Концепция идентичности и модель лидера-новатора в трудах Эрика Эриксона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:04, реферат

Краткое описание

Эриксон не получил формального высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теория идентичности и модель лидера-новатора у Эрика Эриксона.docx

— 47.37 Кб (Скачать документ)

Цель Ганди состояла в  том, чтобы разделить среди беднейших  рабочих скудные запасы продовольствия, и показать, что жизнь, которую  нельзя отдать за правое дело, не имеет  смысла. Или еще хуже: не быть готовым  умереть за то, что сегодня является истинным, означает отказ человека от единственного шанса прожить  полноценную жизнь.

Дважды Эриксон подолгу  жил в промышленном городе Ахмадабад, где произошел «инцидент», который был в достаточной мере, но все же не полностью разрешен. Он лично познакомился с представителями обеих сторон, изучал труды Ганди и работы о нем и в результате создал свою версию развития необыкновенного человека, который мог чувствовать за миллионы и сам убедительно представлять миллионы индусов.

Необычайная сложность индийской  жизни, колониальный статус, кастовая система, различные религии, вера в  продолжение жизни в различных кастах — со всеми этими факторами должен был считаться Ганди. Так же трудно было и Эриксону, пытавшемуся понять, каким образом человеку удалось объединить в себе и представить «правду Ганди» так, что миллионы людей почувствовали, что и они тоже являются ее правдой. Труд Эриксона — это не просто книга о человеке, это книга о людях в особых условиях. Пример: взятие на себя ответственности за бессмысленное страдание посредством того, что человек сознательно решает страдать, в рамках новой ритуализации, такой, как сатьяграха, может переживаться как просветляющее овладение судьбой.

И все же Эриксона как  психолога интересует прежде всего сам Ганди. С явным уважением автор описывает жизнь Ганди с самого детства, чтобы показать, какие элементы его развития достигли синтеза и стали действенными в зрелом возрасте, когда он приобрел огромный авторитет. При этом Эриксон не впадает в удобные психоаналитические «объяснения», подменяющие собой настоящее понимание.

Эриксона интересовали синтез сил, преодоление слабостей, исторические, географические, социально-экономические и этические данности. Эта взаимосвязь интересов в свою очередь определяется его собственными особыми дарованиями, его психоаналитическими открытиями и его опытом.

Эриксона интересовал именно средний возраст махатмы и становление его личности; Эриксон хотел больше узнать о нравственной силе Ганди, в которой соединяются многие истины, и рассказать нам о ней.

Следовательно, «Правда Ганди» отнюдь не является патографическим или нормографическим сообщением о психическим развитии Мохандаса Карамчанда Ганди. В книге содержится множество конкретных сведений о его детстве и родительском доме, о женитьбе в тринадцать лет, о смерти отца, об изучении юриспруденции в Англии, об обете не есть мяса, о его «неудаче» как адвоката по возвращении в Индию, об отказе от сексуальных отношений в тридцатилетнем возрасте и т. д. Мы по­лучаем представление о «монийе», младшем сыне, обладавшем живым характером, и обнаруживаем в его дальнейшей жизни черты характера, которые по-прежнему напоминают об этих качествах. Он знает, как притесняют вице-короля и как за ним следят. Он знает, что британцы — это «особый случай», и постоянно вступает с ними в стычки, надеясь, что результаты окажутся полезными для обеих сторон. Таким образом, Эриксон изображает основные черты личности Ганди — мальчика, молодого человека и махатмы, достигшего зрелого возраста. Тем не менее он не склонен объяснять достижения великого вождя, основываясь на детских характеристиках. Читателю становятся понятными определенные черты личности, которые можно проследить до самого детства. Тем не менее, Эриксон нигде не пытается объяснить ими последующее величие Ганди. Однако они помогают почувствовать тесную связь с Ганди и приблизиться к переживанию, которое побудило Эриксона задать вопрос, адресовавшийся в первую очередь тем, кто лично знал Ганди: «Что было в нем главным?»

Таким образом, мы узнаем что самое главное в этой книге. Речь идет о «правде», методе, этике, исторической актуальности, актуальности Ганди, а также о подразумеваемой надежде и вере в будущее людей. Этой верой жил Махатма. Вместе с тем Эриксон, говоря о методе, основанном на правде, которая согласуется с другими «правдами» — открытиями этологии и психоанализа, — похоже, надеется, что у всех людей можно все же создать чувство общности.

Заключение.

Эриксон приложил свою теорию жизненного цикла к биографиям выдающихся людей. Он написал несколько блестящих  очерков о Максиме Горьком, Джордже  Бернарде Шоу и Фрейде. В этих психологических портретах отразился  также проницатель­ный подход Эриксона к социальной и политической ис­тории Европы и знание европейской литературы. В каж­дом очерке избранный деятель вырастает до размеров исторической фигуры, которая несет на себе отпечаток эпохи и накладывает на эпоху собственный отпечаток. Как и последующие монографии, эти очерки Эриксона выделяются из жанра психоаналитической биографии тем, что совмещают изучение индивидуальной личности с историческим анализом.

В этом жанре Эриксону особенно удались две моно­графии: одна об основателе немецкого протестантизма Мартине Лютере, другая о поборнике  ненасильственного сопротивления  Махатме Ганди. Интересно отметить, что в жизни самого Эриксона были моменты, сходные с кризисами  анализируемых деятелей: кризис идентификации  при выборе профессии, как у Лютера, и кризис общечеловечности (заботы пожилого человека о судьбе млад­ших поколений), как у Ганди, который предпринял первый ненасильственный протест в возрасте 48 лет, в том самом возрасте, в котором Эриксон опубликовал свою первую книгу «Детство и общество».

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Э. Эриксон. Детство и общество – М.: Летний сад, 2000 г. - 416 с.
  2. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение - СПб.: Питер Пресс, 1997 г. - 608 с.
  3. Энциклопедия глубинной психологии. Т. III. Последователи Фрейда // под ред. A. М. Боковиков. — М.:«Когито-Центр», МГМ, 2002 г. - 410 с.
  4. О.А. Симонова Психобиографический метод в творчестве Э.Г. Эриксона / Личность. Культура. Общество. 2008 г. - №1

Информация о работе Концепция идентичности и модель лидера-новатора в трудах Эрика Эриксона