Возмездное оказание услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Подобный подход в трудах по экономике и юриспруденции традиционно связывается с квалификацией услуг как особой потребительной стоимости. При этом обычно ссылаются на К. Маркса, который, исходя из такого понимания услуги, писал, что «труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности».1 Воспроизводя данное положение, некоторые авторы безосновательно суживают сферу использования услуг, в которую, по их мнению, входят только те экономические отношения, когда граждане для удовлетворения своих потребностей получают особую потребительную стоимость в виде деятельности обслуживающей организации.2

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Понятие услуги………………………………………………………………………..…5

Услуга как экономическая и правовая категория…………………………………5

а) Услуга как экономическая категория……………………………………………5

б) Услуга как правовая категория…………………………………………………..9

Правовой режим реализации услуг……………………………………………….14

Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве………17

Субъект обязательства по оказанию услуг……………………………………….17

Объект обязательства по оказанию услуг………………………………………...20

Содержание обязательства по оказанию услуг…………………………………..23

Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству………..31

Судебная практика Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ…...…34

Заключение……………………………………………………………………………...38

Список использованной литературы…………………………………………………..39

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГП Кашежев.doc

— 305.00 Кб (Скачать документ)

Прежде всего, для завязки товарно-денежных отношений по оказанию услуг необходим заказ потребителя - услугополучателя, в котором должно быть выражено намерение вступить именно в товарно-денежные, а не какие-либо иные отношения. Это намерение выражается в принятии на себя обязанности оплатить оказанную услугу либо предоставить иное встречное удовлетворение. Возмездный характер оказания услуги должен быть выявлен именно при завязке отношений, ибо услуга, которая «не есть пригодный для продажи товар», не может «ждать» своего потребителя неопределённое время, её потребительная стоимость прекращает своё существование сразу после её оказания, а, следовательно, товара-услуги не будет существовать после прекращения деятельности услугодателя.

Известную сложность в связи  со сказанным вызывает вопрос о гражданско-правовом регулировании безвозмездных отношений по оказанию услуг.

В литературе высказано мнение, что  «отношения по безвозмездным договорам  находятся в сфере действия норм гражданского права, так как они обусловливают переход имущественных ценностей или оказание услуг, которые, будучи объектами соответствующих возмездных отношений, принимают форму товара».50 Иными словами, отношения по безвозмездной передаче вещей или предоставлению услуг регулируются нормами гражданского права лишь в том случае, если объекты аналогичных отношений могут передаваться и по возмездным сделкам. Следовательно, вопрос о гражданско-правовом регулировании безвозмездных отношений, по мнению В.Г. Вердникова и А.Ю. Кабалкина, зависит от того, могут ли те же объекты, которые передаются по безвозмездным сделкам, передаваться и по возмездным сделкам. К числу таких безвозмездных отношений указанные авторы относят дарение, беспроцентный заём, безвозмездное пользование имуществом, безвозмездное поручение, безвозмездное хранение, наследование.51

Однако применение аналогии для  решения вопроса о том, почему безвозмездные отношения облекаются в гражданско-правовую форму, едва ли оправдано. Можно привести достаточно примеров обратного характера, когда отношения облекаются в гражданско-правовую форму именно в связи с тем, что они носят возмездный характер. Например, медицинское обслуживание хозрасчётными лечебными учреждениями, платные курсы иностранных языков, машинописи и т.п. По-видимому, объяснение необходимо искать в сущности отношений, что и делают другие авторы. С.Н. Братусь объясняет включение безвозмездных имущественных отношений в предмет гражданского права тем, что в «современных условиях они также связаны со стоимостными денежными отношениями: перешедшее в безвозмездное пользование или на праве собственности имущество имеет денежную оценку и в отношении значительного круга материальных благ является потенциальным товаром».52 Как видно, объяснение С.Н. Братуся применимо лишь к таким безвозмездным отношениям, объектом которых выступают вещи. Утверждать же, что и безвозмездные услуги являются потенциальным товаром, нельзя, поскольку живой труд существует только в момент деятельности услугодателя. Следовательно, необходимо другое объяснение гражданско-правового регулирования безвозмездных отношений по оказанию услуг.

