Правовое положение главного бухгалтера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – построение теоретической модели регулирования нормами права отношений, связанных с установление правового статуса главного бухгалтера.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Изучить историю возникновения и становления в зарубежных странах и в Республике Беларусь;
Проанализировать требования, предъявляемые к главному бухгалтеру;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 история возникновения и развития профессии бухгалтера 6
1.1 Возникновение и становление профессии бухгалтера в зарубежных странах 6
1.2 Отечественная история становления профессии бухгалтера 10
2 главный бухгалтер в республике беларусь: общие положения 20
2.1 Общие требования к кандидатам на должность главного бухгалтера……………………………………………………………………...20
2.2 Порядок приема на работу и увольнения главного бухгалтера 24
3 права, обязанности и ответственность главного бухгалтера как обязательные элементы правового статуса 30
3.1 Права и обязанности главного бухгалтера 30
3.2 Ответственность главного бухгалтера по законодательству Республики Беларусь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК использованных источников 43

Прикрепленные файлы: 1 файл

kursovaya_Pravovoe_polozhenie_glavbukha_v_KhP_BGEU.doc

— 313.00 Кб (Скачать документ)

Более того, члены Института первой степени получали монополию на занятие должности главного бухгалтера в торгово-промышленных и акционерных обществах, банках, банкирских конторах, страховых и иных учреждениях, которые по уставам или на основании законов были обязаны представлять в министерство финансов годовые отчеты и балансы. Чтобы должность главного бухгалтера в перечисленных предприятиях стала обязательной, в проект была внесена норма о подписи им отчетов и балансов.

Особое значение И. Д. Гопфенгаузен придавал регулированию прав и обязанностей бухгалтеров. Он прописал их с особой тщательностью и в соответствии с гражданским и торговым законодательством Российской империи. Присяжный бухгалтер, нанимаясь на службу, должен был заключать со своим нанимателем письменный договор, в котором надлежало определять род службы, жалованье, жилищные и иные условия. Факт заключения, уничтожения или прекращения договора следовало доводить до сведения Окружного совета (регионального органа управления Институтом). Таким образом, подтверждалось законное право присяжного бухгалтера на занятие должности, а Окружной совет получал возможность наблюдать за исполнением закона.

Каждый бухгалтер должен лично отвечать за правильность ведения порученных ему книг и счетов, полагал И. Д. Гопфенгаузен, а главный бухгалтер — за все книги и счета, выдаваемые справки и требования. Как и И. А. Жидков, он считал, что бухгалтерия должна быть независимой от правления компании. Главного бухгалтера предполагалось утверждать общим собранием участников (акционеров), а бухгалтеров отдельных подразделений назначать не иначе как по представлению главного бухгалтера [20, с. 24].

По мнению И. Д. Гопфенгаузена, посредником во взаимоотношениях между хозяином и присяжным бухгалтером с функциями контроля соблюдения законодательства обеими сторонами должен был стать Окружной совет института бухгалтеров. Хозяин мог заявить Окружному совету о действиях бухгалтера, не соответствующих договору, положениям Института или законам. Совет в свою очередь получал право судить, насколько проступки счетного работника соотносятся со званием присяжного бухгалтера и наказывать его. Представитель Окружного совета мог также участвовать в судебном заседании, если дело доходило до суда. С другой стороны, присяжному бухгалтеру было дано право заявлять Окружному Совету о неправомерных действиях хозяина. В конце Х1Хв. в России, как и в других странах, существовала особая форма предоставления бухгалтерских услуг, например бухгалтерские кабинеты или счетные конторы. Реклама услуг этих контор размещалась во многих бухгалтерских изданиях. Ко времени обсуждения проектов Института деятельность счетных контор не была надлежащим образом урегулирована, и И. Д. Гопфенгаузен попытался восполнить этот пробел [25,с.63.].

Публичную счетную контору по проекту мог открыть только член Института бухгалтеров, но далеко не каждый. На основании заявления и прилагаемых к нему данных сначала Окружной совет должен был принять решение о правоспособности претендента держать публичную счетную контору, и только потом документы (через Главный Совет, высший орган управления Институтом) могли быть представлены на утверждение Министерства финансов. К тому, кто желал открыть счетную контору, предъявлялись дополнительные и более высокие требования. Для него устанавливалось особое научное испытание по программе Главного Совета, утвержденной Министром финансов. И наконец, открытие счетной конторы, подобно нотариальной, разрешалось не иначе как по внесении денежного залога.

