Формирование системы нового законодательства в период НЭПа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

Государственные реформы 60-70 гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.
Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: "Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает".

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИОГП.docx

— 44.21 Кб (Скачать документ)

     Позже (1923-1924) в развитии гражданского (хозяйственного) законодательства  наметилась другая тенденция,  что сказалось на усложнении  структуры и языка правовых  норм ГК. Гражданско-правовые нормы  дифференцировались по принципу  обязательности: диспозитивные и  принудительные.

     Гражданский кодекс, кроме того, содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные. При разработке ГК предполагалось выделить в кодексе группу основных статей, непосредственно выражающих социально-экономические задачи нового гражданского права. Такими декларированными статьями ГК стали ст. 1 "О применении гражданского законодательства на практике" и ст. 4 "О нормировании общего порядка разрешения гражданских споров". В эти статьи были введены неправовые критерии (так, ст. 1 устанавливала порядок защиты имущественных прав только в случае их соответствия "социально-хозяйственному назначению). Это давало судьям большой простор для толкования закона, не связывая их четкими правовыми нормами.

     Закон в значительной мере  ориентировался на относительный  и временный характер права  переходного периода. Правовая  форма казалась переходящей, ожидали  её скорого исчезновения и  замены правовых норм техническими  и организационными. Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не привести к правовому нигилизму со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Законодатель всячески подчеркивал,  что имущественные права частных  лиц (как физических, так и юридических)  являются уступкой во имя развития  производительных сил страны  и должны быть подчинены общей  идее о "господствующей роли  социалистической собственности".

     Наряду с государственной и  кооперативной собственностью закон  выделял частную собственность,  имевшую три формы: единоличную  собственность физических лиц; собственность нескольких лиц, не составлявших объединения (общая собственность); собственность частных юридических лиц.

     Закон и судебная практика  признавали длительное фактическое  владение имуществом более "законным", чем ссылки бывших собственников  на их право собственности.  Вместе с тем владение не  рассматривалось как источник  права собственности - во всех  случаях для возникновения права  собственности требовалось волеизъявление  государства.

     Частная собственность. Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности (определение круга объектов, допускаемых в частную собственность, установление предельного размера частного предприятия, размера наследственной массы, получаемой частным лицом, размеров домовладения, торгового предприятия и т.п.).

     Закон ограничивал также право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Право сдачи в аренду собственником своего имущества до мая 1922 г. запрещалось или, во всяком случае, носило спорный характер. Домовладение, полученное по наследству, не могло отчуждаться, им можно было только пользоваться (до 1923 г.). Пользование домовладением (сдача его внаем) также ограничивалось законом -установление нормы жилой площади, тарифы сдаточных цен, срок сдачи. Закон использовал специальный термин "обладание" (ст. 56 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собственности, не может вливаться в гражданский оборот, его нельзя продать или купить.

     Закон непосредственно регламентировал  размеры договорных сумм (ст. 236ГК), сроки договоров (ст. 153 ГК) и другие элементы обязательства. Многие объекты были изъяты из гражданского оборота (земля, леса, крупные предприятия и др.).

     Правовая основа договора купли-продажи была заложена еще летом 1921 г. Декретом о взимании платы за товары, отпускаемые государством для частного хозяйства. Позже предметы, перечисленные в ст. 21, 22,53 ГК, стали объектами государственной монополии и не могли отчуждаться частным лицам.

     В том же году был установлен  публичный торговый порядок сдачи  подрядов. Система публичных торгов  обеспечивала льготные условия  для государственных и кооперативных  предприятий, они находились в  более благоприятном положении,  чем частные подрядчики (это было  закреплено в августовской 1923 г.  инструкции СНК "О порядке  публичных торгов"). В сентябре 1924 г. публичные торги на подрядные  работы для госпредприятий и  кооперации вовсе отменялись, они  стали получать подряды в ином, облегченном порядке.

     Аренда и концессия. В период нэпа широкое распространение получили договоры аренды и концессии, на основании которых государственное имущество передавалось в пользование частных лиц. Еще в ноябре 1920 г. СНК принял Декрет о концессиях, однако лишь с 1923 г. началась практика заключения концессионных договоров. ГК РСФСР ввел понятие концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка.

     Близким по характеру к договору  о концессии был арендный договор  на государственные промышленные  предприятия. В июле 1921 г. постановление  СНК регламентировало порядок  сдачи в аренду и запретило  одностороннее расторжение договора  вне судебного порядка рассмотрения  споров. Арендатору предоставлялось  право сбывать продукцию предприятия  на вольный рынок, договор мог  предусматривать снабжение предприятия  государственным сырьем.

     Договор. Общие условия, на которых заключались договоры, также регламентировались ГК. Статья 33 ГК признавала любой договор недействительным, если он заключался одной из сторон под влиянием "крайней нужды" и на невыгодных для неё условиях. Инициатива расторжения договора могла исходить не только от заинтересованной стороны, но и от госорганов и общественных организаций. Очевидна социальная направленность этой нормы.

