Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:15, реферат
Исследованиями истории Древней Руси в советский период занимались такие видные ученые как М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин, Б.Д.Греков, С.В.Юшкова, Л.В.Черепнин. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемых проблем, то есть на изучение социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси.
Более полувека назад занятый изучением российских древностей Б. Д. Греков как-то заметил, что понятия «челядин» и «челядь» в исторической литературе «всегда относились к важнейшим объектам исследования»1. И он нисколько не преувеличивал: не было и нет сколько-нибудь заметного исследователя общественного строя Древней Руси, который оставил бы в стороне вопрос о челяди и холопах.
Холопы находились: у князя (ст.46), боярина (ст.46 и 66), «чернеца» (ст.46), т. е. у монаха, а не у монастыря25. Из содержания ст. 46 Пространной Правды можно предположить, что крупные феодалы, князья и бояре, уходя в монашество, могли брать с собой в услужение холопов. В монастырях они продолжали быть холопами чернецов-монахов. Согласно источникам, холопы в руководстве домениальным хозяйством были тиунами, т. е. управляющими хозяйства феодала (ст. 110). Холопы и робы были также кормильцами и кормилицами детей феодалов (ст. 17), Среди непосредственных производителей-холопов были ремесленники (ст. 15). Холопы были заняты в сельском хозяйстве. Из статей 56, 64 и 110 Пространной Правды можно сделать вывод, что закупы и смерды переходили в полную власть господина вместе с принадлежавшими им земельными участками, скотом и сельскохозяйственным инвентарем, владельцами которых письменные источники изображают смердов и закупов. Продукты от этих хозяйств поступали на двор «господина». О том же, что господин в XI-XIII вв. сажал холопов на свою землю, никаких данных нет. Определенная часть холопов или челяди все же была занята обработкой господской запашки или, по Л.В. Черепнину, барщиной26. Холопы (бывшие свободные купцы) были заняты в денежных и торговых операциях, причем господин в этих случаях имущественно отвечал за своего холопа, при этом ограничивалось его право отдать холопа-неудачника за долги (ст. 116-119). Согласно ст. 25, «если холоп обманом, под именем вольного человека, испросит у кого деньги, то господин его должен или заплатить, или отказаться от раба; но кто поверит известному холопу, лишается денег. Господин, позволив рабу торговать, обязан платить за него долги» .
Таким образом, можно полагать, что холопы в XII—XIII вв. были заняты во всех областях господского хозяйства — в управлении, в ремесленном и сельскохозяйственном производстве, в обслуживании господина и его двора, во внешних торговых связях вотчины.
Различия в положении, занимаемом
в системе производства, приводили
к разному хозяйственно-
Холоп и роба в Пространной Правде являются не субъектами, а объектами права. Они не обладают правоспособностью. За их убийство платится наименьший штраф в 5 гривен (ст. 16). Уточняя положения об убийстве холопа и робы, ст. 89 определяет, что за них вира (т.е. штраф в пользу князя за убийство свободного человека) не платится. В случае их убийства без вины с убийцы взимается «урок» (5 гривен, как за убийство «по вине»?) и «продажа» князю в 12 гривен. Таким образом, интересы владельцев стали охраняться лучше. Законодатели не сочли нужным зафиксировать убийство холопа господином, полагая, видимо, достаточным его решение по обычному праву. Такое отношение к холопам определялось их положением в обществе - они были лично зависимыми. Поэтому они не наказывались продажей-штрафом, взимаемым со свободных (ст. 46). Холоп не мог быть свидетелем (ст. 66 и 85 Пространной Правды), хотя в необходимых случаях использовался в качестве свидетеля холоп - боярский тиун (ст. 66), но учитывались показания холопов (ст. 85), а также беглой челяди (ст. 38). Это свидетельствует не о полном, а об относительном исключении холопов из дачи свидетельских показаний. Господин платил за правонарушения холопа (ст. 63) и нес за него финансовую ответственность, когда холоп совершал денежные и торговые операции, с другой стороны, приобретенное холопом могло стать собственностью господина (ст. 116-119). Но это не означало, что холоп был абсолютно неправоспособен. Указанные элементы юридических прав являлись отражением их растущей дееспособности и увеличения источников холопства.
