Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа
его внешняя политика
Вскоре тем не менее стало ясно, что курс на «большой скачок» потерпел крах. Сильно пострадала промышленность, в 1959—1961 гг. страна голодала, и «коммунистический азарт» в народе постепенно проходил. Нужно было снова, как после войны, восстанавливать экономику, налаживать более-менее нормальную жизнь, и КПК провозгласила «курс на урегулирование». Никто не решался публично обвинять Мао в «забегании вперёд», как выражались в те времена, но он счёл за лучшее несколько отойти в тень и даже оставил пост главы государства. Правда, он попрежнему оставался несомненным лидером страны, вождём правящей партии, но в начале 60-х гг. стали поговаривать о том, что Мао болен и вскоре совсем отойдёт от дел.
Мао Цзэдун же был занят планомерной подготовкой к сведению счётов не только с теми, кто надеялся сменить его у кормила власти, но и с теми, кто мог их поддержать. В 1966г. Пекин неожиданно объявил о начале великой пролетарской культурной революции, которая должна полностью перестроить жизнь общества и убрать с дороги предателей, мешающих строить социализм в соответствии с учением Мао. Вскоре Мао продемонстрировал отличное здоровье, проплыв 15км по Янцзы, и активно включился в политическую жизнь. Был провозглашён лозунг «Огонь по штабам!», означавший разгром руководящих органов правящей партии и государства. Неугодные Мао лица подвергались арестам, избиениям и издевательствам. Главной жертвой стал «второй человек» Китая — Председатель КНР Лю Шаоци. Одновременно развернулись гонения на китайскую интеллигенцию, которую «перевоспитывали» физическим трудом в отдалённых деревнях. Опорой Мао стала безоглядно доверявшая ему учащаяся и рабочая молодёжь — отряды хунвэйбинов (красных охранников) и цзаофаней (бунтовщиков).[3]
Они раздули культ Мао до небывалых размеров. Всё население почти миллиардного Китая имело при себе красные книжечки с указаниями великого Мао по всем вопросам жизни. Они были изданы огромным тиражом на языках чуть ли не всех народов мира. Председателя Мао называли не иначе как «красное солнце» и «великий кормчий». Портреты Мао обязательно имелись в домах китайцев, они заполонили улицы городов и деревень. Всех льстецов перещеголял министр обороны Линь Бяо, который заявил, что такие гении, как Мао Цзэдун, рождаются раз в тысячелетие.
Власть, которой располагал Мао в 1966—1976 гг., можно сравнить разве что с властью императора или Бога. Это проявилось и в области международных отношений. Желание сделать Китай центром мировой революции, а себя — главкой фигурой современности приводило Мао к очень рискованным шагам во внешней политике. Но он не боялся гибели земной цивилизации в ядерной войне. Мао не раз говорил, что если треть человечества погибнет и в мире будет установлен коммунистический строй, гибель этих людей будет оправдана. В Китае усилились националистические настроения, проявившиеся, в частности, в претензиях на территорию соседних стран. Издавались карты, на которых границы Китайского государства охватывали районы Южной Сибири и Дальнего Востока, Монголии и Вьетнама, Бирмы и Индии. Резко ухудшились отношения с Советским Союзом. В первой половине 60-х гг. почти прекратилась торговля с СССР, оттуда были отозваны китайские студенты, а из КНР — советские советники и технические специалисты. Затем, в период культурной революции, дело дошло до взаимных обвинений в измене делу революции, а на рубеже 60-х и 70-х гг. имели место кровопролитные столкновения на границе. Существовала опасность большой войны между Советским Союзом и Китаем»
В конце жизни престарелый «великий вождь» даже заявил, что угроза Китаю со стороны СССР более значительна, чем со стороны США. Больше того, в его последние годы началось сближение Китая с Западом. По сути дела у Мао не было выбора, так как хозяйство страны разрушила культурная революция, а на помощь СССР уже нельзя было положиться.
Умер 83-летний Мао Цзэдун 9 сентября 1976г., находясь на вершине власти. Он считал, что всю жизнь боролся за счастье народа, а оставил преемникам отсталый и голодный Китай. Он хотел всемирного признания своих заслуг, а закончил дни, фактически изолировав страну от всего остального мира. На склоне лет, когда ему, наверное, вспоминалось время «великого похода», его окружали не старые друзья, а полузнакомые люди, выдвинувшиеся в период культурной революции. В этом личная трагедия Мао. Но время его правления было одновременно трагедией для Китая. Это вынуждено было признать в своё время новое коммунистическое руководство страны.
