Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:58, доклад
Искусство времени Нового царства прошло большой и сложный путь. Конец Среднего царства был одним из тяжелых периодов в истории Египта - страна подверглась нашествию гиксосов, которые затем властвовали около полутораста лет. Борьбу за их изгнание и новое объединение государства возглавили Фивы. Эта борьба не только завершилась полным успехом, но в свою очередь египетские войска вторглись в Азию и захватили большие территории. Египет стал крупной мировой державой.
Как видно из надписей, Аменеминт был очень важным лицом и занимал ряд высших придворных должностей. Перед нами статуя одного из ближайших царедворцев Рамсеса II - главы его опахалоносцев, его библиотекаря, начальника дворца, начальника заупокойного царского храма, личного посла83фараона. Хотя имя Аменеминта указывает на его фиванское происхождение, однако он жил, видимо, преимущественно на Севере, так как молитвы на его статуе обращены к богам Мемфиса и Гелиополя. Это вполне понятно, поскольку фараоны XIX династии большую часть времени жили в Мемфисе или Пер-Рамсесе. Упоминание же богов первого порога, вероятно, было связано с каким-либо определенным событием в жизни Аменеминта, когда ему пришлось жить (а может быть, воевать) в тех краях. Какое-то время Аменеминт проводил, разумеется, и в Фивах - и во время посещения Фив фараоном, и как начальник заупокойного царского храма, стоявшего на западном берегу Нила в Фивах.
Статуя Аменеминта, несомненно, была одним из лучших памятников своего времени. Об этом говорит высокое качество работы мастера, прекрасно передавшего фигуру, пальцы рук и ног, сложных одеяний. Надписи сделаны четко, без ошибок, красивыми иероглифами. К сожалению, повреждения лица не дают возможности ни представить облик Аменеминта, ни оценить полностью работу скульптора. XIII в. до н. э.
Сохр.: лицо повреждено и ПОЛНОСТЬЮ переработано; поверхность загрязнена, мелкие выбоины.
Инв. Из коллекции Кастильоне. Поступила в 1862 г.
Часть группы. Черный гранит. Выс. 0,105 м.
Фрагмент представляет собою часть супружеской или семейной группы, являясь верхней частью женской фигуры. Правая рука женщины была вытянута направо и обнимала фигуру мужа (или сына). Левая рука, очевидно, была опущена. На голове - парик, характерный для времени XVIII династии (см. парики у женщин семьи градоначальника Фив Аменемхеба, № 76). Лицо круглое, сравнительно плоское, шея длинная. Одеяние - складчатый широкий шарф с бахромой, закрывающий левую руку и левую грудь, подвязан под правой грудью, которая остается обнаженной (также характерно для указанного времени).
На обороте пилястра (или спинки кресла?) остатки двух столбцов врезанных иероглифов: "...храма Шу и Тефнут...". XIV в. до н. э.
Сохр.: поврежден нос, сильно потерто лицо.
Инв. Из собрания Б. А. Тураева. Поступила в 1920 г.
Статуэтка царского писца Птахмеса. Серый гранит. Выс. 0,32 м.
Птахмес изображен коленопреклоненным, с жертвенником в руках. Лицо с удлиненным овалом, возможно, является портретным; за это говорят такие индивидуальные, нестандартные черты, как слегка утолщающийся к концу нос, короткое расстояние между носом и ртом, своеобразный рисунок губ.
№12
На правом плече врезано тронное имя фараона Рамсеса III. На левом - его личное имя. Эти имена показывают, что памятник был сделан в годы правления Рамсеса III, писцом и "великим начальником дома" которого был Птахмес, как это видно из надписи на пилястре : "Для духа царского писца Владыки Обеих Земель, наследного князя, великого начальника дома, Птахмеса...". Подобное написание звания царского писца характерно для конца Нового царства и Позднего периода (Wb, IV, 235, 1). XIII в. до н. э.
Сохр.: повреждены рукава; выбоины.
Инв. Из коллекции Кастильоне. Поступила в 1862 г.
в) Ушебти
В число издаваемых скульптур частных лиц времени Нового царства (XIX династии) включена группа заупокойных статуэток, так называемых ушебти.
