Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 03:32, контрольная работа
К началу 1880-х гг. в России уже сложились предпосылки для возникновения и распространения пролетарской идеологии.
Здесь уместно вспомнить хрестоматийное высказывание В. И. Ленина из его книги «Детская болезнь левизны в коммунизме»: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы» [1].
Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения марксизма в России
. Использование трудов Карла Маркса. Осмысление и применение идей марксизма народниками
. Появление первых марксистских кружков в России.
Глава 2. Деятельность марксистских организаций в России
. Образование группы «Освобождение труда»
. Деятельность Г.В. Плеханова
. В. И. Ленин и его понимание марксизма
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения марксизма в России
Глава 2. Деятельность марксистских организаций в России
Заключение
Список использованной литературы
Примечания
Введение
К началу 1880-х гг. в России уже сложились предпосылки для возникновения и распространения пролетарской идеологии.
Здесь уместно вспомнить хрестоматийное высказывание В. И. Ленина из его книги «Детская болезнь левизны в коммунизме»: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы» [1]. В связи с этим Ленин особо напоминал «о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов»[2].
Исследуемая тема о проникновении марксизма в Россию имеет обширную литературу. Она до сегодняшнего дня будоражит историков и политологов, пытающихся поставить все точки над «и» в извечном вопросе «Кто виноват?». Но диапазон мнений велик - от продолжающегося поклонения марксистским идеям в обличии догм до полного отрицания этих идей, невзирая на изменившиеся исторические реалии. Одно практически бесспорно - влияние марксизма на русскую революционную мысль было очень велико.
Начиная с эпохи Великих реформ 1860-х г. г. все возрастающую роль в жизни русского общества стала играть радикально настроенная интеллигенция. Традиционно придерживаясь прозападной ориентации, российские революционеры пытались направить оппозиционное движение в русло самых передовых достижений общественной мысли Запада. Первоначально русская революционная мысль отталкивалась от философии позитивизма, основателем которой был Огюст Конт. Позитивисты старались отыскать позитивное, рациональное объяснение исторических процессов, объединить науки об обществе, человеке и природе на основе универсальной методологии, В России сторонниками позитивизма были Лавров и Чернышевский.
Однако вскоре народниками была открыта другая европейская теория, как им казалось, лучше отвечавшая условиям России - теория Карла Маркса. Во-первых, она была наиболее радикальной, что для оторванной от народной жизни российской духовной элиты было особенно привлекательно. Во-вторых, коммунистические идеи Маркса и Ф. Энгельса ею воспринимались как созвучные общинному устройству России, где частная собственность была подчинена общинной и государственной.
Едва только первый том «Капитала» Маркса увидел свет, о нем заговорили в России. Русский перевод библии марксизма, осуществленный народниками Николаем Даниэльсоном и Германом Лопатиным, появился в 1872 г. - раньше, чем в какой-либо другой стране. По свидетельству Франца Меринга, «ему /Марксу/ казалось иронией судьбы, что русские, против которых он неустанно и непрерывно боролся в течение 25 лет на трех языках - немецком, французском и английском, оказывались всегда его «доброжелателями».
Учение Маркса значительно потеснило анархические теории М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина. Было только одно теоретическое препятствие: по Марксу, коммунизм мог возникнуть лишь после того, как капитализм исчерпает все возможности для дальнейшего развития, когда основная масса населения превратиться в неимущих пролетариев. В России же пролетариат составлял только 13,5 млн. человек, а его «передовой отряд» - фабрично-заводские рабочие, которые, по мысли Маркса, только и были способны к сознательной борьбе - не более 3,4 млн. человек. Причем из этого числа нужно, по марксовой схеме, исключить рабочих государственных предприятий, не подвергавшихся частнособственнической эксплуатации. Остается менее одного процента населения!
Это расхождение между западной теорией и российской действительностью отнюдь не стало камнем преткновения, и марксизм уверенно внедряется в русскую общественную мысль.
Глава 1. Предпосылки возникновения марксизма в России
Заканчивался период утверждения капитализма, который советские историки датируют примерно 1861-1882 гг.: в результате промышленной революции капитализм укрепился в городе и, разрушая общину, проникал в деревню. Вместе с ним рос пролетариат, главным образом за счет крестьянства, которое все более «раскрестьянивалось». Именно к началу 80-х гг. промышленный пролетариат в основном сложился как класс. Рабочее движение обретало размах и организованность, достаточные для того, чтобы выделиться из общедемократического потока в качестве самостоятельной пролетарской струи: уже возникли первые политические организации пролетариата: «Южнороссийский союз рабочих» 1875 г. и “Северный союз русских рабочих” 1878-1880 гг. Начались сравнительно массовые забастовки (например, в Петербурге на Новой бумагопрядильне в 1878 и 1879 гг. с участием тысяч рабочих), которые можно считать предвестниками Морозовской стачки 1885 года.
