Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 23:00, реферат
Ислам — это вторая после христианства по количеству приверженцев религия мира. Для многих ислам кажется странным и непонятным. Преобладает на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Азии, Индонезии и Малайзии, в ряде стран: Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и других ислам – государственная религия. Он широко распространен в Татарстане, Башкорстане, Азербайджане и Казахстане.
Такая политика оказалась
действенной. В Сирии, например, многие
христиане, вовлеченные в теологические
споры с византийскими
Ситуация во всей Византийский Империи развивалась по этому же сценарию. Конфликт между Византийцами и Ортодоксами Греции, Монофизитами Сирии, Коптами и Несторианцами способствовал поражению Византийцев, которые воспринимались всеми этими группами не иначе как захватчики, тогда как веротерпимость Ислама по отношению к Христианам и Иудеям естественным образом устраняла саму основу для появления какого либо противостояния между местными жителями и мусульманами.
Такого рода политику
Омар распространил и на
Омар, который был
халифом мусульман на
После смерти Омара халифом был избран Осман, который мало проявлял внимания к государственным делам, на важные посты назначал своих родственников Омеядов, которые любили брать взятки и грабить. В конце концов, Османа стали критиковать и, в результате бунта, он был убит мятежниками. Организаторы мятежа и убийства Османа впоследствии пытались обвинять в своем преступлении четвертого халифа Али, и заодно захватить власть, организовали мятеж, но потерпели поражение. Важным достижением Османа является составление канонического текста Корана. До этого Коран хранился в памяти некоторых людей, хафизов, которые при жизни Мухаммада выучили все аяты Корана наизусть. Но после того, как в одной из битв погибло 70 хафизов, по приказу Османа был собран весь Коран в письменном виде. Кроме этого при Османе в состав халифата вошли некоторые области Закавказья, Западного Афганистана и Магриб.
После смерти Османа халифом люди избрали Али бен Аби Талиба, известного своим мужеством, справедливостью и заслугами перед Исламом. Он начал бороться с коррупцией, пытался сократить разрыв между благосостоянием богатых и бедных за счет справедливого распределения государственных доходов, чем вызвал негодование Омеядов (Омеяды - семейство еще с доисламских времен настроенное враждебно по отношению к Хашимитам, из которых происходили Пророк и Али). Муавия Омеяд стал также обвинять Али в том, что тот убил Османа, а также, в личных письмах, требовал отдать ему в управление Сирию, которую он получил при Османе, в обмен на мир. Али совершил поход в Сирию и в битве под Сиффином почти победил войска Муавии, но тот приказал поднять на копья свитки Корана. Битва прекратилась, однако Муавия не отказался от своих претензий, правда, теперь он хотел уже весь халифат. Сирийцы активно его поддерживали. А жители Куфы (в Ираке) столицы Али отказывались воевать, искали любой повод, чтобы уклониться от боевых действий, за что в своих письмах Али их неоднократно упрекал. В 660 году Али погиб от рук предателя. Первые четыре халифа стали известны как халифы праведного пути. После смерти Али халифом стал его сын Хасан, который счел благоразумным и полезным для населения прекратить войну и позволил Муавии прийти к власти. Скоро Хасан умер в Медине, а некоторые говорят, что он был отравлен. После смерти Муавии престол занял его сын, обделенный всеми достоинствами, Язид. Брат Хасана Хусейн был приглашен жителями Куфы, чтобы управлять ими. Но Язид узнал об этом, послал войско в Ирак. Куфийцы испугались и помогли ему в борьбе против Хусейна. В 681 году в Ираке в местечке Кербела Хусейн и его семья были окружены воинами Язида, которыми командовал некий Шимр. Чтобы не брать на себя грех за убийство внука Пророка, они всей толпой напали на Хусейна и изрубили его. Голову Хусейна Шимр доставил Язиду, который, посмеиваясь, стал тыкать в нее палкой. После гибели Хусейна у власти утвердились Омеяды.
Глава 3 Династия Омейядов (661 – 750гг.)
С приходом династии Омейядов, светские дела и проблемы, неизбежные в управлении огромной империей, стали преобладать в заботах халифов, часто за счет религиозных дел, что не могло не тревожить преданных и набожных мусульман. Нельзя сказать, что религиозными ценностями вовсе пренебрегали - наоборот, каждое столетие их важность для мусульманской общины возрастала. Но не всегда они занимали главное место, и со времен Муавийи призвание халифа как "Защитника Веры" все в большей мере требовало уделять внимание прежде всего светским делам и заботам, которые в столь значительной мере преобладают в истории каждой страны.
