Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 03:04, реферат
Среди многочисленных и разнообразных наук, завещанных нам античным миром, является история. Уже к концу V века до н.э. исторический жанр достигает высочайшего развития, однако в начале своего развития история была, прежде всего, жанром художественной прозы, соединяя в себе две, казалось бы, столь разнородные стороны человеческой деятельности, как науку и искусство.
Особое место в истории европейской науки занимает творение Геродота: оно является первым памятником исторической мысли и одновременно первым памятником художественной прозы.
Не менее всего остального Геродота интересовала причина разлива реки Нил, о которой ни один из египетских жрецов не мог ему поведать, однако, он в своем труде приводит три греческих версии, которые могли бы объединить причину данного явления. Но сопоставляя эти источники информации, Геродот отказался от суждения о том, насколько то или иное сообщение соответствует истине, вследствие чего они не будут раскрываться в данной главе. Далее «отец истории» приводит свой собственный взгляд на это неясное явление. По его мнению, причиной летних разливов и зимнего обмеления Нила является солнце (II, 25). В основе данного факта лежит вопрос об испарении воды в реке под действием солнца, от которого зависит также и сухость воздуха в стране. Одной из самых, быть может, серьезных ошибок Геродота было высказанное им предположение, будто Нил течет в том же направлении, что и Истр44, который пересекает Европу с запада на восток, Нил же течет параллельно ему. Геродот писал: «Я предполагаю, что Нил имеет такое же течение как и Истр» (II, 34). Однако в данном случае эта ошибка не так уж и серьезна, если вспомнить, что такая точка зрения долго существовала в Европе, примерно до конца XVIII века45.
Еще в эпоху царствования последних династий путешественникам, прибывающим в Египет, рассказывали захватывающие сказки о том, где якобы находятся легендарные истоки Нила. Геродот спустя века также не является исключением. С присущим ему наивным рационализмом Геродот в своем труде передает рассказ хранителя сокровищ богини Нейт (он называет ее Афиной) о верховьях Нила, который поведал о двух источниках реки, находящихся у первого порога Нила под массивом гор Крофи и Мофи (II, 28). Он также заявил, что царь Псамметих46 пытался измерить глубину этих истоков, но опущенная в них веревка длиной в несколько тысяч саженей не достигла дна. Рассказ этот показался явно нелепым здравомыслящему греку, и Геродот объясняет этот факт следующим образом. По-видимому, в верховьях Нила существовали мощные водовороты, и бурное течение отнесло веревку таким образом, что она не достала дна (II, 28). В данном случае вывод, сделанный Геродотом, вполне можно считать соответствующим действительности.
Суммируя все вышесказанное, хотелось бы отметить. что географические представления Геродота о Египте являются последовательными и несомненно более точными, чем у его предшественников, побывавших в Египте. Он рассмотрел также вопросы, как месторасположение Египта, охарактеризовал свойства почв и выстроил ряд предположений по поводу истоков и причин разливов Нила, при этом, отвергая уже известные, не соответствующие действительности версии своих соотечественников. Немаловажным является и тот факт, что Геродоту принадлежал, по-видимому, и ряд открытий в области географической науки. Так, поднявшись вверх по Нилу, он впервые познакомил греков с городом Мероэ47 (II, 29). Но нельзя упускать из виду и то, что Геродот в этой области допустил и ряд ошибок, которые, однако, были присущи тем взглядам, которые существовали в его время и которых придерживались его предшественники, а также современники.
В заключении хотелось бы отметить, что географические знания этой эпохи нашли впервые в античной литературе более и менее систематизированное изложение именно в труде Геродота, где они занимают довольно значимое место.
Все части света и страны мира, о которых повествует Геродот, привлекали его не сами по себе, а лишь постольку, поскольку их населяли народы, вызывавший особый интерес автора. Он уделяет величайшее внимание описанию быта, обычаев, одежды и религии рассматриваемых народов. Жизнь народов, с которыми Геродот знакомился во время своего путешествия, поражала его прежде всего тем, чем она отличалась от жизни эллинов. Она казалась удивительной, а рассказ об удивительном был одной из основных целей его труда, как видно из цитированного введения. Автор сам говорит об этом в описании непосредственно самих египетских обычаев – «как небо над египтянами отличается от неба других стран, и река их имеет иную природу, чем все прочие реки, так подобно этому многие нравы и обычаи их противоположны нравам и обычаям остальных людей» (II, 35).
