Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:01, контрольная работа
В 70 г. произносит знаменитую «Речь против Верреса», обвинив наместника Сицилии во взяточничестве, вымогательствах и прямом грабеже сицилийцев. Эта речь принесла Цицерону громкую славу, и в 69 г. народ избирает его курульным эдилом, а в 63 г. консулом. В этот период были произнесены многие судебные речи; Цицерон никогда не брал денег за свои выступления и весьма неохотно брался за обвинительные речи (подавляющая их часть – речи защиты, а не обвинения). За всю жизнь он составил более 100 речей, 56 из которых сохранились полностью, от 20 уцелели только фрагменты, еще 35 мы знаем лишь по заглавиям.
Монархические начала были представлены в ней властью консулов, аристократические – правлением сената, демократические – народным собранием и властью трибунов. Нужно отметить, что в Диалогах прослеживается важное отличие идеального государства Платона и Цицерона: государство Платона – идея, государство Цицерона – историческая реальность. Исходя из посылки, что res publica есть res populi, оратор рассматривает развитие и смену простых форм не вообще, а на примере истории Рима. Причём устойчивость наилучшей формы превращается у Цицерона в незыблемость и даже в вечность. «Ибо государство, – пишет он, – должно быть устроено так, чтобы быть вечным»29 или: «я все же тревожусь за наших потомков и за бессмертие государства, которое могло бы быть вечным, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов»30.
Свободные люди и рабы. Идеальный правитель государства.
Лучше умереть, чем быть рабами
Цицерон
Цицерон, определяя государство как res publica и res populi, под народом понимает «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Но, говоря о народе, он имеет в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Об этом красноречиво свидетельствует приводимый в трактате «Об обязанностях» перечень занятий и профессий, не достойных свободного человека. Цицерон относит к числу презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми «грязным делом», у достойных граждан не может быть никаких общих интересов31.
Цицерон в духе своего времени, поддерживает рабство как социальное явление. Вообще, «несправедливо, чтобы одни люди были в рабстве у других людей», но в силу того, что, «если несправедливости этой не станет придерживаться повелевающее государство, чья страна обширна, то оно не сможет управлять провинциями», т.е. это – необходимость, вынужденная мера во благо великого государства. Т.о.
рабство «справедливо потому, что таким людям рабское состояние
полезно и что это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем»32. Цицерон считал, что к рабам следует относиться как к наёмникам. Хотя такая характеристика выгодно отличается от распространенных в то время представлений о рабе как «говорящем орудии», однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме расходятся с его общими положениями о том, что по природе «все мы подобны и равны друг другу» 33, что «между людьми никакого различия нет»34, что человек – «гражданин всего мира…» и т.д.
В диалоге «О государстве» и в некоторых речах большое внимание уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. У власти должен стоять мудрый и благоразумный человек. Государственный деятель обязан видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприят-ному ходу событий и всячески содействовать прочности и долговечности государства, «при этом он должен быть и мудрым, и справедливым, и воздержным, и красноречивым…. Он также должен быть сведущим в праве, знать сочинения греков…»35. Судя по всему, Цицерон в свою бытность консулом, считал себя таким деятелем: истинным защитником народа и борцом за «всеобщее согласие». «Я выполнил свои обязанности консула, ничего не совершив без совета сената, ничего – без одобрения римского народа, на рострах всегда защищая курию, в сенате – народ, объединяя народ с первенствовавшими людьми, всадническое сословие – с сенатом»36.
Правовые взгляды Цицерона. Истинный закон.
Следует жить в соответствии с природой
Цицерон
Как было отмечено выше, Цицерон, подобно стоикам, придерживался естественно - правовой теории. Апелляция к природе, к её разумной составляющей характерна для всей правовой концепции оратора. В основе права лежит присущая природе справедливость37. Следует отдельно остановиться на этом понятии, ведь идея справед-ливости пронизывает всё творчество автора и является основополага-ющем качеством, как отдельного человека, так и природы в целом. Справедливость, по Цицерону, это истина и доблесть, достойная высшей хвалы, «так как она воздает каждому своё и сохраняет равенство между всеми»38. Таким образом, справедливость – критерий общечеловеческого равенства, но не имущественного (что, невозможно в силу социальных причин), а скорее правового, ведь «нет человека даже среди самых незначительных и нищих людей, который не мог бы приобщиться к справедливости»39. Под «природой» как источником справедливости и естественного права в трактовке Цицерона имеется в виду весь материальный и духовный мир, окружающий человеческое бытие, все формы человеческого общения и общежития40.
Важное место отдано раскрытию определения «истинный закон» в качестве базового понятия естественной теории. Оратор говорит, что «на все народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон…», который есть «разумное положение, соответ-ствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное…», его нарушение может и не повлечь государственного принуждения, но «кто не покорится ему, тот будет беглецом от самого себя и, презрев человеческую природу, тем самым понесет величайшую [божественную] кару»41, что, по мнению Цицерона, гораздо страшнее.
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает как критерий и мерило их справедливости. Пагубные, противоречащие естественному праву «постановления народов», «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками»42. Писаные законы должны, кроме всего прочего, соответствовать установленному государственному строю, традициям и обычаям предков. Цицерон считал, что закон, даже этимологически включает «смысл и значение выбора … справедливого и истинного начала», поэтому его «непременно надо относить к числу величайших благ»43. Закон, в понимании оратора – связующее звено между гражданами и государством «а право, установленное законом, одинаково для всех».
