Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:34, контрольная работа
Значение народа, как исторической личности, заключается в его историческом призвании, а это призвание народа выражается в том мирном положении, какое он создает себе своими усилиями, и в той идее, какую он стремится осуществить своею деятельностью в этом положении. Свою роль на мировой сцене он выполняет теми силами, какие успел развить в себе своим историческим воспитанием. В предыстории русского народа условно можно выделить два крупных этапа.
Введение.
Содержание:
Первые политические объединения восточных славян.
Появление государства у восточных славян.
Первые русские князья.
Выводы
Литература
На основании текста летописи о варягах многие ученые, и русские, и зарубежные, в XVIII — XX вв. создали так называемую норманнскую теорию о происхождении Русского государства. Она заключается в том, что государство, как таковое, на Руси возникло благодаря приглашенным князьям, то есть привнесено ими, что оно было создано носителями западной культуры, скандинавами, норманнами. А так как сами восточные славяне были более отсталыми, они якобы не могли создать государственного устройства. В настоящее время историками доказано, что развитие государственности на Руси произошло задолго до «призвания варягов». Однако до сих пор ученые спорят о том, кто такие варяги. Норманисты утверждают, что варяги были скандинавами, так как существуют свидетельства разветвленных связей Руси со Скандинавией, а имена первых русских правителей трактуются как скандинавские.
Однако в летописи есть сведения о варягах с южных берегов Балтики, которая в IX в. четко отделяет их от скандинавов. Поэтому версия норманнов полностью противоречит данным летописи. Также в летописи говорится и о контактах восточных славян с варягами как с государственным объединением, хотя в IX в. Скандинавия отставала от Руси в политическом и социально-экономическом развитии, и не знала в то время ни княжеской власти, ни государственных образований. А вот славяне с южных берегов Балтики уже имели и то, и другое. Разумеется, споры о том, кем являлись варяги, будут продолжаться.
К концу VIII — первой половине IX вв. у восточных славян начало формироваться общественное устройство, которое историки называют «военной демократией». Это уже не первобытный строй, в котором члены племени равны, но еще и не государство, как таковое, с могущественной централизованной властью, которая объединяет всю территорию страны. Не государство, в котором подданные различаются по своей политической роли в обществе, а также материальному положению и правовому статусу.
У вождей, которые сначала руководили племенем, а позднее союзами племен, которые организовывал набеги на соседей, накапливалось все больше богатств. Лидеры, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, превратились в князей, в чьих руках аккумулируется все управление племенем или союзом племен. Они возносятся над племенем за счет накопленных богатств, поддержки старых военных сподвижников. Из этого окружения выделяется воевода – предводитель войска. Из племенного ополчения выделяются «отроки» – дружина, которая играет все более значительную роль и лично предана князю. Они уже не занимаются земледелием, скотоводством, ремесленничеством, торговлей или промыслом. Они – «профессиональные» военные. А так как сила и мощь союзов племен неизменно растет, они становятся «регулярной армией», постоянное и естественное занятие которой – война. Результаты труда земледельца, скотовода, охотника намного меньше размеров их добычи, поэтому дружине отводится особое положение, она становится привилегированной его частью. Знать разделяется на два вида элиты: главы сильных патриархальных семей, и знать, чье главное достоинство – мужество, воинская доблесть. В результате демократия периода становления государства приобретает военный характер.
Весь уклад жизни этого переходного периода в общества был пронизан военным духом. Но пока существуют традиции старого строя. Действует вече (племенное собрание). Воеводы и князья – еще выбираются, но уже появляются тенденции к тому, чтобы власть стала наследственной.
Само общество перестает быть равноправным, единым. Появляются «люди» — «людины», то есть свободные люди, они составляли основную часть племени. Из «людей» стали выделяться «вой» — имели право и обязанность состоять в войске и участвовать в народном собрании — «вече». Вече еще много лет оставалось верховным органом самоуправления и суда. Уровень накопленных богатств еще не был основным признаком неравенства, которое пока определялось другими качествами — силой, сноровкой, опытом. Такими людьми являлись мужчины – «мужи», главы больших патриархальных семей, среди «людей» они находились на высшей ступеньке общественной лестницы. «Челядь» - женщины, дети, другие члены семьи - подчинялись «мужам», занимали чуть более низкую ступень общества. Тогда же появились «слуги», они следовали далее вниз по иерархической лестнице. «Сироты» и «холопы», не имевшие семейных связей, находились «ниже» «слуг», а беднейшие представители общины, называвшиеся «убогими», «скудными», «нищими» людьми, были еще ниже. В самом низу социальной лестницы находились «рабы», как правило, это были пленные, которые занимались принудительным трудом. Но, по истечении определенного срока, они отпускались на волю и могли оставаться жить в племени. Одним словом, строй жизни периода «военной демократии» был разветвленным с обозначившимися социальными различиями.
