Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:19, реферат
Нестор Максимович Максимович-Амбодик — крупнейший ученый второй половины XVIII века—является основоположником русского акушерства и педиатрии; он также считается по праву одним из основоположников русской фармакогнозии и медицинской терминологии. Созданные им фундаментальные работы в области акушерства, педиатрии, медицинской ботаники и фармакогнозии были не только первыми оригинальными научными руководствами, но и первыми русскими учебными пособиями, без которых успешное развитие медицинского образования и подготовка аку-шерских кадров в России были бы невозможны.
1. Введение
2. Жизненный путь H. M. Максимовича-Амбодика
3. Основоположник отечественного акушерства и педиатрии
4. Вклад в отечественную педиатрии
5. Вклад в отечественную фармакогнозию
6. Заслуги Н. М. Максимовича-Амбодика в разработку отечественной медицинской терминологии
7. Заключение
Н. М. Максимович-Амбодик подробно описывает и послеродовые заболевания и их лечение. Такая грозная акушерская патология, как послеродовое кровотечение, уносила в то время множество жизней. Н. М. Максимович-Амбодик перечисляет причины, вызывающие кровотечение, очень тщательно описывает клинические признаки большой кровопотери (бледность, звон и шум в ушах, зевота, малый пульс, слабость, обморок). Задачи акушера — вызвать сокращение матки, для чего он рекомендовал массировать живот, удалять сгустки крови или задержавшееся детское место. При отсутствии эффекта Н. М. Максимович-Амбодик впервые в мире предлагает метод массажа матки на кулаке. Этот метод получил широкое распространение и применяется в наши дни.
Другая акушерская патология,
очень часто встречавшаяся
Большой исторический интерес представляет указание Н. М. Максимовича-Амбодика на необходимость хирургического лечения внематочной беременности, о которой в те годы имели самое смутное представление. Даже сто лет спустя, когда чревосечения проводились с полным успехом, некоторые акушеры и гинекологи при внематочной беременности применяли консервативный метод лечения. Правильное положение Н. М. Максимовича-Амбодика о необходимости хирургического лечения внематочной беременности было подтверждено в последствие блестящими диссертациями Н. В. Склифосовского (1863) и В. Ф. Снегирева. (1873). «Искусство повивания» было снабжено большим количеством иллюстраций, которые еще больше повышали ценность этого труда.
Вклад в отечественную педиатрию:
Огромный вклад внес
Н. М. Максимович-Амбодик в
Н. М. Максимович-Амбодик дает определение доношенного и недоношенного плода, здорового и больного ребенка, сведения о соответствующих размерах головы, груди, о длине и весе тела ребенка, описывает процессы дыхания, кровообращения новорожденных. В главе «О причинах гибели младенцев вообще» Н. М. Максимович-Амбодик показывает, как «незнание и крайнее в повивальном деле невежество многих неученых и мнимых бабок, подвергающих великой опасности, а иногда и смерти не только родящих жен, но и от них рождающихся» являются главной причиной гибели младенцев. Одновременно он выступает против предрассудков при оказании помощи в родах, связанных с церковными обрядами и обычаями, как, например, «отверзание царских врат в церквах, будто бы церковные двери имели сопряжение с отверстием беременной матки». И далее он восклицает «О сколь далеко простирается общенародное суеверие и заблуждение. Подобная оценка церковных обрядов в тех условиях могла грозить автору большими неприятностями.
Задача «сохранения и размножения народа предусматривала как заботу о повышении рождаемости, так и о предотвращении смертности среди детей. В «Искусстве повивання» дается классификация детских болезней. Н. М. Максимович-Амбодик приводит правильное клиническое списание многих детских болезней — диспепсии («поноса»), рахита («аглицкой болезни»), оспы, кори, коклюша («сповального кашля»), а также глистных заболеваний. «Иногда у детей рождается великое множество червей oт нечистоты и неопрятности, коя истребляются только чистотой и лекарствами, червей убивающими». Н. М. Максимович-Амбодик считал необходимым прибегать к лекарствам для лечения детей только в исключительных случаях и с большой осторожностью. Ко уврачеванию младенческих болезней едва требуются лекарства. По крайней мере следует выбирать из них самые легчайшие, да и то только по необходимой нужде».
