Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:20, реферат
Советское государство, казавшееся несокрушимым, распалось, а тоталитарный режим, уткнувшийся в исторический тупик, совершил политическое самоубийство на глазах у изумленного мира. В том, что созданное большевиками по принципу классовой борьбы и диктатуры пролетариата взрывное устройство, занимавшее одну шестую часть суши, удалось разрядить относительно благополучно, что распад советской империи не превратился во вселенский Чернобыль, главную роль сыграл тот, кто пришел к власти в Москве в марте 1985 года возможно совсем с другими намерениями, – последний Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев.
Введение 3
I. Биография М.С. Горбачёва 4
II. Краткий политический портрет М.С. Горбачёва 5
III. Внутренняя политика М.С. Горбачёва 7
1. Перестройка
2. Межнациональные конфликты
IV. Внешняя политика М.С. Горбачёва 9
1. Отношения с США
2. Объединение Германии
V. Результаты правления М.С. Горбачёва 12
VI. Заключение 13
Список используемой литературы 14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный
Институт заочного обучения
Факультет экономики и управления
Кафедра отечественной истории
РЕФЕРАТ
«М.С. Горбачёв. Политический портрет»
Выполнила:
студентка группы ЗТД-121
Валькова Ю.Н.
Проверил: преп.
Хроменкова Н.И.
Омск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
I. Биография М.С. Горбачёва 4
II. Краткий политический портрет М.С. Горбачёва 5
III. Внутренняя политика М.С. Горбачёва 7
1. Перестройка
2. Межнациональные конфликты
IV. Внешняя политика М.С. Горбачёва 9
1. Отношения с США
2. Объединение Германии
V. Результаты правления
М.С. Горбачёва
VI. Заключение
Список используемой
литературы
Введение
«Нет истории, есть биографии», – процитировал Ралфа Эмерсона президент
Рейган, когда впервые принимал Михаила Горбачева в Белом Доме в декабре 1987 года. Что имел в виду американский философ? Что историю надо изучать по именам и свершениям великих деятелей или что у истории нет иного инструмента самовыражения, кроме человека и его поступков?
Нет ничего проще, чем поделить прошлое на эпохи по именам царей, королей, президентов или генсеков. Проблема лишь в том, что у истории свой табель о рангах, не совпадающий с должностями и чинами правителей. Места в его Пантеоне заранее не бронируются и не продаются. И если одно из них, безусловно, зарезервировано за Михаилом Горбачевым, то вовсе не потому, что он шесть с половиной лет правил Советским Союзом – сначала как генсек компартии, а затем как его Президент, – а потому, как распорядился оказавшейся в руках неограниченной властью.
Его будут вспоминать и поминать – одни восхваляя, другие проклиная, – не только за то, что он сделал и на что отважился, но и за то, на что не решился и от чего удержался. Конец ХХ века останется эпохой Горбачева уже потому, что именно он подвел черту под главным конфликтом столетия и, перевернув страницу истории, дал возможность писать ее дальше с чистого листа.
Те, кто знал или догадывался о необратимом процессе ее разложения, имел все основания опасаться, что при крушении режима, остававшегося, по словам Горбачева, «крепким орешком», высвободится гигантская энергия разрушения и накопленного в обществе насилия. «Если крах советской системы произойдет без третьей мировой войны, – отмечал наш великий соотечественник физик Лев Ландау, – это будет чудом». Чудо произошло.
Советское государство, казавшееся несокрушимым, распалось, а тоталитарный режим, уткнувшийся в исторический тупик, совершил политическое самоубийство на глазах у изумленного мира. В том, что созданное большевиками по принципу классовой борьбы и диктатуры пролетариата взрывное устройство, занимавшее одну шестую часть суши, удалось разрядить относительно благополучно, что распад советской империи не превратился во вселенский Чернобыль, главную роль сыграл тот, кто пришел к власти в Москве в марте 1985 года возможно совсем с другими намерениями, – последний Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев.
«Без тактической ловкости Горбачева, без его дара „ваньки-встаньки“ снова и снова оказываться на гребне бушующих вокруг него стремнин и направлять их в нужное русло разве прошел бы относительно мирно развал советской империи?» – писал обозреватель газеты «Ди Цайт» Кристоф Бертрам. Благодаря Горбачеву ХХ век революций, мировых катаклизмов и войн, эпоха классового антагонизма, «железного занавеса», разделявшая Европу, и страха перед ядерным Апокалипсисом, окончился на 10 лет раньше календарного срока. Этого ли хотел, к этому ли стремился Горбачев, или история записала его в списки своих Великих Реформаторов, не спросив его самого? [1]
I. Биография М.С. Горбачёва
Родился 2 марта 1931 года в селе Привольное Красногвардейс
В 1952 году был принят в ряды КПСС. С марта 1962 года — парторг крайкома КПСС Ставропольского территориально-
С августа 1968 года второй, а с апреля 1970 года Первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС. В 1970 году избран членом Верховного Совета СССР, где до 1974 года входил в комиссию по охране природы одной из палат, затем по 1979 год Председатель Комиссии по делам молодёжи Совета Союза Верховного Совета СССР.
В 1971—1992 был членом ЦК КПСС. С 1979 года по 1980 год — кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Председатель Комиссии законодательных предположений Совета Союза Верховного Совета СССР в 1979—1984 гг.
