Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:42, реферат
Судьба Бориса Годунова, одного из властителей России времён Смуты, поистине трагичная и удивительная, всегда вызывала вокруг себя множество споров. Его необычный жизненный путь поразил воображение современников и привлёк внимание историков, писателей, поэтов и музыкантов. Начав службу при Иване Грозном с низших придворных должностей, Борис Годунов при сыне Грозного Фёдоре Ивановиче сумел стать фактическим правителем огромного государства. После смерти царя Фёдора Ивановича глубоко продуманные действия Бориса Годунова открыли ему путь к престолу. Мнения историков о значении его правления и причинах его краха разнятся.
ВВЕДЕНИЕ
Судьба Бориса Годунова, одного из властителей России времён Смуты, поистине трагичная и удивительная, всегда вызывала вокруг себя множество споров. Его необычный жизненный путь поразил воображение современников и привлёк внимание историков, писателей, поэтов и музыкантов. Начав службу при Иване Грозном с низших придворных должностей, Борис Годунов при сыне Грозного Фёдоре Ивановиче сумел стать фактическим правителем огромного государства. После смерти царя Фёдора Ивановича глубоко продуманные действия Бориса Годунова открыли ему путь к престолу. Мнения историков о значении его правления и причинах его краха разнятся.
Писатель и историк Н. М. Карамзин утверждал некогда, что Годунов мог заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы он родился на троне. Карамзин считал, что лишь законные самодержцы могли быть носителями государственного порядка. Борис узурпировал власть, убив последнего члена царской династии, и поэтому само провидение обрекло его на гибель. Однако суждения дворянского историографа о Годунове не отличались особенной глубиной. Великий поэт А.С. Пушкин в своём произведении «Борис Годунов», посвящённом Карамзину, по-другому, глубже, понимал историческое прошлое. Истоки трагедии Годунова он усматривал в отношении народа к власти. Борис погиб потому, что от него отвернулся собственный народ. Крестьяне не простили ему отмены Юрьева дня, ограждавшего их свободу.
Начиная с Татищева, немало историков считало Годунова творцом крепостного режима. В.О.Ключевский оспаривал подобные утверждения и писал о том, что мнения об установлении крепостной неволи крестьян Борисом Годуновым принадлежит к числу исторических сказок. Яркими красками был нарисован им портрет человека, наделённого умом и талантом, но всегда подозреваемого в коварстве и бессердечии…
Кем же в действительности был Борис Годунов, как в действительности отразилась его политика на судьбе России? Рассмотрим подробнее его судьбу, характер и те изменения, которые он, как правитель, внёс своим пребыванием на престоле.
ВЗЛЕТ
Легенды о татарском происхождении Годунова общеизвестны. Родоначальником семьи считался татарин Чет-мурза, будто бы приехавший на Русь при Иване Калите. О существовании его говорится в единственном источнике — «Сказании о Чете». Однако следует заметить, что в « Сказании о Чете» очень много исторических несообразностей и вряд ли сведения, полученные из этого сказания, заслуживают какого-либо доверия…
Предки Годунова не были ни татарами, ни рабами. Природные костромичи, они издревле служили боярам при московском дворе, но, вытесненные вскоре из узкого круга правящего боярства в разряд провинциальных дворян, они перестали получать придворные чины и ответственные воеводские назначения.
Борис Годунов родился незадолго до покорения Казани, в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович, был помещиком средней руки. Служебная карьера отцу Бориса Годунова не удавалась.
После смерти отца будущего царя взял в свою семью дядя. Можно заметить, что не только родственные чувства и ранняя кончина собственных детей побудили Дмитрия Ивановича к этому шагу. Важно было не допустить раздела последнего родового поместья, которым сообща владели Дмитрий и Фёдор.
Невысокое служебное положение и худородство, можно сказать, спасли Годуновых в дни, когда разразилась опричная гроза. В опричный корпус зачислялись незнатные бояре, они и получали всевозможные привилегии. Царь стремился вырваться из старого окружения. Так скромный вяземский помещик стал придворным…
Придворные интриги вели Годуновых от успеха к успеху. Сначала дядя-опричник занял при Грозном влиятельную и почётную должность постельничего.
В те тревожные времена постельничий не только ведал царской спальней и гардеробом, но и обеспечивал быт и повседневную безопасность царской семьи. Дружба человека, столь приближённого к царю, в ту пору была лестна многим, даже главе опричной дружины, всесильному Малюте Скуратову, который вскоре выдаст за Годунова свою дочь Марию.
