Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 11:12, контрольная работа
Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии 17 века. И во всех этих жанрах искусства работал Петер Пауль Рубенс. Он был широко известен еще при жизни. Его имя стоит в одном ряду с именами величайших художников мира – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Веласкеса.
Вопрос 1. П.Рубенс – мастер европейского барокко Введение……………………………………………………………………………...3
1. П.Рубенс – мастер европейского барокко…………………………………...…..5
Заключение…………………………………………………………………………...8
Список литературы…………………………………………………………………..9
Вопрос 2. Художники «Мир искусства» в антрепризе Сергея Дягилева
Введение…………………………………………………………………………….10
1. …………………………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Венецианская живопись, искусство Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто оставили самый глубокий след в его творчестве. Сверкающая, богатая звучностью и чистотой цвета палитра Веронезе, могучие полные динамизма и необычных ракурсов композиции дар Тинторетто и особенно универсальный живописный дар Тициана он будет изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Рубенс многими приемами, особенностями колорита, сверкающими золотом своей живописи обязан урокам которые он получил у картин Тициана. Эти уроки состояли в глубоком внимательном изучении и копировании. Рубенс был исключительно трудолюбив, со свойственной жителям севера Европы обстоятельностью, размерностью и внутренней педантичностью. В Италии он не только обогащает свою живопись всем богатством техники итальянского искусства, но и самым добросовестным образом изучает многие памятники скульптуры и декоративно-прикладного искусства Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с картона «Битва при Ангари» Леонардо да Винчи. Сама картина не сохранилась и мы о ней узнали только по этой копии. Постоянные занятия рисунками и копирование живописных произведений были завершающей школой Рубенса, талант которого раскрывался последовательно и постепенно достиг своих вершин в зрелые годы художника. Но Рубенс не только учился, но и плодотворно и много работал, так что к концу своего путешествия он прославился и стал признанным и Италии живописцем.
В 1603 году Рубенс едет с дипломатическими получениями и подарками от имени герцога ко двору испанского короля Филиппа III.
Спустя некоторое время, а точнее в апреле 1604 года Рубенс возвращается в Мантую. Спустя некоторое время герцог наконец разрешает Рубенсу выполнить оригинальную работу. Он заказывает ему роспись алтаря для церкви святой Троицы. Хотя эта работа не предназначена для коллекций герцога – Рубенс тем не менее берется за работу. Он пишет триптих внушительного размера, среднее панно, которого изображает святую Троицу, первая створка изображает – «Крещение Христа Иоанном Крестителем», а правая «Преображение». Рубенс нашел способ поместить в триптихе портрет Винченцо, его супруги и его родителей. Может быть он надеялся снискать таким способом расположение властелина, который мало его ценил? Так или иначе, сделав эту уступку, Рубенс целиком отдается радости творчества и своим пристрастиям в искусстве. К счастью он полностью освободился от влияния романистов. Исчезли застывшие позы, кричащие тона. Композиция куда более выверена, но палитра стала чисто итальянской. Но вскоре он опять должен был вернуться к той работе, на которую был нанят. Нужно было сделать для короля две копии полотен Корреджо. После того, как он выполнил эту работу он просит у герцога разрешения поехать в Рим для дальнейшего образования. Разрешение было получено и в мае 1605 года он обосновался в Риме, где жил вместе с братом Филиппом. У него появляются друзья – Деодат дель Монте – фламандец, Адам Эльхеймер – немецкий художник, который помещает мифологические и библейские сюжеты в свободно написанный пейзаж. Здесь он занимается своим любимым делом – изучением творчества великих мастеров. Многочисленные копии с произведений великих мастеров Возрождения, близкое знакомство с художественной жизнью Италии расширили художественный кругозор Рубенса. «Изучая творчество великих мастеров Возрождения, он вместе с тем имел возможность учесть опыт борьбы по преодолению маньеризма, который возглавлял в это время Караваджо. «Положение во гроб» ярко свидетельствует об интересе Рубенса к творчеству этого мастера».
О Мантуе он вспоминает только тогда, когда ему должны выплатить жалование. Получая жалование, он пишет Кьеппио: «Я мог бы продолжить свои занятия, не пытаясь раздобыть другим путем средства к существованию, хотя в Риме для меня это не составило бы труда». И вскоре он доказывает что это слова отнюдь не пустое хвастовство. В конце 1606 года он получает заказ от святой конгрегации. Речь идет об украшении главного алтаря в новой церкви Санта Мария ин Валличелла. Получить этот заказ пытались многие художники, в том числе Гвидо Рени и Памаранцио. То что Рубенс, доказывает, что он добился больших успехов в умении связывать связи. Но Рубенс не оповестил об этом своего властелина, который приказал ему возвращаться немедленно домой в Мантую. Но при помощи Кьеппио и Шипионе Каффарелли Боризе ему удалось выхлопотать трехмесячный отпуск. Но вернулся он только через полгода, перед этим заручившись поддержкой кардинала Боризе, который должен был выхлопотать разрешение для Рубенса вернуться в Рим. Вернувшись в мае 1607 года в Мантую он едет с герцогом в Геную, где тщательно изучает архитектуру, которое имело для него не только познавательный интерес. Человек большой творческой активности, он мечтал о коренном преобразовании фламандской архитектуры. Генуэзский палаццо, по его мнению, должен стать образцом для новой светской архитектуры Фландрии.