Однако холопство было не только инструментом внеэкономического принуждения. Уже на самой ранней стадии холопство как социальный институт взамен свободы давало, насколько было возможно в феодальном обществе, гарантии жизни, защищенной от насилия других «сильных». Как писал Даниил Заточник в «Слове» (XII в.), «зане князь щедръ отецъ есть слугамъ многим: мнозии бо оставлять отца и матерь, к нему прибегают». На то, что под «слугами» подразумеваются прежде всего холопы, указывает утрата на «службе» свободы. Об этом свидетельствует дальнейший текст: «Доброму бо господину, служа, дослужится слободы, а злу господину служа, дослужится большей работы»29.
«Поступление в холопство, - пишет М.Б. Свердлов, - при наличии альтернативного решения свидетельствует о существовании для таких лиц положительных экономических и социальных последствий, которые были более существенны, чем сохранение личной свободы и статуса юридически полноправного человека. Власть феодала защищала холопов от наказания за преступления в тех случаях, когда господин поддерживал холопов. В свою очередь холопы были одной из основ хозяйственной и, говоря шире, экономической и военной мощи крупного феодала»30. Далек от образа холопа-раба, «говорящего орудия», тип холопа, изображенного в «Молении» Даниила Заточника (XIII в.), - опасного для свободных слуги князя или боярина в «дорогих портах», «паче меры горделивого» и «буявого»31 . Холопы в XII в. посягали даже на княжескую собственность: они крали княжеских коней и ставили на них тамгу32 своего господина. Со временем холопы, защищенные властью феодала, стали орудием не только княжеского, но и боярского самоуправства.
Находиться в холопах, по известиям XII—XIII вв., не означало быть в этом состоянии без перспектив вернуться на свободу. Как следует из Даниила Заточника, за хорошую «службу» холопов отпускали на свободу. Сам холоп мог выкупить себя у господина, став, по классификации церковного устава князя Всеволода Мстиславича, изгоем. Господин мог отпустить холопа на свободу по завещанию, и тогда тот назывался «задушный человек»33. Наконец, холоп мог получить свободу по суду. На такую возможность указывает ст. 109 Пространной Правды, определяющая судебную пошлину в 9 кун от процессов по «свободе». Т.е. вольноотпущенничество оформлялось через судебный процесс, а постановления суда играли роль появившихся позднее отпускных грамот.
Отношения между холопами и их господами не были идиллическими. Они определялись господством и угнетением со стороны феодалов, полным бесправием холопов перед властью господина и почти полным отсутствием княжеской правовой защиты. Судьба холопа зависела от того, по словам Даниила Заточника, каким будет господин — «добрым» или «злым». Поэтому среди первых же упоминаний о холопах в источниках содержатся сведения об их выступлениях против господ. Холопы отвечали на угнетение и бесправное положение бегством, и феодалам пришлось разработать обстоятельные законоположения, связанные с поимкой беглых (ст. 112-115, 120 Пространной Правды). Вся последующая история холопства сопровождается этими формами социального протеста - бегством и убийством господ34 .
Название конкретной общественной категории холопства уже в XI-XIII вв. стало общим обозначением зависимого, бесправного состояния и начало употребляться в этом смысле наряду со словом «рабство», которое встречалось не в древнерусской юридической и социальной практике, а в литературе. Упоминаемые же в XI в. холопы были социальной группой лично зависимых людей, более узкой, чем челядь. Для XI в. и предшествующего времени, по словам В. В. Мавродина, «всякий холоп - челядин, но не всякий челядин - холоп»35. С расширением круга холопов с разным объемом право- и дееспособности, умножением источников холопства содержание термина «холоп» стало более емким, приблизившись по значению к термину «челядин».