Обычно такие статуэтки-ушебти изображаются в виде завернутой в погребальные пелены фигуры с открытым лицом и кистями рук, держащими мотыги. В данной работе оставлен в стороне сложный вопрос о происхождении таких статуэток. В отличие от распространенной точки зрения, по последним исследованиям Р. И. Рубинштейн, они являлись чисто магическими статуэтками - "куколками", которые должны были ожить для сельскохозяйственных работ в потустороннем
В Эрмитаже имеется большое собрание ушебти, но в нашу работу мы включили только ушебти одного типа, называемого обычно "ушебти в одежде живых", так как такие фигурки ничем не отличаются от прочих статуэток частных лиц. Публикация же остальных ушебти должна представлять отдельную работу, ибо с ними связаны сложные культовые представления, требующие специального исследования.
Ушебти в одежде живых изготовлялись только в период XIX династии. Характерно, что в это же время антропоидные крышки саркофагов также изображают фигуру умершего в одежде живого человека, а не в виде запеленутой мумии. Возможно не случайно, что некоторые статуи типа Мааниамона также дают изображение человека в одежде, а не окутанного плащом.
Объяснить появление подобного рода ушебти еще не представляется возможным. Оно, несомненно, было обусловлено какими-то изменениями в представлениях о загробной участи души. Вполне возможно, что эти новые верования были как-то связаны с Амарной. Дело в том, что три самые ранние ушебти в одежде живых относятся еще к этому периоду: один, принадлежащий Мерира, по-видимому, был найден в самом Ахетатоне, другой также, а третий был обнаружен в фиванской гробнице Харемхеба. Очень показательно, что в имеющихся у нас сведениях о загробных представлениях почитателей бога Атона мы не встречаем обычных верований о загробной жизни, связанных с культом Осириса: в Ахетатоне верили, что душа умершего пробуждается утром, умывается, одевается в свои одежды, идет в храм Атона и вообще проводит день среди живых людей. Эти представления как будто совпадают с появлением ушебти в одежде живых, и, казалось бы, можно удовлетвориться ими для объяснения причины появления подобных фигурок, однако непонятно, каким образом могли сохраниться такие верования после падения Ахетатона и восстановления всех прежних культов. Таким образом, вопрос о корнях этого явления все еще остается открытым. Тем важнее публикации всех подобного рода памятников и, в частности, изучение того, кому именно они принадлежали.
Мы не приводим текстов 6-й главы "Книги Мертвых", написанных на издаваемых ушебти, так как разбор вариантов этой главы должен быть связан с изучением и публикацией всех ушебти нашего собрания. В данной работе мы ограничиваемся воспроизведением надписей, содержащих имя и звание умершего.
К этой же группе памятников мы присоединяем
описание еще одной статуэтки, также
связанной с заупокойным
Часть статуэтки - голова мужчины. Шифер. Выс. 0,039м.
№13
На голове - парик времени конца XVIII-XIX династии. Пряди парика разделаны вертикальными полосами, опускающимися от темени в разные стороны, боковые пряди, падающие на плечи, - продолговатыми прямоугольниками. Черты лица тонко проработаны. Шея длинная. Возможно, что голова принадлежала заупокойной статуэтке ушебти.
Сохр.: повреждена правая сторона, мелкие выбоины, потерта поверхность.
Статуэтка-ушебти писца Мена. Дерево. Выс. 0,19 м.
№14
Ушебти писца Мена изображен в парике и одежде времени XIX династии. Парик был разделан вертикальными полосами (боковые пряди, спускающиеся на грудь, так потерты, что нельзя решить, как они выглядели). Руки без атрибутов скрещены на груди. Складки на одежде не отмечены. Спереди - столбец иероглифической надписи, содержащей обычную молитву: "Да просветлится Осирис, писец Мена, правогласный". Вокруг, на одежде - пять строк иероглифической надписи, содержащей текст 6-й главы "Книги Мертвых". XIV-XIII вв. до н. э.
Сохр.: повреждены нос и подбородок, правая ступня и часть базы. Трещины, сошла краска. Потерта поверхность.
Статуэтка-ушебти писца Ра. Дерево. Выс. 0,255 м.