В середине
декабря Рубенс возвращается в Рим.
В Италии Рубенс много работал
над созданием алтарных картин, и
впоследствии этот вид изобразительного
искусства займет видное место в
его творчестве наряду с работой
над монументальными
В Италии не только закончилось художественно образование Рубенса, годы, проведенные в этой стране Рубенс складывается как человек. Он обретает уверенность, творческий авторитет славу. Его характер шлифуется благодаря общению со многими притом очень разными по натуре и общественному положению людьми.
Это последнее качество – талант очаровывать людей – единодушно отмечают современник и в те годы и позже – «Он привлекал всеми достоинствами, которые он приобрел сам и прекрасными сочетаниями, дарованными природой».
Но в 1608 году его постигает несчастье – он получает известие о тяжелой болезни матери и немедленно отправляется в Антверпен. Но вернувшись домой он не застает уже мать в живых. Она умерла 19 октября 1068 года. Согласно воле покойной ее тело пограблено в аббатстве святого Михаила. Мать составила завещание, – как и при жизни, уже будучи при смерти она заботилась о благосостоянии семьи.
Антверпен встретил художника в состоянии упадка. Крупнейший в 16 веке европейский город и порт потерял к началу 17 века былое величие и значение. Война наложила свой отпечаток на некогда процветающий и богатый город.
В первое время по приезде в Антверпен он еще колеблется: оставаться здесь или вернуться в Италию. Пока он взвешивает все «за» и «против» происходит много событий, которые окончательно повлияют на его судьбу.
9 апреля 1609 года в Антверпене подписал мир на двенадцать лет между Нидерландами и Испанией. После стольких лет покой и счастье. Никто не думал о краткости дарованного блага – надо было прожить со всей полнотой. Выбор был сделан. Рубенс остается в Антверпене.
Эрцгерцог и его супруга посылают ему золотую цепь и назначают его придворным живописцем. Рубенс становится членом общества романистов, старейшина которого был Ян Брейгель. Рубенс оговаривает для себя право жить и работать в Антверпене, в то время как двор эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы размещался в Брюсселе.
Под влиянием политических событий в творчестве Рубенса превалирует ощущение избыточной полноты бытия, щедрости жизни, ее бесценнейших сокровищ, свидетельствуя о чуткости, с которой он уловил как бы сердцевину чувств, суть умонастроений и чаяний, которыми был охвачен сам откликаясь на эти события, Рубенс писал своему другу врачу Иоганну Фаберу в Рим: «есть надежда, что при этом условии здешние земли снова зацветут».
Фламандская культура начала 17 века сохраняя традиции времен героической борьбы против ига феодально-абсолютистской Испании, была жизнеутверждающей. Для лучших произведений живописи было характерно стремление к полнокровному восприятию красоты человека, красоты природы. Католическая церковь и двор полны желания утвердить свое величие. Они превосходно знают, что власти и вере нужен ореол, нужны грандиозные храмы, статуи, могущественные полотна. И тут Рубенс оказался незаменимым. Тем более что этот вид искусства переживал упадок. Его новая мощная жизнеутверждающая манера письма, его стремление наполнить холст насыщенным, бурным движением чарует титулованных меценатов. Рубенса заваливают заказами и он не отказывается ни от одного. Золото течет к нему рекой. Гвидо Рени не без основания говорил Рубенсу, что он мешает кровь своим краскам – настоящую, живую кровь, которая играет в наполненных светом рубенсовских телах, он просвечивает сквозь тонкую человеческую кожу богинь, она везде, вплоть до розовых пяток летающих амуров.
Под влиянием
Роккокса магистрат задумал украсить
городскую ратушу. Заказ на картины
для только что реставрированного
зала заседаний штатов получили два
художника Рубенс и абрахам Янсенс.
Рубенс пишет: «Поклонение волхвов».
Картина произвела большое
Также он получает заказы и из других городов Фландрии и Брабанта. Уже в 1611 году по свидетельству антверпенского купца Ла Грана, его называют «богом живописцев»
В марте 1611 года у Петера Пауля родилась дочь, которую назвали Клара Серена. Крестным отцом был Филипп.
