Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:08, курсовая работа
Основой актерской профессии является хорошо известная, задуманная как практическое руководство, описывающая принципы актерской игры, помогающая раскрыть основную творческую тему система Константина Сергеевича Станиславского. Данная работа рассматривает перевоплощение актера в образ.
1. Введение ..................... 1
2. "Система Станиславского" .....................1
2.1. Принцип ..................... 1
2.2. Творческий метод ..................... 2
2.3. Методика ..................... 3
2.4. Концепция ..................... 4
2.5. Периоды ..................... 4
3. Работа актера над ролью ..................... 5
3.1. Познавание ..................... 5
3.2. Переживание ..................... 6
3.3. Воплощение ..................... 7
3.4. Воздействие ..................... 7
4. Период воплощения ..................... 7
4.1. Этюды ..................... 7
4.2. "Жизнь человеческого тела роли" ..................... 8
4.3. Основы перевоплощения ..................... 9
4.4. Практики и теории ...................... 10
4.5. Необходимые качества ..................... 11
4.6. Критерий успешности перевоплощения ..................... 12
4.7. Принцип физического действия ...................... 14
5. Обзор роли Олешунина в пьесе Островского "Красавец-мужчина" ..... 16
6. Перевоплощение на примере Н.Мордюковой ..................... 18
7. Список литературы ..................... 21
В этом и заключается чуть ли не главный секрет актерского творчества: перевоплощение — это, в сущности, путь, направленный к нему, а не само перевоплощение. Актер на спектакле каждый раз достигает его заново, и работа его над ролью есть, по сути дела, выработка определенного направления к конечной цели.
Принцип физического действия уточняет формулу перевоплощения: от своих совершенно реальных (физических) действий, от своего жизненного поведения к целям образа, все более значительным — тем, которые делают его, образ, заслуживающим интереса. Это — цели далекие, и «чем дальше, тем лучше» — к сверхзадаче роли. Но может ли увидеть, найти и воплотить такие цели человек без достаточно широкого кругозора? Чтобы создать путем перевоплощения образ человека с широкими горизонтами и далекими целями, актер должен сам обладать широким кругозором и стремиться к далеким целям. Поэтому в произведении актерского искусства всегда воплощается личность самого актера. Этот закон К.С.Станиславский назвал "сверх-сверхзадачей артиста" — именно она в конечном итоге определяет: сколь далекую и какую именно цель найдет он в роли как сверхзадачу образа.
Бывают люди с грандиозными, но плохо обоснованными целями, бывают — с самыми скромными, но хорошо обеспеченными. Масштаб человека, если можно так выразиться, определяется содержанием и размерами его устремлений, а также и степенью их обоснованности. У одних средства обгоняют цель, у других — цель не соответствует имеющимся средствам. Сами по себе энтузиазм, одержимость и благие намерения бессильны. Идеальные устремления и увлечения художника реализуются в его произведениях лишь в той мере, в какой он владеет средствами своего искусства. Нормальный человек едва ли может долго заниматься целью, в недостижимости которой он убедился. Такая цель неизбежно трансформируется, заменяется другой, более близкой и реально достижимой. Так, вследствие недостатка средств, цели приближаются и упрощаются. Так художник иногда постепенно превращается в ремесленника.
И наоборот, само достижение цели ставит новую цель, более значительную, более далекую.
С чего практически начинается маршрут "от себя к образу"? Казалось бы, относительно просто: от своих представлений об образе. Свои возможности — это умение действовать, представления об образе — представления о действиях изображаемого лица. Такое начало называется "от себя" потому, что в представлениях о действиях персонажа найдено звено, свойственное и самому актеру. Этот "общий знаменатель" не всегда находится легко и сразу. Тут нужны проницательность и профессиональный опыт, а часто и помощь режиссера. Поиски бывают более или менее трудными в зависимости от уровня мастерства актера (насколько свободно он владеет действием) и от конкретности понимания образа (насколько ясно, отчетливо актер видит за текстом роли и пьесы поведение персонажа). Первое из этих условий — профессионально-техническая квалификация актера; второе — его художественный, гражданский и философский кругозор, его интуиция.
К.С.Станиславский начинал работу над ролью Чичикова с В.О.Топорковым с "умения торговать" — умения дешево купить и дорого продать. Это умение было необходимо артисту, и оно же составляло важную черту характера и поведения персонажа. Работа В.О.Топоркова над ролью Оргона в "Тартюфе" начиналась с умения "боготворить живого человека". Это — "общий знаменатель" другого перевоплощения. В работе над ролью Биткова в "Последних днях" М.Булгакова "общим знаменателем" В.О.Топоркову служило умение "подслушивать и подглядывать".
Во всех этих случаях речь идет о тех качествах артиста, которые нужно не убирать для перевоплощения как лишние, а, наоборот, укреплять и культивировать, чтобы на основе свойственного артисту возникло ("выросло") и то, что артисту совершенно несвойственно. Тогда из его действий само уйдет то, что должно уйти для данного перевоплощения. Так возник одержимый ненавистью красавец Яго — арт. В.А.Синицын (МХАТ, 1930) и феноменально легкомысленный Хлестаков — М.А.Чехов (МХАТ, 1921). В подобных перевоплощениях кажется невероятным первый ход "от себя". В нем, видимо, кроется один из профессиональных секретов.