     Одной из особенностей обязательственного  права стало применение статей  Уголовного кодекса в качестве  санкций за нарушение гражданских  договорных отношений. В ряде  случаев несоблюдение установленной  законом формы влекло признание  сделки недействительной. О последствиях  несоблюдения договорных форм  говорили ст. 71-84,101,137,153,162 ГК и  др. Добросовестному контрагенту  ГК гарантировал судебную защиту  его имущественных прав (ст. 1,2,6 ГК  и др.)

     Земельный кодекс. Земельный кодекс РСФСР был принят в сентябре 1922 г. и введен в действие с декабря того же года. Его составной частью стал Закон "О трудовом землепользовании", принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из Основных положений и трех частей: о трудовом землепользовании, о городских землях и государственных земельных имуществах, о землеустройстве и переселении.

     Кодекс "навсегда отменял право  частной собственности на землю", недра, воды и леса в пределах  РСФСР. Все земли сельскохозяйственного  назначения составляют единый государственный земельный фонд, находящийся в ведении Наркомзема и его местных органов. Право непосредственного пользования предоставлялось трудовым землевладельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся в непосредственном распоряжении Наркомзема. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям.

     Сдача земли в аренду разрешалась  на срок не более одного  севооборота. При этом допускалась  только трудовая аренда: "никто не может получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количества, какое он в состоянии дополнительно к своему наделу обработать силами своего хозяйства".

     КЗоТ. Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. и тогда же вступил в действие. КЗоТ состоял из 17 глав. В общей части определялось, что положения Кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через органы Наркомтруда.

     Закон предусматривал в качестве  основных правовых форм привлечения  к труду коллективный и трудовой  договоры, регламентировал порядок  заключения трудовых договоров,  выплаты компенсаций и пособий,  продолжительность рабочего времени  и времени отдыха, труд несовершеннолетних  и женщин.

     В качестве стороны, заключающей  коллективный договор и представительствующей от имени работающих по найму, по всем вопросам "труда и быта" выступали профсоюзы.

     Закон предусматривал санкции  для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК принял Декрет о наказаниях за нарушение постановлений по охране труда, в мае 1924 г. - Декрет о порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности.

      Большинство споров между нанимателем  и немными работниками рассматривалось  в трудовых сессиях судов. Наряду  с этим соглашения, достигнутые  в примирительных камерах и  третейских судах, приобретали  силу договора и защищались  статьями Уголовного кодекса.

     Уголовный кодекс. Уголовный кодекс РСФСР вступил в действие с июня 1922 г. и состоял из введения и двух частей - общей и особенной. Под преступлением Кодекс понимал "всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени".

     Провозглашенными целями наказания  были предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к  условиям общежития, лишение преступника  возможности совершать новые  преступления. Назначение наказания осуществлялось судебными органами на основе "социалистического правосознания", Руководящих начал и статей УК.

     При отсутствии в Кодексе прямых  указаний на отдельные виды  преступлений наказания применялись  согласно статьям УК, предусматривающим  "наиболее сходные по важности  и роду преступления", т.е. использовался  принцип аналогии, что давало судам возможность широкого толкования закона.

     При определении меры наказания  учитывались степень и характер  опасности как самого преступника,  так и преступления, совершенного  им. Предполагалось, что наказание  должно быть целесообразным, что также определял суд.

     Система наказаний варьировалась  от общественного порицания до  изгнания за пределы РСФСР. 

     Система преступлений по УК  включала: государственные, против  порядка управления, хозяйственные,  имущественные, воинские и др.

     УК предусматривал ряд мер,  направленных на борьбу с незаконным  частным предпринимательством.

     В ходе разработки УК было  предложено разбить предусмотренные  виды преступлений на две группы: преступления, направленные против  общественных и экономических  отношений, установленных властью,  и преступления, направленные против "пережитков дореволюционного  строя", сохранение которых было  обусловлено переходным временем.

     В феврале 1927 г. ЦИК принял  Положение о государственных  (контрреволюционных) и особо опасных  преступлениях против порядка  управления. В Положении давалось  довольно широкое определение контрреволюционного преступления (всего 14 составов).

     В перечне различных видов  этого деяния особое место  заняло "вредительство", борьба с которым вскоре получила самое широкое распространение. Недонесение о готовящихся преступлениях также влекло уголовную ответственность.

     В 1927 г. принят Закон о реквизициях  и конфискациях имущества, применяемых  в административном и уголовном  порядке. Давался подробный перечень  предметов, которые  могли изыматься  в государственную казну.

     УПК. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, утвержденный ВЦИК в феврале 1923 г., закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность. Суд не ограничивался формальными доказательствами, и сам осуществлял их отбор. На предварительном следствии должны были выясняться и исследоваться все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. По делам, в которых участвовал  прокурор, требовалось обязательное участие защиты.

     ГПК. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, принятый в июле и введенный в действие с сентября 1923 г., обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а стремиться  к выяснению всех обстоятельств дела. В целях охраны публичного интереса или "интимной жизни стороны" дело могло слушаться в закрытом заседании.

Информация о работе Формирование системы нового законодательства в период НЭПа