Дворцовые перевороты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 13:27, реферат

Краткое описание

Актуальность. Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителя на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПЕТРА I. ПРИЧИНЫ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 7
ГЛАВА 2. «ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ»
2.1. Консолидация дворянства и расширение их прав во время царствования Екатерины I 13
2.2. Политические перестановки в эпоху Петра II 16
2.3. Внутренняя и внешняя политика Российской империи при Анне Иоанновне 19
2.4. Правление Елизаветы Петровны 24
2.5. Воцарение и свержение Петра III Федоровича 30
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дворцовые перевороты после Петра.docx

— 76.20 Кб (Скачать документ)

Дворцовые перевороты XVIII в. имели значительное количество сходных черт, что позволяет говорить об определённом механизме их проведения.

Непременным условием дворцового переворота была политическая нестабильность. Переворот 1725 г., возведший на престол Екатерину I был спровоцирован смертью Петра Великого. «Затейка верховников» в 1730 г. оказалась возможной только в условиях глубокого династического кризиса, пресечения мужской линии рода Романовых [Анисимов Е.В., 2001, с.12].

Во главе дворцового переворота всегда оказывалась та или иная политическая группировка. Придворные партии существовали всегда, однако, обострение конфликта между ними и их жёсткое противопоставление друг другу являлись обыкновенно явными признаками приближающегося переворота. В 1725 г. «птенцы гнезда петрова» возводят на престол жену государя, победив, таким образом, аристократическую оппозицию. Чрезвычайное усиление А.Д. Меншикова при Екатерине I знаменует начало периода временщиков. Партия Голицыных-Долгоруких берёт реванш, сместив «полудержавного властелина» в 1727 г. При вступлении на трон Анны Иоанновны «верховники», выдвинув кондиции, вступили в противоборство с остальной дворянской массой, которую возглавили С.А. Салтыков и А. М. Черкасский. В борьбе против И. Бирона в 1741 г. победила партия А.И. Остермана. Национально-ориентированные партии Елизаветы и Екатерины II в 1741 и в 1762 гг. свергли правителей, ассоциировавшихся с русофобской политикой. Парадокс в том, что, в отличие от Петра III, в жилах его жены не было ни капли русской крови.

В России XVIII в. сложился ряд причин, которые обуславливали решение основных политических вопросов путём дворцовых переворотов. Доказательством наличия этих причин является не только значительное количество дворцовых переворотов на протяжении XVIII в., но и сходный механизм их проведения. Породила эти причины реформаторская деятельность Петра I, в основном, в политической и социальной сферах [Волкова И.В., 1995, c. 46.].

  1. Политические реформы Петра Великого привели к появлению неопределённости в вопросе преемственности власти. «Устав о престолонаследии» 1822 г. инициировал противоречия между

а) традиционной передачей престола по наследству при приоритете старшего претендента над младшим, более близкого кровного родственника над более дальним, лиц мужского пола над лицами женского пола и

б) новой системой, провозглашавшей свободу воли императора в выборе своего преемника.

Противоречия усиливались династическим кризисом, возникшим после смерти Петра Великого и, во многом, спровоцированного им самим.

  1. Социальные реформы Петра Великого создали:

а) Олигархические органы управления, ставшие источником политических противоречий и партий-организаторов дворцовых переворотов

б) Политически активное дворянское сословие, способное противостоять правительству, которое стало социальной базой дворцовых переворотов

в) Элитные гвардейские столичные вооружённые силы, ставшие движущей силой дворцовых переворотов.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. «ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ» 
2.1. Консолидация дворянства и расширение их прав во время царствования Екатерины I

 

Последний русский царь и первый российский император Петр I скончался 28 января 1725 г. Его кончина повергла всех его приближенных не только в глубокую скорбь, но и в сильное замешательство: покойный император не оставил никакого завещания. Он так и не воспользовался собственным указом о престолонаследии от 1722 года, утверждавшим право государя назначить наследника по своему усмотрению.

Согласно опубликованным еще в 1775г. воспоминаниям Геннинга - Фридриха фон Бассевича, «в одну из тех минут, когда смерть перед окончательным ударом дает обыкновенно вздохнуть несколько своей жертве, император пришел в себя и выразил желание писать. Но его отяжелевшая рука чертила буквы, которых невозможно было разобрать, и после его смерти из написанного им удалось прочесть только первые два слова: «Отдайте все…». Он сам заметил, что пишет неясно, и потому закричал, чтобы позвали к нему принцессу Анну, которой хотел диктовать. За ней бегут; она спешит идти, но когда является к его постели, он лишился уже языка и сознания, которые более к нему не возвращались» [Геннинг - Фридрих фон Бассевич, 2000, c. 427 – 428].

