Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:48, реферат
При рассмотрении данной темы, безусловно, требуется учет современных условий. Новизну данной темы составляет ее недостаточную практическую разработанность. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности необходимо для глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Введение
Глава I. Дееспособность граждан: понятие, содержание, сущность
1.1 Дееспособность как элемент правосубъектности
1.2 Дееспособность малолетних
1.3 Дееспособность малолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Эмансипация
1.4 Соотношение понятий “недееспособность” и “невменяемость”
Глава II. Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным
2.1 Порядок и основания признания гражданина недееспособным
2.2 Основания и порядок признания гражданина ограниченно дееспособным
2.3 Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина
2.4 Правовые последствия признания граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами, ограниченными в дееспособности
Заключение
Список использованной литературы
Вместе с тем малолетний вправе заключить договор на безвозмездное пользование любым имуществом; взять напрокат вещь и уплатить за это деньги, подаренные ему дедом; фактически принять наследственное имущество, с тем, однако, что свидетельство о праве на наследство от его имени получит у нотариуса его законный представитель.[3]
“ГК, - отмечают авторы комментария под ред. О.Н. Садикова, - не содержит специального указания по поводу безвозмездных сделок, совершаемых в простой письменной форме и исполняемых не в момент их совершения...Видимо, следует прийти к выводу, что малолетний вправе совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, лишь тогда, когда они исполняются при совершении или являются реальными (считаются заключенными в момент передачи имущества)”;
3) сделки
по распоряжению средствами, предоставленными
законным представителем или
с согласия последнего третьим
лицом для определенной цели
или для свободного
“Сопоставление положений п. 2 о совершении малолетним безвозмездных сделок по получению выгоды и распоряжении средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом, позволяет сделать вывод, что третье лицо может подарить несовершеннолетнему денежную сумму только при согласии законного представителя”.
Хотя в п. 3 статьи 28 ГК “возможность совершения малолетними сделок по распоряжению средствами, предоставленными им для целевого или свободного использования, не ограничена, все же и в этих случаях не может идти речь о самостоятельном совершении сделок, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации, поскольку такое оформление может производиться лишь дееспособными гражданами”.
Иные сделки, кроме поименованных в п. 2 ст. 28 ГК, за малолетних могут совершать от их имени только их родители, усыновители, опекуны ( п. 1 ст. 28 ГК).
Если малолетним совершена сделка, не предусмотренная п. 2 ст. 28 ГК, она признается ничтожной с момента совершения (п. 1 ст. 172 ГК), и к ней применяются последствия недействительности сделки, совершенной гражданином, признанным недееспособным (п. 1 ст. 171 ГК). Однако, по требованию родителей, усыновителей или опекуна несовершеннолетнего в его интересах совершенная им сделка может быть признана судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего (п. 2 ст. 172 ГК).
Исходя из анализа статьи 28 и статьи 27 ГК необходимо признать, что малолетние (несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет) не вправе (даже с согласия законных представителей) заниматься предпринимательской деятельностью, в первую очередь потому, что резко ограничен объем их сделкоспособности.
Пункт 3 ст. 28 ГК лишает малолетних также и деликтоспособности. Он устанавливает, что имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии со ст. 1073 ГК также отвечают за вред, причиненный малолетними, если не докажут, что вред возник не по их вине.[4]
За вред, причиненный малолетними несут ответственность также соответствующие образовательные, воспитательные, лечебные и иные учреждения, если вред причинен малолетним во время пребывания в таком учреждении либо под надзором такого учреждения (пп. 2 и 3 ст. 1073) и если не докажут, что вред возник не по их вине.
Обязанность лиц, ответственных за причинение малолетним вреда, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 4 ст. 1073).
В отступление от этого принципа впервые предоставлено право суду в случаях причинения малолетним вреда жизни или здоровью граждан вынести при определенных условиях (достижение полной дееспособности, наличие средств и др.) решение о возмещении вреда за счет имущества самого причинителя (п. 4 ст. 1073).
1.3 Дееспособность малолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Эмансипация
С достижением несовершеннолетним возраста 14 лет объем его дееспособности расширяется.
Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно, без согласия законных представителей, совершать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние (п. 2 ст. 28 ГК; “но, в отличие от малолетних, мелкие бытовые сделки они могут совершать не только за счет средств, предоставленных законными представителями и с их согласия другими лицами, но и за счет заработка, стипендии и других доходов”), а также вправе самостоятельно (абз. 1 п. 2 ст. 26 ГК):
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять
права автора произведения
3) в соответствии
с законом вносить вклады в
кредитные учреждения и
Остальные сделки совершаются несовершеннолетним с согласия своих законных представителей. “Следует обратить внимание на то, что Кодексом впервые определена форма, в которой такое согласие должно быть выражено: простая письменная форма. Также предусмотрено, что для действительности сделки не имеет значения, получено согласие до или после ее совершения” (см. п. 1 ст. 26 ГК).[5]
Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет может быть признана судом недействительной только по иску родителей, усыновителей или попечителя (то есть является оспоримой, а не ничтожной, в отличие от сделки, совершенной малолетним) и только в случае, если она совершена несовершеннолетним без согласия этих лиц, когда такое согласие требуется статьей 26 ГК. В случае признания такой сделки недействительной. к ней применяются те же последствия, что и к ничтожной сделке малолетнего (п. 1 ст. 175).
