Феодальная раздробленность Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Экономические заключались в распространении на тот период натурального хозяйства, а следовательно, в возможности обособится от государства, т.к. производство велось не для продажи, а «для себя». Возникновение городов и развитие ремесел приводило к обогащению вотчины. Дружинники князя превращались в землевладельцев и «оседали» на своих землях. Росло число зависимых людей-холопов, которых нужно был держать в узде, а для этого требовалось наличие полицейского аппарата, но без государственного вмешательства. Развитие производства приводило к экономическому и политическому обособлению. Местные бояре не собирались делить свои доходы с великим киевским князем и активно поддерживали в борьбе за самостоятельность и укрепление собственного княжества их правителей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

seminar_3.docx

— 44.93 Кб (Скачать документ)

- это был полководец, успехи  которого стали результатом соединения  богатого военного опыта,  
накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами; 
- это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа; 
- это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.

 

Вопрос 3

В начале XIII в. у монголов, издавна кочевавших в степях Центральной Азии, складывается государство. Главный источник накопления богатств у знати – война. Во главе сильного государства – Чингиз-хан, которого выбрали великим ханом в 1206 году. Темучин оправдал возложенные на него обязательства, он завоевывает Северный Китай, где монгольское войско познакомилось с самыми передовыми по тем временам военными технологиями, а затем в 1219 г. покорил Среднюю Азию.

В 1222-1223 гг. Монголы поработили Закавказье и вышли в степи Северного Кавказа, где разбили половцев. Половцы обратились за помощью к русским князьям, поскольку и у них между знатью существовали очень сильные родственные связи. Те согласились помочь, не по-современному рассудив, что лучше бить врага на чужой территории. Последствием этого «опрометчивого» решения явилось то, что 31 мая 1223 г. произошла битва на реке Калке, в ходе которой из-за несогласованности боевых действий как половцев, так и русских князей постигло поражение. Монголы применили тактику притворного бегства, и преследовавшее их русско-половецкое войско попало в засаду. Суть этой тактики заключалась в том, что передовые отряды якобы терпели поражение и в панике «бежали». Они могли откатываться несколько дней или недель, но в нужное время неизбежно выводили преследовавшие их войска в нужное место. Мстислав Мстиславич Галицкий, по прозвищу Удалой, не стал дожидаться подхода основных сил, решив не делить ни с кем славу победителя. Он переправился через реку вместе с половцами, обрушив сокрушительный удар на неизвестных доселе захватчиков. И… попал в засаду. Атаковавшие первыми половцы побежали и смели боевые порядки русских князей. Остатки русских дружин жгли корабли, чтобы затруднить переправу монголов. Мстислав Романович Киевский и его войска бесстрастно взирали на все это из укрепленного лагеря на холме, который через три дня монголы захватят обманом и устроят пир на бревнах, из-под которых будут доноситься стоны захваченных в плен ратников. Пир прекратится, когда стоны замолкнут. Однако после этой победы монголы повернули и ушли на восток.

Л.Н. Гумилёв приводит следующие цифры: «В начале XIII в. в Монголии жило ≈ 700 тыс. человек, раздробленных на племена. В Северном и Южном Китае ≈ 80 млн. человек, в Хорезмийском султанстве ≈ 20 млн. человек, в Восточной Европе ≈ 8 млн. человек. Если при таких соотношениях они одерживали победы, значит сопротивление им было очень слабым…»

Как нам представляется, это не совсем так. Дело в том, что взгляды Гумилёва на нашествие и иго, заявления о том, что не было ни разорения Руси туменами Батыя, ни ига, выходят за пределы традиционных представлений (см. Л.Н. Гумилёв «Русь и Великая степь» М.,1989).

Несколько иные данные о численности монголов приводит Н.С. Борисов: «Этот народ…не более двух миллионов человек к середине XIII в. сумел завоевать Китай с его 50-миллионным населением, создать крупнейшее в мировой истории государство, простиравшееся от Черного моря до Тихого океана». От себя добавим, что эта империя превышала по своим размерам империю Александра Македонского. Возможно, что успехи монголов были вызваны тем обстоятельством, что они применяли самую современную по тем временам тактику. Воюют, как известно, не числом, а умением.

О тактике завоевателей подробно рассказал итальянский монах Плано Карпини, посланный папой Иннокентием VI в Орду как дипломат, по совместительству работая «бойцом невидимого фронта» разведки. В 1245 году он издает книгу «История монголов». Из нее мы можем почерпнуть очень поучительную информацию.

Войско делилось на боевые единицы, тумены, в русском переводе – тьмы т.е. 10 000, а далее на тысячи, сотни, десятки. В случае бегства одного умерщвлялся весь десяток, 10-ти – сотня и т.д. Поэтому монголы были очень дисциплинированными солдатами, особенно, если учитывать, что десятки и сотни состояли из близких и дальних родственников, а тысячи и тьмы – из представителей родственных кочевых племен.

