Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:34, статья
Семья – это важный структурный элемент общества. Отечественные преобразования неизбежно затронули и российскую семью: снизилась функциональная эффективность, серьёзно пошатнулось её положение. Проблемы семьи приобрели характер социально-экономического, демографического, психологического, духовно-нравственного неблагополучия в масштабах общества и государства. На наш взгляд, серьёзной проблемой современной российской семьи является отсутствие крепких уз брака, которые приводят к распаду семейных отношений. Однако серьёзнейшую озабоченность вызывает тот факт, когда распадается брак, в котором имеются дети.
ВНЕСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВА РЕБЁНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ
А. Н. Пименов
Конец XX века – это время серьёзных перемен и испытаний в истории России. Распад Советского Союза и падение социалистического строя привели к крушению идеологической системы. В обществе образовался ценностный вакуум, при котором одна ценностно-нормативная система была разрушена, а новая ещё не сформировалась.
Семья – это важный структурный элемент общества. Отечественные преобразования неизбежно затронули и российскую семью: снизилась функциональная эффективность, серьёзно пошатнулось её положение. Проблемы семьи приобрели характер социально-экономического, демографического, психологического, духовно-нравственного неблагополучия в масштабах общества и государства. На наш взгляд, серьёзной проблемой современной российской семьи является отсутствие крепких уз брака, которые приводят к распаду семейных отношений. Однако серьёзнейшую озабоченность вызывает тот факт, когда распадается брак, в котором имеются дети.
Вследствие развода родители подвергают своих детей риску невозможности обеспечить реализацию не только личных неимущественных, но также имущественных прав. Процесс дестабилизации семейных устоев, семьи в наше время приобрел характер социального явления. Свидетельством этому служит рост числа расторгаемых браков. По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области в 2006 г. расторгнуто 7006 браков, в 2007 г. – 7266, в 2008 г. – 7760, в 2009 г. – 8249, в 2010 г. – 72511 (4,7 на 1000 населения, в 2009 г. – 5,3, в 2008 г. – 5,0, в 2007 г. – 4,6, в 2006 г. – 4,42) (см. Таблицу).
Отмечена хорошая тенденция: количество разводов в 2010 году уменьшилось на 509 по сравнению с 2008 годом. В 2010 году количество зарегистрированных браков по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 402 и составило 12031. Права несовершеннолетних в настоящее время остаются одной из важнейших теоретических и практических тем научных исследований. При этом в 2009 году из 8249 расторгнутых браков приходилось 4293 развода, в браках которых находилось 5034 ребёнка. А в 2010 году из 7251 расторгнутых браков 3862, в браках которых находилось 4484 ребёнка (см. Таблицу).
Таблица
Расторгнутые браки по числу общих детей в возрасте до 18 лет у бывших супругов в Тульской области 2006 - 2010 гг.
Годы |
Всего расторгнутых браков |
в том числе расторгнуто браков | ||
без детей |
с детьми | |||
разводов |
в них детей | |||
2006 |
7006 |
3183 |
3823 |
4417 |
2007 |
7266 |
3453 |
3813 |
4566 |
2008 |
7760 |
3638 |
4122 |
4723 |
2009 |
8249 |
3956 |
4293 |
5034 |
2010 |
7251 |
3389 |
3862 |
4484 |
Проблемы имущественных и личных неимущественных прав ребёнка в нашей стране одни из острейших на сегодняшний день. Судебный порядок защиты является оптимальным способом охраны прав граждан, обеспечивающим максимальную защиту законных интересов. Однако, на наш взгляд, специфика семейных отношений такова, что не всегда судебный способ разрешения семейных споров является лучшим вариантом. Прежде всего, данное положение применимо к защите права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье3. Согласимся с положением Анны Максимовны Рабец, которая отмечает, что «данная сфера семейных отношений настолько эмоционально значима и имеет настолько глубокую морально-нравственную природу, что судебное вмешательство в неё зачастую не способно обеспечить адекватную защиту истинных интересов ребёнка»4. Внесудебный порядок защиты права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье включает в себя два важных положений. Первое заключается в том, данный способ является первичным и наиболее мобильным средством защиты нарушенного права. Второе положение: его механизм настолько далёк от совершенства, что говорить о какой-либо возможности его реализации вряд ли возможно. Данный парадокс приводит к тому, что внесудебный порядок защиты права ребёнка жить и воспитываться в семье на практике приводит к объективному затягиванию процесса восстановления нарушенного права.
