Жизнь и творчество Вагановой Агриппины Яковлевны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:04, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как Агреппина Яковлевна Варганова является хорошим примером не только будущих хореографов, но и нынешнего поколения молодежи в целом. Эта Великая женщина внесла непосильный вклад в развитие современной культуры.
Агриппина Яковлевна Ваганова стала первым в нашей стране профессором хореографии. Результатом ее неустанного труда, длившегося не одно десятилетие, стало появление плеяды замечательных танцовщиц, среди которых Марина Семенова, Татьяна Вечеслова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Фея Балабина, Ирина Колпакова, Алла Шелест, Нинель Кургапкина и многие другие талантливые балерины. Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга Вагановой «Основы классического танца», вскоре после выхода в свет переведенная практически на все европейские языки и ставшая незаменимым пособием для педагогов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВАГАНОВА .doc

— 2.20 Мб (Скачать документ)

Правда, в новой редакции первоначальный замысел «Лебединого озера» претерпел некоторые принципиальные изменения. Основным среди них было то, что теперь партию Одетты-Одиллии танцевали две балерины, создавая образы белого и черного лебедей. Таким образом, сказочная ситуация колдовского превращения переводилась в реалистическое русло, и Одиллия становилась реальной обольстительницей, а не воплощением сил зла. 

Однако в  целом редакция Вагановой оказалась  намного более уважительной и  бережной по отношению к первоначальной художественной ткани балета, чем многие, последующие вслед за вагановской. Балет «Лебединое озеро» держался в репертуаре театра в течение десяти лет. 

Следующей балетмейстерской работой Вагановой была постановка балета «Эсмеральда». Работа над ним оказалась неожиданно трудной. Музыка композитора Пуньи, на которую был поставлен этот балет почти за сто лет до того, как его решено было переработать, не соответствовала замыслам Вагановой. Вставки и переработки молодого композитора Глиэра немногим улучшили ситуацию. Как писала по поводу этой постановки В.Красовская, «чем ближе надвигалась премьера, тем острей Ваганова ощущала стилистическую несовместимость старой основы и попыток омолаживания». 

Обновленная «Эсмеральда» имела немалый успех, однако Ваганова, всегда строгая к себе, не считала свою постановку удачной и была уверена, что своим успехом балет обязан прекрасным исполнителям. Однако «Эсмеральда» вошла в число тех постановок, с которыми театр гастролировал в Москве. Столица с восторгом открыла для себя молодых балерин, воспитанных Вагановой. И сами ее ученицы никогда не забывали о том, кому они обязаны раскрытием своих талантов, с благодарностью продолжая принимать советы Агриппины Яковлевны и стараясь оправдать доверие своего педагога. 

Но для Агриппины Яковлевны Вагановой успех балета и ее учениц не заслонил собой тех проблем, которые назрели в балете того времени. Она видела, что стремление балета к драматизации, постановка так называемых хореодрам сводит к минимуму значение классического танца в балетном спектакле. Ее, как сторонницу классического танца как основы балета, это не могло не беспокоить. Ваганова видела и сама, да и ее ученицы, уже нашедшие свое место на большой сцене, говорили ей о том, что в новых постановках им практически нечего танцевать. Возникало опасение, что искусство классического танца, складывавшееся веками и постоянно развивающееся, может быть постепенно утрачено в такой ситуации. Такой стала новая постановка Кировского театра по роману Бальзака «Утраченные иллюзии». Он стал фактически драматическим спектаклем пантомимы, места классическому танцу в нем не оставалось. Галина Уланова, будучи прекрасной актрисой, провела свою роль безупречно, но как балерина она, конечно, не могла быть удовлетворена такой партией. Ваганова тоже была недовольна спектаклем. В конечном итоге успех «Утраченных иллюзий» целиком зависел от прекрасных артистов, его исполняющих, - при другом, менее сильном составе исполнителей, постановка была бы обречена. 