Лев Гумилев отмечал, что никакая экспедиция в тяжелых условиях без этики, основанной на взаимовыручке, работать не сможет. Так, туристы переходили на Алтае речку, и один свалился в воду, а остальные его не вытащили, потому, что каждый думал: «я же не обязан». По этике Ясы Чингисхана человек обязан лезть и выручать, а если бы не полез, то его бы осудили и казнили за неоказание помощи товарищу. Эта этика обязательна везде и всегда там, где людей подстерегает опасность, поскольку это единственно спасительная форма поведения, при которой можно как-то уцелеть. В условиях, когда война была повседневной, каждый, кто стремился жить не только чем-то, но и ради чего-то, хотел быть уверен, что его не предадут. Кара за нарушение этих законов – смерть.

Если в Римской империи была создана лучшая в мире пехота, то монголы создали лучшую в мире конницу, которая позволяла им внезапно появляться там, где их никто не ждал. Задолго до идей немецких военных теоретиков начала XX столетия они придумали «блицкриг». Всадники во время боевого похода, пересаживаясь с одного коня на другого, преодолевали гигантские расстояния. Их малорослые и неприхотливые лошадки способны были питаться подножным кормом даже зимой. Если не сможет разгрести снег, то, увидит, например, мышку и съест. Боевой конь использовался только в сражении, а не для езды.

Кроме легковооруженных воинов (2-3 лука, колчаны со стрелами, топор и веревки) были и тяжеловооруженные всадники (доспехи из кожи, лошади защищены латами), знатные носили железные доспехи. Могли с ходу форсировать реки (большие кожаные мешки с амуницией и одеждой привязывались к хвосту лошади, на него садился человек). Активно применяли притворное отступление (10-12 дней) с последующей засадой, тактику непрерывного штурма крепостей. Военачальники не ввязывались в битву, наблюдая за её ходом с холма с помощью гонцов и звуковых сигналов. Именно с таким коварным, обученным и дисциплинированным врагом предстояло столкнуться разрозненным русским княжествам.

Наши же князья предпочитали показывать пример мужества, а не руководить боем… Осуждать их за это не следует, они пытались подражать стереотипам поведения князя Святослава: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не знают позора… станем крепко, а я пойду впереди вас: если голова моя ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». Русские дружинники были в состоянии показать довольно высокий уровень индивидуального мастерства ведения боя, но конная княжеская дружина малочисленная, главная сила – пешие полки, состоявшие из ополченцев. Большая часть русских дружин, не желая отсиживаться в крепостях, выехала в поле искать славы, и сложила свои буйные головушки.

Можно предположить, что Батый вел от 30 до 40 тыс. всадников (войска всех монгольских улусов). Монголы, по всей видимости, решив использовать фактор внезапности, ждали, когда замерзнут реки и болота, т.е. они были «неправильными» кочевниками, поскольку вышеупомянутые половцы всегда совершали свои стремительные набеги осенью, когда урожай был уже собран. За столетия противостояния Руси и Великой степи никому и в голову не могло прийти, что кочевники могут нанести удар зимой.

Венгерский путешественник Юлиан сообщал, что одна часть вражеских войск должна была двинуться к Суздалю, другая – к Рязани, третья – к Воронежу. Первый удар приняла на себя Рязань. При осаде крепостей, как сообщает итальянский францисканский монах Плано Карпини, татары окружали осажденных и строили ограду так, что «никто не может зайти и выйти; при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или на ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не очень утомляются. И если они не могут овладеть укреплением таким способом, то бросают на него греческий огонь; мало того, они обычно берут иногда жир людей, которых убивают, и выливают в растопленном виде на дома, и всюду, где огонь попадает на этот жир, он горит, так сказать, неугасимо…». Отзвуки этой тактики мы находим в «Повести о разорении Рязани Батыем»: «И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие с пороками, третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань…многих людей, и жен, и детей мечами посекли…и не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили». На первый взгляд кажется, что эта цитата опровергает мысль о длительной обороне крепостей. Но княжеское войско полегло под стенами Рязани, а население города невелико. Если мы возьмем такие города, как Новгород, Чернигов или Киев, при населении в 20 – 30 тысяч, они способны были дать 3 – 5 тысяч воинов. А такие города, как Ростов, Переяславль, Рязань по количеству горожан редко превышали 1000 человек. Сколько воинов они могли выставить против войск всех монгольских улусов? Понятно, что численность несопоставима. А сопротивление ожесточенное: «одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены». Так с мирным поселением не поступают. « Не было тут ни стонущего, ни плачущего, – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».

Мобильные конные массы неутомимо неслись вперед, внезапно появляясь и сметая на своем пути выставленные заслоны и неожиданно исчезая в неизвестном направлении. Во время осад ханы использовали тактику непрерывного штурма крепостей, и многие другие технические новинки того времени. Говоря иными словами, они не были варварами в военно-техническом отношении.

Жестокие законы степных войн приучили их вырезать даже всех младенцев мужского пола не покорившихся орде кочевников, т.к. мальчики имели особенность вырастать и мстить. Поэтому, когда на «просьбу» распаленного в похоти Батыя «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей» князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь», он автоматически включил рязанцев в перечень «непокоренных орд» и подписал всему мужскому населению города смертный приговор. 21 декабря 1237 года город был взят штурмом и вообще перестал существовать на старом месте. Современная Рязань – это древний городок Переяславль-Рязанский, основанный еще в XI веке. Он становится новой столицей княжества и на него переносится название. Ныне на месте некогда цветущего города – поросшее кустарником городище.