Возможны, однако, случаи, когда услуги, обычно оказываемые в товарно-денежной форме, предоставляются безвозмездно. Например, гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, отказывается от вознаграждения, либо врач платной поликлиники посчитает консультацию, не стоящей вознаграждения. Эти отношения, не имея товарно-денежного характера, гражданско-правовому регулированию не подвергаются. Если же оказанию услуги предшествовал заказ, вызов врача из платной поликлиники, а впоследствии врач от вознаграждения отказался, отношения, первоначально облечённые в гражданско-правовую форму, в дальнейшем перестали быть таковыми и вышли из сферы правового регулирования. Таким образом, конституирующим признаком обязательства по оказанию услуг является обязанность услугополучателя оплатить оказанную услугу.

Отсутствие вещественной формы  при оказании нематериальных услуг  придаёт обязанности услугополучателя оплатить услугу доказательственное значение. Ведь в случае спора доказать факт предоставления нематериальной услуги довольно сложно. Уплата вознаграждения придаёт отношениям определённую стабильность и облегчает их доказывание. В связи с этим возникает вопрос: когда должна производиться оплата услуги - до или после её предоставления? Каждый из вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Предварительная оплата услуги гарантирует  услугодателю получение вознаграждения, делает отношения по оказанию услуг более устойчивыми, поскольку расторжение договора может быть связано с возвратом денежной суммы. Однако при предварительной оплате страдают интересы услугополучателя - у него зачастую отсутствуют действенные средства для активизации деятельности услугодателя, возможность влиять на качество оказываемой услуги, вплоть до того, что услуга может быть предоставлена не в полном объёме.

Иное дело - последующая оплата оказанной услуги. Здесь позиции диаметрально противоположны - максимальная защита интересов услугополучателя и слабая защищённость интересов услугодателя. Получение услугодателем вознаграждения ставится в полную зависимость от субъективных оценок услугополучателя, а если речь идёт о нематериальных услугах, результат которых не может быть гарантирован, то реализация права услугодателя на получение вознаграждения становится чрезвычайно затруднительной. Доказывать заключение договора можно и свидетельскими показаниями, поскольку сумма вознаграждения обычно не превышает 100 рублей, однако оказание многих видов услуг связано с соблюдением тайны, профессиональной этики, что практически исключает наличие свидетелей.

Цена услуги зависит от нескольких факторов. Основное значение придаётся  потребительной стоимости услуги, т.е. размер вознаграждения зависит от того, какая именно потребность удовлетворяется. Например, цена услуги адвоката, защищающего имущественные интересы клиента, может определяться в процентном отношении к стоимости имущества, являющегося предметом спора, цена информационной услуги может зависеть от прибыли, которая должна быть получена благодаря использованию предоставляемой информации. Однако использование только потребительной стоимости в условиях дефицита услуг приводит к необоснованному увеличению размера вознаграждения. Несоразмерность деятельности услугодателя и выгоды, которую может получить услугополучатель в результате оказания услуги, может привести к извлечению нетрудовых доходов, когда размер вознаграждения во много раз превысит трудовые затраты услугодателя. Следовательно, необходимы пределы вознаграждения, однако устанавливать их в нормативном порядке нецелесообразно. Регулирование размера вознаграждения должно осуществляться экономическими методами. По мере насыщения рынка услугами, роста конкуренции между услугодателями, с одной стороны, и повышения культуры и грамотности населения, с другой, цены на услуги будут постепенно снижаться. Так, правовая неграмотность населения вызвала существенный рост цен на юридические услуги.