Муавийя был умелым правителем, и даже его критики признавали, что он в высокой мере обладал "хильмом" - столь ценным качеством, которое можно охарактеризовать как "цивилизованная сдержанность", и которое он сам описал следующим образом:
"Я не применяю меч, когда достаточно плети, и не применяю плети, когда достаточно моего слова. Если лишь одна волосинка будет соединять меня с моими друзьями, я не позволю ей порваться. Если они натянут ее, я ослаблю, а если ониослабят ее, то я натяну".
Тем не менее, Муавийя никогда не был способен ни устранить вражду к своему правлению, ни найти общий язык с шиитами. Эти проблемы не поддавались решению, пока Муавийя был жив, однако после его смерти в 680 г. сторонники Али возобновили сложную и упорную борьбу, которая досаждала Омейядам на протяжении следующих более чем 70 лет их правления и впоследствии достигла Северной Африки и Испании.
Омейяды, однако, сумели быстро достичь высокого уровня стабильности, особенно после того, как Абдаль-Малик ибн Марван унаследовал халифат в 685 г.Подобно предшественникам из рода Омейядов Абдаль-Малик был вынужден посвящать большую часть своего правления решению политических проблем. Но он осуществлял также и крайне важные реформы: руководил очищением и повторным открытием водоканалов для орошения долины Тигра и Евфрата,что было ключевым фактором процветания Месопотамии со времен шумеров; ввел производство и чеканку монет, которые со временем вытеснили византийские и сасанидские монеты и стали единственным денежным средством в обращении. Организация Абд аль-Маликом правительственных учреждений была также важна: она устанавливала модель для более поздних детально продуманных и усовершенствованных структур верховной власти Аббасидов и для последующих государственных образований, возникавших на месте империи Омейядов. Были созданы специальные учреждения, в обязанности которых входило ведение финансовой отчетности, и сбор налогов. Абдаль-Малик учредил систему почтовых маршрутов, чтобы ускорить связь и коммуникации с отдаленными краями империи. И что наиболее важно - он ввел арабский язык в качестве официального языка делопроизводства, заменив, таким образом, греческий и пахлави.
Во времена Абдаль-Малика Омейяды продолжили приумножать могущество ислама. На восток они распространили свое влияние до Трансоксании -области на север от реки Оксус и продолжили путь к границам Китая. На западе они покорили Северную Африку в походе, предпринятом Укбахом ибн Нафи, который основал город Кайруван, расположенный в современном Тунисе. Оттуда они направились к берегам Атлантического океана.
Завоевание этих территорий послужило причиной установления арабами связей и отношений с ранее неизвестными нациями и этническими группами, которые принимали ислам и впоследствии оказывали значительное влияние на ход истории ислама. Например, берберы Северной Африки, противодействовавшие правлению арабов, но с готовностью принявшие ислам, позднее присоединились к Мусе ибн Нусайру и его генералу Тарику ибн Зийаду, когда те пересекали Гибралтарский пролив, направляясь в Испанию. Берберы впоследствии также осуществили в Северной Африке реформы, имевшие большое значение для исламской цивилизации. На востоке правление Омейядов в Трансоксании привело к установлению отношений с турками, также принявшими ислам, и со временем ставшими его преданными защитниками. Границы правления Омейядов достигли также древней цивилизации Индии, наука и литература которой значительно обогатили исламскую культуру.
Тем временем в Европе арабы, нанеся поражение Визиготам, вошли в Испанию, ик 713 г. достигли французского города Нарбонны. В последующие десятилетия их отряды непрерывно совершали набеги на французские земли и в 732 г. достигли долины Лувра, расположенной всего лишь в 170 миляхот Парижа. Там в битве при Пуатье они были окончательно отброшены назад французскими войсками под предводительством Шарля Мартеля.
Халифиз династии Омейядов Омар ибн Абд аль-Азиз достиг подлинного величия. Он значительно отличался от своих предшественников. Несмотря на то что Омар был членом семьи Омейядов, он родился и вырос в Медине. Здесь раннее знакомство и общение с набожными мусульманами сформировало в нем чувство долга и желание заниматься не только политическими вопросами, но и делами веры. Например, он изменил политику своих предшественников, отменив взимание подушной подати с новообращенных мусульман.
Это решение значительно уменьшило поступления доходов в казну государства, но поскольку уже был подобный прецедент в правлении великого Омара ибн аль-Хаттаба, второго халифа, и поскольку Омар ибн Абдаль-Азиз был тверд в своем решении привести политику государства в соответствие с порядком и практикой, установленными Пророком, то даже противникам его правления не оставалось ничего кроме, возношения восхваления этому праведному и благочестивому человеку.