Ученики стекаются к Рубенсу со всех сторон. Многим приходится отказывать. Рубенс взял себе за правило не отказываться ни от одного заказ, и, не справляясь самостоятельно с их исполнением он создает свою мастерскую. Из этой мастерской на протяжении его жизни вышло множество разных живописных произведений.
В 1611 году
покупает в Антверпене дом и путем
переделок пристроек, прикупки земельных
участок создает роскошный
Для того, чтобы создать такое количество произведений, а их около трех тысяч, нужно было очень много времени проводить в мастерской, вести упорядоченный образ жизни.
Племянник Рубенса Филипп и один датский врач – сохранили нам ряд интересных свидетельств о том, как Рубенс распределял свое время. «Художник вставал в 5 часов утра и шел в церковь к ранней мессе. По возвращении из церкви он тотчас же приступал к работе. Пока он писал, ему читали обыкновенно Плутарха, Сенеку и Тацита – его любимых авторов. Одновременно он мог диктовать письма и любезно разговаривать со всеми приходящими». В еде он был крайне умерен, прерывая свою работу лишь одной скромной трапезой. К вечеру он совершал обычно верховую прогулку на одном из своих испанских скакунов, а вечерние часы уделял светской жизни.
Рубенсу сродни эпикуреизм Сенеки, когда основой всех благ считается наслаждение, а конечной целью существования человека, его счастьем является жизнь согласно природе. Именно здесь лежит источник стремления Рубенса к независимости от внешних обстоятельств, замкнутости в кругу своей семьи и своих близких друзей, интимному существованию в своем доме в Антверпене, а позднее в «Замке Стен» на лоне природы. Многих своих друзей Рубенс изобразил на портретах. Эти портреты не поражают наше воображение особой оригинальностью композиционных приемов, но все они сделаны с высоким мастерством и согреты душевной теплотой дружеских чувств.
Ум, необычные одаренность и образованность, неистощимая художественная фантазия вызывали восхищение современников. Рубенс жадно приглядывался к материальному миру, ощущал динамическое движение жизни.
На родине, которую он горячо любил, великий художник уловил народный дух, пробужденный годами борьбы с иноземцами, полнокровное отношение фламандцев к жизни, их страстную мечту о мире и процветании.
Эмблемы, девизы, символы весьма популярны в 17 веке. Мода на них была повсеместной, без них не обходилась даже частная переписка. С одной стороны. Это дань давней средневековой традиции, с другой – формировавшаяся в Европе с XV века новая культура обращалась к аллегориям и иносказаниям для поучения, либо когда рациональных знаний не хватало.
Рубенс
очень любил язык символики. Он пользуется
им и в живописи и в рисунках,
которые в большом количестве
исполняет для Болтазара
Современники отмечают редкий ум и энергию, широту познаний и многостороннюю одаренность, обаяние и привлекательность Рубенса-человека. «Господин Моризо своими похвалами сделал бы из меня Нарцисса если бы я не приписывал все то прекрасное, что он говорит обо мне его любезности и его искусству». В их глазах все эти качества усиливают блеск его гения живописца: некоторые, например, полководец Амброджо Спинола, дипломат Абатт Сканья, ценят в Рубенсе больше всего другие таланты, проявившиеся в его дипломатической деятельности. Дивясь его успеху, славе и преуспеванию, в нем видят любимца Фортуны. Однако для того чтобы Фортуна сопутствовала нужно прежде всего иметь колоссальное стремление работать и быть всесторонне развитым человеком. Что касается Рубенса, то у него всего этого было хоть отбавляй. Он с головой погружался в атмосферу мастерской, весь отдавался сюжетам картин и в тоже самое время он не забывает о политике. Он любыми средствами пытается наладить политическую жизнь станы. Ярый противник войны, он все свои силы тратит на то, чтобы в его любимой Фландрии «мир встал на твердые ноги» и чтобы ничто не предвещало новых военных действий.
После смерти жены многие путешествия Рубенса были связаны с дипломатическими миссиями в королевских дворах. Он участвует в переговорах с Англией, пытаясь заключить договор с Англией, Испанией, Соединенными Провинциями и Данией. Но у испанского Короля Филиппа IV другие планы так как он подписал договор с Людовиком XIV о разделе Англии. Переговоры затягиваются и никаких результатов не приносят. Но есть у Рубенса другая работа – в ней он черпает утешение от разочарований на дипломатическом поприще. Эрцгерцогиня заказал ему 15 картонов, предназначенных для монастыря босоногих комерлиток в Мадриде. Тема «триумф евхаристии» позволила Рубенсу вдоволь насладиться игрой символами и аллегориями. Композиции его темпераментны, динамичны и совершенно непонятны для непосвященного.