Суворов в Петербурге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:09, монография

Краткое описание

Я решил выбрать данную тему, так как военные люди для меня всегда были в почете, а особенно Александр Васильевич Суворов – великий русский полководец XVIII века. Он был загадкой, не только для современников, но и для многих людей, живших в более позднее время. Полководец остро чувствовал связь и взаимосвязь явлений, рассматривал все в движении и развитии. Только этим можно объяснить необычайную творческую силу его военного предвидения и исключительно глубокое, подлинно научное понимание закономерностей достижения успеха в разгроме неприятеля. Суворову принадлежит заслуга раскрытия и обоснования тех принципов достижения победы, роль которых в последующие годы неизмеримо возросла.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
В лейб-гвардии Семеновском полку…………………………………………....5
«…Себя перед прочими гораздо отличил»……………………………………14
«Поступать по данному мною в полк учреждению!»………………………...17
Отважный генерал, многоопытный командующий…………………………..19
«Он брал чины саблей…»……………………………………………………….23
Построены на сто лет……………………………………………………………26
Петербург встречает фельдмаршала……………………………………………30
«…Ныне случай мне отойти от службы»…………………………………...…32
«Веди войну по своему»………………………………………………………...35
«Да здравствует герой Суворов!»……………………………………………....37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список используемой литературы……………………………………………...40

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сосновккин Реферат История.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

1 июля 1765 года Суздальский  пехотный полк во главе со своим командиром отправился форсированным маршем на свои квартиры в Новую Ладогу.

 

Отважный генерал, многоопытный командующий

В распутицу 15 ноября 1768 года Суздальский пехотный полк под  командованием А.В.Суворова выступил из Новой Ладоги. Ему предстояло в составе корпуса генерал-поручика И. П. Нумерса участвовать в боевых действиях против польских конфедератов.

Более четырех лет находился Суздальский полк в Польше, ведя изнурительную борьбу с конфедератами, показывая удивительные примеры воинского искусства и отваги.

6 октября 1772 года из  города Гродно обсервационный  корпус генерал-поручика И. К.  Эльмпта, в состав которого и входили войска под командованием генерал-майора А. В. Суворова, выступил в Россию. Военные действия в Польше явились для Суворова серьезной школой. Он применил новые формы борьбы – высокую маневренность войск, широкою инициативу подчиненных и решительные наступательные действия, сочетая их в нужных случаях с обороной важнейших объектов.

Казалось бы, после  окончания польской кампании такому одаренному генералу самое подходящее место было в рядах русской  армии, ведущей затяжную войну с  турками. В 1771 году Суворов подал императрице прошение по этому поводу. Но Екатерина, имея к тому веские основания, рассудила иначе.

В августе 1772 года король Швеции Густав III организовал государственный переворот, в результате которого стал самодержавным монархом. Освободившись от сейма, стал вести по отношению к ней откровенно враждебную политику и начал грозить войной. Возникла идея реванша с целью возврата Швеции утраченных территорий по договору 1743 года.

Учитывая возможность  вооруженного конфликта на северо-западных границах государства, Екатерина II решила усилить войска на границе со Швецией обсервационным корпусом генерал-поручика И. К. Эльмпта, с которым Суворов и выступил из Гродно в Финляндию. Суворов вновь оказался в непосредственной близости к Петербургу. Об этом в периоде своей автобиографии он писал: « В 1772 году генерал Эльмпт и я, по переменившемуся правлению в Швеции, были обращены с полками из Польши в Финляндию. По прибытию моем в Санкт-Петербург определен был я временно к тамошней дивизии, осматривал российский со Швецией рубеж, с примечанием политических обстоятельств и иные поручения».12

Суворов не дошел со своими полками до Финляндии. Он был оставлен в столице и временно прикомандирован  к Санкт-Петербургской дивизии  для исполнения специальных поручений правительства и императрицы.

В феврале 1773 года Суворов выехал в  Финляндию. Там он проверил состояние  крепостей Выборг, Кексгольм и  Нейшлот, а затем инкогнито направился в пограничные районы.

Вернувшись из Финляндии, Александр  Васильевич занялся обработкой собранных им сведений и составлением документов, явившихся его отчетом. Вскоре отчет был составлен.

6 апреля 1773 года Екатерина решила исполнить просьбу Суворова в армию П. А. Румянцева. Не мешкая, Суворов получил паспорт, пожалованные ему императрицей две тысячи рублей и выехал из столицы навстречу славе. Этим завершилось пребывание Суворова в 1772-1773 годах…

После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 годов имя генерала А. В. Суворова – победителя турок при Тартукае, Гирсове и Козлудже – стало широко известно всем в России. За эти победы он был награжден орденом св.Георгия 2-го класса, пожалован шпагой с алмазами и произведен в генерал-поручики. Но столица виновника побед не видела. Он жил в тихом городе Полтаве в должности командира пограничной Новороссийской дивизии.

В конце ноября 1779 года А.В.Суворов был срочно вызван в  Петербург, где его ждало назначение на пост командующего походом русской армии и Каспийской военной флотилии в персидские ханства.