Повествование о повседневной жизни Египта Геродот начинает с подробного описания жреческого сословия, которое также является отличным от жрецов других стран. По его мнению, только мужчины в Египте могут быть жрецами всех богов и богинь (II, 35). Однако, данное утверждение не может соответствовать действительности, поскольку сохранившиеся до наших дней многочисленные египетские источники свидетельствуют о том, что женщины наравне с мужчинами также могли принимать служение богам48. По словам Геродота, жрецы Египта в отличие от жрецов других стран стригутся, при этом каждые три дня они избавляются от всех волос на теле, по причине возможности появления у них вшей или других паразитов во время богослужения. Данное явление Геродот связывает с тем, что египтяне являются крайне богобоязненными людьми, вследствие чего очищение для них крайне важно. Подтверждением данного факта может являться и то, что жрецы дважды – днем и ночью совершают омовение в холодной воде, а также обычаем для них является и обряд обрезания. Единственная одежда, разрешаемая жрецам – это льняная накидка и обувь и папирусного лыка. Живут жрецы, по словам Геродота, за счет того, что остается после приношений богам, при этом свои средства они не тратят, так как все египетские правители несли огромные расходы на их содержание и содержание самих храмов. Далее Геродот упоминает, что во многих храмах Египта жреческие должности были наследственными (II, 36). Все египетское общество Геродот разделяет условно на семь каст, первостепенной из них является, по мнению Геродота, жреческая каста, после которой идут воины, коровьи пастухи, мелочные торговцы, толмачи, кормчие и свинопасы; последним не дозволено было вступать ни в один египетский храм, никто не хотел выдавать за них замуж свои дочерей или брать в жены их девиц. Все это связано с тем, что свинью египтяне считали нечистым животным (II, 164).
В описании Египта довольно значимое место Геродот отводил вопросу о почитании животных. Он отмечает тот факт, что египтяне являются единственными, кто живет с животными под одной крышей. По мнению Геродота, все животные, какие только существуют в Египте как домашние, так и дикие считаются священными, однако, причину данного явления он раскрывать отказался, поскольку это касается религиозных представления Египта, которых Геродот старался избегать в силу присущей ему богобоязненности (II, 36). Останавливаясь же на данном вопросе, хотелось бы отметить, что культ священных животных стал неотъемлемой частью египетской культуры для античных путешественников, относившихся к нему с осторожностью, однако, это удивительное явление так и осталось ими непонятым. В действительности же огромный перечень животных, считавшихся в Египте священными, был неотъемлемой частью бесконечного обновления всех форм жизни, сотворенной предвечным божеством. Речь шла при этом не только о том или ином виде животного, ассоциировавшегося с каким-либо божеством, но и о животном мире вообще; каждая часть его была в глазах египтян наделена божественным духом49. Невероятный рост значимости культа священных животных в Позднее время и греко-римскую эпоху стал важным элементом намеренной архаизации традиционной культуры, которая уже с трудом сопротивлялась деструктивному влиянию греко-римского мира. Культ животных был частью именно египетского мировоззрения, был непонятен иноземцам и сильно ассоциировался с самобытностью египтян50.
Возвращаясь к «Истории», нужно упомянуть о том, что далее Геродот описывает обычаи, непосредственно связанные с почитанием священных животных. Для ухода за ними египтяне назначают особых служителей, должность которых переходила по наследству от отца к сыну, как писал Геродот (II, 65). В этом он абсолютно прав, поскольку современные египтологи пишут о том, что обслуживанием культа священных животных и их содержанием занималась особая группа жрецов, имеющая свою собственную иерархию, храмы же животных существовали за счет царских дворов и пожертвований паломников51. За умышленное убийство священного животного, как указывает Геродот, полагалась смертная казнь, а за неумышленное – штраф, размер которого устанавливали жрецы, однако, это правило не распространялось на тех, кто убивал ибиса – им полагалась смертная казнь, подчеркивает Геродот (II, 65). Связано это, по-видимому, с тем, что ибисы были наиболее почитаемыми птицами в Египте, так как играли они особую роль в храмовых процессиях как зримая сила божества. Ибисы являлись священными животными бога мудрости Тота, а во время празднества Сокара-Осириса обожествленный ибис, т.е. бог Осирис-ибис в его зримой культовой форме земного ибиса был связан с судьбой и возрождением Осириса во время ежегодных процессий52. Мифологическая и теологическая значимость священной птицы, через цикл жизни, смерти и возрождения которой обреталось бессмертие царя и богов и процветание всего Египта, были очень велики53. Эта вера в забальзамированную птицу-посредника, облик которой принимает бог, и лежала в основе идеи о создании обширного некрополя «святости», места упокоения всех священных ибисов Египта54.
