Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:17, контрольная работа
К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную роль в образовании единого национального государства, теперь стала реакционной силой, тормозящей развитие капитализма и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.
Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм:
перестал выражать общенациональные интересы;
защищал средневековые сословные привилегии;
защищал исключительные права дворянства на землю;
поддерживал цеховой строй;
установил торговые монополии и др.
Введение…………………………………………………………………..3
Причины революции……………………………………………………..4
Начало революции. Господство конституционалистов-монархистов...5
Правление жирондистов……………………………………………….....7
Якобинская революционная диктатура……………………………….....9
Термидорианцы у власти. Режим Директории………………………....12
Итоги, значение и особенности французской революции XVIII в……15
Заключение……………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………18
Когда начались военные действия, Франция оказалась в незавидном положении. Французская армии дезорганизована, так как многие из ее офицеров-дворян эмигрировали.
Перед лицом прусской угрозы в Лотарингии, а затем в Шампани, Законодательное собрание объявило: «Отечество в опасности» (10 июля 1792 г.). Отовсюду стекаются добровольцы, для которых защита Франции отождествляется с защитой революционных идеалов. Этими чувствами особенно проникнуты те, кто, несмотря на королевский запрет, прибывает в Париж для защиты столицы под звуки «Марсельезы», написанной Руже де Лилем.
События ускоряются, когда один из дворян, эмигрировавший в Германию, предает огласке Брауншвейгский манифест (25 июля), в котором Людовик XVI выставлен в неблаговидном свете, так как речь идет о стремлении Пруссии и Австрии восстановить его в своих правах. 10 августа монархии приходит конец: парижские революционеры при поддержке марсельских волонтеров и жителей Бреста берут штурмом Тюильри, а Законодательное собрание возвещает о низвержении короля. К власти пришли республиканцы из среды крупной буржуазии – жирондисты, выражавшие взгляды французской торгово-промышленной буржуазии, новой, конституционной бюрократии, буржуазной интеллигенции. Они организовали выборы в новый парламент – Национальный конвент, который 21 сентября 1792 г. отменил монархию, а на следующий день провозгласил республику. [3, с.388]
14 августа 1792
г. по инициативе жирондистов
законодательное собрание
Война ухудшила
экономическое положение
Придя к власти, жирондисты стремились не допустить дальнейшего развития революции и успокоить народ мелкими уступками. Чрезвычайная умеренность проведенных ими реформ не удовлетворяла крестьянско-плебейские слои населения, настроения которых отражала партия якобинцев. Свое название эта партия получила от монастыря святого Якова, где якобинцы собирались для обсуждения происходивших событий. Лидерами партии стали видные деятели революции, убежденные в необходимости продолжения и углубления революционных преобразований, - адвокаты Максимилиан Робеспьер и Жорж Дантон, врач и журналист Жан Поль Марат.
В результате восстания в Париже 31 мая – 2 июня 1793 г. жирондисты были свергнуты, а власть перешла в руки якобинской партии (представляли мелкую буржуазию).
ЯКОБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДИКТАТУРА
Влияние якобинцев в обществе росло. В начале 1793 г. они добились казни свергнутого короля. Людовик XVI 21 января 1793 г. был казнен на гильотине, обвиненный в государственной измене. Авторитет якобинцев возрастал, по мере того как находившаяся у власти буржуазия не справлялась с задачами удовлетворения потребностей народа и организации обороны.
Весна 1793 г. была очень тяжелой для революционной Франции. Со всех сторон наступали армии антифранцузской коалиции, пополненные Англией и Испанией, в западном департаменте Вандея ширилось движение против революции и республики, истощались запасы продовольствия, массы людей голодали. При помощи французских контрреволюционеров интервенты заняли большую часть территории Франции. Якобинцы всегда отличались решительностью, и на сей раз они проявили ее в полной мере. В самом конце мая они подняли восстание в Париже и захватили власть в свои руки. Жирондисты были изгнаны из Конвента.
Сразу же по приходе к власти якобинцы пошли на встречу требованиям крестьянства. Декретом 3 июня Конвент установил льготный порядок продажи конфискованных земель эмигрантов малоимущим крестьянам – мелкими участками с рассрочкой платежа на 10 лет. Через несколько лет Конвент декретировал возвращение крестьянам всех отнятых помещиками общинных земель и порядок раздела общинных земель поровну на душу населения по требованию трети жителей общины. Наконец, 17 июля, осуществили главные требования крестьянства, Конвент принял постановление о полном, окончательном и безвозмездном уничтожении всех феодальных прав, повинностей и поборов. Феодальные акты и документы подлежали сожжению, а хранение их наказывалось каторгой. Осенью в интересах бедных граждан якобинцы ввели твердые цены на все товары первой необходимости. [6, с. 421]
Аграрное законодательство якобинцев отвечало интересам крестьянства в целом. Пострадало не только дворянство, но и та часть буржуазии, которая скупила земли феодалов вместе с их правами на взимание различных сеньориальных повинностей. Декреты предписывали дробление продаваемых владений и рассрочку платежей. Больше всего выиграли имущие слои крестьянства, которые могли воспользоваться распродажей земель. Неимущие получали надежду на свой аркан земли. Крестьянство после новых аграрных законов решительно перешло на сторону якобинской революционной власти.
