Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 02:36, доклад
Ее предки происходили из посадского населения Тверской губернии. По отцу они были резчиками по дереву, со стороны матери - рыбаками и мастерами кузнечного дела. Отец Милицы Васильевны окончил Петербургский технологический институт, получил звание инженера-технолога, работал директором Нежинского ремесленного училища, затем - Технического училища Ростова-на-Дону, а позже ректором Казанского промышленного училища, где по совместительству преподавал химию. Мать Милицы Васильевны, урожденная Северова, окончила высшие женские курсы в Санкт-Петербурге.
Милица Васильевна Нечкина – советский историк, специалист по истории России XIX века, автор работ по истории декабризма, истории исторической науки, биограф В.О.Ключевского; академик АН СССР, академик АПН СССР, лауреат Сталинской премии второй степени, выдающийся педагог, преподаватель, профессор МГУ, создатель учебников, по которым более 30 лет учились школьники и студенты всей страны.
Ее предки происходили из посадского населения Тверской губернии. По отцу они были резчиками по дереву, со стороны матери - рыбаками и мастерами кузнечного дела. Отец Милицы Васильевны окончил Петербургский технологический институт, получил звание инженера-технолога, работал директором Нежинского ремесленного училища, затем - Технического училища Ростова-на-Дону, а позже ректором Казанского промышленного училища, где по совместительству преподавал химию. Мать Милицы Васильевны, урожденная Северова, окончила высшие женские курсы в Санкт-Петербурге.
Милица Васильевна родилась 25(12) февраля 1901 г. (Официальной датой рождения М.В. Нечкиной считается 1901 г., но имеется также свидетельство о ее рождении в 1899 г. ) на Черниговщине в старинном центре украинской культуры городе Нежине (ныне Черниговская область Украины). Семья Нечкиной жила в большом по тем временам двухэтажном доме, который находится там до сих пор. Сейчас в нем расположился политехникум, а несколько комнат отведены под музей М.В. Нечкиной. Начальное образование она получила дома в Нежине, среднее - в Екатерининской женской гимназии Ростова-на-Дону и во 2-й Ксе-нинской женской гимназии в Казани. В 1917г. закончила обучение с золотой медалью и званием "домашней наставницы" (по математике). Французским языком Милица Васильевна владела в совершенстве. Много лет спустя, когда Нечкина стала признанным ученым и выступала с докладом во Франции, французы, по рассказам очевидцев, поражались ее "тонкости восприятия языка", умению "разговаривать и острить по-французски".
Революции 1917 г. застали Нечкину вольнослушателем исторического отделения историко-филологического факультета Казанского университета. Воспитанная в интеллигентской среде, как всегда оппозиционно настроенной к власти, увлеченная идеалами свободы и справедливости, Милица Васильевна поверила в благодетельную роль революционных преобразований. Свое призвание она видела в служении истории. В 1918 г., сдав экзамен на аттестат зрелости за курс мужской гимназии, она стала студенткой Казанского университета. Учеба в Казанском университете укрепила ее интерес ко многим гуманитарным предметам, таким как история, литература, политическая экономия, психология, которой она специально занималась, а так же формировала навыки научного подхода к историческому материалу. К тому же она была творческой натурой. От студенческих лет Милицы Васильевны осталось богатое поэтическое наследие: в Архиве Академии наук в фонде Нечкиной хранится несколько толстых тетрадей ее стихов.
После окончания Казанского университета в 1921 году Милица Васильевна была оставлена в нем для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории. С этого времени началась ее многолетняя научная и преподавательская деятельность. В Художественном и Политехническом институтах Казани, а так же в Казанском университете она читала курсы истории, истории литературы, социологии искусства, исторического материализма и политической экономии.
В 1924 г. Милица Васильевна переехала в Москву. Переезд был связан с её личными интересами, желанием быть в центре событий. Активность и предприимчивость, отчетливо выраженная склонность к лидерству, известное тщеславие (Милица Васильевна с детства мечтала быть профессором) определили ее деятельное участие в строительстве нового общества и новой науки. Она преподавала политическую экономию и историю на рабочем факультете 1-го Московского государственного университета, историю СССР в Коммунистическом университете трудящихся Востока, одновременно работала старшим научным сотрудником Российской ассоциации научно-исследовательских институтов. С 1936 года и до конца своих дней Милица Васильевна была научным сотрудником Института истории АН СССР (ныне Институт российской истории РАН).
Всеобщее признание и мировую известность ей принесли фундаментальные исследования по русской истории. В списке ее научных трудов значится более 450 названий. Нечкина была разноплановым историком, он не была историком одной узкой темы. Она занималась общими проблемами истории СССР, внутренней политики, экономического развития, проблемами формирования социально-экономических отношений. Но главные темы ее творчества - русское революционное движение XIX в., прежде всего движение декабристов, а также история исторической науки.