Многие советы Н. М. Максимовича-Амбодика могут рекомендовать врачи и в настоящее время. Так например, он ратовал за грудное вскармливание. «Материнское молоко — полезнейшее, надежнейшее, ничем не заменимое питание». В случаях болезни матери он рекомендовал пользоваться свежим нежирным коровьим молоком, разбавлять его водой и добавлять небольшое количество сахара. Прикармливание кашей из сухарей или крупы советовал начинать после 5 месяцев, притом кашу «надо делать всегда свежею и не запасать ее вперед, дабы она не прокисла». Прикорм новой пищей советовал начинать осторожно, постепенно, избегая резкой перемены пищи.
В своих работах Н.
М. Максимович-Амбодик
Большое значение отводил Н. М. Максимович-Амбодик одежде ребенка. Он указывал, что одежда должна быть простая, свободная, умеренно теплая. В «Искусстве повивания» он писал, что необходимо «добропорядочное содержание детей, касательно окружающих вещей, особливо же, воздуха, одежды, пищи и прочего: начиная от самого их рождения до отроческого возраста, тщательно наблюдаемое, может и должно почесться тогда наилучшим и наиполезнейшим, когда оное с самою природою наиболее сходствует». Н. М. Максимович-Амбодик учил вырабатывать у детей выносливость, ласковость, жалость, человеколюбие. Он категорически возражал против телесного наказания и указывал, что «телесное наказание вселяет в детей подлость, робость, неоткровенность, ложь и прочие пороки. Побои без сомнения обращаются во вред здоровью». Это писалось в те времена, когда телесные наказания считались обязательными в воспитании.
Вклад в отечественную фармакогнозию:
Н. М Максимович-Амбодик написал ряд трудов по медицинской ботанике («Словарь ботанический» —
1795 г., «Первоначальные основания ботаники»
1796 г., «Новый ботанический словарь»—1804, 1808 гг.), которые дают право считать его одним из основоположников отечественной фармакогнозии. Ему также принадлежит первое русское руководство по лекарственным растениям в 4 томах «Врачебное веществословие, или описание целительных растений», которое издавалось с 1783 по 1789 г. Появление медико-биологических работ на эту тему не случайно. Они обусловлены рядом причин, главная из которых заключалась в острой потребности государства в большом количестве различных лекарственных средств в связи с чрезвычайно высокой заболеваемостью и частыми эпидемиями.
Несмотря на богатейшие природные ресурсы, Россия почти не имела собственных сырьевых баз из-за слабого развития лекарственного растениеводства. В результате государств вынуждено было покупать лекарственные средства за границей по очень дорогой цене. По данным о государственном бюджете за 1764 — 1767 гг. расходы на медикаменты выражались в сумме 71 459 руб. ежегодно, что составляло около 0,5% всех государственных расходов.
Отсутствие квалифицированной медицинской помощи и необходимых лекарств создало благоприятную почву для развития шарлатанства и знахарства, способствовало появлению большого количества самых различных средств, не обладавших никакими целебными свойствами. Вот как пишет об этом С. М. Громбах в монографии «Русская медицинская литература XVIII века»: «Число растений, которым приписывались целебные свойства, было очень велико. И этот фармацевтический арсенал неустанно пополнялся все новыми и новыми средствами, среди которых наряду с истинными медикаментами очень часто процветали и всевозможные непроверенные, а порой и попросту шарлатанские средства: эликсиры, капли, порошки и т. д.".
Передовые русские врачи XVIII века, руководствуясь патриотическим стремлением улучшить экономическое положение государства, решили отказаться от иностранного снабжения дорогостоящими лекарствами. Стремясь сделать доступным для населения использование многочисленных лекарственных растений, они начинают активно изучать травы. С этой целью по стране предпринимают путешествия видные ученые - (И. И. Лепехин, П С. Паллас и др.) Для России этого периода характерно появление значительного числа научных paбoт, в которых утверждается необходимость развитии отечественного лекарственного растениеводства, настойчиво пропагандируются отечественные лекарственные травы, ничем не уступающие, а иногда и превосходящие по своим лечебным свойствам иностранные.