Чрезвычайно способствовала возникновению русской социал-демократии победа марксизма в западноевропейском рабочем движении, возможность использовать плоды этой победы, тем более, что марксизм уже давно проникал в Россию, хотя вначале не прививался на русской почве как мировоззренческая система. Передовые русские люди еще в 40-е гг. знакомились с ранними работами К. Маркса и Ф. Энгельса (В. Г. Белинский и, возможно, А. И. Герцен). В пореформенной России, особенно с конца 60-х гг., интерес к марксизму стал быстро расти. Народники уже не просто знакомились с трудами Маркса и Энгельса, но и переводили их.
Первый перевод классики марксизма на русский язык осуществил П. Н. Ткачев. В 1868 г. он перевел и сумел опубликовать в Петербурге написанный Марксом «Устав Международного товарищества рабочих». За ним последовало женевское 1869 г. издание «Манифеста Коммунистической партии» в переводе М. А. Бакунина. Еще через два года активный участник Большого общества пропаганды С. Л. Клячко перевел «Гражданскую войну во Франции» К. Маркса (Цюрих, 1871), а в 1872 г. в Петербурге увидел свет «прекрасный», в оценке самого Маркса, русский перевод 1-го тома «Капитала» (переводчики -- Г. А. Лопатин и Н. Ф. Даниельсон).
Все эти переводы (особенно «Капитала») народники использовали в 70-е годы как оружие революционной пропаганды. К началу нового десятилетия К. Маркс уже констатировал: «В России “Капитал” больше читают и ценят, чем где бы то ни было».
По мнению Н. А. Троицкого, в 70-е гг. русские революционеры, хотя и отступили по некоторым вопросам теории назад от Чернышевского, в других вопросах шли вперед. Таковы были вопрос о капитализме и сопряженный с ним рабочий вопрос. Ранее эти вопросы считались абстрактно-теоретическими и не были увязаны с практикой революции. И. Герцен, М. Огарев, Н. А. Добролюбов, и в особенности Н. Г. Чернышевский, были замечательными критиками западного капитализма, но никто из них не изучал капиталистические процессы в России. «Семидесятники» же внимательно следили за развитием русского капитализма и озабоченно отмечали в своих программах, что капитализм уже проник в «народную жизнь» и грозит разрушением общины. Программа “Набата”[3] Программа рабочих, членов партии “Народная воля”[4]. Правда, они истолковали это лишь как регресс (полагая, что торжество капитализма еще можно предотвратить), но попытались использовать социальные сдвиги, обусловленные капитализмом.
Однако, как идеологи крестьянства, народники недооценивали историческую роль пролетариата. Но они поднимали идейный уровень, расширяли политический кругозор рабочих, втягивали их в революционную борьбу и тем самым, даже «вопреки своим непосредственным намерениям, способствовали пробуждению и развитию классового сознания рабочих»[5]. Получив от народников революционный и социалистический заряд, рабочие скорее и больше задумывались над исторической миссией своего класса и приходили, в конце концов, к осознанию этой миссии, правда, уже через преодоление мелкобуржуазной ограниченности народничества, с помощью социал-демократов[6].
Правда, народники 70-х гг. воспринимали лишь экономическую сторону марксизма, его толкование конфликта между трудом и капиталом, разящую марксову критику капитализма, но считали не применимой к России ту генеральную идею Маркса, что именно капитализм создает материальные предпосылки для социалистической революции и сам порождает собственного могильщика в лице пролетариата. Самый интерес народников к «Капиталу» (и к марксизму вообще) объяснялся их потребностью уяснить как можно основательнее генезис, сущность и механизм капиталистического производства, чтобы не менее основательно противопоставить ему русский “особый уклад”. «Посмотрим же, к чему обязывает нас учение Маркса», рассуждал в 1879 г. народник Г. В. Плеханов. «Общество не может перескочить через естественные фазы своего развития, когда оно напало на след естественного закона этого развития», говорит Маркс. Значит, «покуда общество не нападало еще на след этого закона, обусловливаемая этим последним смена экономических фазисов для него не обязательна».
1.2 Появление первых марксистских кружков в России.
