Царево Городище в XVII-XVIII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы в современной краеведческой историографии. Она заключается в том что, изучая историю становления основных областных населенных пунктов, а в данном случае и самого Кургана дается объяснение современному поколению важности нашей земли для жизни государства на протяжении всего пути исторического развития. Это же в свою очередь способствует формированию чувства любви к малой родине ее истории и несколько отличительной культуре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История Царева Городища……………………………………………..6
Основание слободы……………………….……………………………….-
Развитие городища в XVII- начале XVIII века…………………………13
Глава 2. Жизнь населения в Царевом Городище………………………………22
Заключение………………………………………………..……………………..29
Список литературы………………………………………………………………31

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая Лариске.docx

— 71.73 Кб (Скачать документ)

охрану Колчеданской роты капитан Василий Лосев да с ним драгун разных рот 100 человек»14. Была здесь и Арамильская рота с капитаном Иваном Бутнеевым.

        Начались  активные действия когда 10 июня 1701 г. полковник Д. Я Моим и полуголова Степан Текутьев, взяв с собой 2 роты Исетскую во главе с капитаном Иваном Алексеевым и Мехонскую с командиром Карпом Достоваловым, вышли в Царево Городище. В обозе у них находились кроме полковых припасов, «3 пушки и 99 мушкетонов. 13 июня отряд пришел в слободу на Тоболе»15.

      Параллельно  движению указанного отряда и  в это же время по приказу  Д.Я. Мейна капитан Алексей Рачковский с Маслинской ротой занял Воскресенский городок, капитан Катайской роты Иван Рублевский - Чумляцкую слободу на Миассе, а Суерская рота (в составе которой было всего 50 драгун) сержанта Федора Угренинова вышла в Емуртлинскую слободу, усилив там местные гарнизоны.

       Постепенно  вооруженные силы накапливались  и в скором времени в Царево  Городище ставшее главным пункт  обороны Зауралья подошли еще 3 роты: Шадринская — капитана С. Рачковского, Арамаильская — капитана Ивана Буткеева и Колчеданская — капитана Василия Лосева. В слободе их

уже ожидала рота квартировавшаяся в Царевом Городище под командой капитана Ивана Обольянинова.

      В качестве  тыловой охраны драгунского полка  выступал полк тобольских и тюменских служилых людей во главе с полковником Петром Толбузиным, которые сконцентрировались в районе Ялуторовска. Для осуществления связи между двумя полками Петру Толбузину временно подчинили ялуторовскую драгунскую роту капитана Федота Матигорова 14 июня в Царевом Городище получили первые тревожные известия. Башкир Урус сообщил в Катайском остроге важные данные о передвижениях больших групп кочевников на Южном Урале и Тоболе. Со дня на день они могли напасть на башкирские волости или русские деревни. Для предотвращения внезапного набега 40 драгун отправились в Иковскую слободу, а вся Исетская рота пошла в самую южную и опасную по Тоболу Утятскую слободу. Кроме того, в дальнюю разведку за Тобол к Становому и Дектеву озерам.

     23 июня отряд  кочевников вышел к Чумляцкой  слободе. Однако драгуны и население  слободы не было застано врасплох. В произошедшей перестрелке несколько  человек было ранено, а одного  кочевника удалось убить. Степнякам  стала очевидной невозможность  быстрого и внезапного нападения,  поэтому они, отогнав скот, развернулись  обратно. В погоню за нападавшими  был отправлен отряд, состоявший  из 400 башкир и 30 казаков. 

Следы разбойников вели к веpxoвьям Тобола. Но здесь преследователи повернули назад, потому что устали лошади, подходили к концу припасы, а самое главное, узнали, что где-то рядом кочуют 3 тысячи степняков. Через несколько дней в Царевом Городище узнали, что грабители, отступая, сожгли Усть-Уйскую заимку Далматова монастыря, перебив монахов.

      Начало и середина июля прошли спокойно, но в конце месяца кочевники вновь напали на Чумляцкую и Утятскую слободы. Однако русские отряды быстро отогнали их обратно в степь.