Проанализировав работу «О законах», можно сделать следующий вывод, выраженный словами Цицерона: «Во-первых, мы снабжены и украшены как бы дарами богов; во-вторых, у людей существует лишь одно равное для всех и общее правило жизни, и все они связаны, так сказать, природным чувством снисходительности и благожелательности, а также и общностью права»44. Таким образом, чувство социальной общности, влечение людей друг к другу тоже заложено в самой природе и тесно связано с понятием справедливости. «Справедливости вообще не существует, если она не основана на природе, а та, которая устанавли-вается в расчете на пользу, уничтожается из соображений другой пользы»2. Более того, если не считать природу основанием права и законов, то все доблести – благородство, любовь к отчизне, чувство долга, желание служить ближнему, чувство благодарности – все это уничтожа-ется, ибо подобные чувства возникли и могли возникнуть лишь потому, что «мы, по природе своей, склонны любить людей, а это и есть основа права»45. Итак, основа права – не мнения людей, а природа, не писаные законы, созданные людьми, а природный, естественный закон, который одновременно есть высший разум, справедливость и который служит связующей нитью между людьми и богами. И только руководствуясь им, люди способны отличать право от бесправия, честное от позорного, доброе от злого и стремиться к праву и к тому, что честно и справедливо, ради самих этих доблестей. Ибо нет на свете ничего более несправедли-вого, чем желание награды или платы за справедливость46.
Законы о магистратах47.
Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели
Цицерон
Свои общие представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и магистратах. Он высказал мнение о том, что «величайшее и важнейшее в государстве право, соединенное с авторитетом, принадлежит авгурам [жрецам]». Только авгур может определить соответствие человеческих законов справедливости, разумности, благонравию и, что важно, «отменить закон, если он был проведен не по праву» 48, т. е. противоречит
природе и «истинному закону».
Таким образом, Цицерон, рассматривая служителей культа в качестве хранителей писаного права, говорит, что после них «именно магистратуры… более всего укрепляют государственный строй»49. Более того магистраты – основа и опора государства, «ведь без их мудрости и усердия гражданская община существовать не может»50. Главное назначение магистрата: «руководить и отдавать распоряжения правиль-ные, полезные и закономерные», а « высшим законом да будет для них благо народа»51. Чиновник, по Цицерону, по правовому статусу выше простых людей, потому что «магистрат – это закон говорящий, а закон – это безмолвный магистрат»52. И, все-таки, главная мысль «бессмертного» автора Диалогов выражается в словах «под действие закона должны подпадать все»53. В дальнейшем этот и другие принципы равенства людей перед законом и судом легли в основу теории «правового государства».
Классификация права. Взгляды на военные действия
Когда гремит оружие, законы молчат
Цицерон
Цицерон разделяет право на естественное и писанное, которое в свою очередь делится на частное и публичное. Так называемое право народов трактуется им как своего рода международное естественное право (позитивное право народов и право международного общения). Он формулирует существенные принципы международного права о необходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами, о гуманном обращении с пленными, что, безусловно, было революционными идеями во времена рабовладельческого Римского госу-
дарства в период упадка республиканского строя (27 г. – начало периода
«принципата» и эпохи Империй, 51-54 гг. до н.э. – написаны Диалоги). Важное место Цицерон уделяет рассмотрению вопросов, касающихся ведению войн, которые он характеризует как вынужденные акты, допустимые лишь в случае безуспешности мирных переговоров (табл.2).
Таблица 2 – Война; основные тезисы
Причина войн |
Как вселенная, ввиду общности природы всех своих составных частей, держится и зиждется на их взаимном соответствии, так все люди, объединенные природой, враждуют между собой вследствие злонравия своего и не понимают, что они родственны по крови и находятся под одной и той же защитой. Если бы люди это соблюдали, они вели бы поистине жизнь божественную54 |
Справед- ливость войны |
- Наилучшее государство никогда само не начинает войны, кроме тех случаев, когда это делается в силу данного им слова или в защиту своего благополучия55 - Всякая война, которая не была возвещена и объявлена, призна-валась несправедливой и нечестивой56 - Несправедливы те войны, которые были начаты без оснований. Ибо, если нет основания в виде отмщения или в силу необхо-димости отразить нападение врагов, то вести войну справедли-вую не возможно |
Основной принцип |
Когда войну начинают, когда ее ведут и когда ее прекращают, наибольшее значение должны иметь право и верность своему слову57 |
Соотношение пользы и справед- ливости |
- В какой мере польза расходится со справедливостью, дает понять сам римский народ, который, объявляя войны при посредстве фециалов, нанося обиды законным путем и всегда желая чужого и захватывая его, завладел всем миром 58 - Благоразумие велит нам всячески умножать свое достояние, увеличивать свои богатства, расширять границы59 - Не найдется государства, столь
неразумного, чтобы оно не предпочло несправ |
Таким образом, в работах Цицерона содержатся предпосылки для дальнейшего развития идей и принципов международного права.
Особенности взглядов Цицерона в диалогах
«О государстве» и «О законах»
Цицерон, безусловно, величайший человек своего времени и его идеи, принципы, речи останутся на века. Но в силу особенностей политической обстановки того времени, господствующих научных и религиозных теорий, иноземного влияния, а возможно и в силу изменения своих собственных взглядов на окружающую действитель-ность в Диалогах прослеживаются некоторые неточности и противоречия:
Список литературы