Не успевший к осаде Рязани Евпатий Коловрат, узрев это пепелище, собирает оставшихся в живых мужчин и создает первый в нашей истории «партизанский» отряд, который будет преследовать монголов до последнего способного носить оружие человека. Так, под лязганье металла, сходило с исторической сцены зараженное духом Святослава древнерусское воинство.

А Русь тем временем судорожно пыталась объединиться. Владимирский князь Юрий уехал на реку Сить (приток Волги), где ожидал братьев с дружинами. По всей видимости, он надеялся, что в глухих дебрях падут татарские кони, но татары напали внезапно. Это событие произошло в день святого Герасима Грачевника, когда прилетают грачи, 4 марта 1238 года, и вошло в историю, как битва на реке Сити. Скакал на белом коне племянник Юрия – ростовский князь Василек, который шестерых порубил мечом, пятерых копьём пронзил, да сломалось копьё, да затупился меч. Взял в руки дубину, но его заарканили. Связанного Василька привели в шатёр и предложили власть над всей русской землей. И все бы ничего, да только дядюшка его, руководивший боем князь Юрий пал с отрубленной головой среди своих телохранителей. Отказался Василек в грубой форме от предложенной ему чести и единую со всеми смертную чашу испил. С поля битвы удалось ускакать только Святославу, брату Юрия, брату Василька и 15 дружинникам. Юрий Всеволодович, погибший во время битвы на реке Сити - сын младшего брата Андрея Боголюбского - Всеволода Большое гнездо, правда, братьями они были только по отцу.

Но небольшой шанс противостоять нашествию все-таки был. Около двух недель держался форпост Господина Великого Новгорода город Торжок, последние защитники которого погибли на городском валу. Возможно, именно после этого Батый не рискнул идти на Новгород. Он столкнулся с «неправильным» населением, не выходившим в чистое поле, а предпочитавшим оборонять городские стены. Торжок пал из-за оттепели, когда лед стал рыхлым. Не желая вязнуть в новгородских болотах, хан повернул на юг и пошёл широким фронтом. В течение 49 дней монголы штурмовали неприступный городок Козельск, прозванный за это злым городом.

В 1239 г. – новый поход. 18 октября 1239 г. – взят Чернигов, осенью 1240 г. – возобновление нашествия. 6 декабря 1240 г. – пал Киев. Обрушившись на Европу и одержав несколько побед в Венгрии и Силезии, монголы повернули назад. Согласно героической версии, это произошло из-за ожесточенного сопротивления европейцев, а по более прозаической, подножный европейский корм не вполне подходил для неприхотливых татаро-монгольских лошадок.

Последствия нашествия отбросили Русь на несколько столетий назад.

1. Разрушение городов. Из известных, по рассказам, 74 городов XII-XIII вв., 49 были разорены, причём  в 14 жизнь не возобновилась, а 15 превратились  в сёла.

2. Исчезновение целых  ремесленных специальностей. Мастеров  уводили в Орду, а секреты мастерства  в то время передавались от  отца к сыну.

3. Сожжение деревень  и сёл, и, как следствие, сокращение  посевных площадей.

4. Нарушение торговых  путей, резкое сокращение торговли  и внешнеэкономическая изоляция.

Но главное – установление ига Золотой Орды (240 лет). Регулярно выкачивалась дань в казну хана, зато каждый князь – хозяин в своём уделе (если устраивает Орду). Их умышленно стравливали друг с другом. 1242 г. – Александр Невский впервые едет в Орду (последний визитер – 1434 г. Василий Косой). Прибытие в Орду – унизительный ритуал. Выдача ярлыка вызывает усобицы, разгорается борьба за ярлык. За первые 100 лет в Орде было убито 10 князей. Перед отправкой в Орду князья писали духовные грамоты (завещания).

Общепринято считать, что главная причина поражения – государственная раздробленность Руси. А также то, что ослабленная и разорённая Россия оказалась барьером, ограждавшим Европу от угрозы с Востока.

При этом не следует забывать, что раздробленность являлась следствием внутренней логики развития Киевской Руси, а татаро–монгольское нашествие – внешний фактор. Мы же не обвиняем солнце в том, что оно уничтожило урожай. Так же нелепо обвинять воинов, создавших крупнейшее в мировой истории государство, в том, что разрозненные дружины раздробленной Руси не смогли остановить их натиск.

Последствием нашествия были и усиление власти князей, и ослабление роли веча (т.к. вечевые колокола призывали к восстаниям), в руках князей постепенно концентрировались функции сборщиков «выхода» (дани), т.е. усиление централизации власти. Золотоордынское иго, задерживавшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие Руси, ложилось тяжким бременем на всех людей – от хлебопашца до князя.

Информация о работе Феодальная раздробленность Руси