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах (абз. 2 п. 2 ст. 26 ГК).
В соответствии с п. 3 ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по действительным сделкам.
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, установлена ст. 1074 ГК. “Лица, достигшие 14 лет (а не 15, как это было ранее), признаются деликтоспособными, они сами отвечают за причиненный ими вред на общих основаниях”.
“Родители (усыновители) и попечители (граждане или соответствующие учреждения, которые в силу статьи 35 ГК являются таковыми) несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при наличии двух обстоятельств (п. 2 ст. 1074 ГК):
а) собственного виновного поведения (за исключением случая причинения вреда принадлежащим им источником повышенной опасности);
б) отсутствии у несовершеннолетнего доходов и иного имущества, достаточных для возмещения вреда.
Объем дееспособности, предоставленный ГК несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, , позволяет использовать им свое имущество для систематического и самостоятельного извлечения прибыли, т.е. в предпринимательских целях. Поскольку несовершеннолетний вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, следует признать, что он может без согласия законных представителей участвовать указанными средствами в уставном капитале юридических лиц, по обязательствам которых ответственность их участников исключается. Напротив, заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью несовершеннолетний может лишь с согласия его законных представителей. Такой вывод следует из прямого указания п. 1 ст. 27 ГК . Следовательно, без согласия своих законных представителей несовершеннолетний не может быть участником полного товарищества, а также полным товарищем в товариществе на вере.
По всей видимости, согласие родителей, усыновителей, попечителей на занятие несовершеннолетним предпринимательской деятельностью должно быть направлено в письменной форме в адрес органа, осуществляющего государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
Занятие несовершеннолетнего предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей либо работа по трудовому договору могут повлечь правовые последствия, связанные с объемом дееспособности несовершеннолетнего. Такой несовершеннолетний по достижении им 16 лет может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипированным). Норма об эмансипации (ст. 27 ГК) является новеллой гражданского кодекса[6] .
“С заявлением об объявлении может обратиться сам несовершеннолетний либо совместно со своими законными представителями”.
“Если родители (усыновители, попечители) согласны, эмансипация производится по решению органов опеки и попечительства. При отсутствии такого согласия вопрос решается судом. В суд также может быть обжалован отказ органов опеки и попечительства в вынесении решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.
Формулировка ст. 27 дает основание сделать вывод, что занятие предпринимательской деятельностью или работа по трудовому договору не являются безусловными основаниями для эмансипации. Орган опеки и попечительства, а также суд в каждом конкретном случае при принятии соответствующего решения должны оценить длительность и устойчивость трудовой или предпринимательской деятельности несовершеннолетнего, размер его заработка и других доходов, иные обстоятельства”.
Несовершеннолетний становится эмансипированным с момента принятия соответствующего решения. С этого же момента он приобретает сделко - и деликтоспособность в полном объеме.
Факт эмансипации освобождает законных представителей несовершеннолетнего от ответственности по его обязательствам, возникшим после объявления об эмансипации, в том числе и по обязательствам, возникшим из причинения им вреда (см. п. 2 ст. 27, п. 3 ст. 1074 ГК).
1.4 Соотношение понятий “недееспособность” и “невменяемость ”
Нередко в юридическом, общественном или житейском обиходе допускается смешение понятий "невменяемость" и "недееспособность". То говорят о "невменяемости" при заключении сделки, то о "вменяемости депутатов".
Между тем невменяемость и недееспособность при определенных чертах сходства являются самостоятельными понятиями и составляют понятийный аппарат разных отраслей права.
Закон различает несколько вариантов правового состояния гражданина в зависимости от степени его психического состояния:
1) признанный
судом недееспособным в
2) хотя и
не признанный судом
3) невменяемый,
признанный таковым судом в
отношении общественно
4) и наконец,
ограниченный в своем правовом
положении в связи с
Понятие невменяемости относится к уголовному праву и уголовному судопроизводству (ст. 21 УК РФ, ст. 300, 433 УПК РФ). В главе 4 Уголовного кодекса РФ "Лица, подлежащие уголовной ответственности" невменяемость определяется следующим образом:
1. Не подлежит
уголовной ответственности
2. Лицу, совершившему
предусмотренное законом
Невменяемость является обстоятельством, исключающим "преступность" деяния. Не случайно в отношении невменяемых в законе употребляется понятие "предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние", а не "преступление". Признание лица невменяемым является основанием для прекращения уголовного дела и направления лица на принудительное лечение (ч. 2 ст. 11, 97 УК РФ). Принудительные меры медицинского характера назначаются в случае, когда психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного имущественного вреда (ст. 433 УПК РФ 2002 г.). Данные меры не преследуют цели наказания, их задача - лечение лица с тем, чтобы не допустить совершения им повторного общественно опасного деяния.
Информация о работе Правовые основания признания недееспособности