№15
Аналогична предыдущей. Худощавое лицо с удлиненным овалом и тонким носом имеет сосредоточенное, задумчивое выражение. Руки скрещены на груди и держат мотыги. На груди рельефное изображение души "ба" в виде птицы с головой человека. Статуэтка окрашена в красный цвет, парик - в черный. Спереди- столбец иероглифической надписи - текст 6-й главы "Книги Мертвых" на имя писца царского стола Ра. Этот ушебти, как и № 84, принадлежал, по-видимому, владельцу интереснейшего папируса (так называемый папирус Харрис 500) с текстами ряда любовных стихотворений и наиболее пессимистического варианта известной "Песни арфиста", содержащего сомнения в "загробном существовании. В собрании Эрмитажа имеется и третья статуэтка того же лица, которая здесь не публикуется, так как она не в одеянии живых людей, а обычного мумиеобразного типа. Вторая половина XIV в. до н. э.
Сохр.: отбиты нос и ступни. Большие трещины. Сошла краска.
Статуэтка-ушебти писца Ра. Дерево. Выс. 0,24 м.
Аналогична предыдущей. Отсутствует изображение души "ба". На переднике надпись: "Писец царского стола Владыки Обеих Земель Ра". Работа грубее.
Сохр.: отбита часть правой ступни; трещины, местами сошла краска.
Статуэтка-ушебти начальника привратников Тури. Зеленый базальт. Выс. 0,206 м.
№16
Лицо, очень широкое в верхней части, отличается яркой портретной характеристикой. Глаза большие, нос крупный, с глубокими морщинами по сторонам. Руки скрещены на груди; в правой - мотыга и амулет "тит" - знак Исиды; в левой - мотыга и амулет "джед" - знак Осириса. Спереди на одежде один столбец иероглифической надписи, содержащей обычную молитву): "Да просветлится Осирис начальник привратников Тури". По туловищу, сзади и по бокам, - шесть горизонтальных строк иероглифической надписи, содержащей текст 6-й главы "Книги Мертвых". XIV-XIII вв. до н. э.
Сохр.: отбиты часть головы на темени и носок правой ступни.
Статуэтка-ушебти. Алебастр. Выс. 0,179 м.
№17
Аналогична № 82. Спереди оставлено место для столбца текста, а вокруг фигуры - место для шести строк. XIV-XIII вв. до н. э.
Сохр.: поврежден кончик носа; потерта поверхность.
Статуэтка-ушебти Кефу. Песчаник. Выс. 0,24 м.
Аналогична № 82. В скрещенных руках по мотыге. Фигурка окрашена в кирпично-красный цвет, парик - черный. Спереди на одежде - вертикальный столбец иероглифической надписи (табл. III, 87), которая затем продолжается в четырех с половиной рядах по бокам и спине одежды и содержит текст 6-й главы "Книги Мертвых". Конец последней строки не заполнен. XIV- XIII вв. до н. э.
Сохр.: повреждены нос, часть мотыги у левого плеча, правый угол передника, левая ступня. Потерта поверхность.
Статуэтка-ушебти. Стеатит. Выс. 0,095 м.
№19
На ногах надеты сандалии. Руки скрещены на груди и держат амулеты "тит" (в левой руке) и "джед" (в правой). Через левое плечо на спину перекинут мешок; линия веревки ведет под знак Исиды к левой кисти. На горле отмечены две складки, на животе - пупок. Спереди на одежде столбец иероглифической надписи, содержащий краткую молитву: "Да просветлится Осирис...", после чего оставлено место для имени. XIV-XIII вв. до н. э.
Сохр.: поврежден кончик носа.
Статуэтка-ушебти. Стеатит. Выс. 0,151 м.
№20
Руки скрещены так, что правая кисть прикрывает левую. Спереди на переднике оставлено место для надписи, на самой же статуэтке надпись не предполагали делать - складки одежды занимают всю спину ниже колен. XIV-XIII вв. до н. э.
Сохр.: лицо отбито, выбоина на левом плече, на одежде спереди, на базе. Потерта поверхность.
Статуэтка-ушебти. Стеатит. Выс. 0,196 м.