В своей великой революционной
жизни и деятельности Председатель
Мао Цзэдун унаследовал, отстоял
и развил марксизм-ленинизм в теории
и на практике, и его заслуги как перед китайской,
так и перед мировой революцией не померкнут
в веках.
Председатель Мао Цзэдун привёл китайский народ к победе революции, направленной против империализма, феодализма и бюрократического капитализма, и основал социалистическую Китайскую Народную Республику, что коренным образом изменило обстановку на Востоке и во всем мире. Председатель Мао Цзэдун в различные периоды руководимой им китайской революции правильно разрешил целый ряд кардинальных вопросов, таких, как захват власти путём вооружённой борьбы, протекавшей в форме окружения городов деревнями, установление диктатуры пролетариата и переход к социалистической революции путём завоевания победы новодемократической революции во всей стране, продвижение вперёд дела социализма и предотвращение реставрации капитализма путём продолжения революции при диктатуре пролетариата. В новый период и в новой обстановке Председатель Мао Цзэдун накопил и обобщил богатый опыт в деле революции и строительства и значительно развил марксистско-ленинскую теорию. Всё это является ценным достоянием не только китайского народа, но и международного пролетариата и революционных народов всего мира.
Глава II. Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира
Сугубый прагматизм, граничащий с беспринципностью, останется визитной карточкой Мао Цзэдуна на долгие годы. И это касалась не только его внутри- и внешнеполитической деятельности, но и вопросов, казалось бы, чисто теоретических. В отличие от своих более «наивных» соратников по революции, верных марксистским идеалам, Мао всегда демонстрировал откровенно инструменталистский подход к учению Маркса. Примерно за три года до описанных выше событий, читая лекцию для слушателей Центральной партийной школы Яньани, Мао Цзэдун высказал свою позицию по отношению к марксизму и его китайским адептам. «Марксизм-ленинизм и китайская революция связаны между собою так же, как стрела и стоящая перед нею мишень. Отдельные товарищи пускают свои стрелы во все стороны стразу, не выбирая цели, наугад. Другие бережно держат стрелу в руках и восхищаются: «Какая чудесная вещица», не решаясь натянуть тетиву. Стрела марксизма-ленинизма должна поразить свою мишень… В противном случае, с какой стати изучать нам эту науку? Марксизм-ленинизм нужен нам не потому, что он радует глаз или кроит в себе некую мистическую силу, которая помогала даосам покорять демонов и общаться с духами. В марксизме-ленинизме нет ни особой красоты, ни сверхъестественной силы. Он просто полезен, исключительно полезен».
«Марксизм» Мао Цзэдуна в
свое время оказался предметом ожесточенных
дискуссий в международном
Между тем, очевидно, что разница между марксизмом и «марксизмом по-китайски» столь же велика, как между «Мерседесом» и велорикшей. Вообще, всякая западная теория, попадая на китайскую почву, трансформируется в самой своей сущности, даже сохраняя все внешние атрибуты. Приспосабливая западные доктрины к своим нуждам, китайцы остаются верными своим традиционным учениям, следуя принципу диюнь – «китайская мудрость для фундаментальных принципов, западная мудрость для практического использования». Этот тезис, авторство которого приписывается видному сановнику-реформатору середины XIX века Чжан Чжидуну, был лозунгом «движения самоусиления», направленного на собственную капитализацию и приумножение военной мощи Китая. Он сохраняет актуальность по сию пору.
Среди западных учений, интериоризированных китайской культурой, оказался и марксизм. Первой публикацией, содержащей имя Маркса, стал напечатанный в феврале 1899 года в журнале «Ваньго гунбао» перевод главы из книги английского социолога Б. Кидда «Социальная эволюция». Через четыре года в Китае был впервые опубликован небольшой отрывок из «Манифеста Коммунистической партии». До 1917 года вышло еще несколько переводов работ Маркса и Энгельса, а также оригинальных материалов китайских авторов, посвященных отдельным аспектам их учения. Но настоящим толчком к распространению марксизма в Китае стала Октябрьская революция. Ее успех подвигнул революционно настроенную часть китайской интеллигенции к изучению идей радикального русского марксизма. Классическому же марксистскому мировоззрению так и не суждено было оказать сколько-нибудь глубокое воздействие на политическую теорию и практику коммунистов Китая.