Одновременно якобинцами была развернута беспощадная борьба против врагов революции, кем бы они ни были: бывшие дворяне, священники или люди из народа.
В стране проводилась политика, направленная на уничтожение католической веры и церкви. Храмы закрывались, их имущество переходило государству. Священников заставляли отказываться от сана. Вместо католической и других религий был введен «культ Разума», т.е. вера в разум. Народ не принял такую политику. Поэтому в конце 1793 г. по инициативе М.Робеспьера Конвент запретил насильственные действия в отношении церкви и провозгласил свободу веры. [2]
Якобинский Конвент принял и представил на утверждение народа новую Конституцию. Якобинская Конституция 1793 года делала большой шаг вперед по сравнению с Конституцией 1791 года. Это была самая демократическая из буржуазных конституций XVIII – XIX вв. В ней нашли отражения идеи Руссо, которыми увлеклись якобинцы.
Конституция 1793 года устанавливала во Франции республиканский строй. Высшая законодательная власть принадлежала Законодательному собранию, избираемому всеми гражданами (мужчинами) достигшим 21 год; важнейшие законопроекты подлежали утверждению народом на первичных собраниях избирателей. Высшая исполнительная власть предоставлялась Исполнительному Совету из 24 человек; половина членов этого Совета ежегодно подлежала обновлению. Принятая Конвентом новая Декларация прав человека и гражданина объявляла правами человека свободу, равенство, безопасность и собственность, а целью общества - «всеобщее счастье».
Свобода личности, вероисповедания, печати, подачи петиций, законодательной инициативы, право на образование, общественную помощь в случае нетрудоспособности, право на сопротивление угнетению – таковы были демократические принципы, провозглашенные Конституцией 1793 года. Конституция была поставлена на утверждение народа – первичных собраний избирателей – и одобрена большинством голосов.
Ожесточенная классовая борьба заставила, однако, якобинцев отказаться от практического осуществления Конституции 1793 года.
Правовое оформление системы власти Якобинской диктатуры осуществлялось постепенно и было завершено декретами 10 октября и 4 декабря 1793, учредившими во Франции "временный революционный порядок управления" (введение в действие буржуазно-демократической конституции, принятой Конвентом 24 июня 1793, было отложено). Вся полнота законодательной и исполнительной власти сосредоточилась в руках Конвента и его комитетов; Комитет общественного спасения (с 27 июля фактически возглавлявшийся М. Робеспьером) в сущности выполнял функции революционного правительства; основной задачей Комитета общественной безопасности и Революционного трибунала была борьба против внутренней контрреволюции. В департаменты и армии направлялись комиссары – представители Конвента, наделенные чрезвычайно высокими полномочиями, вплоть до вынесения смертного приговора. На местах действовали революционные комитеты. Был произведен массовый набор в армию, которую независимо от своего возраста и происхождения возглавляли талантливые генералы. Сосредоточение государственной власти в руках якобинского правительства сочеталось с широкой инициативой народных масс и их организаций.
Когда благодаря Якобинской диктатуре миновала опасность реставрации старых порядков, обострился антагонизм внутри блока социальных сил, сплотившихся вокруг якобинцев в борьбе с общим врагом. У городских и сельских низов нарастало недовольство буржуазной ограниченностью политики якобинской власти. Крупная и средняя буржуазия, зажиточное и среднее крестьянство по мере уменьшения опасности реставрации монархии не хотели больше терпеть режим революционной диктатуры (ограничение свободы торговли и предпринимательства, твёрдая политика максимума и реквизиций, революционный террор), сужавший их возможности извлечь все выгоды из победы буржуазной революции.
Благодаря действиям якобинцев к началу 1794 г. территория Франции была очищена от неприятельских войск. Но после этой победы внутри якобинской партии обострилась борьба за власть между тремя различными группировками. Это ослабило партию.