На службе в счетной конторе могли состоять только члены Института бухгалтеров. Посторонних допускалось привлекать лишь для исполнения отдельных поручений. В части видов поручений, которые разрешалось выполнять счетной конторе, заметно сходство с английскими аудиторскими фирмами.

Предполагалось, что служащие счетных контор, подобно английским присяжным бухгалтерам, будут экспертами при судах, однако их участие в делах о банкротствах и попечительстве не оговаривалось как не соответствующее российским законам.

Вместе с тем счетная контора обязывалась исполнять все поручения министерств в отношении счетоводства и отчетности подведомственных им общественных и частных учреждений.

Содержатель счетной конторы по проекту числился на государственной службе, однако правом на производство в чины и пенсию от казны не пользовался. Служащие счетной конторы также могли совмещать деятельность в ней с государственной, общественной или частной службой, если имели на то соответствующие разрешения. Конфликт интересов, который мог произойти на этой почве, разрешался с помощью этических норм.

В декабре 1896 г. комиссию по разработке проекта Положения об Институте присяжных бухгалтеров при Министерстве финансов возглавил известный юрист и один из авторов проекта новых Основных положений об акционерных предприятиях Петр Павлович Цитович. Под его руководством был создан проект Положения об Институте бухгалтеров и присяжных счетоведов Империи, основу которого составили предложения Общества для распространения коммерческих знаний. Через год (в декабре 1897 г.) этот проект был представлен министру финансов С. Ю. Витте. К проекту прилагался текст присяги для счетоведов высшего разряда. Приняв ее, они могли стать присяжными счетоведами в полном смысле слова [20, с. 25].

Для лиц нехристианского вероисповедания форма изменяется сообразно их вероучению.

После нескольких неудачных попыток создания объединений присяжных счетоведов работа в этом направлении продолжилась. К ней причастен еще один известный российский бухгалтер, изобретатель русской тройной бухгалтерии Федор Венедиктович Езерский. В 1892 г. он основал в Москве Общество счетоводов. Это объединение преследовало самые разные цели: сближение лиц, интересующихся счетоводством, статистикой, экономическими и финансовыми вопросами, поиск места службы для нуждающихся в ней и даже организация отдыха членов Общества и их семейств [25,с. 64.].

По уставу члены Общества делились на три категории: действительные члены, почетные члены и пожизненные члены. Действительными членами Общества счетоводов могли стать те, кто специально занимался счетоводством, экономической и финансовой науками и статистикой, а также лица, оказавшие услуги по практическому применению этих наук. Широко открывая двери для желающих, Общество принимало в действительные члены всех, кто по роду своей деятельности так или иначе мог интересоваться экономическими и финансовыми вопросами. Звание почетного члена давалось за особые услуги на поприще научной и общеэкономической деятельности, а также содействие процветанию Общества. Пожизненными членами Общества становились его учредители, а также лица, оказавшие ему значительные услуги.

Революционные события 1905 г. стимулировали рост числа общественных объединений разного толка: союзов, обществ, кружков и др. Не остались в стороне от этого движения и представители счетной профессии. В каждом более или менее значительном коммерческом центре были организованы кружки и союзы счетоводов, однако вместо обсуждения профессиональных и экономических вопросов они зачастую были заняты разрешением политических и социальных проблем, волновавших в то время общество.

Политические проблемы к 1907 г. были на время оставлены, и в разных городах Российской империи вновь стали появляться общества счетоводов, имевшие целью профессиональный рост и финансовое благополучие своих членов. Среди них наибольшую известность получило Московское общество бухгалтеров [20, с. 26].

В проекте устава были определены обычные для бухгалтерских обществ цели: объединение на почве научной и практической деятельности и помощь своим членам в поиске места службы, а также финансовая поддержка нуждающихся членов общества и их семей.

Мировая война, а следом за ней революция и гражданская война надолго заслонили актуальную прежде проблему учреждения в России профессионального объединения бухгалтеров. В первые годы советской власти, в эпоху военного коммунизма, интерес к бухгалтерии и бухгалтерам в силу объективных причин вовсе отсутствовал. Как сообщал журнал «Счетоводство» в 1923 г., «... годы военного коммунизма с его безденежным получением и распределением ценностей, с постепенным отмиранием денежной системы, не только не благоприятствовали нашей работе, но прямо угрожали самим основам счетоводства».