Ваганова перестала  ставить сама - ее представления о балете не соответствовали тенденциям тех лет. Впоследствии, по прошествии времени, все встало на свои места - балет остался балетом в классическом понимании, сиюминутные новшества ушли в прошлое. Однако тогда Вагановой приходилось нелегко на посту художественного руководителя. Ее взгляды не совпадали со взглядами молодых балетмейстеров и возражения практически не принимались в расчет - новые тенденции поддерживались всесильным Комитетом по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР. В 1937 году она получила почетную отставку: ее освободили от должности художественного руководителя Кировского театра, предложив Ленинградскому хореографическому училищу «широко использовать ее по линии педагогической работы». Увольнение с поста художественного руководителя было для Агриппины Яковлевны Вагановой одновременно и обидой, и облегчением - теперь она могла вновь все силы отдавать училищу, своим ученицам. 

И вновь - непрестанная работа, работа с раннего утра до позднего вечера. Уроки, репетиции, присутствие на спектаклях. И - новые выпуски, новые таланты, развивающиеся под неусыпной заботой Агриппины Яковлевны Вагановой. Уже отработана до мелочей методика, уже вышел в свет ее учебник хореографии, а она продолжала искать новые и новые приемы обучения, совершенствовать свое педагогическое мастерство. Лишь однажды она рассталась со своими девочками на целую зиму - причиной стала Великая Отечественная война. 

Ленинградское хореографическое училище вместе с  Кировским театром было эвакуировано в Пермь. Ваганова не захотела покидать родной город. Кроме того, она боялась, что письма сына ее не найдут в эвакуации, а она очень беспокоилась за его судьбу (он был инженером-путейцем и работал на Западе). 

После эвакуации  большей части артистов спектакли  продолжались силами оставшихся в Ленинграде. Однако ей все же пришлось покинуть Ленинград - состояние ее здоровья стало угрожающим. Но, как только она оказалась в Перми, Ваганова тут же включилась в работу - вновь занималась с ученицами хореографического училища, репетировала с артистами театра. 

В 1943 году Ваганову вызвали из Перми в Москву. В  ее жизни произошло два события - ей присвоили звание профессора хореографии  и направили на работу в Большой  театр. С новым назначением она  согласилась лишь при условии, что  со временем вернется в родное Ленинградское хореографическое училище. А пока она стала вести занятия с артистами Большого театра. Майя Плисецкая, еще только начинавшая в тот год свой творческий путь, писала, что она очень многим обязана Агриппине Яковлевне Вагановой, которая не только помогла ей усовершенствовать технику танца, но и научила ее трудиться, привила ей привычку к регулярным занятиям, помогла найти радость в ежедневной работе. 

В июне 1944 года Ленинградское хореографическое училище  вернулось в родной город. Ваганова немедленно последовала за своими учениками. После разлуки занятия шли с особым рвением и радостью. Ваганова продолжала совершенствовать свои методы. Менялись потребности времени - менялась методика преподавания. Ее ученицы всегда были современными танцовщицами, однако непременно обладали великолепной классической техникой. 

Однако с  течением времени силы Вагановой, кажущиеся  неисчерпаемыми, начали покидать ее. Нелегкая жизнь в постоянных волнениях  дала о себе знать в болезни  сердца. Ваганова не хотела покоряться ни возрасту, ни болезни, и ее блестящие последние выпуски были лучшим доказательством этого. Последней ее ученицей стала Ирина Колпакова, безупречная классическая танцовщица, которая могла воплотить на сцене все требования современности. 

Последний выпуск дался Агриппине Яковлевне Вагановой  нелегко. Она чувствовала себя все  хуже, все больше времени ей приходилось  проводить в больнице. Однако она  не могла не прийти на выпускной  вечер своих девочек. Традиция была нарушена лишь одним - Ваганова уже не могла выйти на поклоны вместе с ученицами после выпускного спектакля. 