Другим фактором, влияющим на определение  размера вознаграждения, являются затраты, понесённые услугодателем при оказании услуги. Кроме затрат собственного труда при оказании услуг могут использоваться различные вещи как потребляемые, так и непотребляемые. Использование потребляемых вещей должно оплачиваться услугополучателем в полном размере, непотребляемых - в размере амортизации вещи, происшедшей при оказании услуги. Так, использование массажистом мазей, других лекарственных средств оплачивается в размере фактически произведённых затрат, а использование приборов, например, электромассажёра - в размере амортизации.

Цена услуг может определяться тремя основными способами:

- путём установления твёрдой суммы вознаграждения за оказываемую услугу,

- путём установления суммы вознаграждения за единицу времени (почасовая оплата),

- в процентном отношении к прибыли, получаемой услугополучателем в результате оказания услуги.

Выбор способа исчисления вознаграждения зависит от вида услуги, а также  от желания сторон. При заключении договора стороны должны прийти к соглашению о способе исчисления вознаграждения и его размере.

Кроме того, указанные способы определения  цены могут дифференцироваться в  зависимости от уровня подготовки (квалификации) услугодателя, сложности услуги, периода времени и других условий.

ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО  ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

 

Главы или статьи именно с таким  названием не было в ГК РСФСР 1964 г., поскольку правоотношения по возмездному оказанию услуг регламентировались ведомственными нормативными актами либо вообще не регулировались. И тогда участники гражданского оборота, прибегая к аналогии права (закона), руководствовались обычно сходными правоотношениями.

Уже в части первой ГК РФ оговаривалось  введение самостоятельного института  возмездного оказания услуг. Это  свидетельство того, что законодатель предвидел заранее ситуацию о необходимости выделения этой группы правоотношений в отдельный комплекс правовых норм. Видимо, поэтому ст. 128 части первой ГК рассматривает услуги в виде определённого самостоятельного объекта права.

Что же такое возмездное оказание услуг? Кодекс даёт этому виду услуг следующее определение: «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществлять определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» (п.1 ст. 779 ГК).

Следовательно, речь идёт об услугах  по совершению каких-то действий или  осуществлению определённой деятельности. Причём, как действия, так и деятельность могут как сопровождаться соответствующим материальным результатом, так и необязательно.

Кто же выступает в качестве субъектов  договора по оказанию услуг? В качестве таковых Кодекс называет «исполнителя»  и «заказчика», подразумевая под  ними не только юридических лиц, но и граждан. Это умозаключение  однозначно, ибо п. 1 ст. 779 ГК не содержит никаких ограничений относительно участников данного договора. Это общая норма гражданского права. Однако следует учитывать и специальные правила, предусмотренные в отсылочной норме законодательного или нормативного акта. Так, например, только юридическое лицо может оказывать услуги по телефонной связи, причём, по соответствующей лицензии. Такую лицензию во многих случаях должны иметь и физические лица на занятия в определённой области: медицина, аудит, ветеринария и т.д.

Из пункта 2 ст. 779 ГК РФ следует, что  правила главы 39 ГК РФ распространяются на договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, информационных, услуг по обучению и т.д., за исключением оказываемых по договорам, предусмотренных главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ.

Длинный перечень возможных договоров  по оказанию услуг разработчики кодекса  завершают в конце словом «и иным», тем самым давая понять, что  подобных договоров существует большое многообразие.

В соответствии с общим правилом договор по оказанию услуг является публичным договором: то есть услуга должна оказываться всякому, кто обратиться в коммерческую организацию. Это соответствует требованиям ст. 426 ГК РФ. Помимо всего, договоры возмездного оказания услуг считаются договорами присоединения, ибо заказчик (как правило, гражданин) подписывает заранее подготовленный исполнителем стандартный договор или (приобретая соответствующую путёвку, билет) обычно именно «присоединяется» и определяет группу туристов, экскурсантов. Это отвечает нормам ст. 428 ГК.

В главе 39 Кодекса есть ст. 780: «Если  иное не предусмотрено договором  возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услугу лично».

