Структура и содержание Французского гражданского кодекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

Актуальность темы: прошло 200 лет со дня принятия Французского гражданского кодекса (ФГК) 1804 г, именуемого также Кодексом Наполеона, который положен в основу гражданского законодательства многих стран. Интерес к нему не иссякает и в настоящее время.
Исследование истории создания Французского гражданского кодекса 1804 г., включая анализ закрепленных в нем принципов гражданского права, имеет важное историческое, научное и практическое значение.
Историческое значение изучения Французского гражданского кодекса 1804 г. обусловлено в первую очередь тем, что этот документ отражает произошедшие к началу 1804 г. изменения во французском обществе в сфере имущественных отношений и дает представление о высоком уровне развития Франции того времени. Кодекс дает возможность проследить эволюцию общественных отношений во Франции с 1789 по 1804 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………….3
1. История создания и принятия Французского гражданского кодекса..….…5
2. Структура и содержание Французского гражданского кодекса…..……...11
3. Кодекс 1804 г. как основа гражданского законодательства Канады, Латинской Америки и Ближнего Востока……………………….…….……….20
Заключение……………………………………………………………….…...29
Библиографический список…………………...………………………..……..30

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГК Наполеона.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

Статья 3 закрепила нормы, в соответствии с которыми законы, регулирующие общественный порядок и безопасность, обязательны для всех лиц, проживающих на территории Франции. Отношения, связанные с недвижимым имуществом, которым владеют иностранцы, регулируются законами Франции. Законы, касающиеся гражданского состояния и привилегий французов, распространяются на последних, даже если они проживают за границей.

Статья 4 содержала важнейшее для осуществления правосудия положение, гласящее, что судья, который откажется судить под предлогом молчания, неясности или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе от правосудия. Данная норма обязывала судей выносить решения, даже в случае наличия пробелов в праве10.

Во Французском  гражданском кодексе 1804 г. нашли  юридическое закрепление и дальнейшее развитие принципы гражданского права, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (которая действует во Франции и ныне)11.

Первая книга  «О лицах» (ст.7-515) переводила такие общие идеи своей эпохи, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, «всякий француз пользуется гражданским правом». Таким образом, принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от «качества гражданина», которое может изменяться в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное Кодексом, не распространялось лишь на иностранцев.

В первой книге  закреплялись также основные принципы семейного права. В этой сфере  Кодекс заметно отличался от ряда положений революционного периода, когда декларировалось равенство  личных и имущественных прав женщин и мужчин, была ослаблена отцовская власть над детьми и т.д.

Хотя отдельные  статьи ГК Наполеона подчеркивали равенство мужа и жены, например: «Супруги обязаны к взаимной верности, помощи, поддержке» (ст. 212 и др.), в целом мужчина занимал в семье господствующее положение. Согласно ст. 213, «муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу». Муж имел право определять место жительства для семьи, жена была обязана следовать за своим мужем.

Весьма характерны статьи Кодекса, касающиеся развода по причине неверности одного из супругов. По ст. 229 прелюбодеяния жены было достаточно, чтобы муж мог требовать развода. Статья 230 иначе определяла право жены на развод в случае неверности мужа: «Жена может требовать развода по причине прелюбодеяния мужа, если он держал свою сожительницу в общем доме». Это унизительное для женщины условие было отменено только в 1884 г.

Неравноправие женщины проявилось также в ее имущественном положении в семье. По общему правилу предусматривался режим общности для имущества мужа и жены. При таком режиме распоряжение семейным имуществом полностью предоставлялось мужу, который мог действовать без участия и согласия жены. Кодекс предусмотрел возможность и иных имущественных отношений супругов, в частности режим раздельного владения. Но даже в этом случае жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость.

ГК устанавливал неравные права мужа и жены и в  отношении детей. Родительская власть, о которой говорилось в первой книге, по существу была сведена к отцовской власти. Отец, имевший «серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет», мог лишить его свободы на срок до одного месяца. Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не имели права вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями принималось во внимание мнение отца. Кодекс, в принципе, допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но ст. 340 запретила отыскание отцовства. Это реально ухудшило положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством.

Но в целом  нормы семейного права в ГК Наполеона имели для своего времени  прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал  брак, развивая тем самым положения Конституции 1791 г. о том, что брак -12 гражданский договор; подтвердил введенный в период революции развод, что означало разрыв с требованиями канонического права. Правда, в 1816 г., после реставрации Бурбонов, в условиях усиления влияния католической церкви гражданский развод был отменен и восстановлен лишь в 1884 г.

