Древний мир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:00, реферат

Краткое описание

Как и в прежние времена, египетское общество делилось на три основных класса: господствующий класс — собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств; класс мелких производителей — земледельцев и ремесленников, добывающих пропитание трудами собственных рук и членов своей семьи; наконец, класс подневольных, рабов, не имеющих собственных средств, трудящихся на полях, которые им не принадлежали, собирающих урожаи, которым не могли распоряжаться, пасших скот, который не был их собственностью. Однако в эпоху Нового царства произошли серьезные изменения внутри каждого из этих классов, укрепились одни слои, появились новые и потеряли свое значение социальные прослойки, прежде занимавшие прочное положение в обществе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДР МИР.docx

— 91.19 Кб (Скачать документ)

 

Стабилизировать внутреннюю и Енеш-нюю обстановку удалость знатному вельможе Сетнахту, который утвердился на троне и стал основателем новой XX династии (ок. 1200 г. до н. э.). Папирус Харриса сообщает, что новый фараон «привел в порядок всю страну, которая раньше была вся полна восстаний. Он поразил восставших которые были в стране Египетской. Он очистил великой трон Египта... Он был яра-вителем двух стран на троне Атума... Каждый человек проведал своего брата, окруженного стенами. Он ввел храмы во владение божественными приношениями, дабы жертвовать их богам согласно обычным договорам с ними». Сын и преемник Сетнахта, видимо, не случайно получил тронное имя Рамсеса. Этим самым новый фараон заявлял о своем стремлении подражать удачливому предшественнику и продолжать его победоносную политику. И Рамсесу III (1198 — 1166 гг. до н. э.) в какой-то степени это удалось. Он восстановил боеспособность армии и увеличил ее численность. Население Египта было разделено на особые призывные группы, которые поставляли определенное количество воинов. В египетском войске увеличилось количество наемников, причем их набирали из тех же ливийцев и «народов моря», которые теперь воевали со своими соплеменниками, нападавшими на владения фараона. На 5-м и 11-м годах своего правления Рамсесу III удалось разгромить ливийцев, а на 8-м году — отразить опасное вторжение все тех же «народов моря». Рамсес III успешно воевал в Палестине и Сирии, на короткое время восстановив былое влияние Египта в этих областях. Вторая половина его 32-летнего царствования была относительно спокойной. Был наведен порядок внутри страны. Так, на 29-м году своего царствования Рамсес III подавил волнение ремесленников, занятых на строительстве фиванского некрополя, что свидетельствовало о росте классовых противоречий в обществе. Стремясь обеспечить себе морально-политическую поддержку могущественного египетского жречества, Рамсес III по примеру своих предшественников щедро одарял наиболее крупные храмы, особенно храмы главного бога Амона-Ра. Папирус Харриса заполнен перечислением. несметных даров храмам в виде земли, золота, драгоценностей, рабов, скота, ювелирных изделий. Крупнейшие египетские храмы обладали обширными земельными угодьями, десятками тысяч рабов, огромным хозяйством, даже целыми эскадрами судов, которые вели оптовую торговлю не только внутри Египта, но и с другими странами.

 

Такое покровительство храмам и  жречеству вело не только к росту  материальных ресурсов храмов, но и  к усилению политического влияния  жречества, к его вмешательству  в государственные дела страны, что  вызывало недовольство придворных кругов. Видимо, в результате этого недовольства против фараона на 32-м году его  правления возник дворцовый заговор. После его смерти все последующие  правители династии носили громкое  имя Рамсеса, но они не обладали удачливостью своих великих предшественников. Влияние и авторитет царствующих  фараонов падал все ниже и ниже, в то время как росло влияние  фи за некого жречества на юге, власть номархов на местах. Египет начинает слабеть. Он утрачивает азиатские владения в  Сирии и Палестине. Авторитет  некогда могущественного Египта в этом районе настолько упал, что  один из посланцев фараона, некто  Уну-Амон, отпраБленный за кедровым деревом для сооружения священной барки, с горечью пишет об унижениях и лишениях, которым он подвергался со стороны некогда раболепствующих перед египтянами сирийских царьков. Ливийцы же беспрепятственно хозяйничают в Западной Дельте. В начале XI в. до н. з. после смерти Рамсеса XI (ок. 1085 г. до н. э.) XX династия прекратилась. Власть на юге в Фивах перешла в руки верховного жреца бога Амона Херихора, а на севере, в Танисе,— в руки некоего Смендеса, основавшего XXI династию, правившую лишь в Нижнем Египте. Этими событиями закончилась самая блестящая эпоха египетской истории — эпоха Нового царства.