Вопрос о престолонаследии был решен благодаря активным действиям светлейшего князя А.Д. Меншикова, чье огромное влияние на государственные дела могло сохраниться только при воцарении благоволившей к нему Екатерины.

Воцарение Екатерины открыло собой дворцовые перевороты середины XVIII в. 28 января 1725 года, в день кончины Петра Великого, под бой барабанов двух гвардейских полков, подошедших к императорскому дворцу, на российский престол взошла супруга Петра I Екатерина Алексеевна. Ей присягнули первые лица государства – члены сената, Синода, вельможи, высшие военные чины.

Почти неограниченное влияние на Екатерину, совсем не способную к государственной деятельности, оказывал Меншиков. Его и Екатерину связывала давняя дружба; по мнению многих историков, они просто нуждались в помощи друг друга, чтобы противостоять своим врагам. Меншиков стал фактическим правителем России.

Воцарение Екатерины I (1725-1727) привело к резкому усилению позиций Меншикова, который стал фактическим властелином страны. Попытки несколько обуздать его властолюбие и корыстолюбие с помощью созданного при императрице Верховного тайного совета (ВТС), которому подчинялись первые три коллегии, а также Сенат, ни к чему не привели. Его создание стало заключением своеобразного компромисса между родовитой знатью и новыми людьми, выдвинувшимися при Петре I. Они на равных принимали участие в работе Совета. Председательствовать в нем должна была императрица. Ни одно решение без общего ведома и обсуждения не утверждалось. Изначально в Верховный тайный совет входили шесть человек: светлейший князь Александр Меншиков, граф Федор Апраксин, барон Андрей Остерман, граф Петр Толстой, граф Гавриил Головкин, князь Дмитрий Голицын. Впоследствии состав Совета расширился. Ему были подчинены сенат и коллегии [Анисимов Е.В., 2003. с.156-217].

Верховный тайный совет был чисто «абсолютистским органом» и вел свою родословную от негласных советов Петра 1 - именно у Петра родилась мысль о создании небольшого по составу, более гибкого, чем Сенат, постоянного органа. Его создание отвечало задаче сосредоточения власти в руках абсолютного монарха. Ту же цель преследовала при Екатерине перестройка работы коллегий (сокращение штатов, тенденция к единоначалию), местного государственного аппарата. Указом от 15 марта 1727 г. предписывалось «как надворные суды, так и всех лишних управителей и канцелярии и их конторы, камериров и земских комиссаров и прочих тому подобных вовсе оставить, а положить всю расправу и суд по-прежнему на губернаторов и воевод». Екатерина 1 распорядилась вывести армейские полки «с вечных квартир» и расселить их подгородними слободами. Мера эта, несомненно, облегчала положение крестьян, поскольку содержание полков ложилось, по словам Ключевского, «тяжелым и обидным бременем» на деревню; постоянно «у солдат с мужиками» случались «несогласия» [Павленко Н.И. 1993, с. 101-115.].

Ближайшей опорой трона явились гвардейские полки, дворянские по составу. Они представляли ту реальную вооруженную силу при дворе, которая могла содействовать и возведению на престол, и низложению царей. Поэтому правители всячески старались заручиться поддержкой гвардии, осыпали ее знаками внимания и милостями.

Весной 1727 года императрица тяжело заболела. Светлейшему князю А.Д. Меншикову приходилось выбирать, на кого из возможных наследников делать ставку. Он знал, что если не заручится расположением наследника или наследницы, то дни его сочтены. Если престол достанется одной из дочерей Петра и Екатерины - Анне или Елизавете, то при дворе неимоверно вырастет значение мужа принцессы Анны - герцога Голштинского. Отношения герцога и Меншикова были таковы, что светлейшему не стоило ждать для себя ничего хорошего от подобной перемены. В том случае, если трон перейдет к юному Петру, Меншикову грозила месть со стороны императора за участие в расправе над его отцом, царевичем Алексеем. Но внуку Петра шел только двенадцатый год, что позволяло Меншикову надеяться подчинить будущего царя своему влиянию. Светлейший князь окружил Петра вниманием, поселил его в своем дворце и начал приготовления к его обручению со своей дочерью – Марией [Анисимов Е.В., Каменский А.Б., 2008, с. 224].

