Свободное программное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:56, реферат

Краткое описание

Свободное программное обеспечение — программы, разрабатываемые и предоставляемые авторами на условиях свободы их использования, модификации и распространения модифицированных версий — занимает важное место в современной компьютерной отрасли, в том числе, в России.

Содержание

1. Введение 3
2. Свободное ПО и ПО с открытым кодом 4
2.1. Истоки движения свободных программ и ПО с открытым кодом 4
2.2. Особенности разработки и применения свободного программного обеспечения в России. 9
2.3. Использование свободного ПО 10
3. Основные лицензии 16
3.1. Лицензия Open Source 16
3.2. Лицензия GNU 17
3.3. Лицензия BSD 27
3.4. Лицензия MIT 32

Прикрепленные файлы: 1 файл

1-34.doc

— 552.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

    1. Введение

За более чем полувековую историю развития вычислительной техники программное обеспечение развилось от вспомогательного компонента, придатка к аппаратному обеспечению, до самостоятельной индустрии, способной направлять развитие не только науки и техники, но и человеческой цивилизации в целом. Естественно, что в современных условиях программное обеспечение является неотделимой частью и одной из наиболее важных опор для построения глобального информационного общества, поэтому в современном мире появились и активно развиваются такие феномены, как «свободное программное обеспечение» и «программное обеспечение с открытым исходным кодом».

Свободное программное обеспечение (далее СПО) является лицензионным так же, как любые коммерческие продукты, распространяемые под несвободной лицензией. Законность использования СПО подтверждается присоединением пользователя к публичному лицензионному соглашению, которое доступно в сети Интернет. На сегодняшний день существуют полноценные аналоги практически всех закрытых платных программ: операционные системы, пакет офисных приложений, антивирусное программное обеспечение, архиваторы, средства разработки, графические редакторы, программное обеспечение для обработки фотоизображений, продукты для автоматизации процесса управления организацией и многое другое. Разработкой СПО занимаются как крупные компании-разработчики, так и отдельные группы программистов по всему миру.

Свободное программное обеспечение — программы, разрабатываемые и предоставляемые авторами на условиях свободы их использования, модификации и распространения модифицированных версий — занимает важное место в современной компьютерной отрасли, в том числе, в России.

 

    1. Свободное ПО  и ПО с открытым кодом

      1. Истоки движения свободных программ и ПО с открытым кодом

К концу 1990-х гг. некоторые участники сообщества Open Source стали замечать, что свободные программы, несмотря на свой очевидный потенциал, не привлекают должного внимания компаний. Напрашивался очевидный вывод, что традиционная аргументация и самопозиционирование участников сообщества при взаимодействии с бизнесом неэффективны, а для ведения успешного диалога с коммерческими организациями нужны другие, более прагматичные аргументы, нежели те, что использовал Фонд свободного программного обеспечения (Free Software Foundation). В 1998 г. по предложению американских разработчиков Брюса Перенса и Эрика Рэймонда) была создана организация «Инициатива открытых кодов» (Open Source Initiative, OSI). В основу проекта положена концепция о популяризации свободных программ с точки зрения их экономических достоинств, а не этических и культурных аспектов. Иными словами, Open Source Initiative — это попытка представить движение свободного ПО исключительно как коммерческое явление. Появился и новый, не вполне удачный термин — «программное обеспечение с открытым кодом» (ПООК): с одной стороны, открытость исходных кодов не единственный признак программного обеспечения, которое представляет Open Source Initiative; с другой, доступность исходных кодов сама по себе не говорит о соответствии программы определению Open Source Initiative. Тем не менее, понятие ПООК устоялось и часто используется как синоним «свободных программ», иной раз порождая двусмысленности.

По замыслу Перенса и Рэймонда, ПО с открытыми кодами должно было стать не столько противопоставлением, сколько дополнением к свободному ПО, так как, считали основатели Open Source Initiative, свободному ПО недоставало коммерческой составляющей. Однако вскоре между ведущими лицами двух направлений наметились принципиальные расхождения. Бессменный лидер движения свободного ПО Ричард Столлман настаивал на том, что умалчивание этических и культурных достоинств свободных программ нежелательно и что подобный компромисс может повредить сообществу. Со своей стороны, Эрик Рэймонд заявил, что доводы Столлмана «никого не в состоянии убедить». Основатель Open Source Initiative Брюс Перенс уже через год отошел от этого движения, опубликовав в одном из дискуссионных списков рассылки свое известное письмо, озаглавленное «Пора вновь заговорить о свободном ПО».

Движение Open Source Initiative разработало и опубликовало состоящее из десяти пунктов «Определение ПООК», которое направлено прежде всего на то, чтобы исключить представление, будто бы публикации исходных текстов достаточно для того, чтобы программу можно было отнести к ПООК. В соответствии с Определением лицензия на ПООК не должна препятствовать распространению программы и созданию на ее основе производных произведений. В Определении также перечислены антиконкурентные и ограничительные условия, которые недопустимы для лицензий на ПО с открытым кодом.