Ленинская концепция рассмотрения декабристов как пионеров революционного движения в России стала исходной в творческом осмыслении Нечкиной декабристской темы. Вместе с тем документальность научного исследования, пристальное внимание к историческим источникам и литературе - характерные особенности научного почерка Милицы Васильевны. Еще в 20-е годы в ее многочисленных статьях и рецензиях она выделяла широкий круг проблем истории декабристов: отдельные организации, их программы, идеология, ход восстания 14 декабря 1825 г., отношение к восстанию отдельных социальных слоев и т.д. Эти проблемы, которые обозначила Нечкина, в дальнейшем стали предметом внимания ученых, которые занимались изучением декабристских движений.
В 1927 г. вышла в свет монография Нечкиной "Общество соединенных славян", которая была отмечена специальной премией Центральной комиссии улучшения быта ученых. На основе анализа архивных следственных материалов, мемуарной литературы была воссоздана история одной из крупных декабристских организаций, ее программа и тактика. Специалисты встретили книгу с большим интересом, однако критиковали ее за преувеличение демократизма "Общества соединенных славян" и чрезмерное сближение его идеологии с идеологией разночинской демократии.
Изучение биографий Пушкина и Грибоедова, их связей с декабристами - тема последующих исторических работ Милицы Васильевны. "Пушкина нельзя понять без раскрытия его глубоких и крепких связей с революционным движением его времени, как невозможно понять и движение декабристов без раскрытия идеологической роли в нем Пушкина" –говорила Нечкина. Этот вывод Нечкиной - результат глубокого анализа идейных контактов, взаимовлияния вольнолюбивой лирики Пушкина и мировоззрения декабристов. Позже тема "Пушкин и декабристы" успешно развивалась историками и литературоведами.
Большому исследованию о Грибоедове предшествовал блестящий источниковедческий труд Нечкиной "Следственное дело о А.С. Грибоедове" (1945,2-е издание 1982) и статья "Грибоедов и его эпоха" в 1944 году. Вышедшая в свет в 1947 году фундаментальная монография "А.С. Грибоедов и декабристы" (2-е издание 1951, 3-е издание 1977) отличается сочетанием исторического и литературоведческого материала, филигранным анализом, образностью изложения. В монографии дана научная биография писателя, показана неразрывная связь истории культуры страны с историей ее идеологии. Изучая истоки грибоедовского творчества, Милица Васильевна раскрыла влиявшие на него факторы российской и западноевропейской истории и действительности.
Тема "Грибоедов и декабристы" не была новой в историографии, ей посвятили работы многие историки, писатели и литературоведы, такие как А.И. Гончаров, А.Н. Пыпин, В.И. Семевский, Н.К. Пиксанов и другие. Нечкина развивала традиционное представление, согласно которому Грибоедов и его "Горе от ума" считались принадлежностью и выражением определенного социального среза общества, проникнутого антикрепостническими настроениями, а в Чацком, Репетилове, Фамусове и других героях признавались обобщенные художественные образы вполне реального содержания. Личность Грибоедова и его бессмертную комедию "Горе от ума" Милица Васильевна вписала в социальную среду своего времени, изучила взаимодействие писателя и общественного движения. Акцент в книге был сделан на рассмотрении личных, духовных, общественных связей с декабристами -темы, по словам Нечкиной, «глубочайшим образом связанной с идейным генезисом "Горя от ума"». За монографию "А.С. Грибоедов и декабристы" Нечкина была удостоена Государственной премии СССР.
К 125-летию восстания декабристов в 1951 г. Милица Васильевна опубликовала монографию "Восстание 14 декабря 1825 г." (в 1975 и 1985 гг. она была переиздана под названием "День 14 декабря 1825 г."). В этой книге, посвященной одному дню, талантливо воссоздан весь ход восстания. Привлеченный к исследованию огромный комплекс источников - мемуарных свидетельств, следственных материалов, эпистолярного наследия, - скрупулезный сравнительный анализ всех обстоятельств позволили Нечкиной выявить взаимосвязь фактов, соотнести замысел восстания с его реализацией, выяснить роль отдельных участников восстания, поведение лидеров движения, действия правительства. Книга была переведена на польский и чешский языки.
Большим событием в исторической науке был выход в свет двухтомной монографии Нечкиной "Движение декабристов" (1955). Темой исследования стало выступление декабристов в его революционном единстве. "В движении декабристов, - поясняла эту мысль Милица Васильевна, - было немало внутренних противоречий, сказывавшихся в идейных столкновениях и тактических разногласиях, однако, несмотря на это, движение было в основных вопросах внутренне единым и его тяготение к единству - отличительная черта, выдающаяся по историческому значению" . Движение декабристов она связывала со сменой общественно-экономических формаций, лозунги восставших - с требованием уничтожения крепостного права и самодержавия. В монографии определено место декабристов не только в русском освободительном движении, но и во всемирно-историческом процессе.