Агриппины Яковлевны  Вагановой не стало 5 ноября 1951 года. Во время прощания с ней звучало  адажио из «Лебединого озера» и в  торжественном карауле стояли взращенные ею «Лебеди» — Кириллова, Семенова, Зубковская, Дудинская, такие непохожие, но объединенные несравненной школой Вагановой. И не случайно на надгробии изображена девушка в танцевальном платье, держащая в руках раскрытую книгу. Ваганова работала и училась всю жизнь, она научила этому и многих других, ставших гордостью отечественного балета.

Агриппина Яковлевна  Ваганова стала первым в нашей  стране профессором хореографии. Результатом  ее неустанного труда, длившегося не одно десятилетие, стало появление  плеяды замечательных танцовщиц, среди которых Марина Семенова, Татьяна Вечеслова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Фея Балабина, Ирина Колпакова, Алла Шелест, Нинель Кургапкина и многие другие талантливые балерины. Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга Вагановой «Основы классического танца», вскоре после выхода в свет переведенная практически на все европейские языки и ставшая незаменимым пособием для педагогов. 

Эта книга была очень высоко оценена и отечественными, и зарубежными специалистами  в области балета: «Мадам Ваганова написала труд, который должен попасть  на книжную полку каждого артиста  балета. Как выдающийся педагог и  хранитель великой традиции, она создала исчерпывающий и простой учебник большой ценности. Ее взгляды освежающе просты и профессиональны: в книге есть настоящее чувство меры в отношении наболевшего вопроса о технических различиях традиционных школ. Какой урок заключается в ее обдуманном суждении, в ее объективном подходе! Жизнь, посвященная изучению балета, отданная ему, дала ей богатый запас знаний, подлинно проникновенное понимание потребностей ее учеников», — писала о книге Вагановой художественный руководитель английского национального балета Нинель де Валуа, и это лишь один из многочисленных восторженных отзывов об этом труде. 

Агриппина Яковлевна  Ваганова прошла все этапы нелегкого  балетного труда. Сама она не была выдающейся балериной — истинное ее призвание, ее талант заключался в том, чтобы учить других искусству танца, делать доступным для своих учениц то, что поняла она сама.

Агриппина Яковлевна  была похоронена на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Во время прощания с ней звучало адажио из «Лебединого озера».

В 2010 году об Агриппине  Вагановой был снят документальный фильм «Агриппина Ваганова. Великая  и ужасная».

 

Вывод: Я считаю, что Агриппина Яковлевна Ваганова является для многих людей идеалом, кумиром. Стойкость духа, упорство в начинаниях, доведение дел до конца, жесткость в решениях и огромная трудоспособность – это именно те качества, которыми я восторгаюсь в ней и хотел бы перенять их для себя.

Литература

  1. Вечеслова Т.М., Я – балерина, Л.-М., «Искусство», 1964 г., с. 46-51.
  2. Богданов-Березовский В. М.. А. Ваганова. — М., Л., 1950
  3. Кремшевская Г. Д., А. Я. Ваганова. — Л., 1981
  4. Красовская В. М., Ваганова. — Л., 1989
  5. А.Я.Ваганова Основы классического танца - www.twirpx.com/file/159933/. — Лань, 2000. // Электронная библиотека
  6. «Обновление традиций. Агриппина Ваганова-балетмейстер» / В.М. Красовская. — Ленинград: в сборнике "Агрипина Яковлевна Ваганова", "Л.-М.", 1958.
  7. «Агриппина Яковлевна Ваганова». / В.М. Красовская. — Ленинград: "Искусство", 1989. — 223 с.
  8. http://www.vaganova.ru/page.php?id=111&pid=265
  9. http://www.liveinternet.ru
  10. http://belcanto.ru/vaganova.html

Информация о работе Жизнь и творчество Вагановой Агриппины Яковлевны