Экономические и социальные процессы, протекавшие с конца VIII века до начала IX в., в восточнославянских землях привели к тому, что различные племенные союзы начали объединяться в мощные межплеменные группировки.
Центров таких объединений было два: Среднее Поднепровье во главе с Киевом, и северо-западный район, где объединились поселения, обитавшие вокруг озера Ильмень, вдоль верхнего течения Днепра, по берегам реки Волхов, т. е. в основных пунктах, располагавшихся вдоль пути «из варяг в греки». Эти два центра стали все сильнее выделяться среди других племенных союзов восточных славян.
В это период появился, хоть и примитивный по нашим меркам, но военный флот (быстроходные ладьи, которые могли ходить и под парусами и на веслах). В этот период русы осуществляли свои побеги на крымские территории Византии, ими были захвачено южное побережье Крыма, и разграблен нынешний город Судак (тогда Сурож), однако дань хазарам еще продолжали платить. Спустя несколько лет русами был предпринят еще один поход на Византию. Они напали на Амастриду – крупный порт, овладели городом, но затем заключили с ним мир.
Эти походы указали на рождение новой мощной державы с четко определенными военно-стратегическими, политическим и торговыми интересами, с четкой позицией защиты своего достояния и захватом новых торговых путей: Крыма, Приазовья, Северного Причерноморья, Подунавья.
В 860 г. русские дружины неожиданно напали на Константинополь. После недельной осады греки сдались, в результате переговоров выплатили контрибуцию, обещали ежегодно выплачивать дань, пустили на свои рынки. Русь с Византией заключили мир.
В это время в северо-западных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, в верховьях Днепра и по течению реки Волхов благодаря приильменским словенам формировался мощный союз славянских и угро-финских племен. Они объединялись из-за начинавшейся здесь борьбы словен, мери, чуди и кривичей с варягами, в результате чего варяжские правители были изгнаны, но «встал род на род», как повествует летопись. Для установления мира, введения справедливого суда и стабилизации управления, было решено призвать князя со стороны. Обратились к варягам. «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, и еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Оттуда прибыли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Первый сел княжить у ильменских словен, сначала на Ладоге, а затем в Новгороде, где он «срубил» крепость; второй — в землях веси, на Белоозере, а третий — во владениях кривичей, в городе Изборске4.
Позже Рюрик перебрался в Новгород. После смерти Синеуса и Тревора он объединил под своим началом весь север и северо-запад восточно-славянских и угро-финских земель.
Таким образом, в землях восточных славян к 60-м гг. IX в. образовались два мощных государственных центра, объединявших огромные территории: во главе с Киевом – среднеднепровский, Полянский, и во главе с Новгородом – северо-западный. Оба центра контролировали стратегически важные места, стояли на торговом пути, оба формировались как многонародные государственные образования.
Почти сразу же между ними началось соперничество за главенство над славянскими землями. Имеются сведения, что из-за недовольства Рюриком часть славянской верхушки, бежала в Киев. Одновременно Киев предпринял наступление на север и совершил попытку отвоевать у Новгорода кривичские земли с Полоцком. Рюрик тоже воевал за Полоцк. Начиналось историческое противостояние за главенство между двумя государственными центрами.
3.Борьба Новгорода и Киева. Первые русский князья.
Рюрик стал первым правителем у ильменских словен, кривичей, веси и чуди, присоединил племена весь, мерю, мурому. Основал династию Рюриковичей, которая правила Россией с 862 по 1598 гг. Рюрик умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря. Власть в Новгороде взял в свои руки то ли родственник Рюрика, то ли воевода, князь Олег, отодвинув в тень Игоря. Он совершил тщательно продуманный и подготовленный поход на Киев. Из представителей ильменских словен, веси, кривичей, мери и чуди была собрана большая рать, которая во главе с Олегом захватила Смоленск, затем Любеч. Обманом киевских князей Аскольда и Дира, Олег, решительный и коварный военачальник, обладавший незаурядным организаторским талантом, захватил Киев. Аскольд и Дир были убиты, а Олег утвердился в Киеве.
Так была одержана победа Новгорода над Киевом. Но это была только военная победа. И политически, и экономически, и в культурном смысле Среднее Поднепровье находилось на ступень выше остальных восточнославянских земель. В конце IX в. Киев был историческим центром русских земель, и, сделав Киев своей резиденцией, Олег подтвердил это значение Киева. Так в 882 г. возникло Древнерусское государство с центром в Киеве. Олег обложил данью подчиненные ему территории — «уставил дань» новгородским словенам, кривичам. Отбил у Хазарского каганата древлян, северян, радимичей, обложив данью и их. Олег заключил с варягами соглашение, и за мир на северо-западе Руси взял на себя обязательство уплачивать им ежегодно по 300 серебряных гривен. Данниками хазар оставались вятичи. Олег объединил восточнославянские территории, защитил их от чужеземцев, в результате чего княжеская власть приобрела небывалый до того времени внутренний и международный авторитет. Он стал великим князем или князем всех князей. Остальные же русские князья стали его вассалами, данниками, но на тот момент пока еще сохранили права правления своими княжествами.
В 907 г. огромное русское войско во главе с Олегом снова двинулась на Константинополь. Греки сдались, снова был заключен мирный договор. По обычаю Олег, великий русский, князь повесил свой щит на воротах города. Согласно мирного договора теперь русским послам и купцам византийцы должны были предоставлять еще и определенное продовольственное содержание. Для русских купцов было введено прав беспошлинной торговли на рынках Византии. Русам также было разрешено мыться в константинопольских банях столько, сколько они захотят. В 911 г. в мирном договоре были подтверждены «мир и любовь» между Русью и Византией, заключен военный союз, определена ответственность своих подданных при совершении ими преступлений в чужой земле и.т.д.
После смерти Олега его дело продолжил князь Игорь, который вступил на престол уже в зрелом возрасте.
Созданное Олегом государство начало было распадаться: к границам Руси подошли печенеги, восстали древляне. Но Игорю удалось предотвратить этот распад. Древляне были вновь подавлены и обложены данью, с печенегами был заключен мир. Из-за движения русских поселенцев при поддержке военной силы к устью Днепра, появления их на Таманском полуострове, возле Керченского пролива, подступа к хазарским границам, к византийским колониям в Крыму и Причерноморье, отношения Руси с Византией обострились. В результате снова началась кровопролитная война, которая длилась с 941 по 944 г.
Летом 941 г. русское войско и флот двинулись на Константинополь и потерпели полное поражение. В 944 г. Игорь собрал новую дружину и вместе с союзниками венграми снова выступил в поход. И опять греки запросили мира. В 944 г. был заключен новый мирный договор. Между странами начали восстанавливаться мирные отношения. Были оставлены неизменными многие статьи договора 911 года. Однако были приняты и новые статьи, одинаково выгодные обеим странам, и которые соответствовали отношениям Руси и Византии уже в середине X в. Русь и Византия усовершенствовали и свой военный союз.
Во время правления Игоря границы Руси еще больше расширились. В ее состав вошли непокорившиеся Олегу уличи, которые стали платить Киеву дань. Однако поборы были слишком непосильны для древлян, они носили почти грабительский характер. Во время сбора дани в 945 г. древляне во главе со своим князем Малом восстали и уничтожили практически всю дружину Игоря. Сам князь Игорь был казнен.
В Киеве осталась жена Игоря княгиня Ольга с малолетним сыном Святославом. Государство, не успев сложиться, находилось на грани распада. Однако киевляне безоговорочно поддержали Ольгу и признали ее права на престол в связи с малолетним возрастом наследника.
С самого начала своего княжения Ольга проявила себя как суровая, властная, решительная и дальновидная правительница. Она отомстила древлянам, обложив их тяжкой данью, при этом население частично было передано киевским дружинникам в рабство. Вместе с тем взимание дани Ольга упорядочила, так как понимала, что существующий произвол может вызвать новое восстание мятежных и свободолюбивых древлян. Она установила для древлян нормы уплаты дани и места, куда она должна была свозиться.
Такая же реформа была проведена и в других землях. Так был положен конец полюдью, и так начала приобретать очертания система налогообложения.
Наведя порядок в государстве, Ольга занялась внешней политикой. Нужно было устанавливать экономические и политические отношения с сильными соседями, чтобы бы повысить авторитет и самого государства, и династии, утверждающейся на киевском престоле.
Информация о работе Формирование Древнерусской государственности