Во второй книге закреплен принцип свободы собственности. Статья 544 Французского гражданского кодекса 1804 г. гласит: «Собственность есть право пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами и регламентами» .В этом определении законодатель подчеркивает универсальный индивидуалистический характер права собственности. Развивая революционные представления о незыблемости и «неприкосновенности» права частной собственности, Кодекс предусматривал, что собственник «не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение».

Индивидуалистический подход к  праву собственности в ГК Наполеона  проявился также в широкой  трактовке правомочий земельного собственника. Статья 552 предусматривала: «Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится над землей и под землей». Практически это означало, что собственник земли становился полным и абсолютным хозяином всех природных богатств, обнаруженных на его участке. Такая редакция статьи оказалась нереальной и весьма невыгодной для промышленников. Она не учитывала и интересы государства в целом. Уже в 1810 г. она была пересмотрена специальным законом, предусмотревшим, что рудники могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством.

В целях смягчения конфликтов интересов  частных собственников было установлено несколько законных сервитутов (обременений) – об общей стене, о праве прохода и других, но все же в этой области оставались пробелы и неполнота регулирования. Термин сервитут был заимствован из римского правоведения, однако его разновидности были расширены. Другим заимствованным институтом римского правоведения был узуфрукт, который определялся как «право пользования вещами, собственность на которые принадлежит другому лицу, так же как ими пользуется сам собственник, но с обязанностью сохранить существо вещи» (ст.578).

Во французском обществе, как и в древнеримском, возникали сложности, нестандартные ситуации в связи с неопределенностью деления на движимое и недвижимое имущество. Во владениях земельных собственников существовало множество инвентаря и много видов животных, так что трудно было определить, какие из них отнести к движимым, а какие к недвижимым вещам13. Французский гражданский кодекс разрешил эту проблему, установив общий принцип: «собственность считается недвижимой в зависимости от своей природы, либо от цели своего предназначения».

Кодекс выделял  три вида собственности в зависимости  от субъекта права: 1) индивидуальная, 2) государственная, или общественное обладание, 3) общинно-коммунальная. Преобладающее  внимание уделялось частной собственности. Однако оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только в государственной (порты, крепости и т. п.) или только в коммунальной собственности14.

Все вещи делились на 4 группы. Ранее господствовавшее в праве Франции подразделение на наследственные и на благоприобретенные теряло силу. В общем важнейшим было новое деление на вещи движимые и недвижимые, однако последовательно оно не было проведено, и по-прежнему значение сохранял порядок приобретения и отчуждения вещи. Первой группой признавалась собственно недвижимость (земля, дом - любой стоимости и размера). Второй - принадлежащие недвижимости в силу своего предназначения (мебель и убранство в доме, скот для обработки земли и т. п., висящие на деревьях плоды). Третьей группой были прочие движимые вещи. Четвертую составили особо ценные движимые вещи (деньги, драгоценности, частные бумаги, предметы роскоши, коллекции). Подразделение вещей было существенным для разных требований в отношении отчуждения, разных операций с ними, заклада и т. п.

В третьей, наиболее значительной по объему книге (ст.711-2281) ГК «О различных способах, которыми приобретается собственность» указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения, по завещанию или в силу обязательств (ст. 711).

ГК подтвердил произведенную еще  в период революции отмену феодальных принципов наследования. Наследниками умершего становились в определенной, указанной в законе последовательности дети и иные нисходящие, а также восходящие и боковые родственники до 12-й степени родства.

Наследственные права внебрачных детей по Кодексу были значительно  сужены по сравнению с правом эпохи  революции. Такие дети могли наследовать  лишь в том случае, если были признаны в законном порядке, причем только имущество отца и матери, но не иных родственников.

Кодекс расширил свободу завещаний  и дарений, которые нередко использовались для обхода законного порядка  наследования. Однако французский законодатель занял в этом вопросе компромиссную позицию, не последовав примеру английского права, признавшего полную свободу завещания.

Дарение или завещание не могло  превышать половины имущества, если после смерти лица, совершавшего завещательное  распоряжение, оставался один законный ребенок, 1/3 имущества - если оставалось двое, 1/4 - трое и более детей. При таком порядке наследования за законными детьми резервировалась большая часть имущества, которое делилось между ними поровну вне зависимости от возраста и пола. Таким образом, статьи ГК о наследовании способствовали дроблению семейных имуществ15.