80-90 г. г. XIX в. были временем
увлечения марксизмом в России,
но марксизм на российской
почве изначально был не
П. Б. Струве и его последователи Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, М. И. Туган-Барановский считали, что Россия должна пройти «выучку» капитализмом, а значит, социалистическое переустройство общества следует отложить на долгие времена. Так возник «легальный марксизм», не представлявший для российского царизма реальной угрозы. В конце 90-х годов XIX века «легальные марксисты» много сделали для распространения нового учения в обществе. Они доказывали неизбежность и необратимость распада старых, феодальных и утверждения новых, капиталистических отношений. Они были уверены, что, несмотря на все издержки, становление крупного промышленного производства является благом для России.
В тоже время «легальные марксисты» не признавали революционных методов борьбы, что превращало их в противников социал-демократии. Это идейное течение было представлено лишь небольшой группой талантливых ученых и общественных деятелей, большая часть которых впоследствии отошла от марксизма. А в 1909 г. П. Б. Струве, СП. Франк, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков выступили как авторы знаменитого сборника «Вехи».
В конце 90-х г. г. в ряде полемических столкновений по вопросам марксистского учения и будущего России окончательно обозначилась разница в подходах между «легальными марксистами» и социал-демократами. Именно социал-демократия становится главным проводником взглядов Маркса в России в конце XIX века. Первые группы, кружки по изучению и распространению произведений К. Маркса и Ф. Энгельса появляются в начале 80-х г. г.
В октябре 1883 г. в Петербурге образовалась марксистская группа болгарского революционера Димитра Благоева[7] (впоследствии основателя Болгарской коммунистической партии). Она называлась «Петербургской группой партии русских социал-демократов». Группа установила связь с Плехановым. В Петербурге она создала 15 рабочих кружков, кассы взаимопомощи, библиотеки, кружки самообразования, распространяла издания марксистских работ группы «Освобождение труда», а также отпечатанные в своей подпольной типографии прокламации, выпустила два номера нелегальной социал-демократической газеты «Рабочий». После высылки в 1885 г. на родину властями Благоева и последовавших в 1887 г. арестов остальных участников группы она прекратила свое существование.
С целью пропаганды марксизма среди петербургских рабочих в 1885 г. П. В. Точисским был организован кружок «Товарищество петербургских мастеровых». Кружок создал также кассу для оказания материальной помощи забастовщикам и ссыльным. В 1888 г. группа была раскрыта, однако удалось сохранить основное ее ядро и в 1889 г. создать новую организацию - «Социал-демократическое общество», которое возглавил студент петербургского Технологического института МИ. Бруснев. Через год организация Бруснева была раскрыта жандармами и прекратила свое существование.
В то же время в Казани среди студентов были популярны марксистские кружки, созданные Н. Е.Федосеевым (с октября 1888 г. по май 1889 г. в один из них входил В. И. Ульянов).
В конце 80-х - начале 90-х годов в промышленных центрах России образовывались и другие группы, которые вели пропаганду марксизма среди рабочих. Большей частью они состояли из студентов, представителей интеллигенции, стремившихся приобщится к новому учению. И для них, и для рабочих, откликавшихся на развернувшуюся пропаганду, были привлекательны едкая критика капиталистических порядков, провозглашение пролетариата главным борцом с эксплуатацией, надежда на построение справедливого общества, притягательность революционных решений, обещающих быстрое избавление от проблем.
Глава 2. Деятельность марксистских организаций в России
2.1. Образование группы «Освобождение труда»
25 сентября 1883 г. в скромном
кафе на берегу Роны в Женеве
пятеро русских революционеров-
Основателями группы “Освобождение труда” были Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. Каждый из них прошел долгий и сложный путь от народничества к марксизму и на этом пути проявил выдающиеся качества, особенно -- их общепризнанный вождь Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).
Группа «Освобождение труда» поставила перед собой две главные задачи: 1) перевод на русский язык трудов К. Маркса и Ф. Энгельса для распространения в России идей научного социализма; 2) критика народничества и разработка проблем русской общественной жизни с точки зрения марксизма. Первую задачу сам Плеханов начал решать еще до возникновения группы: в 1882 г. он перевел «Манифест Коммунистической партии». Помогли ему в решении этой задачи другие члены группы «Освобождение труда».
В 1884 в связи с арестом выбыл Дейч, в 1885 умер Игнатов, в 1888 был принят С. М. Ингерман, который активно работал до переезда в Америку в 1891. До 1883 члены «Освобождения труда» были революционными народниками (чернопередельцами). Возникновение российского рабочего движения, неудачи народнического движения заставили их искать новую революционную теорию. В эмиграции Плеханов и его соратники ознакомились с опытом западноевропейского рабочего движения, изучили теорию научного социализма. Это привело к коренному пересмотру ими собственной революционной практики. В объявлении об издании «Библиотеки современного социализма» 13(25) сентября 1883 «Освобождение труда» провозгласила свои основные цели и задачи:
Информация о работе Деятельность марксистских организаций в России