Главной целью похода было обеспечение охраны русской  торговли с Персией и Индией, а  также освобождение народов Закавказья от турецкого и иранского ига. Так мирные цели экспедиции сочетались с военными. Не последнее место в плане экспедиции занимало также стремление направить часть морской торговли западных государств с Индией и Персией сухим путем- через Персию и Россию. Это содействовало бы пополнению русской казны за счет таможенных сборов. Возглавить такую сложную и тонкую по своим задачам кампанию должен был многоопытный командующий. Им был назначен А.В. Суворов. Он был срочно вызван в Петербург для переговоров и принятия окончательного решения.

Сразу же после приезда в столицу, Суворов получил аудиенцию у императрицы в Зимнем дворце. Екатерина посвятила его в планы правительства по организации персидского похода, намеченного в наступающем 1780 году. В заключение беседы она вручила Суворову бриллиантовую звезду, которую сняла со своего платья.

Умудренный боевым опытом, Суворов ясно представлял себе военную  и политическую сложность порученного  ему дела.

11 января 1780 года Потемкин  подписал и вручил Суворову  ордер о назначении его командующим  походом с приложение весьма подробной инструкции. Суворов начал сбор информации и разработку плана похода.

В начале июня 1781 года Марк Иванович Войнович прибыл в Астрахань  и вступил в командование флотилией, которая была приведена в полную боевую готовность попечениями Суворова. И тут оказалось, что в назначении нового главнокомандующего для Суворова, говоря его собственными словами, «было очень много злого».13 Г.А. Потемкин либо забыл свои старые распоряжения, либо не известив полководца о своем решении, изменил их и фактически отстранив Суворова от командованием экспедицией.

О Суворове словно забыли. Все его ходатайства о новом назначении закончились тем, что он получил письмо в котором говорилось о необходимости принять командование Казанской дивизии. Так А.В.Суворов был возвращен в Казань.

В августе 1782 года Потемкин перевел Суворова на юг и вновь  назначил его главнокомандующим  Кубанским корпусом. В этой должности  полководец принял самое активное участие  в присоединении Крыма, Кубани и  Таманского полуострова. За большие  заслуги в борьбе за утверждение России на берегах Черного моря Суворов был награжден золотой медалью.

 

«ОН  БРАЛ  ЧИНЫ  САБЛЕЙ…»

28 июля 1783 года Суворов  был награжден орденом св. Владимира I степени. В это время он находился на Кубани и не мог выразить своей благодарности императрице. Поэтому он прибыл в Петербург в мае 1784 года. 29 мая 1784 он присутствовал на обеде у императрицы. 30 мая побывал в Гатчине у наследника престола Павла Петровича. Затем он навестил свою дочь в Смольном институте.

Пребывание Суворова в столице и на этот раз было крайне непродолжительным. 21 апреля 1784 года полководец прибыл в старую столицу и остановился у его сиятельства господина генерал-фельдмаршала и разных орденов кавалера графа Захара Григорьевича Чернышева.

Получив в командование Владимирскую дивизию, Суворов поселился в своем поместье  в селе Ундоле, расположенном недалеко от Владимира в Сибирском тракте. В декабре 1784 года Суворов обратился к Г.А.Потемкину с просьбой о другом назначении.  В начале 1785 года он получил указание быть при Санкт-Петербургской дивизии.

В октябре 1786 года Александр  Васильевич отправился в Екатеринославскую  армию командовать кременчугскими войсками. Суворов был доволен. Он с головой ушел в любимое дело: без чьего-либо вмешательства и  помех он обучал свою дивизию.

Весной 1787 года в Кремчуг  прибыла Екатерина, следовавшая  на юг для обозрения вновь приобретенных  территорий. Суворов во время смотра продемонстрировал боевую готовность своих войск.

1 октября 1787 года на  Кинбургской косе – первая  крупная победа русских в войне с Турцией под непосредственным командованием Суворова. Эта победа принесла ему широкую известность в Европе. Суворов был уверен в обученных им солдатах. Распорядившись без сигнала не производить ни одного выстрела, Суворов дожидался, пока янычары подойдут к русским войскам на 200 шагов. Только после этого он приказал дать сигнал баталии. Орудия крепости дали залп, а затем русские войска начали контратаку. Завязалась рукопашная схватка. Суворов послал в помощь пехоте несколько сотен казаков и гусар. Они сбили противника и захвати десять окопов. Положение изменилось с приближением к косе турецкого флота, который начал сильный обстрел ядрами и картечью. Русские вынуждены были отойти. Этот отход продолжался недолго.

Высокий моральный дух солдат, их храбрость и самоотверженность позволили Суворову привести войска в порядок и броситься в атаку , которая привела к полному разгрому и бегству турок. В этом бою Суворов едва не погиб. В момент, когда под полководцем была убита лошадь, в непосредственной близости оказались турецкие солдаты. Когда один из турок занес над головой Суворова свою кривую саблю, гренадер Шлиссельбургского пехотного полка Степан Новиков первым бросился на врагов. Он действовал решительно и отважно. Застрелив одного из турок, он заколол второго. Третий бросился в бегство. Жизнь полководца была спасена.