Если сравнить это определение с определением Free Software Foundation, то видно, что в содержательном отношении они практически не отличаются друг от друга, так как оперируют идентичным набором прав, которые предоставляются пользователям программ. Это приводит к тому, что проекты «свободного ПО» и проекты «ПО с открытым кодом» отвечают как определению Open Source Initiative, так и определению Free Software Foundation. То есть можно сказать, что между разработкой и распространением «свободных программ» и «программ с открытым исходным кодом» существенных отличий нет.

Однако разница в двух подходах к популяризации движения свободных программ сохраняется до сих пор. Термин «ПО с открытыми кодами» более популярен в деловых кругах, где коммерческие интересы диктуют сохранение максимального нейтралитета в отношении этических и культурных вопросов, при сосредоточении основного внимания на вопросах экономической целесообразности. А термин «свободное ПО» более популярен среди активистов сообщества и разработчиков. В аналитических публикациях исследователей и правительственных организаций, где проявляется стремление рассматривать явление в его полноте, наметилась тенденция к созданию обобщающего термина, который бы объединял в себе оба «публичных лица» движения свободного ПО. В английском языке широко распространились аббревиатуры FOSS (Free and Open Source Software) и FLOSS (Free/Libre and Open Source Software). Они практически идентичны по смыслу и означают «свободное ПО и ПО с открытыми кодами». Отличие лишь в том, что во втором варианте слово «свободный» приводится как по-английски, так и по-французски, поскольку в английском языке слово free также имеет значение «бесплатный», которое иногда препятствует чёткому пониманию явления.

Поскольку термин «свободное ПО» является содержательно более широким и исторически предшествует более узкому термину «ПО с открытыми кодами», то его использование представляется более уместным в тех случаях, когда речь идет о свободных программах как о комплексном явлении.

Другим важным аргументом в пользу понятия «свободное ПО» является то, что оппоненты свободных программ зачастую умышленно или из-за недостаточной грамотности подменяют понятия. В результате под «ПО с открытым кодом» начинают понимать любые программы, распространяемые под произвольными лицензиями, исходный код которых доступен с множеством принципиальных ограничений (например, предоставление исходных кодов государственным органам для целей аудита без права модификации и возможности сопоставления с исполнимым кодом той же программы). Такие подмены, разумеется, противоречат определению понятия Open Source Software (которое не сводится к открытости кода), данному Open Source Initiative, и приводят к двусмысленным толкованиям. Поэтому в материалах проекта Info-foss.ru в русском варианте используется понятие «свободное ПО», а в англоязычном написании — FOSS.

С середины 1980-х до середины 1990-х гг. свободные программы развивались главным образом за счет внутреннего потенциала сообщества свободного ПО. В это время «Фонд свободного программного обеспечения» расходовал большую часть средств на оплату труда программистов, разрабатывающих свободные программы, при этом большинство программ создавали технические специалисты — для решения близких им задач инструментального и прикладного характера. Важнейшим событием этого периода стала разработка в 1991 г. финским студентом Линусом Торвалдсом ядра операционной системы Linux, которое было выбрано проектом GNU в качестве основы для операционной системы. В 1993 г. была основана компания RedHat, а ещё раньше, в конце 1992 г., был инициирован немецкий проект S.u.S.E. Со временем они стали ведущими поставщиками операционных систем на базе Linux и сопутствующих им программ.

После того как операционная система GNU обзавелась собственным ядром, популярность GNU стала быстро расти, и к середине 1990-х гг. свободные программы начали привлекать внимание не только энтузиастов информационных технологий, но и представителей прессы и бизнеса. В 1998г. был инициирован проект Mozilla по созданию свободного веб-браузера, появились пилотные проекты, а также шумные проекты «рекламного» характера (например, создание компанией IBM наручных часов под управлением Linux), целью которых было проверить саму возможность существования свободной операционной системы и добиться её общественного признания. В 1999 г. ОС Linux стала самой распространенной системой для веб-серверов.

В конце 1990-х гг. возникают первые крупные проекты коммерческих, связанные с внедрением свободных программ, оценкой их эксплуатационного и коммерческого потенциала. В 1998–1999-м гг. о своих планах в отношении Linux объявили компании IBM, Borland, Allaire, Compaq, Dell, , Hewlett-Packard Lotus, Sun Microsystems, Toshibaи многие другие. С начала 2000-х гг. в разных странах начинают появляться законодательные инициативы, направленные на официальное признание свободного ПО в государственном секторе и предоставление ему законодательных преимуществ в сравнении с проприетарным ПО. Эти законопроекты привлекли внимание к свободным программам со стороны людей, не имеющих профессиональной связи с миром информационных технологий, и подготовили почву для более продуманных политических инициатив, несмотря на бескомпромиссный и «революционный» характер свободного ПО.

