Дидактика как педагогическая теория обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности как особую, социально и личностно детерминированную, целенаправленную деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества. Однако для более подробного и конкретного рассмотрения каждой части этой деятельности и их наиболее эффективного объединения выделяют педагогические дисциплины – теорию и методику воспитания.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 47.08 Кб (Скачать документ)

Дидактика  как педагогическая теория обучения

1. Общее понятие о дидактике

Педагогическая наука  изучает обучение и воспитание в  их единстве и целостности  как  особую, социально и личностно  детерминированную, целенаправленную деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества. Однако для более подробного и конкретного рассмотрения каждой части этой деятельности и их наиболее эффективного объединения выделяют педагогические дисциплины – теорию и методику воспитания.

Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем уровне называется дидактикой. Отсюда следует, что дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика должна дать ответ на два общих вопроса: «чему учить?» и «как учить?». В процессе поиска ответов на эти вопросы возникает множество других, например «как проходит обучение, какие закономерности ему присущи?», «кого учить?», «для чего учить?» и «где учить?»

 

2. Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Я. А. Коменского

 

В произведениях Коменского нашли глубокое отражение новые  идеи его времени. От народных движений того времени, в частности от «чешских братьев», Коменский воспринял демократизм, глубокие симпатии к трудящимся, отрицательное отношение к дворянству и католической церкви. Он с негодованием отмечал, что при современном несправедливом строе одни пресыщаются, а другие голодают, причем большинство обречено на тяжелый и изнурительный труд. Демократизм Коменского сказывается в его требовании единой школы, всеобщности и обязательности школы родного языка для всех детей без различия сословий, имущественного положения и пола.

Ряд черт мировоззрения  Коменского сложился под влиянием культуры эпохи Возрождения. От нее он воспринял гуманизм, жизнерадостность, оптимизм. В противоположность мрачному аскетизму средних веков, церковному учению о греховной природе человека Коменский учил, что человек – это «совершеннейшее, прекрасное создание», «чудесный микрокосм». По словам Коменского, «человек, руководимый природой, может дойти до всего». Человек – это гармония в отношении, как тела, так и души. Школу Коменский считал «мастерской гуманности».

В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский  создал систему воспитания не для  избранных, не для аристократической  верхушки общества, а для демократических  слоев населения, для народных масс.

Главные идеи дидактики  Коменского носят сенсуалистический  характер: познание реального мира на основе чувственного восприятия, реализм, принцип наглядности. Коменский утверждал, что «нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». Это соответствует сенсуалистической философии Бэкона, который, по характеристике К. Маркса, был настоящим родоначальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки…». Коменский считал сочинение Бэкона «Великое восстановление наук» самым светлым произведением наступающего нового века философии. В индуктивном методе Бэкона он видел путь «к проникновению в тайны природу».

Коменский требовал, чтобы  все дети – богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и  девочки, жители городов и сельских местностей – обучались в школе родного языка. Иначе говоря, Коменский выдвинул идею всеобщего начального обучения. Он возмущался тем, что «между бедняками остаются незамеченными и погибают нередко выдающиеся способности».

В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться  на жизнь, на опыт, с одной стороны, и религиозность – с другой. По его мнению, мир – это «создание божье», познание – это «богоискание повсюду». Земную жизнь Коменский считал подготовкой к вечной, загробной жизни и видел в этом цель воспитания. Эта двойственность его мировоззрения сказывается и на его педагогике.

По мнению Коменского, имеются  три ступени, три задачи воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). В отличие от средневековых педагогов он считал весьма важным решение первой задачи.

Коменский оценивал роль воспитания очень высоко. Человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте – в детстве. Он утверждал, что «из всякого ребенка можно сделать человека». Считая, что наряду с детьми способными, прилежными и поддающимися воздействиям педагога есть очень небольшое число детей неспособных, ленивых и упрямых, Коменский уверял, что и этих детей следует воспитывать и обучать.

 

3. Понятие природосообразности воспитания

 

Через все педагогические сочинения Коменского, в особенности же через его главное сочинение – «Великую дидактику», красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

Принцип природосообразности  воспитания, начиная от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIII и XIX веков, причем каждый из крупных теоретиков педагогики (Коменского, Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) понимает этот принцип несколько различно.

Коменский считал, что человек  как часть природы подчиняется  ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Следует отличать правильные дидактические соображения Коменского от формы, в которой они изложены.

Коменский пришел к своим  глубоким обобщениям в области воспитания и обучения из наблюдений над жизнью общества и состоянием воспитания, из педагогического опыта. На основе его личной учительской деятельности и передового педагогического опыта эпохи родились и оформились у него глубокие теоретические мысли, какие мы находим в «Великой дидактике». Под этот педагогический опыт он подвел философское обоснование. Раньше каждое педагогическое положение обосновывали религиозными доводами, обычно цитатами из так называемого священного писания.

Коменский, не отказываясь  вовсе от этого старого способа, вводит наряду с ним новый прием  аргументации, навеянный эпохой Возрождения, - ссылки на природу и пытается сформулировать общие закономерности («основоположения») природы и воспитания.

Говоря о законах («основоположениях») природы, он считал природу созданием провидения. Эта историческая ограниченность свойственна была, впрочем, почти всем ученым того времени, даже открывшим действительные законы в различных областях природы, опровергающие церковное учение.

Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам  природы у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.

 

 

4. Возрастная периодизация. Система школ и содержание обучения

 

Коменский, исходя из природы  человека, делит жизнь подрастающего  поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство – от рождения до 6 лет включительно,

отрочество  – от 6 до 12 лет,

юность – от 12 до 18 лет,

возмужалость – от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество – развитием памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость – развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селений, местечки. Для юношей (от 12 дол 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области – академии.

Каждая следующая ступень  является продолжением предыдущей. Таким  образом, Коменский выдвинул демократический  принцип единой школы.

Для каждой ступени (кроме  академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа  учитывает природные особенности  детей, должна дать детям до шестилетнего возраста первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что называется небом, солнцем, луной, звездами и где они все восходят и заходят. Дети получают также первоначальные сведения по географии (гора, долина, река, селения, город и пр.).

Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве  к хозяйству и труду, для чего их надо знакомить с предметами домашнего  обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывает он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.

Большая заслуга Коменского заключается в том, что он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «материнская школа».

Школа родного языка, по Коменскому, имеют шестилетний курс обучения. Она предназначена для  всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности.

В те времена начальная  школа имела двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась лишь заучиванием  молитв, обучением чтению, письму и  элементарному счету. Огромная заслуга Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, подчеркнув, что это – школа родного языка (тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрий, элементарным знаниям по географии, естествознанию, преподаваниям пения и ручного труда. Конечно, большое место он уделял преподаванию религии.

Содержание обучения в  латинской школе (гимназии) Коменский  заимствовал из обычного круга обычных  предметов средней школы того времени: это «семь свободных  искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новые учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новых языков.

Коменский требовал, чтобы  после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук – естествознания (физики), математики, философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики, так как при такой последовательности красота речи будет сочетаться с  ее содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Устанавливая эту необычную  для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений – из сенсуализма – и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук. (В конце XVIII века стали одновременно преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.)

В академии Коменский предусматривает  обычные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.

 

5. Дидактические взгляды Коменского

 

Следуя сенсуалистической  философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный  опыт и теоретически обосновал и  подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например, Томас Мор, характеризуя обучение на основе «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но был, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Коменский требовал, чтобы  учение начиналось не со словестного  толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в  случае невозможности непосредственного  наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как  одного из важнейших дидактических  принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшейся к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Информация о работе Дидактика как педагогическая теория обучения