Царствование Екатерины продолжалось недолго - до своей смерти 5 мая 1727 г. Это была слабая правительница, которая жила, по словам В.О. Ключевского «благополучно и даже весело, мало занималась делами, распустила управление». Борьба за власть в придворных группировках все более разгоралась.

Перед смертью императрица назначила своим преемником Петра Алексеевича. Этого назначения требовали члены Верховного тайного совета, Синода, президенты коллегий, гвардейцы. В частности А.Д. Меншиков еще в 1726 г. тайно перешел на сторону сына царевича Алексея, задумав женить его на своей дочери. В надежде на сохранение своего первенствующего положения А.Д. Меншиков не препятствовал князьям Долгоруким и Голицыным, когда они посадили на престол 12-летнего внука Петра 1 (сына царевича Алексея) - Петра 2 (1727-1730). Меншиков задумал женить Петра 2 на своей дочери. Но его обошли Долгорукие, больше преуспевшие в делах сватовства взбалмошного юнца в короне: Петр 2 сделал предложение одной из княжен Долгоруких. С воцарением Петра Алексеевича Меншиков сумел стать единственным опекуном мальчика-императора и, по - существу, регентом государства. Однако вскоре князь тяжело заболел, чем не замедлили воспользоваться его недавние соратники, а теперь враги, недовольные чрезвычайным усилением власти Меншикова, - в первую очередь, Остерман и Долгоруковы. За пять недель болезни князя они смогли склонить Петра на свою сторону. 8 сентября Меншикову объявляют предписание Верховного тайного совета о домашнем аресте, а затем и указ императора о лишении его чинов и наград и ссылке. Меншиков был смещен со всех постов, лишен своего огромного состояния и вместе с семейством сослан в Сибирь [Сахаров А.Н., 2005, с, 234].

 

 

2.2. Политические перестановки в эпоху Петра II

 

Утром 7 мая в присутствии высших чинов империи Меншиков объявил о завещании Екатерины; секретарь Верховного Тайного совета Василий Степанов огласил документ, согласно которому престол переходил к Петру II. Но до совершеннолетия император не должен был вступать на престол, для этой цели назначались официальные опекуны в лице Анны, Елизаветы, герцога Голштинского и членов Верховного Тайного совета.

Завещание не только вводило регентский совет при императоре, но и отменяло петровский закон о престолонаследии: в случае смерти Петра II корона переходила к его сестре и дочерям Петра I Анне и Елизавете. Оглашение завещания завершилось присягой новому императору присутствовавших гражданских и военных чинов, а также полков гвардии, прокричавших «виват» вышедшему к ним Петру.

Воцарение Петра II формально не было переворотом; Меншиков успел вырвать правовую санкцию на этот акт. Однако Лефорт в своем донесении о событиях этого дня писал о различных настроениях высших чинов государства, среди которых было много противников Меншикова. Тут же стали расходиться слухи о том, что Меншиков отравил императрицу; это мнение отразилось в документах архива самого князя.

Свержение Меншикова являлось, по своей сути, фактическим дворцовым переворотом, ибо изменился состав Верховного тайного совета, в котором стали преобладать аристократические фамилии (Долгорукие и Голицыны), а ключевую роль начал играть А.И. Остерман; был положен конец регентству Верховного тайного совета, Петр II объявил себя полноправным правителем, которого окружили новые фавориты; наметился курс, направленный на пересмотр реформ Петра I [Исаев И.А, 2003, с. 154-212].

Петр был живым, сообразительным и, по-видимому, не лишенным способностей, но одновременно упрямым и своенравным мальчиком, нравом напоминавшим своего великого деда. Несмотря на некоторое сходство, царь, в отличие от Петра I, не желал учиться. По причине своего юного возраста он не мог должным образом заниматься государственными делами, почти не появлялся в Верховном тайном совете.

 Это привело вскоре  к расстройству всей системы  управления, поскольку чиновники, опасаясь  немотивированных поступков Петра, не решались брать на себя  ответственность за важные решения. Заброшенным оказался Российский  флот, к которому государь не  проявлял никакого интереса [Курукин И. В., 1993, с . 65-106].