За годы потрясений бухгалтерия предприятий была почти полностью разрушена. С переходом к новой экономической политике перед бухгалтерами была поставлена задача восстановления счетоводства и отчетности как государственных, так и частных предприятий. Справиться с ней можно было, лишь объединив усилия счетных работников. Вопрос об учреждении профессиональной организации бухгалтеров вновь был поставлен в повестку дня.

В 1923 г. Общее собрание Московского отделения Русского технического общества, по заявлению группы его членов, приняло решение создать в составе Общества Отдел учета хозяйственной деятельности (ОУХД). Главными задачами отдела стали: решение многочисленных вопросов учета в переходный период, а также содействие подготовке бухгалтерских кадров.

В 1923—1924гг. ОУХД при московском отделении Русского технического общества активно содействовал законотворческой деятельности. При разработке Положения об Институте государственных бухгалтеров-экспертов был учтен западноевропейский и российский опыт, насколько это представлялось возможным в условиях советской экономики. В 1924г. Положение было утверждено Коллегией Народного комиссариата РКИСССР [20, с. 26].

Согласно Положению Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ) имел целью наблюдение за постановкой счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных учреждениях, обязанных публичной отчетностью. На членов Института возлагались, в частности, обязанности по проверке годовых и ликвидационных балансов; представлению заключений по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности по требованию заинтересованных учреждений; производству экспертиз по требованиям судебных и административных органов; участию в рационализации, постановке и ведении счетоводства и отчетности.

Исполнение указанных работ требовало определенных навыков и квалификации, поэтому возникла необходимость установить критерии членства в Институте. К этому вопросу подошли творчески. В Институт не допускали лиц, состоящих гражданами СССР менее 3 лет, не пользующихся избирательными правами, состоящих собственниками или участниками торговых или промышленных предприятий. Также членами Института не могли стать лица, практический опыт или моральный облик которых вызывали сомнения (не достигшие возраста 30 лет, не имеющие постоянного места жительства, ограниченные в правах по суду и исключенные из общественных организаций за неблаговидные поступки). Действительные члены ИГБЭ должны были иметь стаж практической работы от 5 до 10 лет. Образовательный уровень претендентов проверялся посредством специального испытания (экзамена) по особой программе. Лица, имеющие специальное бухгалтерское образование, но не обладающие достаточным стажем, могли стать кандидатами в действительные члены института.

В 1930 г. Институт государственных бухгалтеров-экспертов прекратил свою деятельность.

В Республике Беларусь правовое положение главного бухгалтера впервые было урегулировано в 1994 году, когда вступил в силу Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 3321- XII) [29]. Первоначально Закон № 3321- XII состоял из 31 статьи. Организации бухгалтерского учета была посвящена глава 3. В ст. 9 Закона № 3321- XII устанавливались правовые основы положения главного бухгалтера: Руководство бухгалтерским учетом на предприятии (в учреждении) осуществляет главный бухгалтер или лицо, его заменяющее. Руководитель предприятия (учреждения) имеет право в порядке, предусмотренном собственником предприятия (учреждения) или уполномоченным им органом:

  • создать на предприятии (в учреждении) бухгалтерию как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, им назначенным, или;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или централизованной бухгалтерии того юридического лица, в состав которого входит предприятие (учреждение), или;
  • пользоваться услугами внештатного специалиста-бухгалтера, который является предпринимателем, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица.

Ст. 10,11 Закона № 3321- XII закрепляли права и обязанности главного бухгалтера.

В 2001 году Закон № 3321- XII был изложен в новой редакции [30]. Основы правового регулирования положения главного бухгалтера, его права и обязанности закреплялись ст. 7 Закона № 3321- XII.  При последующих изменениях данная статья не подвергалась существенным изменениям – лишь уточнялись формулировки обязанностей главного бухгалтера. В последней редакции Закона № 3321- XII в компетенцию главного бухгалтера входили:

  • постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
  • формирование учетной политики организации;
  • составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движением активов и выполнением обязательств.

Новейшая история правового регулирования положения главного бухгалтера начинается с вступления в силу с 1 января 2014 года нового Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З. «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) [7].

Принятие Закона обусловлено необходимостью сближения национального законодательства с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями, принимаемыми Фондом Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО), путем закрепления на уровне закона норм об обязательности применения на территории Республики Беларусь МСФО, а также согласования норм Закона с положениями иных законодательных актов, регулирующих общественные отношения в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

В преамбуле Закона установлено, что в нем определяются правовые и методологические основы бухгалтерского учета, требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее - отчетность).

Информация о работе Правовое положение главного бухгалтера