Дворцовые перевороты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 13:27, реферат

Краткое описание

Актуальность. Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителя на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПЕТРА I. ПРИЧИНЫ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 7
ГЛАВА 2. «ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ»
2.1. Консолидация дворянства и расширение их прав во время царствования Екатерины I 13
2.2. Политические перестановки в эпоху Петра II 16
2.3. Внутренняя и внешняя политика Российской империи при Анне Иоанновне 19
2.4. Правление Елизаветы Петровны 24
2.5. Воцарение и свержение Петра III Федоровича 30
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дворцовые перевороты после Петра.docx

— 76.20 Кб (Скачать документ)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПЕТРА I. ПРИЧИНЫ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 7

ГЛАВА 2. «ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ» 
2.1. Консолидация дворянства и расширение их прав во время царствования Екатерины I 13

2.2. Политические перестановки в эпоху Петра II 16

2.3. Внутренняя и внешняя  политика Российской империи  при Анне Иоанновне 19

2.4. Правление Елизаветы Петровны 24

2.5. Воцарение и свержение Петра III Федоровича 30

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия произошла смена правителя на троне. Начало этой эпохе положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершилась эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Главной причиной частоты и легкости переворотов было усиление роли гвардии, дворянской по своему составу, в государственных делах. В России до 1797 года действовал указ Петра I о, по которому власть могла быть передана царствующим монархом фактически любому. Отсутствие законного порядка наследования престола вело к усилению дворцовых интриг и острой борьбе за помощью к гвардейским полкам.

Эпоха дворцовых переворотов является одной из самых интересных страниц истории Российского государства. Борьба сильных личностей, закулисные интриги, высокие и низменные страсти- всё можно найти здесь. Не случайно, именно события XVIII в. стали источником вдохновения для авторов повестей и романов, материалом для множества кинолент. Человеческие характеры, обострённые до предела борьбой за власть, всегда будут волновать читателя, зрителя, исследователя.

Отечественная «эпоха дворцовых переворотов» остается до сих пор «темным периодом» или даже «историографической черной дырой» [Каменский А. Б., 1999. С. 176 – 177]. Поэтому я считаю, что выбранная мной тема является актуальной в наше время и требует тщательного рассмотрения и изучения, чтобы заполнить все пробелы в изучении истории России.

Историография.

Термин «дворцовый переворот» в связи с русской историей XVIII в. впервые использовал С.М. Соловьёв. В.О. Ключевский уже выделял целую «эпоху дворцовых переворотов». С легкой руки В.О. Ключевского название «эпоха дворцовых переворотов» закрепилось за периодом 1725-1762 гг., который занял свое место в учебной и научной литературе как время, когда такие перевороты «совершались дворянскими группировками, опиравшимися на гвардию» [Российский энциклопедический словарь, 2001, с.727]. Впрочем, в дореволюционной историографии термин не получил окончательного утверждения. Ещё С.Ф. Платонов пользовался понятиями «дворцовый» и «государственный» переворот как синонимами [Волкова И.В. 1995, с.41].

Появившееся во второй половине XIX в. словосочетание «дворцовый переворот» отсутствовало в дореволюционных (Брокгауз и Ефрон, Гранат) энциклопедиях и впервые вошло в «Советскую историческую энциклопедию», где обозначало как столкновение дворянских группировок за власть и «за возможность наживаться за счет казны», так и «попытки родовитой богатейшей верхушки дворянства, аристократии ограничить власть монарха». Но при этом события 1730 г. не причислялись к пяти указанным переворотам 1725, 1727, 1740-1741 и 1762 гг. [Советская историческая энциклопедия, 1964, с. 18].

Современники самой «эпохи дворцовых переворотов» называли их «великим и редким делом», «предприятием», «переменой». Неизвестный русский мемуарист употреблял сразу несколько слов: «заговор», «смелое» или «дерзновенное предприятие», «вступление в правление», «счастливое событие», «перемена». Историк М.М. Щербатов в отношении дворян предпочитал говорить о «падении», а переворот 1762 г. определял как «возмущение».

Изучение заговоров и других подобных элементов политической культуры уже признается вполне заслуживающим внимания со стороны академической науки. Об этом свидетельствует, в частности, появление сборника, посвященного «искусству и практике дворцовых переворотов и связанных с ними политических интриг» и, в том числе, «проблеме теоретического обоснования искусства дворцовой интриги и тесно связанного с нею политического переворота» на Востоке в XIII-XX вв. [Политическая интрига на Востоке, 2000, с.5, 11].

В работе использованы источники документального характера: «Устав о престолонаследии» (1722) и «Табель о рангах» (1722). Они цитируются по специализированным хрестоматиям. А также материалы мемуарного характера. Замечательной с точки зрения подборки источников такого рода является сборник «Дворцовые перевороты в России 1725-1825», первое издание которого вышло под названием «Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России 1725-1825» [Бойцов М., 1991].