      В 1713 году штаб размещавшегося в этих местах полка во главе с полковником Парфентьевым перешел из Исетского острога в наиболее подвергавшийся опасности участок по Тоболу — в слободу Царево Городище. Кроме того были усилены гарнизоны Иковской и Утякской слобод. Здесь драгуны организовали отпор кочевникам в 1714, 1717, 1720, 1723 годах. Тем не менее, за период с 1700 по 1724 годы степняки взяли в плен на Урале, в Южном Зауралье и Сибири 15 тысяч русских людей и многих убили в боях.

     Иногда русским людям удавалось вернуться на Родину поело долгих скитаний. Так, казак Ф. Пешехонов провел в рабстве 20 лет, его много раз продавали из рук в руки, несколько лет он жил в Индии. Прапорщик И. Давыдов жил в плену 6 лет. За это время его продали 5 раз. Только в Бухаре он видел 10 тысяч русских рабов. Но большинство так и не увидело России, погибнув на чужой земле.

        В 1724 г, полковник Леонтий Парфентьев писал Петру , что одной тысячи драгун мало для охраны границы, растянувшейся на 2-3 тысячи верст. Им было предложено разместить еще 3 роты на Востоке, однако, одобрения в ближайшие после этого годы его нереализовали.

        Снова  возвращаясь к теме укреплений  поселения можно сказать, что  был очевиден факт нахождения  Царева Городища находится в гуще военных событии и здесь была необходима крепость. Как выше описывалось она появилась в первые годы XVIII в. В 1710 г, по переписи В. Турского в Царевом Городище имели свои дворы 25 драгун, состоящих на службе, 19 отставных драгун, 1 казак, отставной драгунский сержант и 1 капитан — Иван Обольянинов. Выполняя указ Правительствующего Сената - Сибирской губернской канцелярии, а также предложения командующего Сибирским корпусом X. X. Киндермана, администрация Ялуторовского дистрикта, куда входила и слобода Царево Городище, составила ведомости на пограничные остроги и слободы о наличии в каждом населенном пункте количества крестьянских дворов, крестьян от 16 до 50 лет и у скольких человек огнестрельное оружие имелось, также сколько пограничных деревень надолбами, рогатками, палисадами и рвами обнесено было. Требуемую ведомость канцелярия слободы Царево Городище составила 11 января 1749 года и направила в Ялуторовскую управительскую канцелярию. Вот что в этой ведомости говорится: «...Царев Курган (слобода) построен над рекой Тоболом, в нем имеетца дворового строения 59 дворов. Крестьян от 16 до 50 лет — 200 человек. У них имеетца по объявлению их собственного огненного ружья: винтовок штук, ружье турка — одна штука. И при оном Царевом Кур гане имеетца городового строения город Кремль рубленой з двумя башнями проезжими да город же лежачей в столбах, при нем четыре башни проезжие да восемь бастионов и оные крыты драницами, надолбы, рогатки и ров. Из оного числа требуетца к полнению за ветхостью кругом того Царева Кургана вновь починки»16.

      По своей  планировке Курганская крепость имела четырехугольную планировку,  как  и    все   сибирские   крепости. Со стороны Тобола не было