 

Египет в эпоху Позднего царства

 

Время от 1085 г. до н. э. (конец Нового царства) до середины X в. до н. э. получило наименование III Переходного периода (XXI династия).

 

Политический распад государства, тяжело повлиявшие на Египет нападения  внешних врагов — «народов моря», ливийцев — в конце Нового царства  заставили его в начале I тысячелетия  до н. э. не только отказаться от осуществления  имперских планов Б Азии и Африке, но более того — превратили его  самого в объект завоевания со стороны  усилившихся соседей — ливийцев, эфиопов, а затем могущественных азиатских держав: Ассирийской и  Персидской.

 

7) Особенности искусства

Колонны храма в Луксоре

С начала Нового царства царские  гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы  стали устраиваться в ущельях  и скалах. Они представляют собой  тщательно скрытые тайники. Стены  помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.

Для утверждения своей божественной власти фараоны вновь ведут грандиозное  строительство. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства становится храм, поэтому именно в монументальном храмовом строительстве наиболее полно  и ярко сказался характер этого времени.

Во вновь расцветших Фивах храмы  возвышаются на свободных площадях среди садов и рощ. Планы подавляющего большинства храмов первой половины Нового царства были прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части его располагались  по одной оси. Основными частями  храма были открытый двор, окружённый колоннадой - перистиль, гипостильный зал, святилище и кладовые.

Папирусовидные колонны

Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был  виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила.

В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения: священная аллея процессий, уставленная  с обеих сторон сфинксами, вела к  пилонам - привраным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пёстрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещённый колонный зал - гипостиль, далее располагались внутренние комнаты или залы, завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества.

Фасады храмов имели вид пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) - двух башен, прямоугольных  в плане, по силуэту похожих на сильно вытянутую усечённую пирамиду. Пилоны и вход венчали карнизы  характерной для египетской архитектуры  мягко изогнутой формы - в виде выкружки и вабика. К наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращён к Нилу, с которым храм соединял "путь бога" - дорога, ограждаемая аллеями львов, овнов или сфинксов и украшенная около входа в храм высокими обелисками.

В Фивах на правом берегу Нила были возведены два колоссальных храмовых ансамбля, посвящённых богу Амону. В  наши дни они известны по названиям  двух современных арабских деревень - Карнак и Луксор.

Гипостильный зал храма Амона  в Карнаке.

В начале периода нового царства  древний храм Ипет-сут ("Самое избранное из всех мест") в Карнаке из небльшого святилища превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый фараон, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего "божественного отца" Амона и стремился придать храмовым постройкам большее величие и блеск, чем его предшественник. Каждый новый правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, украшая их статуями, а иногда переделывая и старые помещения, отчего на протяжении веков комплекс Карнака превратился в своеобразный каменный город с аллеями и плошадями, колоннами и храмами.

Так, в XVI веке до н.э. по приказу фараона  Тутмоса I храм Амона-Ра украшают гигантскими  обелисками и колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса. Эту традицию продолжила его  дочь - царица Хатшепсут. Из красного песчаника построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное изящными рельефами. Неподалёку от этого помещения были воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый. Эти гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом (самородное золото, содержащее около 25% серебра).

Преемник Хатшепсут фараон Тутмос III построил в Карнаке большой храм Ахменну - "Блистающий памятниками". Колонны этого храма имитируют тонкие расписанные столбы царского паланкина, под сенью которго совершался обряд Хеб-Сед - обновления жизненных сил царя. В центральной части храма Амона-Ра при Тутмосе III был возведён "Зал анналов", на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах. В северной части карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвёл особый храм, посвящённый так называемой мемфисской триаде - львиноголовой богине войны Сехмет, её супругу, "прекрасноликому" Пта - богу-создателю людей и Египта, и их "лотосоподобному" сыну Нефертуму - богу растительности.

Пилоны храма Амона-Ра в Филе

Аменхотепом III в карнакском комплексе был воздвигнут храм богини Мут, отождествлявшейся также с Сехмет. Более 700 гигантских статуй этой богини были установлены на берегах озера Ишеру, располагавшегося на территории комплекса Мут-Сехмет, чтобы "дочь солнца" отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и в стране вновь установилась гармония. Аменхотеп III построил храм и сыну Мут и Амона - лунному Хонсу, укрепил берега священного озера на территории храма Амона-Ра, и водрузил рядом с ним гигантского каменного скарабея - воплощение бога Хепри - созидательного утреннего солнца.