В своей великой революционной жизни и деятельности Председатель Мао Цзэдун унаследовал, отстоял и развил марксзим-ленинизм в теории и на практике, и его заслуги как перед китайской, так и перед мировой революцией не померкнуть в веках.
Председатель Мао Цзэдун привёл китайский народ к победе революции, направленной против империализма, феодализма и бюрократического капитализма, и основал социалистическую Китайскую Народную Республику, что коренным образом изменило обстановку на Востоке и во всем мире. Мао Цзэдун в различные периоды руководимой им китайской революции правильно разрешил целый ряд кардинальных вопросов, таких, как захват власти путём завоёвания победы новодемократической революции во всей стране, продвижение вперёд дела социализма и предотвращение реставрации капитализма путём продолжения революции при диктатуре пролетариата. В новый период и в новой обстановке Председатель Мао Цзэдун накопил и обобщил богатый опыт в деле революции и строительства и значительно развил марксистско-ленинскую теорию. Всё это является ценным достоянием не только китайского народа, но и международного пролетариата и революционных народов всего мира.
Неуклонно придерживаясь
пролетарского
Соединив всеобщую истину
марксизма-ленинизма с
Председатель Мао Цзэдун
с величайшим размахом пролетарского
революционера развернул в
В связи с ожесточённой схваткой двух сверхдержав – СССР и США за установление мировой гегемонии и их интенсивной подготовкой новой войны Председатель Мао Цзэдун выдвинул теорию о делении на три мира, дав международному пролетариату, социалистическим странам и угнетённым нациям мощное идейное оружие в деле сплочения своих рядов и создания широчайшего единого фронта для борьбы против двух гегемонов, Советского Союза и Соединённых Штатов, и их политики войны, для продвижения мировой революции вперёд.
Председатель Мао Цзэдун – самый великий марксист нашего времени. Как и В.И. Ленин, Председатель Мао Цзэдун является великим учителем международного пролетариата, угнетённых народов и угнетённых наций. Его вклад в дело развития истории человечества неоценим.
2.3 Научное, марксистское определение Мао Цзэдуна современного мирового положения
Теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира является научным обобщением объективной действительности современной классовой борьбы в мировом масштабе, она унаследовала, отстояла и развила основные положения марксизма-ленинизма.
В феврале 1974 года, во время беседы с руководителем одной из стран третьего мира, Председатель Мао Цзэдун сказал: «По-моему, США и СССР образуют первый мир. Промежуточные силы, например Япония, Европа и Канада, принадлежат к второму миру. Мы же с вами относимся к третьему миру». «В третьем мире многочисленное население. Азия, за исключением Японии, принадлежит к третьему миру. Вся Африка относится к третьему миру, к третьему миру относится и Латинская Америка».
Это деление является научным определением, сделанным на основе анализа развития и изменений основных противоречий современного мира в свете теории Ленина о нашей эпохе как эпохе империализма и пролетарской революции, теории о неравномерности развития империализма и о неизбежности попыток империалистических стран к новому пределу мира, посредством войны, теории о том, что империализм делит весь мир на угнетающие и угнетённые нации и что международный пролетариат обязан бороться плечом к плечу с угнетёнными нациями мира.
Для того чтобы правильно понять
теорию Председателя Мао Цзэдуна
о делении мира, надо рассматривать
явления современной
Может казаться что, будто теория Председателя Мао Цзэдуна о делении на три мира касается лишь современных межгосударственных, межнациональных отношений, но в сущности она непосредственно затрагивает ключевые вопросы современной классовой борьбы в мировом масштабе. Национальная борьба всё-таки относится к классовой борьбе. То же самое можно сказать и о межгосударственных отношениях. Межгосударственные, межнациональные отношения, будучи основаны на классовых отношениях, чрезвычайно сложны и в то же время взаимосвязаны.
Информация о работе Внешнеполитическая концепция Мао Цзэдуна