ни стены, ни вала, по причине  того, что река была естественной преградой. Внутренняя же стена была срубная и ячейки стен заполнялись землей, чтобы могли устоять перед артиллерией, а внешняя стена  была сделана заплотом, т. е. лежачей и на такой стене не было галереи, чтобы с высоты отстреливаться от нападающих, зато было восемь бастионов, которые представляли собой прямоугольные срубы засыпанные землей, но не до самого верха. В верхних венцах 6астионов были сделаны бойницы, как и в башнях. Но в башнях бойницы были на разных уровнях, вдоль стен шли галереи, на которых располагались стрельцы, а на галереи вели лестницы внутри башни. Всех башен в Царевом Городище было шесть, и все проезжие, значит, имели крепкие ворота и при них воротников. Вероятней всего, башни тоже были прямоугольные и четырехъярусные, не менее 6 метров высотой, а возможно 10 метров. К этому времени в Курганской слободе находилась главная квартира войск Ишимской пограничной линии, здесь была штаб-квартира командира Сибирского драгунского полка полковника Я. С. Павлуцкого. В 40-х годах ХVIII в. гарнизон Курганской слободы был самым крупным в Зауралье. Он насчитывал 951 драгуна и солдата и 28 пушек. Еще по «Ведомости» 1741 года, составленной по запросу Г.Ф. Миллера, ясно прослеживалось, что Царево Городище именно военная крепость. В ней было только 4 крестьянских двора 31 — разночинских, а остальные 311 дворов принадлежали драгунам на службе и в отставке и низшим офицерским чинам. Про военные же укрепления говорилось следующее «крепостное строение около той слободы Царево Городище деревянное, заплот лежачий, ров, надолбы и рогатки, мерою той крепости 850 сажен. Строена оная крепость вышеупомянутыми разночинцами и из присутствующих того Городища сел и деревень обывателями, крестьянами и разночинцами в 1639 : и в 1700 и в 1729 годах. Артиллерии в оном Городище собливой кроме полковой Сибирского полку не имеетца»17. Первая дата, 1639 год, может относиться только к строениям на Арбинском яру. С появлениемПресногорьковской оборони тельной линии Царево Городище утратило свое военное значение, укрепления обветшали и разрушились. П. С. Палтле, посетивший наши края в 1770 г., записал свои впечатления о Царевом Городище в которых описал слободу у которой был большой ров и деревянная крепость от которой практически ничего не осталось. Прекратились набеги, прекратила свое существование и крепость.

     С  момента перенесения слободы с Арбинского яра до 1782 года она именовалась и Царево Городище, и Царекурганская слобода, а иногда и просто Курганская слобода. И только в 1782 году слобода получила статус города и наименование Курган.

 

Глава 2. Жизнь  населения в Царевом Городище

      В начальный  период своего существования  Царево Городище было населено  по большей части служивыми  людьми, постепенно стали прибывать  и крестьяне, заселявшие деревни.  Отмечалось, что в некоторых деревнях были не только крестьянские и бобыльские дворы, но драгунские, пушкарские, казачьи и дворы воротников и писщиков. Так в деревне Черемуховской размещались 17 драгунских, 5 пушкарских, 1 казачий, в другой деревне Смолино — 5 дворов драгунских, 1 воротника в Поддолошном — по одному пушкаря и отставного воротника, Челноковой — 1 двор драгунский и в Вороновой — 5 дворов драгунских и 1 двор слободского наемного крестьянского писщика. 

     Непосредственно   в  самом   центральном    поселении,  то  есть в слободе

Царево Городище по сведениям, приведенным в 1710 г.  начитывалось 72 двора, в которых проживало 260 мужчин и 279 женщин. Эта численность показывает резкий рост численности населения и превращение слободы в одно из центральных поселений в регионе. Из всех зданий один двор находился во владении капитана драгунского полка Ивана Филипповича Обольянинова. Касаясь его биографии, стоит отметить, что он состоял на службе в драгунском полку у полковника Леонтия Парфеньева. Жена его и дети жили в Мехонской слободе, а сам он в Царевом Городище. Отдельные дворы принадлежали также и престарелому попу Михайло Васильеву, церковному дьячку Ивану Антонову, пономарю Парфену Пирошкову трапезник Петр Леонтьев, писец — дьячок Петр Пушкарев. Среди прочих двором преобладали военные – 43 двора было драгунских, 1 казачий, 17 крестьянских, 5 бобыльских. Постепенно начался процесс способствовавший «профессионализации состава служивого населения»18.