К.С.Станиславский положил в основу "сознательной психотехники артиста" метод физических действий, в основе которого лежит представление о действии как явлении одновременно психическом и физическом, выражающемся в мышечном движении. «Подлинный артист должен не передразнивать внешние проявления страсти, не копировать внешние образы, не наигрывать механически, согласно актерскому ритуалу, а подлинно, — по-человечески действовать. Нельзя играть страсти и образы, а надо действовать под влиянием страстей и в образе». Действиями "под влиянием страстей и в образе" Станиславский называл действия актера, мотивированные потребностями изображаемого им лица.
Что касается меня, то я бы хотел рассмотреть одну из моих ролей. Роль Олешунина в пьесе Островского "Красавец- мужчина".
Этот герой незадачливый, интересуется книгами, поэтому думает что умнее всего общества, которое его окружает, думает что женщины сходят от него с ума. Как мне кажется, это из-за того что он начитался книг, в которых не как в жизни, то есть женщины больше ценят умных. Но это еще не все, так же он считает, что он очень красив. Его друг, Окоемов настоящий красавец- мужчина, не спроста они дружат, они как бы дополняют друг друга, одному дано то, что не дано другому и наоборот. И возможно дружба была бы прочней, если бы не жена Окоемова, Зоя. И естественно Олешунин "ходит вокруг" Зои. Первое появление Олешунина произошло в саду, конечно же с Зоей.
Его взгляд высокомерный, походка аккуратная. В одежде полный порядок, одет по последней моде. У него есть отличительная черта в речи, он шепелявит.
По этому маленькому описанию уже можно сложить какой-то образ. Но чтобы в него углубиться и чтобы это все смотрелось на сцене, нужно углубиться в его психологию, а точнее - ее понять.
Люди, которые шепелявят, нередко бывают эмоционально незрелыми, с сохранением детской психики, впрочем как и те, кто наделен высоким голосом.
И действительно, Олешунин, как упрямый ребенок настаивает на своем и не терпит других объяснений. В споре с Аполлинарией он ведет себя как хвастливый ребенок, который при обиде может промолчать, как будто он обиделся или же в случае выигрыша сказать гордо : «вот видишь, я же говорил». Их спор состоял в том, что нужно ли женщинам выбирать красавцев. Из-за его манеры поведения, Олешунина не очень любили в обществе и соответственно когда Аполлинария спросила у более старшего посетителя их дома и найдя в нем поддержку, Олешунин пришел в возмущение. Рассмотрю эту сцену с точки зрения темы, которую я анализирую.
Я иду рядом с Зоей, она мне нравится, соответственно, я стараюсь перед ней держать себя гордо, говорить о книгах, чтобы она заметила мои сильные стороны, это моя задача производить все время впечатление на Зою, чтобы вызвать в ней к себе какие-то положительные чувства. Для этого мне надо найти в своей партнерше во что влюбиться. Где у Зои те черты, которые мне нравятся? Я начинаю ее рассматривать: миниатюрная, с хорошей фигурой, темные волосы, родинка около губ, большие глаза. Вот оно! Большие наивные глаза, которые смотрят на меня пусть и не ласково. Все правильно, Зоя молоденькая девушка, с чистой наивной душой, а глаза, как известно, зеркало души. К тому же у нее положительный характер, она приветлива и вежлива со всеми. Как Олешунина, меня возмущает, что такой «бриллиант» достался мужчине любящему гулянки, не смотря на то что женат.
Как я уже сказал, я не свожу мягкого взгляда с Зои, пока гуляем по саду, но вот мы заходим в комнату и что я вижу? Ее муж вернулся, она забывает что говорила с нами и летит к нему. Естественно меня это возмущает, мои глаза вновь приобретают холодный цвет, губы от возмущения поджимаются, хочется отвернуться от них ото всех. Но я вижу, что здесь мужчины, которые знают, о том что я неравнодушен к Зое, но смеются надо мной, считая, что у меня нет шансов. И мое решение было остаться. Я гордо оглядываю всех, чтобы они не забывали, кто здесь самый умный прохожу во внутрь комнаты, хотя и отвернут от них. Аполлинария все так же говорит о красавцах, ей хочется меня оскорбить, но я не буду поддаваться, потому я интеллигентный, и свою репутацию омрачать не хочу. Они в открытую мне сказали, что я не нравлюсь женщинам, я возмущен, что меня при женщине, которая мне нравится, унизили. Я стою, мое внутренние чувство, очень хочется послать их всех и нахамить, высказать все, о что я о них думаю. В нерешимости, я стою на месте, дергаю от обиды губами, но понимаю что этого мало и говорю слова : «Нашли себе поддержку и обрадовались», как бы указав на примитив в Аполлинарии.