Последним великим халифом из рода Омейядов был Хишам, четвертый сын Абдаль-Малика. Его правление длилось долго 724 - 743гг. Это было время, когда Арабская империя достигла наибольших размеров и наибольшего величия. Но ни он, ни четыре халифа после него не соответствовали требованиям своего времени, и когда в 747г. бунтовщики подняли в Хорасане черное знамя мятежа, правление династии Омейядов подошло к концу.
Несмотря на то, что Омейяды в основном покровительствовали и благоприятствовали расцвету своей родины Сирии, их правление отмечено достижениями и успехами для всей мусульманской общины. Некоторые из наиболее красивых и величественных архитектурных сооружений мусульманского мира, существующих и поныне, построены по их распоряжению: Мечеть Омейядов в Дамаске, Мечеть Скалы в Иерусалиме, великолепные дворцы в пустынях Сирии, Иордании и Ирака. Они организовали структуры верховной власти, способные справляться с множеством самых сложных проблем огромной и многоликой империи, сделали арабский язык официальным языком империи. Правление Омейядов способствовало развитию культуры: чистая арабская проза таких писателей, как Абд Аллах ибн аль-Мукаффа и Абд аль-Хамид ибн Яхьяаль-Катиб редко в последующие времена была превзойдена другими авторами.
За все 90 лет правления Омейядов империя заслужила репутацию "мульк", т.е."светское государство". В последние годы династии их противники создалитайную организацию с целью возведения в халифы потомка Аль-Аббас ибнАбд аль-Мутталиба, дяди Пророка. Умелой подготовкой эта организация сумела объединить вокруг поставленной цели враждующие группы в Хорасанеи Ираке и провозгласила халифом Абу аль-Аббаса. Марван ибн Мухаммад, последний Омейядский халиф, был разгромлен, и сирийцы, все еще верные Омейядам, были обращены в бегство. Лишь один из них сумел избежать беды-Абдар-Рахман ибн Муавийя аль-Дахиль, юный князь, бежавший вместе сосвоим верным слугой в Испанию и установивший там в 756г. новую династию Омейядов.
Глава 4. Династия Аббасидов (750-1258гг.)
Вскоре власть Омейядов окончательно рухнула, и на смену им пришли халифы новой династии. Хотя Аббасиды стали господствовать почти над всей территорией халифата - только в Испании бежавший туда один из Омейядов создал независимый от них Кордовский эмират, впоследствии тоже халифат, - власть их была значительно менее прочной и стабильной. Уже с первых десятилетий существования нового халифата стало вполне очевидно, что зенит политического могущества арабов и их государства позади. Новых походов Аббасиды практически не предпринимали; их сил едва хватало на то, чтобы сохранить завоеванное. Но и с этой задачей они справлялись плохо: начиная с IX в. от халифата одна за другой стали отпадать его части, правители-эмиры которых становились фактически независимыми государями, в лучшем случае (да и то если они не были шиитами) признававшими сакральный авторитет и сюзеренитет халифа.
Рис.3 Халифат Аббасидов (751-1258гг.)
Как это ни парадоксально, но политическое ослабление могущества арабов по времени совпало с наивысшим взлетом арабо-мусульманской культуры, как духовной (расцвет догматики ислама, исламского права, литературы, философии, науки), так и материальной (развитие ремесел и торговли в процветающих богатых городах, успехи в мореплавании и др.). Выступив преемником древних эллинистических, римско-христианских и персидских традиций, впитав в себя наследие высокоразвитой городской культуры недавнего прошлого, исламский халифат способствовал ирригационному строительству и освоению новых земель, развитию агротехники и выращиванию в земледелии новых сельскохозяйственных культур, расцвету городов и торговли, включая транзитную. Конечно, ислам при этом оставался исламом, т.е. религией довольно жесткой, а в некоторых аспектах и фанатично-нетерпимой. Но нельзя забывать, что распространение пусть даже исламского по сути своей образования на широкой территории от Испании до Китая способствовало увеличению количества грамотных и образованных людей, росту культурного стандарта. Разумеется, речь идет о восточном стандарте, не более, - уважения к человеку, к правам и достоинству личности ислам с собой, увы, не нес; произвол власти и право сильного оставались здесь неоспоримым законом социальных и политических отношений. Вместе с тем не следует забывать, что в сфере высокой теории, преимущественно в форме богословских споров, в халифате шли оживленные диспуты по многим серьезным проблемам - о божественном предопределении и свободе воли, например. Видные мусульманские интеллектуалы-улемы энергично занимались географией, медициной, историей, не говоря уже о привычных для традиционного Востока поэзии, принципах совершенной администрации и т.п.