Итак, напрашивается вывод: основным источником холопства был не плен, а личная зависимость соплеменников, устанавливаемая в результате социально-экономических процессов. Формы эксплуатации труда холопов в господском хозяйстве были самые различные, причем холопы могли находиться на службе, не иметь средств материального производства и владеть личным хозяйством. Источниками холопства являлись: самопродажа, женитьба на рабе "без ряду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника. Широкое распространение получило долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством. Рекрутированных из разных социальных групп и занимающих в значительной мере различное социально-экономическое положение холопов объединяет один юридический признак - почти полное отсутствие правоспособности, определяемое личной зависимостью. Такое социально-экономическое положение позволяет определить холопство как сословие юридически бесправных людей, занимающих различное место в материальном производстве и обслуживании господского хозяйства. «Широта охвата холопством различных социальных групп, - пишет М.Б. Свердлов, - позволяет установить социальное значение личной зависимости в феодальном обществе - это средство рекрутирования слуг и рабочей силы в господское хозяйство вне связи с государственными источниками доходов и рабочей силы. Личная зависимость и определяемые ею социально-экономические и правовые последствия были формой прикрепления зависимого человека к господину в условиях отсутствия государственной системы прикрепления к земле или тяглу, и поэтому холопство может быть названо личной крепостью»36 .
В своём реферате я постаралась доказать, что «челядь» - понятие обобщающее, объединяющее различные зависимые социальные группы. Даже в большинстве словарей указывается, что «челядь» - понятие, применявшееся к широкому кругу феодально-зависимого населения на Руси.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
1 Греков Б.Д. Киевская Русь. Стр.30. М., 1953.
2 Колбяги (др.-рус. кълбягъ, др.
3 Зимин А. А. Холопы на Руси, стр. 74. Москва, 1973.
4 Полоняник (устар. и нар.-поэт.
5 Свердлов М.Б. Об общественной категори “челядь” в Древней Руси // Проблемы истории феодальной России. стр. 56-67. Л., 1971.
6 Греков Б.Д. Киевская Русь. Стр. 166-169. М., 1953.
7 Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Стр.164. Л., 1983.
8 Греков Б.Д. Киевская Русь. Стр. 167. М., 1953.
9 Повесть временных лет/Подготовил Д.С.Лихачёв. ч.1. Стр.68. М.-Л., 1950.
10 Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда // Новосельцев А.П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. Стр. 161-162. М., 1985.
11 Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Стр. 52-53. Л., 1966.
12 Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Стр.156. Л., 1983.
13 Зимин А.А. Холопы на Руси. Стр. 78. М., 1973.
14 Зимин А.А. Холопы на Руси. Стр. 77. М., 1973.
15 Греков Б.Д. Киевская Русь. Стр. 159. М., 1953.
16 Повесть временных лет/Подготовил Д.С.Лихачёв. ч.1. Стр.39,45,48,149,160,185. М.-Л., 1950.
17 Зимин А.А. Холопы на Руси. Стр. 73. М., 1973.
18 Зимин А.А. Холопы на Руси. Стр. 76. М., 1973.
19 Повесть временных лет / Подготовил Д.С.Лихачёв. Ч.1. Стр.170. М.,1950.
20 Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Стр. 108. Л., 1974.
21 Зимин А.А. Холопы на Руси. Стр. 170-197. М., 1973.
22 Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Стр. 83-84. Л., 1966.
23 Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Стр. 78-79. Л., 1966.
24 Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Стр.161. Л., 1983.
25 Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Стр. 57-58. Л., 1966.
26 Черепнин Л.В. Из истории формирования класса феодально-зависимого крестьянства на Руси // Исторические записки. Т.56. Стр.238. 1956.
27«Слово» Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам / Подготовил к печати Н. Н. Зарубин. - Л., 1932.
28 Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Стр.164. Л., 1983.
29 «Слово» Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам / Подготовил к печати Н.Н.Зарубин. Стр. 19-20. Л., 1932.
30 Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Стр.165. Л., 1983.
31 «Слово» Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам / Подготовил к печати Н.Н.Зарубин. Стр. 60-61. Л., 1932.
32 Тамга – родовой фамильный знак.
33 Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Стр. 68-69. Л., 1966.
34 Зимин А.А. Холопы на Руси. Стр. 68-72. М., 1973.
35 Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. Стр. 157. М., 1971.
36 Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Стр. 167. Л. 1983.
Информация о работе Челядь и холопы в социальной структуре Древней Руси