Из неё вытекает: во-первых, исполнитель  не только должен, но и обязан оказать услугу лично; во-вторых, никакое другое лицо, кроме исполнителя не вправе оказать услугу заказчику, если иное не предусмотрено в тексте заключённого договора, и, в-третьих, ст. 780 ГК РФ является исключением из общего правила об исполнении обязательства, в силу которого исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условия обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнять обязательство лично (п. 1 ст. 313 ГК).

Отсюда следует вывод: законодатель исходит из приоритета преимущественного  права заказчика как клиента. Поэтому, если по договору предусмотрено  возмездное оказание услуг самим исполнителем, он не вправе передавать свои права, а равно и обязанности по оказанию дополнительных услуг другому лицу, в том числе и передоверять их. Наиболее расширенный и бланкетный характер носят нормы ст. 781 ГК об оплате услуг. В соответствии с ней заказчик оплачивает услуги так, как об этом сказано в договоре. Однако существуют и нормативные и положения об оплате за оказание услуг. В соответствии с ними вся оплата подразделяется на предварительную, оплату сразу после получения товаров (при самообслуживании)53, и оплату после оказания услуг, причём, через несколько дней.54 Существуют услуги, где условия их оплаты определяются соответствующим государственным, местным или муниципальным органом (услуги бань, фотоателье).

Ст. 782 ГК РФ об одностороннем отказе от исполнения договора возмездного  оказания услуг закрепляет основные принципы гражданского законодательства:

- о равноправии участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ);

- о равной ответственности контрагентов договорного обязательства как обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ), за определёнными изъятиями.

Можно отметить, что п. 2 ст. 782 ГК лишён практической направленности. Так, отказ исполнителя от возмездного оказания услуг не содержит никаких исключений из этого правила. При условии оказания услуг предпринимательской структурой такой договор должен признаваться публичным. Его строго обязательный характер (ст. 426 ГК) свидетельствует о том, что всякий отказ от выполнения услуги лишён для исполнителя как должника какого-либо смысла. Это вытекает из сущности данного правоотношения: при необоснованном отказе в заключении публичного договора должно применяться правило п. 4 ст. 445 ГК, предусматривающее понуждение к заключению подобного договора и компенсации потерпевшему убытков по правилам ст. ст. 15, 393 ГК. Отсюда следует, что исполнитель, отказавшийся от исполнения договора о возмездному оказанию услуг, кроме убытков, ничего не имеет и по первому требованию заказчика обязан немедленно вновь заключить данный договор. Следовательно, необоснованный отказ исполнителя от выполнения указанных услуг является для него абсурдным. Таким образом, п. 2 ст. 782 ГК нуждается в уточнении или изменении, ибо находится в противоречии с общими нормами обязательственного права по заключению публичных договоров: ст. 426 и п. 4 ст. 445 ГК.

И ещё один нюанс ст. 782 ГК, о котором  не говорится в тексте. Это вопрос времени, в течение которого контрагенты могут отказаться от исполнения договора. Можно предположить, что отказ от исполнения носит многовариантный характер: до начала по оказанию услуг, в момент их оказания. Практически любая сторона может отказаться от исполнения договора подобного рода в любое время, а теоретически и после оказания услуги, однако при этом контрагент обязан возместить потерпевшей стороне все убытки.

К договору возмездного оказания услуг  применяются общие положения  о подряде (ст. ст. 702-729 ГК) и положения о бытовом подряде (ст. ст. 730-739 ГК).

Вышеуказанные нормы права о  подряде применяются к договору о возмездном оказании услуг лишь в случаях, если это не противоречит ст. 779-782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Под «особенностями предмета договора»  в правоотношениях по возмездному  оказанию услуг следует понимать услуги, оказываемые как гражданам («Закон о защите прав потребителей»), так и юридическим лицам. Это означает, что помимо норм об общих положениях о подряде и бытовом подряде, применяются другие законы, правовые акты.

Информация о работе Возмездное оказание услуг