Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 07:28, биография
Чингиз Ахмаров (1912-1995) — крупнейший художник-монументалист, художник-портретист, художник-миниатюрист, профессор, педагог, воспитавший сотни учеников. Народный художник Узбекистана и Татарстана, лауреат Сталинской премии. Человек, оставивший в искусствоведении понятие «школа Ахмарова», что редко удавалось даже очень большим художникам.
На протяжении всей жизни Чингиз Ахмаров, кроме творческой работы занимался педагогической деятельностью. Ахмаров был талантлив и как наставник. Он вел уроки мастерства по рисунку и живописи в Архитектурном, Художественном институтах, а также в Художественном училище. Каждого студента, педагог воспринимал как личность. Он старался помочь не только в творческом процессе, но и решать какие-то материальные проблемы. Зная как трудно студенту, особенно приезжему, жить на стипендию, Ахмаров приглашал их жить к себе домой, давал краски, полотна, кисти. Заботился о них как родной отец. Общение со студентами и обучение их мастерству Ахмаров воспринимал как продолжение творчества. Ко всем новым веяниям в искусстве молодых художников Чингиз Ахмаров относился снисходительно. Если ему что-либо не нравилось, он просто превращал все в шутку.
Многогранное творчество художника, как в станковой, так и в монументальной живописи вызывали горячие споры и обсуждения в художественных кругах. Поклонников его работы восхищали и покоряли, другие же их не воспринимали. Ч. Ахмарова обвиняли в однообразии образов, повторении сюжетов в раннее, найденных миниатюрах средневековых ваятелей. По этому поводу Чингиз Ахмаров говорил: «Я никогда не ставил своей целью создавать свои произведения под миниатюру. Я всей душой люблю, изучаю произведения выдающихся миниатюристов, создавших непревзойденною художественную школу. Искусство миниатюры восхищает меня жизненностью изображаемых событий, людей, красоты природы, удивительной гармонией цвета, искренностью чувств художника. Оно для меня неисчерпаемое сокровище, мое вдохновение, моя школа. Оно для меня равнозначно искусству великих итальянских художников Джотто и Мазаччо».
В 1980 году после скоропостижно скончавшегося сына Каримджана, опеку над его детьми взял на себя Чингиз Ахмаров. Можно сказать, что он заменил им отца. Старшая внучка Шахноз под чутким руководством дедушки с детства увлеклась живописью.
Осенью 1994 года Чингиз Ахмаров позвал по телефону к себе домой внучку Шахноз. Когда Шахноз пришла в мастерскую, Ахмаров встретив ее, помог снять пальто, усадил внучку за журнальный столик, налил горячего чая. Окинув взглядом комнату, Шахноз увидела новые эскизы.
- О, дедуля, вы задумали что-то интересное… А почему вы так меня срочно вызвали, что-то случилось? – с беспокойством спросила она.
- Все нормально внученька… Я хотел с тобой посоветоваться… Выслушай меня внимательно, – наступило долгое молчание. – Ты знаешь, со мной рядом много лет живет Садык. После смерти твоего отца, он стал мне как сын, — помогает во всем, заботится обо мне. У него большая семья. Я хочу все оставить Садыку… Тем более он тоже художник. Я, надеюсь, что ты меня поймешь…
В январе 1995 года Садык Рахманов переселился в квартиру Ахмарова. Здоровье маэстро ухудшалось. Шахноз, имея уже свою семью, как могла, навещала деда. Садык практически не отходил от Ахмарова.
Вечером 12 марта 1995 года Садык накормил Ахмарова, уложил в постель и дал ему в руку лекарство.
- Домла, вот выпейте, а потом постарайтесь уснуть. У меня дела. А утром рано я приду… Спокойной ночи…
Он осторожно закрыл за собою дверь.
Рано утром 13 марта 1995 года Садык застал Ахмарова в постели в той же самой позе. Он умиротворенно лежал, с закрытыми глазами, зажав в руке таблетку. Чингиз Ахмаров ушел из жизни тихо, никому не причиняя боли…