельству историков, почти четверть английских танов указанного периода произошли от крестьян и ремесленников. 
 
Одновременно продолжается развитие отношений господства и подчинения. В Х в. всем, не способным отвечать за себя в суде, было предписано найти себе глафорда (принудительная коммендация). Любой человек, прежде чем обращаться за правосудием к королю, должен был обратиться к своему глафорду. Жизнь господина была объявлена неприкосновенной как для эрлов, так и для кэрлов. Параллельно укрепляется институт поручительства — за любого человека поручались его глафорд и определенное количество свободных людей (не более 12 человек). 
 
К XI в. определились поземельные службы как танов, так и зависимого крестьянства. Таны обладали основанным на королевском акте правом владения землей и должны были исполнять три основные обязанности: участвовать в походе, в строительстве укреплений и в починке мостов. Кроме того, для многих землевладельцев по приказу короля могли вводиться и другие службы: устройство заповедных королевских парков, снаряжение судов, охрана побережья, церковная десятина и т. п. Постепенно таны образуют военное сословие. 
 
Из обедневших кэрлов образовались многочисленные категории зависимого крестьянства — как с фиксированными повинностями, так и без них. Повинности определялись обычаем поместья. После смерти крестьянина глафорд получал все его имущество. 
 
Значительное распространение по-прежнему имел рабский труд завоеванного населения. Церковь осуждала произвол и жестокое обращение с несвободными: раб, который работал в воскресный день по указанию своего господина, становился свободным. 
 
Английское духовенство во главе с архиепископом Кентерберийским пользовалось более независимым положением в отношении папской власти, чем церковь на континенте. Богослужение велось на местном языке. Представители духовенства участвовали в разрешении светских дел в местных и королевском собраниях. 
 
Английская церковь была крупным землевладельцем — ей принадлежало до одной трети всех земель. Вместе с тем духовные лица не были изъяты из общегосударственной системы налогов и повинностей. 
 
В целом к моменту нормандского завоевания процессы феодализации англосаксонского общества, оформление феодального землевладения, вассально-ленной иерархии были еще далеко не завершены. Существовала значительная прослойка свободного крестьянства, особенно на востоке страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Право в Англосаксонских раннефеодальных монархиях

 

Вместе с тем правовые памятники IX—XI вв. уже свидетельствуют  об определенной тенденции к передаче крупным земельным собственникам  прав и полномочий королевской власти: права судить своих людей, взыскивать штрафы и сборы, собирать ополчение на своей территории. Могущественные таны часто назначались королевскими представителями - управляющими в административных округах.

Есть дата, которая является основополагающей в истории английского  права, как и в истории самой  Англии и Европы, — это 1066 год, когда  Англия была завоевана нормандцами. Период, предшествовавший этой дате, в  Англии называют периодом англосаксонского права. Римское господство, хотя оно  и длилось в Англии четыре столетия — от императора Клавдия до начала V века, — оставило в Англии не больший  след, чем кельтский период во Франции  или иберийский период в Испании. Для историков английского права  история права начинается с эпохи, когда римское господство прекратилось и различные племена германского  происхождения — саксы, англы, юты, датчане — возобладали в Англии. Именно в эту эпоху Англия была обращена в христианство миссией  святого Августина Кентерберийского (596г).

После обращения в христианство законы составлялись так же, как  и в континентальной Европе, с  тем лишь отличием, что писались они не на латыни, а на англосаксонском языке. Законы Этельберта, составленные около 600 года, включают всего 90 коротких фраз. Законы датского короля Канута (1017 - 1035 гг.), составленные четырьмя веками позже, гораздо более разработаны и знаменуют уже переход от эры общинно - племенной к феодализму. Персональный принцип уступает место, как и во Франции, территориальному, но действующее право остается сугубо местным, хотя страна и была подчинена единому суверену. До нормандского завоевания не было права, общего для всей Англии. Характерным для него является наличие многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения (саксов, англов, ют, датчан), возобладавших в этот период в Англии. В стране не было общего для всех права. Действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные акты (обычаи).

В англосаксонской Британии первые упоминания о наличии частной  юрисдикции землевладельцев относятся  только к середине X века. Ко времени правления Альфреда Великого идея частной юрисдикции приобрела общественное признание благодаря широкому распространению манориального землевладения и возникновению зависимых категорий крестьянства. В X веке в некоторых хартиях английских королей появляется специальный термин для обозначения переход права юрисдикции над зависимым населением от королевских судов к суду землевладельца — «сака и сока». «Сака» обозначала предмет спора, а «сока» — процесс передачи дела в суд сеньора, а всё вместе выражало юрисдикцию сеньориального суда по делам, вытекающим из аграрных отношений (нарушение правил землепользования, земельные споры и т.п.). Передача права «саки и соки» королями вместе с пожалованием земель тэнам и эрлам с конца X века приобрела характер государственной политики, причём было установлено, что право суда над королевскими тэнами неотчуждаемо и принадлежит исключительно королю. Передавая право частной юрисдикции представителям землевладельческой знати, король обычно оставлял за собой право рассмотрения наиболее важных судебных дел (убийство, укрывательство преступников, нарушение королевского мира, захваты имущества). К середине XI века была выработана особая юридическая формула, описывающая сферу частной юрисдикции, позднее вошедшая в правовую систему как Англии, так и Шотландии: «sake and soke, toll and team, and infangenetheof». Упоминание этой формулы в земельных хартиях королей означало, что, помимо саки и соки, землевладелец получал право на взимание пошлин при торговых операциях зависимых крестьян, право на рассмотрение дел о незаконном владении имуществом, а также право суда над вором, пойманным с поличным на территории, подчинённой сеньору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Мусульманское право. Источники. Особенности

 

2.1 Особенности мусульманского права

 

Одним из наиболее крупных  явлений в средневековой цивилизации  на Востоке стало мусульманское  право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое  значение, возникла и оформилась в  рамках Арабского халифата. Процесс  ее развития был тесно связан с  эволюцией арабской государственности  от небольшой патриархально-религиозной  общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII--Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

Мусульманское право вобрало  в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности  правовые обычаи и традиции, действовавшие  в доисламской Аравии и на завоеванных  арабами территориях. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман -- Коран и Сунна.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению  к Аллаху. Нормы, содержащие такие  обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю  жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста  и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются  только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному  строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и  иных обездоленных. Но в шариате  нашли свое отражение и представления  о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для  мусульманина проявлять терпение и  смирение: "Терпите, ведь Аллах с  терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти - "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас" (4.62).

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его  относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге -- Аллахе -- утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории. Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу.

Информация о работе Государственный строй и право