Необходимо отметить, что понятие «внесудебный порядок защиты» в гражданском и семейном законодательстве отсутствует. К внесудебному порядку защиты относят весь спектр действий, который не относится к судебным процедурам защиты прав. А именно, в административном порядке (органами опеки и попечительства), а также в порядке самозащиты посредством активных действий самого несовершеннолетнего. И здесь остаётся непонятным, к какому способу внесудебной защиты необходимо отнести действия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, наделённых указанными полномочиями в соответствии со ст. 56 СК РФ. Считаем, что будет правильным дополнить список способов внесудебной защиты таким способом, как способ законного представительства.
Возможности защиты прав ребёнка зависят от воли и действий его родителей и законных представителей. В ст. 56 СК РФ идёт речь о том, что ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Это не означает, что ребёнок самостоятельно осуществляют защиту своих прав. Данная статья устанавливает некую градацию приоритетов среди тех субъектов, которые наделяются правом осуществлять внесудебную защиту прав ребёнка. И первое место отведено, конечно, родителям, что закреплено в семейном законодательстве: согласно ст. 64 СК РФ, защита прав и интересов детей возлагается на родителей, которые являются законными представителями своих детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в судах, без специальных полномочий.
Семейные правоотношения составляют весьма специфическую, личностно-ориентированную сферу правового регулирования5. Вмешательство государства в сферу семейного воспитания ограничено, что определяет семью как специфический правовой институт. Но несмотря на это, семья в соответствии со ст. 1 СК РФ находится под особой защитой государства. Одним из принципов осуществления данной защиты является недопустимость вмешательства кого-либо в дела семьи, что обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Однако оно же является препятствием в осуществлении защиты права ребёнка жить и воспитываться в семье, так как для осуществления данной защиты надо выявить факт нарушения права, чтобы определить адекватные способы его внесудебной защиты.
Характерной особенностью нарушения права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье является то, что в их основе лежит глубинный конфликт интересов родителей и ребёнка. Достаточно трудно определить, когда конкретно в семейных правоотношениях возникает этот переломный момент. Злоупотребление родительским правом часто выражается в уклонении от обучения, трудового воспитания детей, недозволенных приёмов воспитания, неправомерного психического и физического насилия, унижении чести и достоинства, оставлении в беспомощном состоянии6. На наш взгляд, в этой связи существенной задачей законодателя является установление тех принципов, на которых строится внесудебный способ защиты права ребёнка жить и воспитываться в семье его родителями. Мы считаем, что важным является соответствие нравственных принципов родителей интересам ребёнка и нормам права, поэтому этот принцип находится на стыке нравственных и правовых начал. Презумпция доброй и разумной воли родителей, действия которых направлены исключительно на благо детей, – это основа осуществления родителями нравственно-правового принципа внесудебной защиты затрагиваемого права.
Внутрисемейное соглашение, отвечающее интересам детей, является способом осуществления внесудебной защиты. В его основе лежит диспозитивный метод правового регулирования. Но отсутствие чётких критериев, устанавливающих нравственные нормы поведения родителей в нормах права, приводит к значительным проблемам продуктивности реализации родителями механизма внесудебной защиты права ребёнка жить и воспитываться в семье.
Считаем, что нормы семейного законодательства, которые относятся к сфере реализации права ребёнка жить и воспитываться в семье, необходимо дополнить более чёткими критериями, предписывающими варианты действий родителей в рамках осуществления внесудебной защиты указанного права. Данное замечание не является посягательством на абсолютное право родителей на личное воспитание своих детей. Наоборот, его основным назначением является установление нравственных начал, которые закрепляют одобряемые и дозволенные обществом и государством действия родителей.
Споры, которые могут возникнуть при осуществлении родителями принадлежащего им права и разрешение которых возможно без обращения в суд:
Необходимо отметить, что в РФ на сегодняшний день фактически не сформирована нормативно-правовая база, которая устанавливает основы осуществления внесудебной защиты органами опеки и попечительства права детей жить и воспитываться в семье. В Европейской конвенции об осуществлении прав детей прописаны отдельные концептуальные положения. Так, устанавливается принцип целесообразности разрешения внутрисемейных конфликтов посредством соглашения, предшествующего вынесению вопроса на рассмотрение органа судебной власти и является в этом смысле приоритетным7.