Н. М. Максимович-Амбодик был одним из активных сторонников развития отечественного лекарственного растениеводства и противником ввоза дорогостоящих иностранных лекарственных средств. «Я смело моту сказать, что если бы все врачи и лекари тщательнее и прилежнее повторными опытами испытывали силу и действие растений, в своем отечестве прозябающих, го едва ли они имели нужду в выписывании новых, из чужих стран вывозимых, дорогих, но иногда вовсе бездейственных, лекарственных веществ».
Н. М. Максимович-Амбодик прекрасно понимал, что для научного изучения отечественных лекарственных растений нельзя довольствоваться одним только «внешним познанием растении», необходимо знать их строение, условия произрастания, особенности сбора и хранения лекарственного сырья, а также уметь проверять и испытывать целебные свойства различных растении. В связи с этим он считал необходимым изучение ботаники врачами, аптекарями и лицами, занимающимися сбором лекарственных растений.
Работа Н. М. Максимовича-Амбодика
«Первоначальные основания
Н. М. Максимовичу-Амбодику
принадлежит фундаментальный
Каждое лекарственное растение описывается им очень подробно: внешний вид, географическое распространение, местонахождение, время сбора, способы сушки, условия хранения, а также использование данного растения человеком. Например, он сообщает, что из ели строят мореходные суда, делают бочки, разную посуду, покрывают крыши домов. «Что касается врачебной пользы... в аптеках употребляются молоденькие ветви или верхушки... с земными иглами и младыми еловыми шишками, из которых получают еловую смолу, использующуюся для приготовления мазей, пластырей. При описании лечебных свойств лекарственных растений он обращал также внимание и на противопоказания к их применению. Так, рекомендуя применять алоэ внутрь как слабительное средство, а также местно при гнойных ранах или язвах, он подчеркивал особо, что алоэ нельзя применять беременным, чахоточным (т. е. больным туберкулином) и подверженным какому ни есть кровотечению».
Н. М. Максимович-Амбодик подметил очень важную особенность, имеющую большое практическое значение: целебная сила одного и того же растения может быть различной в зависимости от возраста растения, периода его развития, времени сбора и условий хранения. В связи с этим все эти моменты разбираются им детально для каждой части растения (корни, листья, цветы). «Корни... коих вся сила через высушку пропадает, лучше употреблять свежие; хранить такие зимой в горшках, наполненных сухим песком. Душистые травы, высушенные на открытом воздухе, «теряют большую часть своей силы, потому что от солнечных лучей все то, что есть... душистое, летучее, уносится в воздух и вовсе исчезает». Н. М. Максимович-Амбодик предлагает растения сушить в печи, но не слишком горячей. Он отмечает и то, что целебная сила их при длительном хранении исчезает; следовательно, заготовленные и неиспользованные лекарственные растения надо периодически заменять свежими. Все эти рекомендации сохранили свое значение до настоящего времени.
Очень интересна классификация лекарственных средств, в основу которой Н. М. Максимович-Амбодик положил их действие на организм. Некоторые разделы данной классификации и названия в ней веществ существуют и в настоящее время: слабительные, рвотные, вяжущие, мочегонные («мочегонительные»), снотворные («усыпительные»).
Подчеркивая положение о том, что каждое лекарство обладает строго определенным действием, он также обращал внимание и на то, что одно и то же лекарство не всегда и не во всяком «болящем теле одинаковым образом действовать может». Поэтому Н. М. Максимович-Амбодик, отвергая шаблонный подход в назначении лечения больном), считал важным и необходимым изучение механизма действия лекарств, понимание которого является основой их практического применения. В противном случае врач «в самом деле ничего достаточного ни для болящих полезного учинить невозможет». Кроме этого, Н. М. Максимович-Амбодик выступал против излишне сложных лекарственных комбинаций, отдавая предпочтение простым прописям, а также против того, чтобы начинать лечение больного с сильнодействующих средств. «Никогда нe следует начинать сильными лекарствами делать то, что легчайшими средствами исправить можно».