Основными фаворитами императора стали князья отец и сын А.Г. и И. А. Долгоруковы, люди бесцветные и беспринципные, стоявшие на страже лишь собственных интересов. Их влияние на царя было чрезвычайно велико. При посредстве Ивана Долгорукова, отличавшегося, по отзывам современников, бесшабашностью и распутным образом жизни, Петр много времени проводил время в разного рода пирушках, за картами, в обществе девиц легкого поведения, рано пристрастился к алкоголю. По словам одного историка, в это время главным государственным учреждением была псарня. Постоянной спутницей царя на охоте была и его тетка Елизавета Петровна, в которую, по некоторым данным, был влюблен. Тем не менее Долгоруким в ноябре 1729 удалось заставить царя обручиться с княжной Екатериной Долгорукой. Впрочем, есть основания полагать, что к этому времени Петр стал уже тяготиться обществом Долгоруких и проявлять некоторый интерес к делам государства; неоднократно он обещал искренне привязанному к нему Остерману возобновить учебу [Каменский А. Б., 1999. С. 176 - 177].

Но неудача постигла и Долгоруких. Незадолго до свадьбы Петр II заболел оспой и скончался. Перед «верховниками» (так называли членов Верховного тайного совета) вновь возникла проблема престолонаследия.

Бесспорного наследника у Петра II не было. Судьбу престола должен был решать Верховный Тайный совет, состав которого претерпел изменения: после ссылки Толстого и опалы Меншикова в Совет вошли Долгорукие, а после смерти Апраксина - Голицын и В.В. Долгорукий.

Всего на престол было четыре претендента - дочь Петра I Елизавета, сын ее покойной сестры Анны, и две племянницы Петра I - Екатерина и Анна. Елизавету и будущего Петра III как возможных наследников, никто не рассматривал; Екатерина Ивановна была замужем за герцогом Мекленбургским, и поэтому предпочтение было отдано Анне Ивановне, вдовствующей герцогине Курляндской.

 

 

2.3. Внутренняя и внешняя  политика Российской империи  при Анне Иоанновне

 

Анна Ивановна была вдовствующей герцогиней курляндской и жила в Митаве. Верховники вознамерились ограничить самодержавную царскую власть и вместе с приглашением на престол направили Анне Ивановне секретные «кондиции» (условия), составленные в духе конституционной монархии. Согласно «кондициям», будущая императрица обязывалась без согласования с Верховным тайным советом не назначать высших должностных лиц, не решать вопросов о войне и мире, не распоряжаться государственными финансами и др. Собрание назначило трех лиц для объявления императрице о призвании ее на престол. Депутатами были: князь В.Л. Долгорукий, князь Михаил Голицин и генерал - лейтенант Леонтьев. Депутатам получено было предложить императрице, чтобы она подписала вышеназванные статьи и не брала с собой в Москву своего любимца, камер - юнкера Бирона.

Подписав "кондиции" Анна в феврале 1730 года приехала в Москву. В столкновении сторонников и противников ограничения императорской власти Анна сумела найти весьма выгодную позицию, которая позволила ей опереться на сторонников самодержавия и затем, с помощью гвардии, совершить дворцовый переворот, ознаменовавшийся публичным и торжественным уничтожением "кондиций". С этого дня началось самодержавное правление Анны Иоанновны [Васильева Л. 2000, с.12-14].

После коронации Анна сначала, жила в Кремле, в довольно комфортном помещении старинного Потешного дворца. С наступлением лета она переехала в Измайлово, а в это время в Кремле же, по соседству с Арсеналом, итальянский архитектор Растрелли выстроил новый деревянный дворец, названный Анненгофом. Императрица поселилась в нем в октябре 1730 года. Но вскоре Головинский дом с Петровским парком, где она иногда устраивала празднества, так ей понравился, что она приказала Растрелли построить по соседству другой, деревянный Анненгоф, который был готов к лету следующего года и где она провела даже зиму до переезда в Петербург в 1732 году. Позже она в Москву уже не возвращалась. В Петербурге Анна поселилась в доме графа Апраксина, подаренном адмиралом Петру II. Она сильно его расширила и превратила во дворец, названный Новым Зимним дворцом, а Старый был предоставлен придворному штату [Парфенов Л., 2013].

Информация о работе Дворцовые перевороты