Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 10:35, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является подробное рассмотрение создания Антанты в Первой мировой войне, которая оформилась благодаря подписанию англо-русского соглашения в 1907 году.
Целенаправленность данной работы предполагает постановку следующих задач:
1. Рассмотреть международное положение Великобритании в последнее десятилетие XIX века;
2. Подробное рассмотрение англо-русского соглашения.
Актуальность выбранной темы заключается в рассмотрение проблем, которые привели тогдашний мир в войне и которые являются не менее актуальными и в наше время.
Германский канцлер Бисмарк стремился сохранить союзы и с Австрией и с Россией, и в течение ряда лет он справлялся с этой трудной задачей. Даже после того как в 1887 г. распался Союз трех императоров, связь между Германией и Россией поддерживалась еще в течение трех лет секретным договором, о существовании которого австрийские союзники Бисмарка не знали. Двойственный союз между Германией и Австрией превратился в Тройственный союз в связи с присоединением Италии в 1882 г.
Однако в конце концов для Германии уже стало невозможным сохранять союз как с Австрией, так и с Россией, поскольку эти державы проводили совершенно противоположную политику в юго-восточной Европе. Эта задача оказалась бы непосильной, пожалуй, даже для Бисмарка, падение же его почти немедленно сопровождалось заключением военного союза между Францией и Россией. Это положило конец двадцатилетней изоляции Франции, а Германия нашла в лице Австрии союзника более надежного и менее независимого, чем Россия.
Пока что Англия оставалась вне этих группировок, несмотря на то, что германское и британское правительства приблизительно уже с 1890 г. делали попытки заключить англо-германское соглашение [12, с. 414 – 415].
Авансы были сделаны Германии, но Германия
запросила слишком высокую цену за свою
дружбу. Переговоры были прерваны, политики
и печать обеих стран без конца оскорбляли
друг друга; теперь был открыт
путь для союза с Францией.
Между Англией и Германией шла борьба за коренной передел мира. Борьба эта толкала Англию на сближение с Францией, которая была давней соперницей Британии. Но Франция в то же время являлась исконным врагом той страны, которая в новых условиях становилась для Англии противником более страшным, чем все ее соперники, вместе взятые.
В эту пору британская дипломатия приступила к вербовке союзников против Германии. После того как в 1902 году Англия заключила союз с Японией и обеспечила таким образом свои дальневосточные интересы, после того как, в этом же году она избавилась наконец от забот в Южной Африке, английская дипломатия взялась за подготовку к борьбе со своим главным конкурентом. Больше всего беспокоил английский империализм создание мощного германского флота. Речь шла о решительной схватке в будущем.
Одним из первых симптомов этой перемены явился пересмотр официальной позиции Англии по отношению к Багдадской железной дороге. Между «Дейче банк» и английскими банкирами в начале 1903 года велись переговоры об участии английского капитала в Обществе Багдадской дороги. Для немцев это было весьма нежелательно, ибо с финансированием строительства дороги «Дейче банк» испытывал немало затруднений. Но при этом руководители банка твердо решили, что ведущая роль должна принадлежать германскому капиталу.
Англичанам не удалось достигнуть согласия с немецкой стороной на передачу в руки англичанам последнего участка железной дороги, примыкающей к Персидскому заливу.
В лондонском Сити одержали верх противники сотрудничества с немцами в Малой Азии. Было сочтено нецелесообразным помогать в постройке дороги, распоряжаться которой стали бы самые опасные конкуренты английского капитала.
Переговоры между германскими и английскими банкирами были прерваны.
Английская дипломатия стала хлопотать о том, чтобы посредством соглашений с Францией лишить Германию возможности играть на англо-русских и англо-французских противоречиях и вымогать у Англии те или иные уступки.
С Францией договориться было проще, чем с Россией. Но, поддержав Японию, английское правительство рассчитывало сделать царизм более уступчивым. Отсюда недалеко было до мысли перетянуть его в свой лагерь следом за его союзницей – Францией [4, с. 554 – 555].
8 апреля 1904 года Англия и Франция
подписали соглашения, которое империалистическая
печать прозвала «сердечным
Договор Антанты (перевод с французского – согласие) представлял собой один из любопытнейших документов, когда-либо выходивших из рук дипломатов. В нем были две части: одна – предназначавшаяся для опубликования, а другая – секретная. В открытой декларации «О Египте и Марокко» Англия заявляла, что она не имеет намерения изменять политический статус Египта, а Франция заявляла, что не будет препятствовать действиям Англии в этой стране. Следовательно, Франция отказывалась от противодействия Англии в Египте.