Дореволюционная историография представлена в работе ссылками на труды С.М. Соловьёва [Соловьёв С.М., 1963, 1989], В.О. Ключевского [Ключевский В.О., 1995], С.Ф. Платонова [Платонов С.Ф., 1993]. В отношении современной исторической литературы приоритет отдан работам Е.В. Анисимова [Анисимов Е.В., 1986]. Следует отметить, что автор позволила себе многочисленные ссылки на книгу популярного характера «Женщины на российском престоле» только в силу авторитета Е.В. Анисимова как одного из самых крупных современных исследователей «эпохи дворцовых переворотов» [Анисимов Е.В., 2003].

Особенный интерес представила статья И.В. Волковой  и И.В. Курукина «Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII-XX вв.» (1995); авторы попытались выделить основные черты, единые для всех дворцовых переворотов, что является одной из задач данной работы.

При определении основных терминов использованы «Советский энциклопедический словарь», «Советская историческая энциклопедия» и «Краткий словарь Брокгауза и Ефрона».

В 60-х годах XX века С.М. Троицкий посвятил историографии эпохи дворцовых переворотов очерк, в котором объяснил причины дворцовых переворотов как обострение внутриклассовых противоречий среди господствующего класса феодалов.

 

Сегодня вновь возродился интерес к событиям относящимся к эпохе дворцовых переворотов. Изучение этой эпохи велись и ведутся по нескольким направлениям. Таким образом, проблема дворцовых переворотов в истории России еще только начинает разрабатываться при использовании новых подходов к историческим процессам. Отход от советских формулировок сменился появлением разнообразных точек зрения на развитие Российской Империи и общества эпохи дворцовых переворотов и последующим времен.

Целью данной работы является осветить все дворцовые перевороты XVIII века и выявить их причины. Для достижения данной цели нами поставлен ряд задач:

- выяснить политические и социальные предпосылки дворцовых переворотов;

- рассмотреть события, связанные с наследием престола в период с 1725 по 1762 гг;

- определить последствия  дворцовых переворотов.

Хронологические рамки данной работы охватывают период «эпохи дворцовых переворотов» в России  XVIII в. - 1725 - 1762 гг.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПЕТРА I. ПРИЧИНЫ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

 

Середина и вторая половина XVIII века вошли в историю России как продолжение «петербургского периода», как время превращения нашей страны в великую европейскую державу. Правление Петра Великого открыло новую эпоху. Россия приобрела европеизированные черты государственного устройства: управление и юрисдикция, армия и флот были реорганизованы на западный лад. Это время было периодом больших потрясений (массовые волнения крестьян в середине столетия, Чумной бунт, восстание Пугачева), но также и серьезных преобразований. Потребность упрочить социальную основу «самодержавного абсолютизма» вынудила российских монархов изменить формы сотрудничества с сословными структурами. В итоге дворянству были даны сословное управление и гарантии собственности.

В последние годы царствования Петра Великого встал вопрос о престолонаследии: кто займёт трон после смерти императора. Объявленный при отречении Алексея Петровича наследником престола царевич Пётр Петрович (1715—1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич [Анисимов Е.В., 1986. с.136]. Однако, если следовать обычаю и объявить наследником сына опального Алексея, то возбуждались надежды противников реформ вернуть старые порядки, а с другой стороны возникали опасения у соратников Петра, которые голосовали за казнь Алексея. 5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха. Текст этого важнейшего указа обосновывал необходимость данной меры: «… чего для благоразсудили сей уставъ учинить, дабы сіе было всегда въ воле правительствующаго государя, кому оный хочетъ, тому и определить наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменитъ, дабы дети и потомки не впали въ такую злость, какъ выше писано, имея сію узду на себе». [Князьков С., 1990, с. 78].

Указ был настолько необычен для русского общества, что пришлось его разъяснять и требовать согласия от подданных под присягой. Раскольники возмущались: «Взял за себя шведку, и та царица детей не родит, и он сделал указ, чтоб за предбудущего государя крест целовать, и крест целуют за шведа. Одно конечно станет царствовать швед» [Соловьёв С. М.1963, с.235]. Пётр Алексеевич был отодвинут от престола, но вопрос о престолонаследии оставался открытым. Многие полагали, что престол займёт или Анна, или Елизавета, дочери Петра от брака с Екатериной Алексеевной. Но в 1724 году Анна отказалась от каких-либо притязаний на российский престол после того, как обручилась с герцогом Голштинским Карлом-Фридрихом. Если бы престол заняла младшая дочь Елизавета, которой было 15 лет (в 1724), то вместо неё правил бы герцог Голштинский, который мечтал с помощью России вернуть земли, завоёванные датчанами. Не устраивали Петра и его племянницы, дочери старшего брата Ивана: Анна Курляндская, Екатерина Мекленбургская и Прасковья Иоанновна. Оставался только один кандидат — жена Петра, императрица Екатерина Алексеевна. Петру нужен был человек, который бы продолжил начатое им дело, его преобразования. 7 мая 1724 Пётр короновал Екатерину императрицей и соправительницей, но спустя короткое время заподозрил в супружеской измене (дело Монса). Указ 1722 года нарушил привычный уклад престолонаследия, наследника же Пётр перед смертью назначить не успел.