Одна группировка – буржуазная – требовала отмены законов, ограничивавших обогащение буржуазии любыми способами. Другая, защищавшая интересы бедноты, добивалась увеличения крестьянских землевладений, обуздания спекуляции и роста цен. Группа Робеспьера, занимавшая промежуточное положение, выступала за построение демократической республики, ограничение богатства и ликвидацию нищеты. По приказу Робеспьера были казнены лидеры несогласных с ним группировок. В июне — июле 1794 в недрах Конвента сложился заговор, направленный против революционного правительства, возглавляемого Робеспьером и его ближайшими сподвижниками. Хотя к заговору примкнули и некоторые левые якобинцы, главную роль в нём играли представители контрреволюционной буржуазии. В результате термидорианского переворота (27/28 июля 1794) Якобинская диктатура была свергнута. К власти пришли термидорианцы – представители новой буржуазии, нажившейся за пять лет революции на спекуляции и поставках провианта и амуниции в армию. [1, с.15]
Значение Якобинской диктатуры состоит в том, что она довела до решительной победы буржуазную революцию во Франции и отстояла её завоевания от внутренней и внешней контрреволюции, заложила революционные традиции, игравшие и играющие большую роль в революционном движении 19—20 вв.
ТЕРМИДОРИАНЦЫ У ВЛАСТИ, РЕЖИМ ДИРЕКТОРИИ
Политика, установившегося во Франции режима, получила название термидорианской реакции. В годы правления термидорианцев произошел отток революционной волны назад. Но это была не реставрация дореволюционных порядков, когда господствовало дворянство, а закрепление у власти новой буржуазии.
Термидорианцы отменили многие законы, принятые якобинцами, в том числе закон об ограничении цен. После этого начался быстрый рост дороговизны. Доведенные до отчаяния парижане в апреле и мае 1795 г. дважды поднимались на восстания, но были разгромлены и разоружены. В то же время буржуазия лихорадочно обогащалась и, не стесняясь, как в прошлые годы, выставляла напоказ свое богатство.
Отмена ценового контроля привела к возобновлению инфляции и к новым бедствиям для рабочих и неимущих, утерявших своих вождей. Вспыхивали самостийные мятежи. Самым крупным из них стало восстание в столице в прериале (май 1795), поддержанное якобинцами. Мятежники воздвигли на улицах Парижа баррикады, захватили Конвент, тем самым ускорив его роспуск. Для подавления восстания в город (впервые после 1789) были введены войска. Мятеж был безжалостно подавлен, почти 10 тыс. его участников подверглись арестам, тюремному заключению или депортации, вожди закончили жизнь на гильотине.
В мае 1795 революционный трибунал был окончательно упразднен, и эмигранты начали искать пути возвращения на родину. Наблюдались даже попытки роялистов восстановить нечто похожее на дореволюционный режим, но все они жестоко пресекались. В Вандее мятежники снова взялись за оружие. Английский флот высадил на п-ове Киберон на северо-восточном побережье Франции свыше тысячи вооруженных эмигрантов-роялистов (июнь 1795). В городах Прованса на юге Франции роялисты предприняли еще одну попытку мятежа. 5 октября (13 вандемьера) в Париже вспыхнуло восстание монархистов, но его быстро подавил генерал Наполеон Бонапарт.[1, с. 246]
В период термидорианского правления в Конвент вернулись жирондисты; Коммуна Парижа, как орган самоуправления столицы, была разогнана. Комитет общественного спасения, игравший при якобинцах роль главного исполнительного органа в стране был превращен в один из 16 второстепенных комитетов Конвента, исполняя функции внешнеполитического ведомства. Было запрещено судить без суда и следствия, отменен в этой связи закон от 10 июня 1793 г. (22 прериаля).
Термидорианцы начали преследовать организаторов якобинского террора.
В области экономики стала возрождаться политика экономического либерализма, которая в свою очередь спровоцировала новую волну гиперинфляции в стране.
В общественной жизни распространялась фривольная культура, салонная мода и т.п. Насаждался католицизм, хотя "Культ Разума" и новый календарь не были отменены.
В октябре 1795 г. была принята новая конституция Франции. Законодательная власть передавалась двум советам – Совету старейшин и Совету пятисот, а исполнительная – Директории, которая состояла из пятерых человек и ежегодно обновлялась на одну пятую своего состава; в течение первых четырех лет порядок выходящих членов определялся жребием. В Директорию первого состава вошли Л. М. Ла Ревельер-Лепо, Ж. Ф. Ребель, Ф. Л. О. Летурнер, П. Баррас, Л. Н. Карно. Для каждого вакантного места Совет пятисот составлял список десяти кандидатов, из которых Совет старейшин выбирал нового члена Директории. Установившийся режим получил название режима Директории, но господство новой буржуазии сохранялось.
Информация о работе Французская буржуазная революция XVIII в