Едва достигнув совершеннолетия, Борис Годунов становится опричником. На первых порах в круг его обязанностей входит оказание помощи царю при его раздевании и одевании, да дежурство на Постельничем крыльце Кремлёвского дворца. Однако с первых же шагов на придворном поприще, знакомясь с царившими при дворе порядками, юный опричник быстро постигает механизм действия законов власти. Позже, получив высокий думный чин окольничего, дядя Дмитрий оставит свои прежние обязанности племяннику. А вскоре придёт время, когда постельничий Борис Годунов с помощью своего тестя Скуратова основательно укрепит своё положение при дворе, что отнюдь не случайно совпадёт с низвержением многих представителей прежнего опричного руководства. К тридцати годам Борис Годунов уже боярин с правом самостоятельного (разумеется, от имени царя ) приёма иностранных послов: сила и влияние его ничуть не будут ослаблены даже после внезапной смерти тестя на поле боя.
После кончины Грозного Борис Годунов умело нейтрализует таких соперников в борьбе за власть, как семейства Мстиславских, Шуйских, Романовых и др. Вслед за коронацией Федора Ивановича (женившегося в 1580 г. на его сестре Ирине) Борис Годунов удостаивается уже самого высшего думного чина – конюшего, получает звание Ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского ханств. Как отмечал английский посол Флетчер, царь Фёдор был прост и слабоумен, мало способен к делам политическим. В руках Бориса сосредоточивается огромная власть. Он реформирует внешнюю и внутреннюю политику, в 90-е годы заключает выгодное перемирие с Польшей, проводит победоносную войну со Швецией, возвратив многое из потерянного Грозным в Ливонской войне и расширив выход к Балтийcкому морю. За Россией окончательно закрепляется Сибирь, строятся города, укрепляются границы. Вместе с властью приумножается и личное благосостояние Годунова. Со смертью царя Фёдора, в1598 году прежняя династия пресекается, и собравшийся Земский собор выбирает Бориса Годунова.…Ведь в искусстве политических махинаций он не знал себе равных.
Борис венчался на царство, еще пышнее и торжественнее Феодора, так как принял утварь Мономаха из рук вселенского патриарха. Во время венчания Борис сказал: " Отче, великий патриарх Иов! Бог мне свидетель, что в моем царстве не будет ни сирого, ни бедного " - и, тряся верх своей рубашки, примолвил: "Отдам и сию последнюю народу”[1] Так и началось его царствие, о котором нет однозначного мнения у историков даже нашей поры.
Первые указы Бориса Годунова относились к внутренней экономике: для начала, всем людям служивым, воинским и гражданским он приказал выдавать двойное жалование. Предметный урок, полученный Борисом в дни избирательной кампании, не пропал даром. Годунов чётко уяснил, что будущее основанной им новой династии зависит от знати, и решил не допускать ошибок по отношению к ней. Однако он был суров с теми, кто ни смотря ни на что противились его власти. Пообещав при коронации править милостиво и никого не казнить, Борис преступил это обещание. Героем первого политического процесса стал в 1599 году близкий родственник царя Богдан Бельский, который осмелился без всякого уважения отзываться о царе, создавая себе огромную популярность непомерной щедростью. Бельский потерял думный чин и отправился в ссылку. Жертвой гонений стал не один только Бельский. На протяжении 2-3 лет все, кто активно сопротивлялся избранию Бориса, либо подверглись прямой опале, либо были понижены в чинах.
Нельзя отрицать, что Борис заботился о государстве и управлял страной вовсе не бездарно. Сознавая, сколь необходимы России тесные культурные и хозяйственные связи с Западной Европой, Годунов деятельно хлопотал о расширении западной торговли. Ради поощрения, Борис осыпал милостями немецких купцов, некогда переселённых на Русь из завоёванных ливонских городов. Они получили от казны большие ссуды и разрешение свободно передвигаться как внутри страны, так и за её пределами. Гостям московским и другим разрешил он торговать беспошлинно 2 года. Также Борис Годунов повелел земледельцев казенных и жителей Сибири освободить на 1 год от налогов. Одним из важнейших указов стал указ об уменьшении барщины и оброка крестьянам.
В то же время в Сибири под предводительством казака Воейкова был окончательно разбит хан Кучюм, и Борису было сообщено, что " в Сибири уже нету иного царя, кроме российского."[2] Эта победа утвердила господство России над Азией. Как и венчание, победа над Кучюмом тоже торжественно праздновалась: "В столице и во всех городах снова праздновали завоевание сего неизмеримого края звоном колокольным и молебнами ".
После по приказу Бориса основывались новые города: Верхотурья (1598) , Мангазей и Туринск (1600) , Томск (1604) .
Царь Борис поддерживал учреждение патриаршества в России. Был повышен ранг и престиж русской церкви, она стала окончательно равноправной по отношению к другим православным церквам. Первым русским патриархом в1589 году был избран Иов- сторонник Годунова. В 1599 году Борис Годунов, в знак любви патриарху Иову, возобновил жалованную грамоту, данную Иоанном митрополиту Афанасию, такого содержания, что все люди первосвятителя, его монастыри, чиновники, слуги и крестьяне освобождаются от ведомства царских бояр, наместников и не судятся с ними ни в каких преступлениях, кроме душегубства, зависимо единственно от суда патриаршего, увольняются также от всяких податей казенных. Это был важный шаг на пути независимости церкви.
