Борьба народных масс в конце 80-х — начале 90-х годов за дальнейшую демократизацию политического строя США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 07:02, контрольная работа

Краткое описание

В 1776 г. республиканизм выступил в качестве основы американской национальной политической идеологии и американской государственности. В рамках республиканизма с самого начала выступили две главные силы: демократы, намеревавшиеся всесторонне преобразовать политический строй Северной Америки, и умеренные, которые, приняв республиканизм, вместе с тем хотели расширить и упрочить уже имевшиеся у собственного верхнего класса американского общества контроль над политической системой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Характер американской конституции………………………………………7
Органы государственной власти и управления США, их функции…….11
Борьба народных масс в конце 80-х — начале 90-х годов за дальнейшую демократизацию политического строя США………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы................................................................................................22

Прикрепленные файлы: 1 файл

АМЕРИКАНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1787 г.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Характер американской конституции………………………………………7
  2. Органы государственной власти и управления США, их функции…….11
  3. Борьба народных масс в конце 80-х — начале 90-х годов за дальнейшую демократизацию политического строя США………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы................................................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Республиканская революция  осуществилась в 1776 г.: в течение этого года все колонии провозгласили себя республиками и ликвидировали все монархические атрибуты. Начался республиканский период формирования американской государственности.

В 1776 г. республиканизм выступил в качестве основы американской национальной политической идеологии и американской государственности. В рамках республиканизма с самого начала выступили две главные силы: демократы, намеревавшиеся всесторонне преобразовать политический строй Северной Америки, и умеренные, которые, приняв республиканизм, вместе с тем хотели расширить и упрочить уже имевшиеся у собственного верхнего класса американского общества контроль над политической системой. На этапе 1776-1783 гг. успех сопутствовал демократам: после сокрушения колониальной системы во всех тринадцати колониях, а теперь уже штатах, была не только утверждена республиканская форма правления, но и осуществлены радикальные преобразования основных компонентов государственности. На втором этапе, после победы над Англией и обеспечения национальной независимости, верхний класс перешел в контратаку на «внутреннем фронте» и консолидировал политическую власть в своих руках, освобождая республиканскую государственность от демократических «излишеств». 1

Политическое движение американских верхов, сумевшее инициировать и создать сильное общенациональное государство, получило название федералистского. Социальные мотивы федералистов оформились в полной мере с 1783 по 1787 гг., когда резко обострились конфликты внутри страны, и когда стало ясно, что не подчиненные единой высшей воле штаты не в состоянии справиться не только с финансово-экономическим хаосом, но и с социальными бурями. Социальные конфликты имели место в США и в период Войны за независимость, но по ее завершении произошел их резкий всплеск.2 1783 год исчерпал объединяющие антиколониальные цели патриотов, на первый план вышли разногласия между ними. «Низы» высказывали убеждение, что революция не может завершиться актом признания независимости США, но должна серьезно облегчить и улучшить экономическое положение народа. Огромная масса фермеров и городских мелких собственников настаивала на широком выпуске бумажных денег, надеясь рассчитаться с кредиторами обесцененными «коричневыми бумагами». Неимущие и малоимущие патриоты требовали широких конфискаций богатств лоялистов, в том числе и состояний «нейтральных» лендлордов, как и предоставления им самим бесплатно или на льготных условиях земельных участков. Пользуясь возросшим влиянием в ассамблеях, «низы» добивались практической реализации своих требований: после 1783 г. возросло число законов, принятых законодательными собраниями штатов, об эмиссии «дешевых денег» и конфискации имущества лоялистов.

Стремление «низов»  продолжить революцию после 1783 г. было без промедления зафиксировано  представителями «верхов». Народ, возмущался А. Гамильтон, ведет себя так, будто мы находимся в разгаре революции, хотя она «счастливо доведена до успешного конца». Д. Рамсей с ужасом обнаружил в 1783 г. такой разгул анархии, что на его-де подавление понадобится полстолетия.

Решающее влияние на оформление социальных мотивов федералистов оказало восстание под руководством ветерана американской армии Д. Шейса в Массачусетсе в 1786-1787 гг. Требования шейситов были бесхитростны и, по сути, повторяли то, что отстаивали все американские должники, мелкие фермеры, арендаторы, солдаты. Но радикальные действия восставших и размах движения породили в рядах элиты панику: Мэдисон включал в намерения восставших «уничтожение общественных и частных долгов и перераспределение собственности», военный министр Г. Нокс объявил, что бунт преследует цель – «ни много, ни мало! - обобществления всей собственности», А. Клэр, политик из Пенсильвании, обвинил народ в «сумасшествии».

Следствием выступления  Шейса, с которым правительство Массачусетса не могло справиться самостоятельно, а Континентальный конгресс не мог ему помочь из-за недостатка средств и полномочий, стало укоренение в верхах убеждения, что политическая система США не в состоянии обеспечить «внутреннюю безопасность» страны. Даже те представители верхов, которые до того не считали обязательным создание сильного и властного центрального правительства, теперь обращаются в федералистскую веру.