        Общая  численность населения слободы  и близлежащих в 1710 году состояла  из 270 дворов, и проживающих в них 1931 житель, среди которых было 947 мужчин и 984 женщины. Также весьма интересным фактом было то, что людей старше 50 лет было очень мало - в слободе 23 мужчины и 13 женщин, в деревнях — 49 мужчин и 21 женщина. В то время смертность была очень высока из-за суровых условий и отсутсвия медицины как таковой. Касательно потомков основателя слободы то есть Тимофея Невежина, можно сказать, что в упомянутой выше переписи никого с такой фамилией не замечено. Так у историков возник вопрос о том куда исчезли его потомки. Варианты предполагаемых ответов весьма различны. Можно предположить, что у него не было семьи, так как он был занятым человеком, и ему не хватало времени на семейные дела. Также можно посчитать, что у него были дочери, и они не сохранили фамилию, выходя замуж. В деревнях же нередко название совпадало с фамилиями части жителей так, только в Киселевой было две семьи Киселевых, в Антоновой одна семья Антоновых, в Комаршихе вообще жили только Комариковы, в Лебеткиной из трех семей две были Лебеткиных и в Кетовой из пяти семей две были Кетовых. Другие же деревни не насчитывали в себе семей с соименной фамилией.

        Тенденция  указанная выше связанная с  постепенным сокращением численности  дворов принадлежащих военным  чинам. В своих трудах П.-С. Паллас оставил следующее упоминание о Царевом Городище: «Когда еще пограничная линия шла по Тоболу и Коркиной, стоял здесь сильный гарнизон, и сперва была здесь также и главная квартира. В то время было сие место изрядно застроено офицерскими другими домами, ныне ж находится много пустых мест и обваливающихся пустых домов. Однако ж в оной находятся еще изрядные строения в коих живут отставные разные офицерских чинов люди, имеющие в сей стране небольшие деревни»19. Рост численности простых домов был явно заметен и по сведениям того же Палласа во время его посещения слободы их было уже 134. Основательность поселению придавал и факт того, что в вместо старой деревянной церкви начали строить каменную. Такие строительные проекты были весьма затруднительны так как в окрестностях слободы сего места в извести ощущался явный недостаток и по причине доставки ее методом привоза из Шадринска и Тюмени,  что естественным образом замедляло строение. Также Паллас отметил, что место, где располагалась слобода, находилось частью на Тоболе, а частью на излучистом рукаве или Долгом озере. То  озеро представляло собой по форме совершенный круг, но при этом не имело связи с рекой  Тобол. Только в весенний период между водоемом и рекой наблюдалось сообщение.

    Затрагивая тему национального состава жителей слободы можно отметить,

что   Зауралье заселялось, в основном выходцами с русского Севера, то облик жителей, обычаи парады преимущественно относились именно к этому региону. Внешне по большей  части и мужчины и женщины  были белокурыми или светло русыми, в юности совершенно белые, доходившие почти до цвета жемчуга.  Цвет кожи был такого же типа, то есть белым. Красота местных девушек отмечалась приезжими они весьма высоко оценивали  красоту прекрасную половину человечества с румяным цветом лица, красивыми, кровь с молоком, с голубыми глазами  звонким смехом. Люди свойственно  своей эпохе практически все  были довольно крепкого здоровья, дородны  и некоторые толстоваты, хотя крепкое  здоровье не спасло их от непродолжительной  жизни. Высота роста также не была отличительной чертой населения  страны в целом и сибирских  поселенце в частности, в основном ростом были от 160 до 172 см.

         При рассмотрении повседневности  жизни населения слободы нельзя  не упомянуть о одежде и  обычаях простых жителей.  В   будни слободские и деревенские  крестьяне носили рубашки из  холста или самодельной пестряди. Верхняя одежда была черного  овечьего самодельного сукна.  Зимой шубы ил овчин, поверх  которых надевали яги (род тулупа) козлиные на голове меховые,  крытые сукном, малахаи. Летом  носили шляпы, известные под  именем поярковых. В праздники  одевали рубашки из тонкого  холста, кумача, адександрийки и  кафтаны из синего самодельного  и самокрашеного сукна. Парни  носили рубашки-косоворотки из  адександрийки и кумачу с воротниками,  обшитыми золотым галуном. Шляпы  украшались полевыми цветами.  Обувь мужчин в будни бродни, праздники сапоги — бутылы.

Информация о работе Царево Городище в XVII-XVIII веках