Древние инки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:05, реферат

Краткое описание

С чего началась история Америки? Долгое время мы, отвечали на этот вопрос одной и той же расхожей фразой: «С открытия ее Колумбом». Континент Америка с периода его открытия и до сих пор хранит в себе множество загадок.
До завоевания континента европейцами - это была самобытная сплоченность нескольких культур.

Содержание

ИСКУСНЫЕ ХИРУРГИ 23

ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ ИНКОВ 23

ТАИНСТВЕННЫЕ СОКРОВИЩА ИНКОВ В ПЕРУ 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

ПРИЛОЖЕНИЯ 37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ист. мир.цив.doc

— 506.50 Кб (Скачать документ)

Однако все несметные  сокровища, которые испанцы награбили в Перу, были лишь малой частью того, чем владели инки. Когда после завоевания страны Инка Манко II встретился с испанским послом, он высыпал перед ним бокал кукурузных зернышек. Потом взял одно из них в руки и сказал: «Это все, что вы смогли украсть из золота инков». А потом показал на оставшиеся: «А это то золото, которое осталось у нас».

И с тех пор, в течение  уже нескольких столетий, продолжаются его поиски. Где теперь хранится золото Куско, которое не досталось  испанцам? Где тот «золотой урожай», который по законам государства инков ежегодно доставлялся в столицу? Судя по всему, испанцам не досталась и золотая цепь; им не удалось захватить и личные сокровища Великих Инков, которые те накопили в период своего царствования. Ученые до сих пор ломают голову над вопросом: «Куда исчезло золото инков?» — и всевозможных версий на этот счет выдвигается очень много.

Российский ученый Ю. Зубрицкий предполагает, что свои сокровища инки могли вывезти  в перуанскую сельву, где находится  легендарный город Пайтити. Когда Инка Пачакутек решил покорить сельву, он отправил на восток отряд разведчиков, и вскоре те вернулись с радостным известием: в глубине сельвы они обнаружили золотоносные реки. И тогда Пачакутек приказал проложить дорогу от Куско прямо к месторождениям золота, а в глубине сельвы построить город, который служил бы своего рода перевалочным пунктом.

Новый город рос и  расцветал прямо на глазах. Когда  жадные конкистадоры уже двигались  на Куско, по решению инкских правителей и жрецов мужчины и женщины города, старики и дети отправились в сельву, где стоял зачарованный город Пайтити. Туда же, в затерянные бескрайние чащобы, были перенесены и бесценные сокровища империи инков.

Об этом городе не знали  несколько столетий, пока в начале XX века туда не попали два работника одной асиенды. Бежав от хозяина-изверга, пеоны четверо суток продирались через непролазные дебри, а на пятый день, вконец обессиленные, набрели на сплошь поросшие тропической растительностью постройки. Приглядевшись, беглецы увидели, что попали в заброшенный город, а потом обнаружили множество золотых вещей. Взяв лишь малую толику сокровищ, сколько можно было унести, пеоны поднялись по длинной каменной лестнице к высоким воротам с огромным золотым диском на фронтоне, олицетворявшим Солнце.

Когда вырвавшиеся из плена сельвы беглецы начали делить сокровища, между ними вспыхнула  ссора, переросшая в драку не на жизнь, а на смерть. И в Куско прибыл только один из них...

В 1925 году отыскать затерянный в сельве город решили шестеро  членов Ордена иезуитов. Они наняли носильщиков и проводников, запаслись всем необходимым и тронулись в путь. Однако по дороге на них напали индейцы, и незваные гости один за другим пали от стрел, отравленных ядом кураре. Однако одному проводнику удалось избежать смерти, и он сломя голову бросился в заросли. Сельва была наполнена самыми разнообразными звуками: не умолкали крики борбетты — ярко-красного попугая; вдалеке слышался плеск воды, разбивавшейся о камни; суматошно вопили потревоженные обезьяны, гортанно клохтал тукан, которого напугала свалившаяся с ветки змея...

Когда беглец остановился, чтобы перевести дух, то вдруг  обнаружил, что стоит посередине какой-то улицы. Правда, все дома по обе стороны улицы были скрыты лианами, кустарниками и деревьями. Двинувшись дальше, проводник Санчес вышел на площадь, где стояли статуи в человеческий рост, и все они были отлиты из желтого металла. Он долго разглядывал чудо-изваяния, а потом отрубил мизинец у одного из них. Проводнику Санчесу тоже посчастливилось выбраться из сельвы, но он долго никому не рассказывал о таинственном городе. Только на склоне лет Санчес показал золотой мизинец ученому Р.И. Ордоньесу — в знак особого расположения и как доказательство того, что золотой город Пайтити существует. Покрытый мраком непролазной перуанской сельвы, он и сегодня хранит свои сокровища и свою великую тайну, открытие которой, как считает Ю. Зубрицкий, было бы сродни открытию Трои.

