Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:37, реферат
Багдадский халифат, напуганный народными движениями периода VIII - IХ в.в., был вынужден отказаться от практики назначения наместников из числа арабов и перешел на путь сближения с местной знатью путём привлечения их к управлению Хорасаном и Мавераннахром. Такой курс мог, как полагали в халифате, парализовать тягу местных аристократов к независимости. Такой курс в политике был начат уже при халифе Мансуре (754 - 775 г.г.).
ДИПЛОМАТИЯ ПЕРИОДА
Багдадский халифат, напуганный народными движениями периода VIII - IХ в.в., был вынужден отказаться от практики назначения наместников из числа арабов и перешел на путь сближения с местной знатью путём привлечения их к управлению Хорасаном и Мавераннахром. Такой курс мог, как полагали в халифате, парализовать тягу местных аристократов к независимости. Такой курс в политике был начат уже при халифе Мансуре (754 - 775 г.г.).
Диплом или грамота
на управление восточными областями
Халифата давались наиболее доверенным
представителям местной аристократии.
Из среды местной знати первым
выдвинулись представители
Среди Бармакидов наиболее видным и энергичным представителем был Фадл ибн Яхья, бывший наместником Хорасана в 794-795 г.г. Им в Хорасане было создано многочисленное войско из числа местного населения, достигавшее 500 тыс. человек. При халифе Харун ар-Рашиде (786-809 г.г.) контроль над всей политической и экономической жизнью Багдада перешёл к представителям рода Бармакидов. Халиф Харун ар-Рашид, недовольный таким большим влиянием Бармакидов, в ночь с 28 на 29 января 803 г. в Багдаде устроил Варфоломеевскую ночь и перебил всех представителей рода Бармакидов. Уцелели от этого погрома всего лишь несколько семей.
Однако процесс постепенного усиления местной аристократии Багдад остановить уже не мог. Вскоре на политическую арену вышёл род Тахиридов. Молодой Тахир владел городом Бушенджем в области Герат. Тахир принимал активное участие в подавлении восстания Рафи ибн Лайса (806-810 г.г.), затем он же командовал войсками будущего халифа Маъмуна во время его борьбы за халифский престол со своим братом Амином.
После победы над своим
братом Мамун в 813 г. назначил Тахира
наместником области ал-
В годы наместничества Мамуна в Мерве этот город имел более 100 тыс. населения. Состоял из четырнадцати крупных кварталов, имел 20 улиц, одиннадцать культовых сооружений. В окрестностях Мерва насчитывалось более 160 населённых пунктов. [2]
В конце VIII - начале IX в.в. на политической арене также усиливается дом Афшинов Уструшаны. Уструшана дольше всех областей края оставалась независимой от арабской власти. Лишь в конце VIII в. Афшин Джононхурра впервые признал власть хорасанского наместника Бармакида Фазла ибн Яхьи. Но преемник Джононхурры Кавус отказался платить дань и вышёл из подчинения хорасанского наместника. Только в 822 г. Уструшана была приведена в покорность с помощью одного из сыновей Кавуса - Хайдара, бежавшего к арабам после неудачной попытки захватить власть в Уструшане. Кавус был вынужден принять ислам и в итоге стал афшином Уструшаны. [3]
Ему наследовал Хайдар, который, проявив выдающиеся военные и политические способности на службе в халифате, вскоре превратился в крупнейшего военачальника и сановника периода правления халифа Мутасима (833-842 г.г.).
Хайдар вскоре начал через своих многочисленных сторонников и своего сына Хасана тайно готовить почву для освобождения Уструшаны от власти халифа. С этой целью он задумал через своих дипломатов заключить союз с Волжским Хазарским каганатом, соперничавшим в то время с Киевской Русью. Конечной целью Хайдара было подчинение всего Хорасана и Мавераннахра своей власти и отторжение их от Багдада. Но замысел Хайдара был вскоре раскрыт. Его тайная деятельность выяснилась во время прогремевшего на весь халифат судебного процесса, закончившегося казнью Хайдара в 841 г. [4]
Одновременно с Тахиридами
и Афшином Уструшаны
Но в промежутке между Тахиридами и Саманидами в Хорасане и Мавераннахре короткое время правила династия Саффаридов. Основателем этой династии был Якуб ибн Лайс, который создал кратковременное, но сильное государство, объединившее в своих границах Хорасан, и положил конец Тахиридскому государству. Халиф Багдада Мутамид (870-892 г.г.) в 874 г. направил Якубу ибн Лайсу знамя и грамоту на управление Хорасаном, Табаристаном, Джурджаном, Реем и Фарсом. Таким образом, правителем всех областей к востоку от Багдада стал другой хорасанский таджик - Якуб ибн Лайс.