При этом необходимо отметить, что Геродот знал об особом почитании этих птиц, поскольку жрецы храма богини Бастет в Бубастисе рассказывали ему об обычае, согласно которому египтяне приносили всех священных ибисов в верхне-египетский город Гермополь, т.е. в некрополь священных животных и птиц, примыкавший к городу. Далее хотелось бы сказать несколько слов по поводу культа кошек в Египте. Роль кошки в египетской религии очень значительна и одновременно неоднозначна. Ее появление в среде священных животных произошло достаточно поздно55. Истоки популярности кошек лежали в той роли, которую они играли в повседневной жизни египтян, выступая в качестве защитниц дома и урожая и, таким образом, проникая в народную религию. Пик популярности животного приходится на греко-римский период египетской истории, когда кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, становится излюбленной обитательницей храмов и домов56. По-видимому, эта популярность и нашла свое отражение в сочинении Геродота, который пишет о том, что в случае пожара египтяне заботились о домашних кошках больше, чем о собственном имуществе, если же кошка умирала отмечает Геродот, жрецы животного и все, кто жили в непосредственной близости от места ее обитания или хоть как-то были связаны с ее культом, одевали бледно-голубые одеяния, не брили голову и с рыданиями ходили вокруг храма. Трупы кошек, как пишет Геродот, отвозили в город Бубастис, где их бальзамировали и погребали (II, 66). Хотелось бы отметить, что в Египте было принято забальзамированное тело животного помещать в саркофаг, а иногда и в специальный ковчег, а затем уже только хоронить на специальном участке некрополя.
После повествования о культе кошек, Геродот далее переходит к разговору о месте крокодила в ряде священных животных Египта. Он пишет, что не все области страны почитают крокодила. Например, жители города Элефантина даже употребляют его в пищу. Однако, по словам Геродота, жители Фив и современного Фаюма представляли крокодила воплощением грозной воли богов, символом неотвратимости судьбы и воплощением могущества водной стихии, реки в период ее неукротимого половодья (II, 69).
Помимо всех вышеперечисленных животных в Египте не с меньшей силой также почитали и быков, многочисленные культы которых издревле связаны с понятием силы и царской власти, о чем также упоминает Геродот. При этом он подчеркивает, что собственно священные быки избирались из числа других по специальным внешним признакам, считавшимся доказательством присутствия божественной сущности в теле животного (II, 38). Однако, нужно отметить, что немногих избранных ожидало почитание на протяжении всей жизни, о чем также упоминает Геродот, говоря, что после отбора быка приносили в жертву богам.
Необходимо также упомянуть о том, что Геродот в своем труде дает довольно подробное описание церемонии всенародных египетских празднеств, посвященных богам. Данные праздники, по словам Геродота, справлялись в Египте довольно часто, наиболее почитаемым из них являлся праздник в Бусирисе в честь Изиды. Всего Геродот насчитывал в Египте шесть крупных празднеств. Описывая непосредственно саму церемонию праздника, Геродот указывает, что он сопровождается музыкой и танцами, затем совершается пышное жертвоприношение, после чего происходят священнодействия (II, 60). Такова приблизительная схема всех религиозных праздников, существовавших в Египте.
Хотелось бы вернуться к вопросу о священных животных и упомянуть о том, что во всех крупнейших египетских празднествах, включая мистерии Озириса, использовались штандарты с изображениями священных животных, которые ассоциировались с тем или иным божеством, в честь которого проводились гуляния57.
Помимо описаний не совсем ясных религиозных обычаев египтян, Геродот ведет свое повествование и об основе их повседневной жизни, частью которой является то, что ели и во что одевались. Основной одеждой египтян являлись льняные хитоны, обшитые по подолу бахромой, поверх чего надевались шерстяные плащи. Однако Геродот подчеркивает, что две одежды имел право носить только мужчина, женщина же довольствовалась только одной (II, 77). Но данное утверждение, по-видимому, носит явно сомнительный характер, поскольку социально-правовой статус женщины в Египте был практически таким же как и у мужчин58.
Что касается пищи, то Геродот создает примерное описание рациона египтян. Хлеб в Египте пекли из полбы, а вино изготовляли из ячменя, т.к. по мнению Геродота, в стране не было виноградной лозы (II, 77). Следует отметить, что данное утверждение является ложным, поскольку Геродот не посетил виноградную область Египта в западной части Дельты на озере Мариут59. А вино, которое Геродот считал произведенным из ячменя, по-видимому, являлось пивом. Птиц и рыб, не относящихся к священным, египтяне готовили различными способами: их вялили на солнце, солили в рассоле, жарили и варили, как отмечает Геродот (II, 77). Что же касается крупного и мелкого рогатого скота, то употребление его в пищу напрямую связано с тем, в каких областях почиталось то или иное божество и с каким животным оно связано. В Мендесе, например, запрещено было употреблять в пищу козье мясо, а в Фиванской области – мясо барана, пишет Геродот (II, 42). Интересен тот факт, что, по словам «отца истории» египтяне считали причиной многих болезней именно пищу, в связи с чем они каждый месяц проводили чистку своего желудка при помощи слабительных средств (II, 77). Египтяне, как считал Геродот, являлись самым здоровым народом на свете, связывая это с отсутствием смены времен года и высоким уровнем медицины, отмечая при этом, что врачи в Египте имели четкую специализацию (II, 84). В данном случае высказывание Геродота не вызывает сомнений, поскольку до наших дней сохранились гинекологические и хирургические папирусы и сборники рецептов60.