В 1786-1787 гг. политические умы элиты выдвинули цельное  теоретическое обоснование необходимости сильного национального государства, надежно защищающего интересы верхнего класса. Наиболее весомые аргументы высказали Д. Адамc, А. Гамильтон, Д. Мэдисон. Они отвергли как идеалистические и крайне опасные представления демократов о господстве в Северной Америке социальной однородности, отсутствии реальных социальных антагонизмов и ненужности по этой причине сильного государства. Сами идеологи элиты обнаружили в США разделение на разнообразные социальные фракции (использовался также и термин «классы») и неустранимые противоречия между ними. При этом основополагающим объявлялось разделение на два класса, которым были даны простые названия: «богатые» и «бедные», «меньшинство» и «большинство». Четко устанавливался источник разделения общества на два класса. «Неравенство во владении собственностью лежит в основе великого и фундаментального разделения общества на фракции», - это суждение Гамильтона, а вывод Мэдисона в знаменитом 10-м номере «Федералиста» таков: «Наиболее общим и неуничтожимым источником разделения общества на фракции является разнообразное и неравное распределение собственности». Вопрос для духовных и политических вождей элиты заключался в том, как обеспечить социальное спокойствие в подобном обществе, надежно защитить и представить экономические и политические интересы фракции богатого меньшинства и примерить с ним большинство.3

Таким образом, сразу после освобождения от колониальной зависимости трудно было ожидать образования какой-то иной структуры власти, однако наиболее дальновидные политики считали ее временной и стремились к федеративной республике с сильным центром, и общенациональной конституцией.

Данная идея вызревала  в обстановке послевоенного экономического упадка и хаоса. Важным аргументом в  пользу реформирования власти стал рост внутренней нестабильности, угроза народных волнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характер американской конституции

 

Принятие федеральной  Конституции подвело черту под  формированием основ североамериканского  государства. Оно стало главным  событием завершающего этапа Американской революции. На этом этапе американская элита предприняла мощную и успешную попытку консолидации политической власти в своих руках. Выработанная ею и одобренная необходимым большинством штатов федеральная Конституция отсекала или ограничивала «перехлесты» политической демократии и тенденции социального эгалитаризма, которые в предшествующий период нашли широкое выражение как в действиях «низов», так и в законодательной практике многих штатов. Но принятие федеральной Конституции было не контрреволюцией, а именно завершающей и одновременно консервативной фазой революции, означавшей нормализацию буржуазного миропорядка, приведение завоеваний революции в соответствие с интересами тех элитных групп, которые участвовали в революции и благодаря ей закрепили господствующие позиции в экономике и социальной структуре. 4

Элита США сочла необходимыми и возможными разнообразные компромиссы с неэлитными слоями, что подвело под американский миропорядок весьма прочную социальную базу. Конституция США, освящавшая и институционализировавшая этот миропорядок, не отвергала, а препарировав, закрепляла принципы разделения властей, «сдержек и противовесов», правовое государство, как и политические свободы. Элита придала Конституции форму общественного договора с нацией, который налагал на правителей и управляемых взаимные обязательства.

Представители современного апологетического направления в  изучении происхождения конституции  США на широком фактическом материале  попытались доказать, что конституция  в годы ее принятия пользовалась поддержкой не только в буржуазно-плантаторских кругах, но также и среди части фермерства и особенно среди низших городских слоев; ремесленников, торговцев, мастеровых. Отсюда делается вывод об общенародном характере конституции. В действительности здесь происходит смешение двух разных вопросов: о классовой сущности конституции, являвшейся выражением интересов буржуазно-плантаторских кругов, и  социальной базе движения за принятие конституции, которое действительно в силу ряда конкретных исторических причин включало в себя часть народных масс. 5

Конституция США закрепляла централизацию американского государства, которая, будучи; подчиненной прежде всего защите классовых интересов имущих верхов отражала в то время и общенациональные интересы и пользовалась весьма широкой поддержкой. К осознанию необходимости централизации постепенно стали подходить и народные массы; ее сторонниками в ходе Американской революции и после нее выступило, как считал современник событий, пенсильванский демократ Дж. Брайан, «большинство горожан». Таким образом, за усиление центрального правительства ратовали как имущие «верхи», так и «низы» - рабочие и ремесленники. Существует немало» свидетельств открытых выступлений ремесленников и рабочих, заинтересованных в защите национальной промышленности от иностранной конкуренции и борьбе с инфляцией в пользу сильного центрального правительства. Идея централизации государственной власти пользовалась также поддержкой среди фермеров, выходивших на национальный рынок.

Заинтересованность широких масс американцев в централизации государственной власти была умело использована буржуазно-плантаторскими верхами при принятии основного закона США, но к его составлению народ не имел никакого отношения. Вследствие конкретно-исторических закономерностей и причин выработка федеральной конституции 1787 г. и организация сильного центрального правительства оказались делом рук умеренно-консервативных «отцов-основателей» США, а не демократов. Политические лидеры буржуазно-плантаторского блока наполнили конституцию положениями, отвечавшими их классовым интересам и нейтрализовавшими многие демократические нововведения Американской революции.