Якубу унаследовал его брат Амр ибн Лайс (879-900 г.г.), проводивший более взвешенную политику. Халиф Мутамид послал ему знамя и грамоту на управление Фарсом, Кирманом, Исфаганом, Хамаданом, Зинджаном, Реем, Кумом, включая Кабул и Синд на условиях выплаты ежегодной дани в 20 мил. дирхемов.
В 892 г. тот же халиф Мутамид после одного крупного конфликта, возникшего между халифом Багдада и Амром, все же пошёл на большие уступки в пользу Амра и направил Амру новую грамоту на управление, снизив при этом размер ежегодного налога на 10 млн. дирхемов. Пришедший к власти в 894 г. новый халиф Багдада Мутадид (892-902 г.г.) велел вновь поднять знамя Саффаридов в Багдаде и Мекке, и повторной грамотой была подтверждена власть Амра на всех землях к востоку от Багдада. [5]
Тем временем в Мавераннахре усиливался род Саманидов. В 874 г. после перехода Бухары в руки Саманидов Наср как глава семьи получил от халифа Муътамида грамоту на управление всем Мавераннахром. [6] Однако после смерти Насра I, последовавшей в 892 г., начинается единоличное правление Исмаила Самани (892-907 г.г.).
Возраставшая мощь Саманидов в Мавераннахре и Саффаридов в Хорасане возбуждала сильное беспокойство Арабского халифата. С целью натравить друг на друга Исмаила Саманида и Амра Саффарида халиф Багдада в 898 г. издал рескрипт о низложении Исмаила Саманида и назначении наместником Мавераннахра Амра.
В одном из боёв, произошедшим близ Балха в 900 г. (весной) Исмаил Саманид наголову разбил войска Амра. Самого же Амра он взял в плен и отправил в Багдад к халифу. Таким образом, Багдадскому халифу удалось столкнуть друг против друга два родственных по языку и крови рода, не дав им объединиться вокруг единого государства. Такая линия Багдада продолжалось и в период правления Газневидов. В 1001 г., когда Султан Махмуд пришёл к власти в Газне, багдадский халиф признал его власть и пожаловал ему почётные титулы. Во время правления сына Махмуда, Султан Масъуда (030-1041 г.г.), халиф Багдада Ал-Кадир направил в Газну специального посла с грамотой, завернутой в обертку из «черного шёлка».
В столице Хорасана городе Нишапуре посла встретил сам Султан Масъуд. В честь приезда посла от багдадского халифа, по свидетельству источника, жители Нишапура соорудили Арк и украсили город, от ворот города до базара стояли арка за аркой и палатка за палаткой до пятничной мечети. [7]
Посол был посажен на заводного коня, покрытого чёрным бархатным покрывалом. Ему на первых порах дали 20 тыс. дирхемов для пользования баней[8]. Посол лично от себя доставил и подарил Масъуду алоэ, мускус и камфару. [9] Такая практика была прекращена, когда в 1055 г. Сельджукид Тугралбек захватил Багдад и разогнал Багдадский халифат.
Таджикская дипломатия на
уровень полноценной
При Саманидах на должность вазира двора обычно назначались представители трёх аристократических родов - Джайхони, Балъами и Утби. Арабский дипломат ибн Фадлан в 921 г. по дороге в Булгарское и Хазарское царства на короткое время совершил остановку в Бухаре, отзывался очень высоко о Джайхони. Караван секретаря посольства ибн Фадлана состоял из 5 тыс. человек, 3 тыс. коней и стольких же верблюдов.
Консультации ибн Фадлана с Джайхони по вопросам международного положения вокруг Каспийского моря и феодальных государств на Волге свидетельствуют о том, что «диваном амед аль-мулк», т.е. Министерством сношений, в это время заведовал именно Джайхони. Согласно одной поэме Рудаки, Джайхони участвовал также во всех приёмах и коронации царя в связи с приездом высоких гостей.