Нечкина изучила социальные корни, истоки формирования декабристской идеологии, организации декабристов, их устав и программы. Образование Южного и Северного обществ, создание программных документов ("Русской правды" Пестеля и Конституции Никиты Муравьева) представлено как сложный процесс становления дворянской революционной идеологии, полной противоречивых тенденций, но отмеченной вместе с тем единством революционных устремлений. В этой фундаментальной монографии Милица Васильевна обобщила накопленный в декабрис-товедении опыт его изучения и наметила задачи дальнейших исследований.
В ее статьях 70-х годов поставлены важные проблемы места декабристов во всемирно-историческом революционном процессе, их роли в создании идеологических предпосылок трех революций в России. Декабристов она рассматривала как составную органическую часть общемирового революционного процесса, указывала на общие и особенные черты революций и национально-освободительных движений конца XVIII-начала XX столетия в Европе, Америке и в России; "дворянскую революционность" определяла как характерное явление эпохи всемирно-исторического масштаба.
Усилиями Нечкиной была значительно расширена источниковедческая база декабристове-дения. Под ее редакцией возобновилось многотомное документальное издание "Восстание декабристов" (т. 7-18), начатое еще до революции. Оно включало следственные дела и программные документы декабристов. Под ее руководством началось издание в Иркутске многотомной серии наследия декабристов под названием "Полярная звезда". Увидели свет книги, посвященные М.А. Фонвизину, В.Ф. Раевскому, СП. Трубецкому, Н.И. Лореру, А.Е. Розену и другим. В настоящее время вышло 20 томов этой серии.
Параллельно с декабристской темой Милица Васильевна занималась изучением истории освободительного движения и общественной мысли 50-60-х годов XIX столетия. В ее работах показана роль Чернышевского как организатора и практика революционной борьбы, возглавившего консолидацию сил русского революционного движения. Эта проблема разрабатывалась Нечкиной в различных аспектах: исследовались исторические памятники эпохи, в частности прокламация "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", выявлялись связи Чернышевского с другими деятелями освободительной борьбы.
Тему "Чернышевский - революционер" Милица Васильевна связывала с темами "Герцен и Огарев в освободительной борьбе", "Земля и Воля 60-х годов". Ей принадлежит мысль о наличии двух центров русского революционного движения: Петербургского и Лондонского, разрабатывавших планы создания единой революционной организации для руководства "повсюдного" крестьянского восстания. Нечкина считала, что разногласия Чернышевского и Герцена имели тактический характер; их планы по созданию революционной организации отражали сложный процесс, происходивший параллельно в обоих центрах революционного движения. Сформулированный в конспиративных документах Огарева тезис о "военно-крестьянской революции", о "повсюдном" восстании, как полагала исследовательница, перекликается с идеей крестьянской революции, содержащейся в прокламации "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон".
М.В. Нечкина в 40-е годы
Общественно-политическую деятельность Герцена Нечкина рассматривала как "поиски правильной революционной теории", как путь от дворянской революционности к революционному демократизму; изоляцию Герцена от революционно-конспиративной деятельности она называла "страницами, вырванными из жизни Герцена" [4]. Милица Васильевна была не согласна с бытовавшим в историографии мнением о том, что Огарев -мирный реформатор и "тень" Герцена, признавая за ним значительную и самостоятельную роль в освободительном движении.
Многочисленные статьи Нечкиной о революционном движении, написанные в 20-30-е и 50-е годы, вошли в монографию "Встреча двух поколений", опубликованную в 1980 г. Название монографии отражало мысль о преемственности двух поколений революционеров: Герцена-Огарева (Лондонский центр) и Чернышевского-Добролюбова (Петербургский центр).
Особой гранью высвечивается в творчестве Нечкиной тема международных культурных связей. В статье "Вольтер и русское общество" (1948) она поставила перед собой задачу раскрыть не только отношение Вольтера к России и его связи с деятелями русской культуры, но и определить роль вольтерианских идей в русском общественном движении, историческое значение русского вольтерианства. Исследуя отношение декабристов, революционеров-разночинцев к литературному наследию великого французского мыслителя, Милица Васильевна писала: «Вольтер - своеобразный участник русского общественного движения, "сотрудник" русской передовой общественной мысли. Она (эта мысль. -М.В.) глубоко и самостоятельно работала над разрешением исторических задач... Она была на уровне европейской культуры... Передовые русские люди... продемонстрировали высокую самостоятельность русской мысли в использовании наследия великого философа» [5].