Вот и есть воплощение: я оцениваю факт, от этого внутри меня что-то так сказать загорается, меня это волнует, глаза выдают то состояние, которое у меня образовалось внутри, соответственно и мимика идет за ней, для увеличения оценки, которая вызвала у меня данную реакцию, когда я вижу что собеседники меня все равно не воспринимают, значит мне надо действовать, мне хочется им нагрубить, но я не таков, вот что меня останавливает, мне хочется подойти к своему обидчику и сделать что-нибудь нехорошее, выделю слово сделать и хочу, в силу некоторых обстоятельств я не могу этого сделать, но тело мне подсказывает что надо идти навстречу к обидчику, подхожу решительно, показывая что я его не боюсь, но этого мало и в итоге выхожу на слова.
Для примера перевоплощения
актера предлагаю вспомнить о
великолепной советской
Нонна (Ноябрина) Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в Константиновской Донецкой области. Позже семья Мордюковых переехала в Ейск. Первой работой в кино и путевкой в творческую жизнь для Мордюковой стали съемки в фильме "Молодая Гвардия" режиссера Сергея Герасимова в 1947 году. Герасимов и Фадеев решили не игнорировать общее сходство героев с актерами, а так как Мордюкова была очень похожа на Ульяну Громову - это предопределило выбор ее на роль. Именно эту роль позже Мордюкова вспоминала чаще всего, помимо дорогих ей ролей в фильме "Председатель", отмеченном Ленинской премией, "Женитьбе Бальзаминова", "Бриллиантовой руке" и "Родне". За роль в этом фильме Мордюкова была награждена Сталинской премией I степени, а зрители в своих письмах к Мордюковой, даже десятилетия спустя, обращались по имени Уля. "После выхода первого фильма, - вспоминала Мордюкова. – Мама ходила с высоко поднятой головой, ни одного сеанса не пропускала, а потом открытки мои, которые по всему Союзу продавали, столько накупила, чтобы всем дарить и гордо говорила: "Это моя дочка!".
Мордюкова написала книгу
с воспоминаниями, которые получили название
"Не плачь, казачка". О содержании
книги Мордюкова рассказывала: «Начиная
с 5 класса, я постоянно делала какие-то
записи на маленьких клочках бумаги, это
были интересные эпизоды и фразы из жизни».
Однажды Сергей Бондарчук пришедший к
Нонне Викторовне в гости, увидел Мордюкову,
рассевшуюся на полу с кучей бумажек. И
сказал: «Если бы я сейчас не запустился
с "Войной и миром" тотчас же, не читая,
заключил бы договор на постановку фильма
по этим бумажкам».
Мордюковой в преклонном возрасте часто
предлагали играть роли бабушек, но она
не соглашалась, так как считала, что украшением
ее роли должна быть любовь. Быть обычной
бабушкой для бойкой до конца жизни Мордюковой
было просто неинтересно. Мордюкова решительно
отказывалась от ролей, которые не стоили
того, чтобы их даже рассматривать
Большой платонической любовью для Мордюковой был Василий Шукшин. Знакомство с ним произошло на съемках фильма "Простая история" в 1960 году, куда на главную роль ее пригласил Юрий Егоров после того, как она сыграла эпизод в фильме "Добровольцы". Шукшин был для Нонны человеком, способным излучать тепло и свет. Но Мордюкова была замужем. В 1975 году Мордюкова сыграла в фильме "Они сражались за Родину" роль донской казачки. Эпизоды, сыгранные Мордюковой и Шукшиным, получились жизненными и озорными, и вместе с тем - грустными. От съемок в фильме "Они сражались за Родину" Мордюкова чуть было не отказалась, и уговорил сняться ее именно Шукшин. Сергей Бондарчук в роли Натальи Степановны видел только Мордюкову, но она наотрез отказывалась сниматься, предполагая, что все актеры на съемки приедут с семьями. Мордюкова к тому времени была разведена и чувствовала себя некомфортно. Но Шукшин был настойчив и пообещал: «Ничего такого, что ты думаешь, там не будет!». Мордюкова тогда не поняла чего "такого", но для себя определила: "Надо ехать!". После ее приезда на съемочной площадке не было ни одной жены, а сам Бондарчук даже снял обручальное кольцо. Фильм "Они сражались за Родину" стал одной из четырех картин, в которых Шукшин с Мордюковой сыграли вместе. «Это была как игра в пинг-понг, я ему – он мне. Мы не заметили, как сыграли все на одном дыхании, одним дублем, а еще через несколько дней Васи не стало, как на огне сгорел, от водки, все пытался свои эмоции усмирить. Он мой вечный свет», - вспоминала Мордюкова.
«Я ведь всю жизнь словно чувствовала себя в долгу перед русской женщиной, и не знаю, является ли это актерской темой. А ведь каждая из моих героинь всегда отличалась народностью, и за это их хвалили, но за это моих героинь, а значит и меня хвалить, на мой взгляд, противоестественно, ведь это все было воспитано во мне жизнью. Столичность девушек я никогда не копировала, а их бедой я считаю бездумную погоню за модным внешним оформлением и модными мыслями. Для меня всегда было и остается главным верность своей природе, ее я и развиваю». Нонна Мордюкова.
Список литературы