В Х в. Геополитические контакты Саманидского государства были направлены, главным образом, на север, в сторону бассейна Волги, Арала и Каспия. В этом вопросе интересы Багдадского халифата и Саманидов во многом совпадали. Торговый путь из Средней Азии на Запад, к Чёрному морю существовал издавна.
В III-VI в.в. н.э. к этому направлению присоединился новый торговый путь - на северо-запад, шедший по средней Волге, Каме и оттуда к Балтийскому морю. Эту дорогу именуют ещё «дорогой янтаря». В китайской истории «Северных дворов /Бэй-ши/», среди предметов, вывозившихся из Хорезма, упоминается янтарь, доставляемый с берегов Балтийского моря. Археологи Средней Азии при раскопках могильников и курганов находили большое количество ожерелий, бус из янтаря. Янтарь получали на Балтийском море, и он торговыми путями попадал в Хорезм, считавшийся воротами на «Запад».
В IX - X в.в. арабо-персидские географы получили полные сведения о славянах и руссах. Например, Ибн Хордадбех ближайшими соседями Хорезма на торговом пути в Южную Россию упоминает печенегов, хазар, а к западу от них - мадьяр, чувашей и другие народности.
Ибн Хордадбех, в задачу которого
входила и дипломатическая
Страна печенегов считалась обширной, она простиралась на 30 дней пути. Соседями печенегов на северо-востоке были кипчаки, на юго-западе - хазары, на востоке - гузы, на западе - славяне.
Все эти племена являлись тюркоязычными. Другой арабский географ, ибн Руст, живший в IX в., пишет, что «Руси живут на острове, среди озера, причём остров занимает пространство в три дня пути в длину и в ширину и покрыт лесами и болотами. Руси производят набеги на славян, причём садятся на корабли, отправляются к славянам, захватив их в плен, увозят их к хазарам и болгарам и продают».
Другой таджикский автор, живший в XI в, - Гардизи, пишет, что русы совершают свои походы на славян в числе 100-200 человек и что многие славяне приходят к руссам служить им, чтобы этой службой приобрести для себя безопасность. Авторы IX-X в.в., говоря о руссах, имели в виду область руссов у озера Ильмень, посреди которого располагался Новгород. Этот город носил у скандинавов название «Хольмгард», т.е. «островной город».
Несмотря на крайнюю скудность
и разбросанность источников по древнему
периоду русско-
Термин «Русь» был известен и Фирдоуси. Поэт в эпосе «Шахнаме», отмечая несметное богатство сасанидского царя Хосрова II Первиза (590 - 628 г.г.), отмечает среди принадлежавших ему сокровищ, попавших по воле судьбы в его руки, драгоценности, поступившие из Китая, Индии, Хазарии и Руси:
Из кладов отложенных первый - Арус/ь/,
Чин с Хиндом копили с Буртасами Рус/ь/. [13]
Известный русский востоковед В. Я. Ханыков считал, что путь к Восточной Европе и славянам был проложен в VIII в. Наши материалы свидетельствуют о том, что это произошло гораздо раньше.
Образование, в самом начале
Х в., Киевской Руси дало мощный импульс
развитию торговых и дипломатических
связей между государством Саманидов
и Киевской Русью. Позже, уже при
правлении князя Киевской Руси -
Владимире, по одной версии, в 986 г. Владимир
послал в Хорезм своих представителей
для установления дипломатических
отношений между Русью и
Ибн Руст и ибн Хордадбек писали о том, что «русские купцы, а они из племёни славян, они привозят меха бобров, меха чёрных лисиц и мечи из самых отдаленных частей стран славян к Черному морю и к стране Хазар и даже Багдаду. В последнем жило очень много славян. Они выдавали себя за христиан и платили подушный налог джизью. Более точные сведения о руссах и славянах мы находим в документе таджикского анонимного автора Х в. «Худуд-ул-олам» - «Границы мира», найденного в 1892 г. в Бухаре стараниями русского востоковеда А. Г. Туманского. Автор «Худуд-ул-олам» приводит подробные сведения о стране булгар внутренних, мирватов. Согласно автору, последние были христианами. Говорили на двух языках - арабском и греческом.
Говоря о Булгаре, автор
пишет, что «это город с небольшой
областью на берегу Итиля - Волги. В
нём все жители мусульмане». Некоторые
сведения о славянах и русских
мы находим и в труде таджикского
писателя Ауфи «Сборник анекдотов и
собирание блестящих рассказов»
Информация о работе Дипломатия периода государства Саманидов