2003–2004 гг. В отличие от раннего периода, авторы соответствующих законопроектов не призывают к повсеместной немедленной миграции на свободное ПО. Доминирующим подходом стало признание свободных программ в качестве полноценной альтернативы проприетарным. В процессе принятия государственных решений сравнительные преимущества и недостатки свободных и несвободных программ оцениваются более объективно. В то же время стало понятно, что часть проблем, связанных с чрезмерной зависимостью государственного сектора отрасли информационных технологий от отдельных поставщиков, решается не столько путем тотального перехода к свободным программам, сколько требованием соблюдения открытых стандартов.

Важным рубежом стал 2002 г.: тогда были выпущены «зрелые» версии веб-браузера Mozilla и офисного пакета OpenOffice.org. Фактически именно тогда свободные программы превратились в конкурентоспособную альтернативу не только для серверов, но и для настольных компьютеров.

 

      1. Особенности разработки и применения свободного программного обеспечения в России.

Российская индустрия СПО на первых этапах ее развития в значительной степени отставала от западной, в силу относительной изоляции страны и отсутствия широкополосного интернет-доступа. Кроме того, интеграцию в западное сообщество разработчиков, адаптацию и применение уже созданных продуктов в определенной степени тормозили языковой барьер и необходимость кириллической локализации продуктов. Крупные коллективы разработчиков долгое время действовали только в центральных регионах России, в то время как американское и европейское сообщества уже имели широко распределенную и хорошо интегрированную сеть центров разработки.

Следствием такого длительного отрыва от мировой практики, которая наблюдается до сих пор, стало относительно небольшое количество уникальных российских коллективов и проектов разработки прикладного СПО. В тот момент, когда у российских разработчиков появился доступ к зарубежному опыту, на Западе уже существовали мощные, развитые СПО-проекты, поэтому логичным ходом отечественных специалистов стало присоединение к уже имеющимся интернациональным командам, а не создание собственных уникальных продуктов с нуля. В последние годы появляются российские команды разработчиков открытых СУБД, ГИС и другого специализированного ПО, интегрированные в мировое сообщество разработчиков, но имеющие локальную специфику. Таким образом, можно сказать, что развитие индустрии разработки СПО в России шло реверсивно (по сравнению с Западом), от практически полной интернационализации к постепенному формированию собственных локальных проектов.

С другой стороны, система подготовки инженерных кадров в России массово выпускала достаточно квалифицированных специалистов, которые индивидуально осваивали и использовали в работе Linux-технологии и, хотя и не участвовали в интернациональных проектах разработки СПО, создавали базу для его внедрения. Благодаря этому к моменту появления корпоративных решений на базе СПО от таких поставщиков как SAP или Oracle, разрыв между отечественным и западным рынками СПО был уже минимален: в России имелась и подготовленная серверная инфраструктура, и локализованные продукты, и определенное количество специалистов, которые могли администрировать СПО-решения на местах.

К настоящему моменту российский рынок СПО остается консолидированным, в корпоративном сегменте насчитывается не более десяти ключевых игроков, в сегменте B2C активно работают фактически только ALT Linux, ГНУ/ЛинуксЦентр, Mandriva.ru и Canonical. При доступности всего спектра свободно распространяемого ПО число отечественных команд программистов, которые могут выполнить заказную разработку корпоративного уровня, остается недостаточным для удовлетворения потенциального спроса в масштабах всей страны.

 

      1. Использование свободного ПО

  1. Можно ли использовать свободное и несвободное ПО на одном и том же компьютере?

Да, можно. Свободные лицензии не содержат требований, которые запрещают одновременный запуск свободных и несвободных программ на одном компьютере.

  1. Можно ли объединять свободное и несвободное ПО в одну программу?

Ответ на этот вопрос зависит от используемой лицензии. Часть свободных лицензий безразлична к этому вопросу (лицензии семейства BSD), и распространяемые на их условиях программы можно включать как фрагмент в несвободные лицензии практически без ограничений.

Некоторые свободные лицензии допускают сочетание свободных компонентов с несвободными лишь в виде так называемых библиотек. Таким образом, использовать фрагменты свободного кода в составе несвободной программы нельзя, но при этом свободная библиотека может быть использована как компонент составного произведения, включающего свободные и несвободные части. Самой известной из лицензий, предусматривающих такой порядок сочетания свободных и несвободных компонентов, является LGPL (Lesser GPL, или «смягченная» GPL).

Наконец, некоторые свободные лицензии прямо запрещают сочетание свободных и несвободных программ в составных произведениях. К их числу, в частности, относится лицензия GPL.

  1. Может ли несвободная программа использовать свободные библиотеки?

Информация о работе Свободное программное обеспечение