Одной из интереснейших черт царя был его живой интерес к культуре, к успехам западной цивилизации. При нём иноземцев в Москве было больше, чем когда-либо прежде. Борис Годунов любил общество иноземных медиков, обосновавшихся при дворе, и подолгу расспрашивал их о европейских обрядах и обычаях. Новый царь зашёл столь далеко в нарушении традиций, что сформировал из наёмников-немцев отряд телохранителей.
Годунов первым из русских правителей отважился послать несколько дворянских «робят» за границу « для науки разных языков и (обучения) грамоте».[3]При нём власти проявляли заботу о распространении книгопечатанья, вследствие чего во многих городах были открыты типографии. Борис вынашивал планы учреждения в России школ и даже университета по европейским образцам. Но это намерение царя не осуществилось из-за сильного возражения духовенства, которое утверждало, что "Россия благоденствует в мире единством закона и языка; что разность языков может произвести и разность в мыслях, опасную для церкви; что, во всяком случае, неблагоразумно вверить учение юношества католикам и лютеранам"[4].
Годунов проявлял исключительную заботу о благоустройстве столицы, строительстве и укреплении пограничных городов. При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные ранее новшества. Например, русские мастера соорудили в Кремле водопровод с мощным насосом, благодаря которому вода из Москва-реки поднималась по подземелью на Конюшенный двор. Заимствовав псковский опыт, Годунов устроил первые в столице богадельни. Также царь пытался искоренять грубые пороки народа. В частности, Борис продолжил попытки своих предшественников искоренить пьянство (сам он испытывал отвращение к богомерзкому винопитию): он строго запретил свободную продажу спиртных напитков, объявив, " что скорее помилует вора и разбойника, нежели корчемников "[5]; но, решив воздержать народ от пьянства и принятия спиртного, царь не мог полностью истребить корчемства, и вследствие этого казенные питейные дома, откупаемые за большие деньги, служили "местом разврата для людей слабых . "
Борис Годунов вёл успешную внешнюю политику. И хотя на тот период внешнюю политику можно охарактеризовать как: " Мы везде хотели мира или приобретений без войны, готовясь единственно к оборонительной. ", всё же внешняя политика царя была удачной.
11 марта 1601 г. было заключено перемирие с Литвою на 10 лет (в котором Сигизмунда не именовали королем Швеции под предлогом, что, он не известил не Феодора, ни Бориса о своем восшествии на трон). Кроме того, был заключён брачный союз Ксении, дочери Бориса Годунова, с Иоанном (принцем Дании). Это, безусловно, благоприятствовало налаживанию дружеских отношений между двумя странами. 28 сентября состоялась свадьба, а 28 октября того же года Иоанн умирает. Многие видели Годунова причиной смерти молодого царевича: сначала приславший ему всех своих докторов, он вскоре запретил им посещать больного и отменил все назначенные процедуры. Но Годунов просто видел бессилие лекарей перед этой болезнью. Царь положился на православную церковь и велел раздать нищим богатую милостыню. Более того, каждый раз при царском посещении у постели больного разыгрывалась одна и та же сцена: Борис рыдал, а вместе с ним выли и кричали все бояре. Борис не желал зла своей дочери.
В 1604г. послы России, снова побывав в Дании, условились с герцогом Шлезвиским, чтобы один из его сыновей, Филипп, ехал в Москву жениться на царевне, но этого не произошло.
Политика в отношении городов определялась тем, что в городские движения, пережив подъём в 80-х годах, пошли затем на убыль. Посады пришли в упадок и обезлюдели. Горожане составляли небольшую часть населения страны, не более 2%. Прочий народ обитал в крохотных деревнях, разбросанных на обширном пространстве Восточно-Европейской равнины. Чтобы возродить городскую жизнь, власти должны были прибегнуть к экстренным мерам, получившим наименование «посадского строения». Политика Годунова послужила в известной мере образцом для «посадского строения» середины 17 века. Она как бы предвосхитила будущее. Города были очагами прогресса. Их возрождение отвечало глубочайшим экономическим интересам государства. Городская реформа Годунова отличалась сложным характером. Государство пыталось возродить города ценой прикрепления членов посадской общины к тяглу. Покровительствуя городам, монархия направляла их развитие в феодальное русло. Но именно из-за посадского строения ещё больше обострились социальные противоречия в стране.
Во внешней политике также можно отметить следующие моменты: во-первых, Россия помогла Австрии деньгами для борьбы с Магометом 3 ("не- другом христианства"). Во-вторых, произошло разрушение мира между Россией и Персией. В-третьих, положительный момент, спор из-за Ливонии обострил противоречия между поляками и шведами и окончательно устранил возможность восстановления мощной антирусской коалиции.