Было еще несколько  человек, которым удалось побывать в загадочном городе Пайтити и  выбраться из сельвы. Подробнее об этом можно прочитать в журнале «Вокруг света» (№ 9 за 1974 г.)

 

ИСКУССТВО ИНКОВ

 

Для вторгшихся в страну испанцев золото, несомненно, было самой  желанной добычей. Но среди инков  наиболее ценным сокровищем считались  ткани, это объяснялось трудоемкостью их производства. Многие слои населения были задействованы для изготовлений одежды, начиная с крестьян, выращивавших хлопок, и кончая теми, кто обеспечивал поступление шерсти альпак, лам и викуний. Во всех, кроме самых элитных, домах шерстяное волокно промывалось, прочесывалось, красилось, затем из него получали пряжу, из которой ткали куски материи; они никогда не кроились, их просто сшивали вместе, и в результате получалось то, что в данный момент необходимо, - от мешков для зерна до одежды или изысканных декоративных тканей.

Большая часть населения  носила простые одежды, такие, как, например, мужская туника, сделанная из относительно тонкой хлопковой ткани или из материи, выработанной на основе шерсти альпака, которая называлась «уаска». Ткани тончайшей выделки, называемые «кумби», предназначались для изготовления роскошных одежд самого Сапа Инки, членов его семьи и привилегированных лиц, которые получали на это специальное разрешение императора. Сделанные из тончайшего волокна, окрашенного в самые невероятные цвета, сотканные в виде стандартных образцов с геометрическими фигурами, такие наряды кумби сразу указывали на высокий статус того, кто их надевал. Туника с шахматным узором и треугольником вверху, с отлично подрубленными швами, указывала либо на выдающуюся отвагу владельца, либо на его высокое воинские звание; ярко раскрашенную узорчатую тунику мог носить только Сапа Инка или его наследники.

Ткачи-профессионалы  и жёны провинциальных чиновников изготовляли  кумби в счет уплаты налогов; особые облачения для священных обрядов или одежда для императора изготовлялась тонкими пальчиками женщин, посвятивших себя службе богу. Индейцам Перу уже были известны ткацкие станки («ауана»), причем это были станки трёх, типов. Сохранившиеся до наших дней о6разцы текстильных изделий инков говорят о колоссальных затраченных на их производство усилиях и громадном количестве исходного сырья: в декоративной, тщательно обработанной тунике могло приходиться до 400 нитей на квадратный дюйм и до десяти миль волокон. Почтение к «живому» камню Инки рассматривали камень не только как прочный, в изобилии имеющийся строительный материал, они обожествляли его. В пустынных и бесплодных горных районах, где зарождалось богословие инков, камень находился повсюду. Острые пики Анд формировали ось известной инкам вселенной, а скалы и горные породы были привычным ландшафтом на территории всего их государства. Многие из таких геологических образований считались «уака», местами, связанными с потусторонними силами.

Поэтому неудивительно, что свое непревзойденное искусство каменщики-инки, использовавшие в своей работе естественные скальные образования, демонстрировали не только в чисто утилитарных постройках, но и в религиозных сооружениях. Применяя такие же инструменты из камня и ту же технику обработки этого материала, с которыми экспериментировал Протцен при подгонке больших блоков, безымянные мастера создали такие памятники культуры, которые выдержали землетрясения, опустошительные налеты испанцев и полтысячелетия постоянного воздействия ветров и холодных дождей.

Искусство работы с металлом: Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым набором технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и инки. Действительно, во многих аспектах перуанские ремесленники этого периода были куда более искусными, чем их современники в Старом Свете, даже если они имели точно такие же инструменты.

С помощью гладких, крепких  камней, которые служили им одновременно и молотом и наковальней, кузнецы  и ювелиры выковывали из сырой заготовки слитка первоначальную форму будущего изделия. После этого они приступали к завершающей стадии, отбивая полученную форму молотком на рельефном шаблоне или гравируя ее иглой. Хотя ремесленники пользовались в работе и открытыми, и закрытыми формами для литья, холодная штамповка была наиболее распространенной практикой. Чтобы преодолеть ломкость металла при обработке, его иногда подвергали прокаливанию, заключавшемуся в нагревании заготовки, что улучшало ковкость металла.

КУЛЬТУРА ИНКОВ

Религия занимала важное место в жизни инков. У каждой группы населения, в каждой области были свои верования и культы. Наиболее распространенной формой религиозных представлений был тотемизм — поклонение тотему — животному, растению, камням, воде и т.д., с которым верующие считали себя находящимися в родстве. Земли общин назывались именами обожествляемых животных. Кроме того, был повсеместно распространен культ предков. Умершие предки, по представлениям инков, должны были способствовать созреванию урожая, плодовитости животных и благополучию людей. Полагая, что духи предков живут в пещерах, инки воздвигали возле пещер каменные холмики, которые своими очертаниями напоминали фигуры людей. С культом предков связан обычай мумификации трупов умерших. Мумии в нарядных одеждах, с украшениями, утварью, пищей погребали в гробницах, высеченных в скалах. Особенно пышно хоронили мумии правителей и жрецов.

Свои здания инки возводили из различных пород камня — известняка, базальта, диорита и из кирпича-сырца. Дома простых людей имели легкие крыши из соломы и пучков тростника; печей в домах не было, и дым очага выходил прямо через соломенную кровлю. Храмы и дворцы строились особенно тщательно. Камни, из которых были сложены стены, настолько плотно подгонялись друг к другу, что при сооружении зданий не требовались связующие вещества. Кроме того, инки на горных склонах возводили крепости с многочисленными сторожевыми башнями. Самая известная из них поднималась над городом Куско и представляла собой три ряда стен высотой 18 м.

В своих храмах инки поклонялись целому пантеону богов, имевших строгую субординацию. Самым высшим из богов считался Кон Тикси Виракоча — творец мира и создатель всех остальных богов. В числе тех богов, кого Виракоча сотворил, были: бог Инти (золотое Солнце) — легендарный предок правящей династии; бог Ильяпа — бог погоды, грома и молнии, к которому люди обращались с просьбами о дожде, ибо Ильяпа мог заставить течь на землю воды Небесной реки; супруга Инти богиня Луны — Мама Килья. Почитались также Утренняя звезда (Венера) и множество других звезд и созвездий. В религиозных представлениях древних ацтеков особое положение занимали чрезвычайно древние культы матери-земли — Мама Пача и матери-моря — Мама Кочи.

У инков было множество  религиозно-обрядовых празднеств, связанных с земледельческим календарем и жизнедеятельностью правящего семейства. Все праздники проводились на главной площади Куско — Уакапата (Священная терраса). От нее расходились дороги, соединявшие столицу с четырьмя провинциями государства. К моменту появления испанцев на площади Уакапата возвышались три дворца. Два из них были превращены в святилища. Когда правитель-инка умирал, тело его бальзамировали, а мумию оставляли в его дворце. С этого времени дворец становился святилищем, а новый правитель строил себе другой дворец.

Высшим достижением  архитектуры инков считается  ансамбль храмов Кориканча (Золотой  двор). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца — Инти, где  находилось золотое изображение  бога, украшенное крупными изумрудами. Это изображение размещалось в западной части, и его озаряли первые лучи восходящего солнца. Стены храма были сплошь обиты листовым золотом. Потолок покрывала резьба по дереву, пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. Окна и двери были усыпаны драгоценными камнями. К храму Солнца примыкало несколько часовен — в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них — в честь Луны (Мамы Кильи). Образ Луны в империи инков связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для койм — жены правителя-инки, только она имела доступ в эту часовню. Здесь же находились мумии умерших жен правителей. В часовне Луны все убранство было из серебра.

Различные ремесла у инков достигли наивысшего расцвета. Инки довольно рано освоили горное дело и добывали медную и оловянную руды в шахтах, чтобы изготовить бронзу, из которой отливали топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также изготовляли изделия в технике перегородчатой эмали. Хронисты сообщали, что мастера инков изготовили золотой початок кукурузы, в котором зерна были золотые, а окружающие початок волокна — из тончайших серебряных нитей. Вершиной ювелирного искусства инков стало изображение бога Солнца в храме Солнца в Куско виде огромного золотого солнечного диска с искусно вычеканенным человеческим лицом.

Своего апогея золотое  богатство инков достигло в период правления Уайна Капака. Он приказа! облицевать листовым золотом стены  и крыши своих дворцов и храмов; в царском дворце было множество золотых скульптур животных. Во время торжественных церемоний 50 тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный переносной золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился перед дворцом-резиденцией.

Все это было разграблено  конкистадорами из экспедиции Франсиско  Писсаро. Произведения ювелирного искусства  были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено.

Как считают исследователи  культуры инков, их империя погибла во многом из-за религии. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором правитель выбирал преемника среди своих сыновей. Это привело к междоусобной войне братьев Уаскара и Атауальпы, которая значительно ослабила страну перед вторжением испанских конкистадоров во главе с Писарро. Во-вторых, среди инков существовало предание, что в будущем править страной будут новые, незнакомые люди, которые покорят империю и станут единственными ее владыками. Этим объясняются страх и нерешительность инков перед испанскими конкистадорами.

Информация о работе Древние инки