В третьей книге Французского гражданского кодекса 1804 г. был закреплен, развит и конкретизирован принцип свободы договора, его незыблемость. В ст. 1101 (титул III) дается определение договора: «Договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо им, не делать чего-либо».

Помимо общих  положений договорного права  в кодексе предусматривались 8 типичных и распространенных договоров: продажа, мена, наем вещей, работы или услуг, товарищество, ссуда, хранение, договор вероятной прибыли, залог.

Вторым по важности источником обязательств признавалось причинение ущерба. Основной идеей ответственности за гражданский деликт (причинение ущерба, связанное с нарушением права) в ГК была виновность. Причинивший ущерб отвечал за деликт в случае как прямого умышленного действия в отношении чужой вещи или прав, так и в случаях небрежности и непредусмотрительности (ст. 1383). Хотя и здесь кодекс сохранял существенные архаические черты: так, лица, пребывающие в услужении или под присмотром других, не отвечали за содеянное - за них отвечали хозяева. Этим закреплялось как бы внутреннее подразделение на полную и неполную правоспособность.

Французский гражданский кодекс 1804 г. предоставил право любому лицу свободно заключать договор (ст. 1123), определять по своему усмотрению содержание и предмет этого договора (ст. 1126). Этот договор незыблем, т. е, его условия не могут быть изменены в одностороннем порядке (ст. 1134).

Принцип свободы договора и его незыблемости конкретизируется в ряде статей Французского гражданского кодекса 1804 г. Так, объявляя договор свободным, Французский гражданский кодекс предписывает при его заключении неукоснительно соблюдать четыре условия: согласие стороны, которая обязуется; способность заключать договор; определенный предмет, составляющий содержание договора; дозволенное основание обязательства (ст. 1108). При несоблюдении этих условий договор признается не имеющим юридической силы.

Однако Французский гражданский кодекс 1804 г. наряду с положительными сторонами имел и некоторые недостатки. Провозглашенный в ст. 1108 принцип равенства граждан перед гражданским законом был формальным. Фактическое положение мужа и жены в имущественных, личных отношениях между собой и по отношению к своим детям было неравным. Жена не имела права без выраженного в письменном документе согласия мужа распоряжаться общесемейной собственностью даже своей раздельной собственностью, даже если она была купцом (ст. 215, 217). Отец один мог осуществлять власть над детьми до наступления их гражданского совершеннолетия (ст. 371).

Неравным было положение между хозяином и наемным работником. В случае спора о заработке за истекший год Французский гражданский кодекс 1804 г. предписывал верить показаниям хозяина, но это предписание было вскоре отменено. Дискриминационные статьи, касающиеся женщин в гражданско-правовых отношениях, были отменены законом от 18 февраля 1938 г.

Еще одним недостатком Французского гражданского кодекса 1804 г. было отсутствие статей, посвященных правовому статусу юридических лиц. Это объяснялось тем, что в начале XIX в. капитализм еще не вышел за рамки индивидуалистических представлений, а потому любой гражданин выступал в имущественном обороте, как правило, самостоятельно (в качестве физического лица).

Однако, несмотря на свои недостатки, Французский гражданский кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений, став образцом для законодателей многих стран Европы.

 

3 Кодекс 1804 г. как основа гражданского  законодательства Канады, Латинской Америки и Ближнего Востока

 

Гражданский кодекс был введен в действие в 1804 г. во Франции и на территориях, которые составляли тогда часть империи Наполеона, а затем стали независимыми государствами: в Бельгии, Люксембурге, Рейнских провинциях, Гессен-Дармштадте, Женеве, Савойе, Пьемонте, Парме. В некоторых странах Гражданский кодекс сохранил свое влияние и после распада империи, например в Нидерландах, Германии, Италии, Швейцарии, Бельгии16.

Одним из регионов мира, жителям которых удалось, во-первых, сохранить действие на своей территории права, французского в своей основе, а во-вторых, сохранить французский язык своего права, является канадская провинция Квебек. Оставаясь верными своим французским корням, квебекские юристы в условиях сосуществования с другой нацией и другой правовой системой не только сохранили привезенное с собой французское право, но и сумели развить его до уровня национальной правовой системы, могущей быть объектом для сравнения с гражданским правом Франции. Гражданский кодекс был принят в 1865 г., а с 1 августа 1866 г. он вступил в законную силу. Квебек в этот период официально назывался Нижней Канадой, поэтому был принят Гражданский кодекс именно Нижней Канады, а не Франции17.

Информация о работе Структура и содержание Французского гражданского кодекса