№21
На ногах надеты сандалии. Скрещенными руками ушебти держит изображение души "ба" в виде птицы с распростертыми крыльями, с головой и руками человека. Руки "ба" - доходят до плеч ушебти, как бы защищая его. Спереди на одежде столбец иероглифической надписи с краткой молитвой: "Да просветлится Осирис...". Дальше оставлено место для имени. Вокруг статуэтки по одежде - пять строк текста 6-й главы "Книги Мертвых".
Сохр.: повреждены кончик носа и база.
Голенищев высказывает сомнение в подлинности ушебти ввиду ошибок в тексте и мягкости материала. Нам представляется возможным считать эту статуэтку подлинной.
Статуэтка-ушебти. Известняк, покрытый зеленоватой поливой. Выс. 0,27 м.
Руки скрещены на груди; в правой - амулет "джед", в левой - "тит". Работа крайне суммарная. XIII в. до н. э.
Сохр.: отбиты пальцы ног, лицо приклеено.
Инв. Из собрания Б. А. Тураева. Поступила в 1920 г.
Статуэтка-ушебти писца Хеви. Фаянс желтовато-зеленоватый, матовый. Выс. 0129 м.
№22
На шее - ожерелье, на руках - браслеты. Детали одежды не даны. В скрещенных руках - по мотыге; через левое плечо на спину перекинут мешок. Спереди по одежде- столбец иероглифической надписи, содержащей обычную молитву (табл. III, 92): "Да просветлится Осирис писец Хеви". Текст, черты лица, атрибуты в руках, линии парика, украшения - все выполнено черной краской. Работа суммарная. XIV-XIII вв. до н. э.
Сохр.: повреждены нос, левый локоть. Мелкие выбоины, потерта поверхность.
Статуэтка-ушебти Петерисуэмхебседа. Зеленый фаянс. Выс. 0,115 м.
№23
В скрещенных руках - по мотыге разного типа. Спереди на одежде столбец иероглифической надписи: "Осирис, sdms Петерисуэмхебсед". Парик, детали лица и надпись выполнены черной краской. По-видимому, данный ушебти принадлежал владельцу гробницы № D-2 в Фивах, где он, возможно, и был найден. XIV в. до н. э.
Сохр.: сломана пополам и склеена; поврежден парик и правый угол передника.
Голенищев неправильно прочел имя ушебти.
Статуэтка-ушебти. Светло-
На шее - ожерелье. В скрещенных
руках - по мотыге. Спереди на одежде
столбец иероглифической
Сохр.: потерта поверхность. Нос был сплюснут при формовке, на что указывает полная сохранность поливы. Поврежден левый локоть, имеются выбоины.
Статуэтка-ушебти Чанефера. Бирюзовый фаянс. Выс. 0,085 м.
Спереди на одежде столбец иероглифической надписи, содержащей обычную молитву: "Да просветлится Осирис Чанефер, правогласный". Все детали выполнены черной краской. XIV-XIII вв. до н. э.
Статуэтка-ушебти. Белый фаянс. Выс. 0,137 м.
Аналогична. Лицо и руки коричневые, парик лиловый. Надписи нет и не предполагалось. XIV в. до н. э.
Сохр.: повреждены ступни, местами потускнела полива.
Статуэтка - женщина. Дерево. Выс. 0,205 м.
№24
Статуэтка изображает стоящую женщину; руки укреплены на шпеньках. На голове - окрашенный в зеленый цвет выступ - часть головного убора. Поверх платка вокруг головы идет красная повязка, концы которой спускаются вниз по затылку. На шее - ожерелье, окрашенное в зеленый цвет. На женщине надето узкое белое платье, оставляющее грудь обнаженной. На талии - красный пояс, концы которого свисают спереди почти до низа одежды. Тело женщины светло-желтого цвета, губы красные, белки глаз - белые, брови, веки и зрачки - черные. Под ногами у статуэтки имеется выступ, при помощи которого она была укреплена на подставке, вероятнее всего, на заупокойной ладье, так как она изображает одну из двух "джерит" - плакальщиц, игравших роли Исиды и Нефтиды в погребальных обрядах. На иллюстрациях к некоторым спискам "Книги Мертвых" времени XIX династии "джерит" показаны одетыми так же, как описываемая статуэтка. Подобные фигурки укреплялись на деревянных погребальных ладьях. XIV-XIII вв. до н. э.