Пётр I Великий умер 28 января 1725 г., не оставив законных преемников. Он был слишком последовательным и трезво мыслящим правителем, чтобы не сознавать перед смертью, на что он обрекает Россию. В агонии император, пытаясь составить завещание, «взял перо, написал несколько слов, но их нельзя было разобрать» [Лефорт И., 1991, с. 32]. «Он сам заметил, что пишет неясно, и потому закричал, чтобы позвали к нему принцессу Анну, которой хотел диктовать. За ней бегут; она спешит идти, но когда является к постели, он лишился уже языка и сознания, которые более к нему не возвращались». [Лефорт И., 1991, с.25] В такой ситуации возведение на престол любого государя может быть расценено как переворот. Приближённые «ждали только минуты, когда монарх испустит дух, чтобы приступить к делу» [Там же, с.25-26].

Пётр сознавал возможность династического кризиса задолго до своей смерти. Государь был женат дважды: на Евдокии Лопухиной (1692-1689) и Марте Скавронской, впоследствии Екатерине I Алексеевне (1712-1725). От обоих браков он имел детей мужского пола: Алексея Петровича и Петра Петровича. Однако отец пережил обоих сыновей.

К числу причин, вызвавших череду дворцовых переворотов в Российской империи, можно отнести наличие достаточно большого количества прямых и косвенных наследников дома Романовых, претендующих на престол.

Наконец, не последнюю роль в дестабилизации политической ситуации в России после смерти Петра I играли корпоративные интересы дворянства и родовитой знати. Первые (А. Меншиков, П. Ягужинский, П. Толстой и др.) - представители новой аристократии, в большинстве своем не знатные, но талантливые люди - пытались всеми силами удержать приобретенное при Петре благополучие и могущество. Вторые - (Д. Голицын, братья Долгорукие, П. Апраксин, Г. Головкин и др.) - представители старой московской знати, получившие титулы по наследству и считавшие себя элитной частью общества - напротив, желали вернуть себе позиции, утраченные при Петре. Следовательно, главной и единственной задачей всех придворных группировок стало удержать власть в своих руках [Анисимов Е.В., 1986. с.136].

Главной движущей силой дворцовых переворотов явилась дворянская гвардия, осознавшая свою военную силу и политическое значение. Поддерживая того или иного претендента на российский престол, дворянство получало высшие должности, привилегии и поместья.

 

По своей сути дворцовые перевороты не являлись государственными, т.к. не преследовали цели радикальных изменений политической власти и государственного устройства. Исключение, по мнению историков, составили события 1730 г., связанные с воцарением Анны Иоанновны.

Структура Российского общества в первой четверти XVIII в. изменилась радикально. «Петровская эпоха уничтожила…понятие «вольный человек»» [Анисимов Е.В., 2001, с.10]. Лица, не находящиеся в той или иной мере на государственной службе, оказывались вне закона. Всё крестьянство после переписи 1718-1724 гг. было обложено подушной податью, сформирована категория государственных крестьян, которые вместо повинностей в пользу помещика несли дополнительные повинности в пользу государства. Была ликвидирована категория холопов. Средством прикрепления крестьян к земле стало введение паспортной системы. Городские ремесленники по указу 1722 г. объединялись в подконтрольные государству цехи. Свободное купечество разорялось не в силах выдерживать конкуренцию с государственными монополистами. Вследствие ликвидации института патриархата и частичной секуляризации церковь стала частью государства, а священники - особым родом чиновников [Павленко Н.И., 2003. с.270-274].

В результате реформ Петра Великого дворянство стало единственным политически - активным сословием. Дворцовые перевороты и предшествовавшие им заговоры подготавливались и осуществлялись дворянами. Представители других сословий не играли не только решающей, но даже сколько-нибудь значительной роли в политической жизни. Дворяне составляли партии, дворяне плели интриги, дворяне были офицерами гвардейских полков и составляли большую часть самих гвардейцев.  Основные противоречия в дворянской среде проходили по водоразделу поместное дворянство - дворянская аристократия. Первые видели источник благосостояния и социального роста в сильной абсолютистской власти императора. Вторые тяготели к установлению ограниченной монархии олигархического толка. Особенно ярко эти противоречия проявились в событиях 1730 г., связанных с «кондициями» Анны Иоанновны.

Информация о работе Дворцовые перевороты