В обмен на свободу рук, которую Франция давала ей в Египте, Англия предоставляла Франции возможность захватить большую часть Марокко. Англия и Франция (статья 9) оказывать друг другу дипломатическую поддержку в осуществлении постановлений декларации [13, с. 251 – 252].
В статьях секретного соглашения, в полную противоположность статьям 1 и 2 публичной декларации, предусматривалась возможность изменения «политического статуса» как Марокко, так и Египта. Здесь речь шла уже о таком случае, когда «одно из обоих правительств увидело бы себя вынужденным в силу обстоятельств изменить свою политику в отношении Египта или Марокко». На этой случай, согласно секретному соглашению, другой договаривающейся стране обеспечивались ее коммерческие интересы в отношении пошлин, железнодорожных тарифов и т.д., а также свобода судоходства по Суэцкому каналу. Обе стороны обязывались также «не дозволять» возведении укреплений на Марокканском побережье вблизи Гибралтарского пролива [14, с. 163-164].
Статья 3 секретного соглашения еще яснее вскрывала истинный его смысл. Она гласила, что область, «прилегающая к Милилье, Сеуте и другим президам… в тот день, когда султан перестанет осуществлять над нею свою власть, должна перейти в сферу влияния Испании» [14, с. 164]. Таким образом, тайное соглашение прямо предусматривало возможность ликвидации власти султана, что, очевидно, по условиям того времени означало ликвидацию марокканского государства.
Соглашаясь на переход Марокко под власть Франции, Англия оговоркой, содержавшейся в статье 3 относительно «прав» Испании, ограждала свои интересы: она страховала себя от захвата французами южного побережья Гибралтарского пролива.
Отдельная декларация устанавливала раздел Сиама между Англией и Францией на сферы влияния по реке Менам. Западная часть страны, граничащая с Бирмой, составила сферу Англии, восточная, смежная и Индокитаем – Франции. Наконец, было улажено еще несколько спорных колониальных вопросов относительно меньшего значения.
С апреля 1905 года между Англией и Францией завязались переговоры о военном сотрудничестве против Германии.
10 января 1906 года французский посол в Лондоне Поль Камбон запросил Грея, гарантирует ли он Франции английскую военную помощь «в случае агрессии Германии против Франции». Грей ответил, что если возникнет война, то английская общественное мнение будет настроено в пользу Франции, однако формальную гарантию он дать не в состоянии. В результате, в нескольких записках в течение января – марта 1906 года было зафиксировано, что если Англия вступит в войну, то она переправит во Францию в качестве первого эшелона четыре дивизии. [14, с. 176].
18 января 1906 года английский генеральный
штаб начал переговоры с
Таким образом, английский кабинет приобретал лишний рычаг для давления на своего французского «сердечного» друга. Вместе с тем для Англии обеспечивалась и возможность ускользнуть от сотрудничества с Францией, если бы она нашла это целесообразным.
Соглашение с Францией английская дипломатия намеревалась дополнить договором с Россией. Это задача была более сложной. Англо-русские противоречия были глубже англо-французских, и несколько попыток англо-русского сближения потерпели неудачу. Тем не менее по окончании русско-японской войны Англия сделала ряд шагов для установления сотрудничества с Россией [4, с. 560].
Таким образом, по соглашению 8 апреля 1904 года Англия и Франция делили едва ли не последние «свободные» колониальные территории. Колониальная система империализма приближалась к высшей точке своего развития.
Антанта была призвана устранить давнее англо-французское соперничество в Египте, Марокко, а также других районах. Устраняя взаимные распри, английские и французские империалисты создавали для себя возможность совместно действовать против Германии.
Англо-французское соглашение имело противоречивое влияние на международные отношения. С одной стороны, оно могло обострить отношения между Петербургом и Парижем и содействовать сближению России с Берлином, с другой – не исключало начало диалога с Лондоном.
Глава II. «Сердечное согласие» британского льва с двуглавым орлом
Внешнеполитическое положение России в начале XX века было достаточно сложным. Поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг., Первая русская революция 1905 г. привели к ослаблению позиций Российской империи на международной арене. На первое место в европейском концерте стала выдвигаться Германия, все более возрастающая мощь которой могла пошатнуть положение Британии как мировой державы и нарушить выгодное ей равновесие в Европе.