Мы далеки от категоричных утверждений о том, что религия «является единственным социальным институтом, дающим полное и конечное обоснование ценности брака и семьи, деторождения, здорового образа жизни»8. Однако признаём, что нравственно-религиозные основы брака и семьи дореволюционной России содержат определённые достояния, заслуживающие «рационально-философского переосмысления в аспекте сотрудничества государства с церковью по выходу российского общества из тяжёлого духовно-нравственного кризиса, затронувшего и семейную сферу постсоветского общества»9. Обратимся к истории разводов до Октябрьской революции 1917 года. Так, исследователь церковной статистики И. Преображенский приводит следующие данные численности разводов по Российской империи: 1840 г. – 198; 1880 г. – 920; 1890 г. – 942 (тогда как только в Тульской области в 2009 г. было расторгнуто 8249 браков, а в 2010 г. – 7251 брак). Согласно переписи населения в 1897 г., на 1000 мужчин приходился 1 разведённый, на 1000 женщин – 2 разведённые10. Число разводов постепенно росло, однако вплоть до революции 1917 года оставалось ничтожным по сравнению с общим количеством браков.
Свой вариант преодоления кризиса семьи через возврат её к православным традициям, через актуализацию ценностей традиционной семьи предлагает Русская православная церковь (РПЦ МП). Однако необходимо отметить, что возврат к традициям нашего государства не должен быть революционным и носить обязательный характер. Для этого нужно вводить постепенные меры, реформаторского, законотворческого характера. Считаем необходимым разработать Приоритетный проект «Семья» Правительством РФ (или для начала – Правительством Тульской области) и подключить не только государственные, региональные и муниципальные власти к разрешению назревшей проблемы, но и общественные организации и институты. В данном Приоритетном проекте «Семья» предлагаем выделить раздел «Промежуточные меры по защите прав и интересов несовершеннолетних при расторжении брака родителей», поскольку данная проблема не разрешится без принятия действенных мер. Предлагаем законодательно разработать и прописать в данном разделе нравственно-правовой принцип внесудебной защиты права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье с опорой на нравственно-религиозные основы семьи и брака эпохи правления династии Романовых.
В истории России именно православие внесло решающий вклад в развитие культуры и государственности, способствовало формированию нации. Православная церковь и Русская монархия на протяжении многих веков составляли единый «организм». Нормы современного семейного права во многом сформировались под влиянием православных обычаев и традиций. По словам Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, «в обновленной России отношения государства и Церкви строятся на основе конституционных принципов свободы совести и вероисповедания, невмешательства государственных органов в деятельность религиозных организаций»11. В настоящее время возрастающая потребность во взаимодействии и сотрудничестве в деле построения духовно здорового гражданского общества сближает государство и Церковь в процессе конструктивного диалога.
Альтернативным способом урегулирования споров по защите права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье является медиация. В современном общеупотребительном понимании медиация – это разновидность примирительной процедуры. В юридической литературе даются разные определения понятию «медиация», но при этом суть их сводиться к одному: показать, что медиация представляет собой несудебную примирительную процедуру сторон с активным участием посредника12.
Особенность медиации состоит в том, что она осуществляется с помощью нейтрального, беспристрастного третьего лица – медиатора или посредника. Это лицо, которое избирается участниками конфликта, они доверяют посреднику урегулирование своего спора. Сущность деятельности медиатора и самой процедуры медиации состоит в том, что посредник оказывает сторонам содействие в достижении соглашения по спору, в примирении на основе определенной техники ведения переговоров, навыков и знаний.
Преимущества процедуры медиации заключаются в том, что даже если сторонам не удалось добиться примирения и они вынуждены обратиться к судебной процедуре, опыт участия в процедуре медиации позволит им лучше понять друг друга, реально оценить свои правовые позиции и будет способствовать более эффективному судебному разбирательству.13
В настоящее время в России действует Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ14 (далее – Закон о медиации). Данный Закон как таковой каких-либо положений, специально ориентированных для урегулирования семейных споров, не содержит. Единственная норма, где указывается об интересующем нас вопросе – ч. 2 ст. 1 Закона о медиации. Позволим процитировать данное положение: «Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникшим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений».
Информация о работе Внесудебный порядок права несовершеннолетних жить и воспитываться в семье