Следующая победа полководца 18 июня 1788 года также была нестандартной. Это был ускоренный штурм крепости Очакова. Потемкин утверждал, что штурмом крепость не взять, однако Суворов доказал обратное. Он сравнительно малым количеством сухопутных войск во взаимодействии с не особо сильной флотилией овладел Очаковом.

В 1789 году Суворов был  оставлен главнокомандующим без  назначения. При распределении генералитета по войскам обеих действующих армий Суворов не был даже внесен в списки.  Как только полководец узнал это, он сразу же прискакал к императрице. Та решила, что терять такого таланта нельзя и впервые не поддержала Потемкина. Александр Васильевич был определен в армию П.А. Румянцева, но вскоре обе армии оказались под командование генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина.

Пользуясь случаем, Суворов  заехал в Смольный, поглядеть и  расцеловать дорогую его сердцу дочь. На этот раз А.В. Суворов пробыл в столице не более двух месяцев…

1789 год в жизни А.В.Суворова особенно примечателен. Он отмечен двумя крупнейшим победами, новым выдающимся вкладом в сокровищницу русского военного искусства.

Сражение с турецкой армией в районе Фошкан было стремительным  и завершилось разгромом и  бегством неприятеля. В этом бою союзные войска, руководимые Суворовым, применили новые тактические формы – наступление несколькими колоннами на значительную глубину, форсирование реки с ходу, сочетание батальонных каре с конницей и артиллерией, сосредоточенный огонь артиллерии перед атакой и упорное преследование противника. Успех всего дела был решен боевой активностью русских  войск, храбростью мужеством и растущим воинским мастерством российских солдат и офицеров.

Еще более оригинальным по замыслу и исполнению был разгром по частям стотысячной турецкой армии у Рымкина. Когда угроза вновь возникла над союзными войсками, Суворов внезапно для неприятеля появился вблизи Рымкина. На рассвете 11 сентября 1789 года союзные войска переправились через реку Рымна. Последовательно были разбиты три группы вражеских войск. В ходе сражения Суворов применил исключительно редкий для того времени прием – атаку пехотных укреплений конницей.

В условиях, когда вражеские  батареи были подавлены, конница  турок в беспорядке отходила, а  недостроенные укрепления позволяли лошадям перескакивать через бруствер, Суворов успешно провел маневр по разгрому вчетверо превосходивших сил врага. В Рмнинском сражении турки потеряли двадцать тысяч убитыми, не считая раненых и взятых в плен, все обозы и артиллерию.

Через несколько месяцев  Суворов вновь появился в северной столице.

 

Построены на сто лет

Когда в начале 1790 года генерал-аншеф Суворов прибыл в  Петербург, он все еще находился  во власти недавних важных событий. Победа, одержанная в Рымниксом сражении, не была для него еще чем-то далеким, ушедшим в прошлое.

В августе 1790 года в затянувшейся войне с Турцией произошел  благоприятный для России перелом. Благодаря заключению мира со Швецией  и крупным победам Черноморского  флота под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова главнокомандующий русскими войсками Г.А.Потемкин получил распределить силы и начать активные действия против турецких войск на Дунае.

В результате развернувшихся военных действий русские войска в октябре-ноябре 1790 года заняли турецкие крепости Килию, Тульчу и Исакчу. К тому же времени турецкие военные корабли, находившиеся в низовьях Дуная, были полностью истреблены Дунайской речной флотилией под командованием О.М. де Рибаса. На очереди было взятие Измаила – важнейшей турецкой крепости на Дунае, которая служила туркам опорным пунктом во всех операциях против русских войск. После русско-турецкой войны 1768-1774 годов турки сильно укрепили Измаил и превратили его в первоклассную крепость. Измаил был обнесен рвом , ширина которого достигала восьми – десяти метров. Местами ров был наполнен водой. Надо рвом возвышался земляной вал высотой более восьми метров и общей протяженностью около семи километров. Подступы к валу защищало более двухсот орудий, которые были расположены на специально оборудованных площадках вала. Со стороны Дуная город сначала был защищен слабо, но вскоре турки укрепили и эти слабые места. Они возвели дополнительные укрепления, выставили восемьдесят пять орудий и пятнадцать мортир большой мощности. Гарнизон Измаила составлял тридцать пять тысяч человек, во главе которых стоял один из опытнейших турецких военачальников сераскир Айдос-Мехмед-паша.

Измаил был подвергнут осаде с середины сентября 1790 года. Всего под Измаилом было сосредоточено  до тридцати тысяч сухопутных войск  России. Войска имели хорошую боевую закалку, приобретенную за годы войны с турками. На их умелые действия и стойкость можно было вполне положиться, несмотря на численный перевес в силах противника.

Информация о работе Суворов в Петербурге