Вопрос взаимоотношений с Германией постоянно находился в центре внимания британского внешнеполитического ведомства. В этой непростой международной ситуации Англии необходимо было найти союзника, чтобы обеспечить равновесие европейских сил и противостоять Германской империи. Таким союзником была выбрана Россия, которая не представляла уже угрозы английскому влиянию на Дальнем и Среднем Востоке после русско-японской войны. Кроме того, немного ослабло русско-английское соперничество на Ближнем Востоке из-за усилившихся позиций там Германии. На сближение с Россией пошла Англия, видя в ней существенный противовес Германии на европейском континенте.
Английское правительство было единодушно в выборе партнера в будущей войне с Германией. В начале двадцатого столетия в Англии существовало две группировки – сторонники сухопутного и морского вариантов войны с Германией. Первые считали, что в войне недостаточно уничтожить германский флот, а необходимо сделать упор на континентальных союзников, в лице которого выступала Франция. Англия и Франция заключили соглашение в 1904 г. по колониальным делам и дополнительно к нему секретное военное соглашение. Но и при поддержке Франции, англичане не смогли бы противостоять крупным сухопутным вооруженным силам Германии. Сторонники морского пути считали, что Англии нужна поддержка сильной балтийской державы, которой должна была стать Россия. Сторонники сухопутного варианта также считали невозможным введение войны с агрессивной политикой Германии наедине с Францией, им нужен был ещё один союзник коим должна была стать Россия ввиду того что существует русско-французский союз.
Таким образом, обе английские группировки не расходились во мнение о выборе союзника в грядущей войне, которым должна была стать Россия.
В отличие от Великобритании, в России не было такого единодушия касаемо будущего партнера в неминуемом предстоящем военном столкновении. В России существовала на тот момент борьба двух различных партий, а именно германофильской и англофильской. Ориентация внешней политики на Германию части правящих кругов обосновывалась несколькими причинами. Россия все оставалась зависимой от германского рынка, что заставляло поддерживать с Германией дружеские отношения. После поражения в русско-японской войне и революции 1905 г. состояние странно было нестабильным, что приводило к осторожности в отношениях с Германией. Сторонники германофилов опасались, что заключение соглашение с Англией приведет к войне с Германией, а Россия не получит поддержки от англичан.
Англофильская партия считала, что факторов, толкавших Россию на сближение со своим давним геополитическим противником – Британией, было больше. «Экономическая экспансия германского капитала на русском рынке усилилась после заключения торгового договора 1904 г.» [4, с. 607], и России нужно было искать нового экономического партнера, который смог бы вытеснить Германию. Вызывало опасения у правящих кругов и проникновения Германии в Персию и ее стремление построить Багдадскую железную дорогу, что затрагивало русские интересы в персидской торговле. Большое значение имело и тесное сближение Англии с Францией, которая также была союзницей России. Франция выступала теперь по сути связующим звеном между двумя странами. При этом сторонники сближения с Англией предполагали, что Германия не выступит против такой мощной группировки держав – Франции, Англии и России. Несмотря на разногласия, эти две партии имели общую цель – избежать войны, как против Германии, так и против России.
Германский фактор не играл ведущую роль в сближении России и Англии, на главное место выходят предпосылки внешнего и внутреннего порядка. К внешним предпосылкам можно отнести пробританскую позицию союзника России – Францию, невозможность создать альянс континентальных держав, возобновление англо-японского союза и общую заинтересованность России и Англии в подавлении устремлений народов Среднего Востока и Индостана к суверенитету. Среди внутриполитических факторов необходимо отметить прежде всего изменение ситуации в обеих странах, вызванное революцией в России 1905-1907 гг. и приходом к власти либеральной партии в Великобритании, которое сопровождалось выдвижением новых дипломатических фигур с более широким мировоззренческим кругозором [16]. Важным обстоятельством, под толкнувшим к сближению Англии с Россией послужила начавшаяся в 1905 г. революция в Иране, которая затрагивала интересы как России, так и особенно Англии, рассчитывавшей на российское содействие в подавлении иранской революции.
Информация о работе Британская дипломатия конца 19 века и англо-русское соглашение