Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:07, реферат
Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта — монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение.
Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». До конца X века на Руси не было монументального каменно-кирпичного строительства. Все древнерусские постройки этого времени были деревянными или деревоземляными.
Введение
Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта — монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение.
Еще в языческую
пору на Руси была развита
архитектура, в основном
Примерно во втором
тысячелетии в курганах вместо
каменных колодцев стали
Окончательное разложение
родоплеменного строя и
София Киевская
Знаменитая София Киевская…Где-
Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: « Церкви дивна и славна всем округниим странам…» Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии «посажения » на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг.
Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей
– двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей).
Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен – ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.
Внутри собора в основном
сохранились архитектурные
В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной ) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.
Особую ценность представляют
настенные росписи Софии
Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья.
Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе).
Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров; с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню»; проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале.
Надвратная церковь
Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы « Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав.
Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.
Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31* 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. «полосатой» кладки на известняково-цемяночном растворе.
Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков, а также некоторые другие, делает интерьер новгородской Софии более суровым. В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного "перетекания" пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы "прорезают" внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубические зоны. Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы.
2.Золотые ворота во Владимире
Древний Владимир расположен
в исключительно живописной местности.
Он занимает изрезанное глубокими оврагами
высокое плато на левом берегу
Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с
севера долиной речки Лыбеди, оно имеет
форму вытянутого вдоль берега Клязьмы
треугольника, обращенного острой вершиной
на восток. К югу за рекой простирается
клязьменская пойма, окаймленная синей
полосой идущих до горизонта лесов. На
север и восток, за долиной Лыбеди и Ирпени,
рельеф снова поднимается; на его высотах
живописно расположены ныне почти сросшиеся
с городом древние села Красное и Доброе
с их эффектно поставленными и видными
издалека храмами и колокольнями. С запада
к городу древности примыкали боровые
леса. С перенесением во Владимир Андреем
Боголюбским столицы начинается великокняжеское
строительство в городе.
Золотые ворота Владимира являются редчайшим
памятником русской военно-оборонительной
архитектуры двенадцатого века. Они были
построены в 1164 году, когда было завершено
сооружение грандиозной линии валов Нового
города. Ворота дошли до нас в сильно искаженном
виде. Первые повреждения, по-видимому,
они получили еще в 1238 году, во время штурма
города татарами. Последние же переделки
здание претерпело в 1785 году: были срыты
примыкавшие с юга и севера к их стенам
земляные валы, а к углам ворот подведены
контрфорсы, скрытые круглыми башнями,
между которыми с севера были встроены
жилые помещения, а с юга – новая лестница.
Обветшавший свод здания был переложен
и на нем поставлена новая
Таким образом, от древнего здания
1164 года сохранилась лишь его основа –
две мощных белокаменных стены. Название
"золотые" может быть определено
характером дубовых дверей, закрывавших
их проем, которые были обиты медными листами
с золотым рисунком. Створки ворот были
подведены под арочную перемычку, находившуюся
приблизительно на середине их высоты,
не закрывая полностью арку ворот. Над
воротами находилось небольшое здание
церкви Положения Риз Богородицы. В южной
нише ворот высечен княжеский знак, что
может говорить о принадлежности строителей
к княжеской артели. Они сложены в классической
владимирской технике из прекрасно тесанного
белого камня, составляющего мощную «коробку»
стены, внутренность которой заполнена
бутом на очень прочном известковом растворе
(так называемая полубутовая кладка).
Своды выкладывались из более
легкого материала – пористого
туфа. Стены ворот теперь вросли
в землю на глубину около полутора
метров; следовательно, первоначально
здание было еще более высоким.
Пролет Золотых ворот, как и теперь,
был перекрыт огромным полуциркульным
сводом на подпружных арках, опиравшихся
на плоские лопатки, увенчанные строгими
импостами. Высота проездной арки делала
чрезвычайно затруднительной их оборону.
Поэтому примерно на середине их высоты
была устроена арочная перемычка, к которой
и примыкали огромные створы дубовых ворот,
обшитые снаружи листами золоченой меди.
По сторонам арки сохранились петли для
навески тяжелых воротных полотнищ и глубокий
паз для толстого бруса засова. За эти
пышные створы все сооружение и получило
название Золотых ворот.