При втором фараоне XIX династии Сети I иего сыне Рамзесе II в храме Амона-Ра был воздвигнут грандиозный зал с тесно поставленными колоннами - гипостильный зал, который насчитывает 144 колонны (священное число 12 в квадрате). Из них 12 колонн среднего прохода высотой 19,5 м с капителями в виде раскрытых цветков папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде нераспустившихся цветов этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами и отделаны листовым золотом. Лес колоссальных колонн, сгруппированных очень тесно, создавал острые и неожиданные пространственные эффекты и таинственный полумрак.

Лотосо- и папирусовидные капители колонн

храмов Луксора и Карнака. Реконструкция.

В Луксорском храме, тоже огромном, гармоничная ясность замысла скрашивает все "чрезмерности". Для него характерна исключительно чёткая планировка. Древний храм Ипет-Рес ("Южный покой"), ныне известный как Луксорский храм, был посвящён, как и Карнаксский, божественной фиванской триаде - Амону-Ра, его жене Мут и их сыну Хонсу. В вытянутый с севера на юг храм проходили через гипостильный зал с 32-мя колоннами, выполненными в форме связок папируса. Этот зал соединялся с большим перистилем - открытым двором, обнесённым портиками, колонны которого повторяли форму колонн гипостильного зала. (Папирус - геральдическое растение Нижнего Египта). В глубине гипостильного зала располагался вход в святилище храма, в который проникали всё же не сразу, а лишь пройдя несколько небольших культовых помещений.

К северной части перистильного  двора примыкала центральная, или  процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших "стеблей" папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон ("Южный покой Амона").

В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась "Солнце властителей стран иноземных". У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. ВЫсота каждой статуи около 20 м. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.

Аллея сфинксов

От могучего пилона Луксорского храма Амона-Ра к Карнакскому вела аллея сфинксов. Первоначально они были с головой барана - священного животного бога Амона, и телом льва. Во времена XX династии они были заменены сфинксами с человеческими головами. Эта аллея вскоре разделиласьна две: правая вела к храму Мут, а левая - к храму Хонсу. Луксорский храм таким образом оказывался включённым в Карнакский комплекс.

В архитектурный фон храмов органично  включались крупные статуи под открытым небом - во дворах, перед пилонами, по краям парадных дорог. Они были как  бы смысловым компонентом в культовых  сооружениях. В их строгой конструктивности ясно проявились наиболее каноничные исполнения, восходящие ещё к эпохе  Древнего царства. Однако и в них  уже заметно стремление художников передать физиономически конкретные портретные черты. Теперь иератическая оцепенелость статуй старого времени остаётся только в позе, чтобы передать специфический облик правителя, сам же образ одухотворён.

Скульпторы стали особо вниматель относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки нового костюма, покрывая поверхность статуй множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофрированные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, модных в эпоху Нового царства. Через костюм теперь проступают формы тела. В результате образовывалась живописная градация объёмных планов и разнообразная игра света и тени, что ещё больше подчёркивала многоцветная раскраска статуй.

Статуя принцессы периода Нового царства.

Однако наиболее свободно особенности  этого стиля смогли развиться  в мелкой пластике. Здесь наиболее ярко проявилось то, чему не было места  в предшествующем искусстве Египта: вместо замкнутости - движение, дробность  складок, игра светотени, вместо графичности - живописность, вместо кубичности и угловатости - мягкость, округлённость, вместо суровости - женственная певучесть линий.

В настенных рельефах наряду с композициями, в которых прославлялись победы царей и совершаемые царём  ритуальные обряды, появились композиции, рассказывающие о родословной фараонов, о происхождении их от богов, а  также о связях Египта с другими  странами. Так, в храме царицы Хатшепсут рельефы повествуют о путешествии в страну Пунт, об иноземных послах, о ладьях, пускающихся в путь.

Отход от древних традиций проявился  также в частных гробницах. Эта  живопись отразила самые разнообразные  стороны жизни вельмож. В них  ощущается, что мастера Нового царства  вступили на путь поисков более смелого  и сложного изображения окружающего  мира. Мягки и утончённы стали прорисовки фигур. Взметнувшиеся и согнутые руки, запрокинутые головы, ряды локонов и складки одежды плакальщиц из гробницы визиря Рамзеса нарушают неподвижную симметрию традиционных композиций. Пышные причёски, одеяния, роскошь быта выдают отношение к орнаменту, к линии, к игре света и тени, чему не было места в предшествующем искусстве.

Информация о работе Древний мир