К. Маркс подчеркивал, что идеологами мелкой буржуазии  тех или иных людей делает не их социальное положение, а неспособность их мысли «преступить тех границ, которых не преступает жизнь мелких буржуа», ее привязанность к тем же самым задачам и решениям, к которым мелкого буржуа приводит практически его материальный интерес и его общественное положение».6

Творцы американской конституции независимо от того, являлись они собственниками или нет, были подчинены буржуазному мировоззрению, что и отразилось в основном законе США. Соотнесение конституции, как и философии «отцов-основателей» США, с разными течениями идеологии Просвещения обнаруживает, что авторы основного закона США решительно отмели радикальные доктрины этой идеологии и восприняли только ее умеренные принципы. Конституция США воплотила в себе классовый компромисс двух господствовавших тогда групп – северо-восточной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев Юга, достигших единства перед лицом демократических устремлений масс.

Вопиющее попрание авторами федеральной конституции принципа прав человека и юридического равенства людей выразилось в признании негритянского рабства. Санкционирование конституцией рабства явилось следствием компромисса буржуазии Северо-Востока с южными плантаторами ради утверждения прочного союза североамериканских штатов. Северо-восточная буржуазия без особой борьбы пожертвовала идеей юридического равенства белых и черных американцев ради утверждения неприкосновенности частной собственности, каковой в их глазах и являлись негры-рабы. Конституция США не только санкционировала институт рабства, но и предоставила южным штатам право расширенного политического представительства в конгрессе с учетом трех пятых численности подневольного негритянского населения. В особой статье разрешался дальнейший ввоз в страну черных невольников. Конгрессу запрещалось вплоть до 1808 г. ограничивать работорговлю, которую Томас Джефферсон в канун Американской революции заклеймил как «отвратительнейшую продажу человеческих тел и душ». Правда, участники филадельфийского конвента не упоминали само слово «рабство» в конституции. Во всех случаях в основном законе США о нем говорилось иносказательно. Но это лишь подчеркивало лицемерие «отцов-основателей».

Таким образом, федеральная Конституция, разработанная летом 1787 г. на полуофициальном съезде (конвенте) представителей всех штатов, была призвана устранить недостатки конфедеративного устройства власти. Конституция оказалась весьма разумной как по предложенному механизму власти, так и по четкости определения полномочий центра (прочие права остались у штатов). Была выработана процедура принятия поправок к Конституции, дополнявших, а не отменявших ее; сама Конституция действует и поныне. Конституция была разработана на основе целого ряда компромиссов, поскольку интересы северных и южных штатов часто не совпадали. Последним сделали существенную уступку, разрешив ввозить рабов до 1808 г. Оценивая в целом конституцию США, нельзя не отметить, что это была самая передовая конституция того времени. Конституция США закрепила буржуазную республиканскую форму правления, свободную от феодально-монархических порядков, вводила единую федеральную власть. 
Несмотря на недостатки конституции, связанные с ограниченным характером прогресса в условиях буржуазного строя, ее принятие и последующую ратификацию следует рассматривать «как консолидацию революции»

2. Органы государственной власти и управления США, их функции.

 

Схема органов государственной  власти США представляется следующей.

Конгресс — состоит  из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается путем прямых выборов по мажоритарной системе. Депутаты избираются на два года. Сенат — палата, выражающая интересы штатов, избирается по той же системе на 6 лет с обновлением ⅓ состава каждые 2 года. Очередные сессии проводятся один раз в год. Палаты, как правило, проводят свои заседания раздельно, основная деятельность Конгресса в разнообразных комитетах обеих палат.7 Компетенция Конгресса определена Конституцией, он имеет право устанавливать различные пошлины, налоги, сборы, заботиться об обороне США. Палата представителей наделена правом возбуждения вопроса об импичменте (президента, других высших должностных лиц), а Сенат — правом решения вопроса о виновности в порядке импичмента. Кроме того, Сенат утверждает высших должностных лиц, назначенных Президентом, и одобряет заключенные им международные договоры и законы, принятые Палатой представителей. После одобрения  Сенатом закон отсылается для утверждения Президенту. Под руководством Президента помимо министров работают различные ведомства (например, Совет национальной безопасности), он назначает множество должностных лиц. Он является также главой Правительства — Кабинета, который целиком подчинен Президенту и исполняет роль совещательного органа. Члены Кабинета не подотчетны Конгрессу. Судебная система в США представляет параллельно-единую федеральную систему судов с самостоятельными судебными системами каждого из 50 штатов. Компетенция: рассмотрение уголовных и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федерального закона. Верховный суд США — единственное судебное учреждение, которое упоминается в Конституции США. Он состоит из 9 судей, один из которых — председатель. Всех судей назначает Президент. Апелляционные суды — промежуточные инстанции между Верховным судом США и окружными судами. Окружные суды — основное звено федеральной судебной системы. Вся страна делится на округа с учетом границ между штатами. По первой инстанции рассматривают гражданские, уголовные дела и жалобы на действия административных ведомств. Специальные суды: претензионный; налоговый.

Информация о работе Борьба народных масс в конце 80-х — начале 90-х годов за дальнейшую демократизацию политического строя США