С октября 1980 года по июнь 1992 года — член Политбюро ЦК КПСС, с декабря 1989 года по июнь 1990 года — Председатель Российского бюро ЦК КПСС, с 11 марта 1985 года по 24 августа 1991 года — Генеральный секретарь ЦК КПСС. 15 марта 1990 года Михаил Горбачёв был избран Президентом СССР. Одновременно до декабря 1991 являлся Председателем Совета обороны СССР, Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил СССР.
Во время событий августа 1991 года был отстранён от власти ГКЧП во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым и изолирован в Форосе, после ареста членов ГКЧП вернулся из отпуска на свой пост, который занимал до прекращения существования СССР в декабре 1991.
Избирался делегатом XXII (1961), XXIV (
II. Краткий политический портрет М.С. Горбачёва
Ответ на вопрос «Надо ли было начинать перестройку?» зависит от времени, когда он задан. В 2000 году, по опросам ВЦИОМ, 70 процентов россиян считали, что не надо. В 1995-м 40 процентов еще были «за». В 1986-м реформы в стране поддерживали не менее 80 процентов населения. Горбачеву ответ на этот вопрос требовалось дать в 1985-м. Собственно говоря, ради реформы его и выбрали. Появление на советской сцене, на экранах телевизоров молодого, образованного, «живого лидера» после десятилетий, проведенных страной как будто в доме престарелых, вызвало в обществе, уже, казалось бы, разуверившемся во всем, подлинный взрыв новых надежд. Народ радовался и ждал чего-то особенного и думал: «Ну, скоро заживем…». Даже стихи о страшном суде Ленина вселяли веру и надежду. …Ленин голову поднял |
«Тов. Горбачев М. С. заверил Центральный Комитет КПСС, что он приложит все силы, чтобы верно служить нашей партии, нашему народу, великому ленинскому делу, чтобы неуклонно осуществлялись программные установки КПСС, обеспечивалась преемственность в решении задач дальнейшего укрепления экономического и оборонного могущества СССР, повышения благосостояния советского народа, упрочения мира, чтобы настойчиво воплощалась в жизнь ленинская внутренняя и внешняя политика Коммунистической партии и Советского государства».[3]
При своем избрании генеральным секретарем ЦК КПСС сам Горбачев заверил членов Политбюро, что выше всего ценит "коллективность и единство" и будет налаживать "дружную работу" и атмосферу взаимопонимания. "Нам не нужно менять политику, - заявил он на этом заседании. - Она верная, правильная, подлинно ленинская политика. Нам надо набирать темпы, двигаться вперед, выявлять недостатки и преодолевать их, ясно видеть наше светлое будущее".
Но сегодня мы можем с уверенностью сказать, что в тех тяжелых условиях, в которых оказалась наша страна в начале 80-х годов, трудно было найти более неподходящей личности на роль национального лидера, чем Горбачев. Он был абсолютно чужд Русскому народу и русской культуре. Лишенный национального сознания и более того агрессивно враждебный всему, что составляло национальную суть России, ее традиции и основы, Горбачев представлял собою идеального космополита. Продукт самых антирусских фракций коммунистической системы, он отдал всю свою сознательную жизнь восхождению на вершины коммунистического руководства и на этом пути полностью выхолостил из себя многие человеческие чувства и реакции. Политикан в американском смысле этого слова (конкурент Р. Рейгану – бывшему актеру), Горбачев, по мнению его космополитических сотрудников, был личностью, мыслящей по-западному, и именно поэтому легко нашел общий язык с такими известными антирусскими деятелями, как Тэтчер и Буш, Коль и Миттеран. Собственно, благодаря этим талантам М.С. Горбачев и получил позднее Нобелевскую премию мира (по сути за развал СССР).
По большому счету неумный, ограниченный, поверхностно образованный (а фактически малообразованный, особенно в области политики и экономики), до глупости тщеславный, до безрассудства злопамятный, Горбачев стал довольно легкой добычей западных политиков, умело игравших на всех перечисленных выше слабостях советского лидера. Позднее, уже втянутый в работу мондиалистских структур, он полностью показал свое настоящее политическое ничтожество, став своего рода послушным рядовым "нового мирового порядка".
Не обладая даже зачатками национального русского сознания, этот манкурт проявил себя идеальным проводником космополитических идей и взглядов. Причем в силу уже отмеченной ограниченности и малообразованности Горбачев, выступая с тезисами о "новом политическом мышлении", не мог осознать, что по сути дела повторяет идеологические азы космополитизма и мондиализма. В силу этих своих особенностей Горбачев стал для нашей страны роковой фигурой, особенно опасной в период резкого усиления тайной (холодной) войны Запада против России. [2]
III. Внутренняя политика М.С. Горбачёва
1. Перестройка
Перестройка — общее название нового курса советского партийного руководс
Этот период напрямую связан с М.С. Горбачевым, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.
Вообще, перестройку условно можно разделить на три этапа:
Первый этап (март 1985 — январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей».
Второй этап (январь 1987 — июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.
Третий этап (июнь 1989 — 1991). Заключительный этап, в
этот период происходит резкая дестабилизация
политической обстановки в стране: после
Съезда начинается противостояние коммунистического
режима с возникшими в итоге демократизации
общества новыми политическими силами.
Трудности в экономике перерастают в полномасштабный
кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся
символом рубежа 1980—1990-х. Перестроечная
эйфория в обществе сменяется разочарованием,
неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическим