Правовое регулирование франчайзинга в Российской Ведерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:35, реферат

Краткое описание

В договоре коммерческой концессии присутствуют и элементы лицензионного договора - в части использования пользователем прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации правообладателя. Существо лицензионного договора позволяет предоставить пользователю исключительное право на использование отдельных результатов интеллектуальной деятельности, либо товарного знака, либо знака обслуживания и т.п.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа франчайзинга 5
Глава 2. Содержание франчайзинга 10
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Прикрепленные файлы: 1 файл

Франчайзинг.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

Изучение западной практики свидетельствует о том, что договоры об исключительной продаже и франшизе заключаются как двухуровневые. Сама договоренность об исключительной продаже и лицензионное соглашение оформляются в виде рамочного (основного) договора, носящего долгосрочный характер. С учетом его условий заключают отдельные договоры на продажу товара в текущие периоды или реализацию партий товара. Такое построение отношений оправдывает себя. По российскому законодательству, когда договор

франшизы содержит условие  об использовании фирменного наименования или товарного знака, он подлежит обязательной регистрации в органе, зарегистрировавшем юридическое лицо, или в патентном ведомстве (ст. 1028 ГК РФ).

Вопросы лицензионных соглашений — это лишь часть, причем вспомогательная, по отношению к задаче реализации товара. Недостатки в законодательном регулировании обусловливают медленное распространение договоров коммерческой концессии в отечественной торгово-предпринимательской практике. Без четкой правовой основы невозможно улучшить организацию товарного обращения. 4

 

Глава 2. Содержание франчайзинга

 

Концессионный договор  как предпринимательский всегда является возмездным. При этом он должен содержать конкретные условия определения  и выплаты вознаграждения правообладателю. Закон допускает различные формы  такого вознаграждения; разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи, отчисления (проценты) от выручки на оптовую цену товаров и т.п. (ст. 1030 ГК). Возможно и сочетание этих способов, обычно состоящее в единовременной выплате после заключения договора и в периодических выплатах оговоренной части прибыли (отчислений от выручки). Вместе с тем вознаграждение в рассматриваемом договоре не может устанавливаться в соответствии с общим правилом п. 3 ст. 424 ГК, а является его существенным условием, которое стороны обязаны согласовать. 5

Существенными условиями  концессионного договора являются императивно  сформулированные законом обязанности  правообладателя (п. 1 ст. 1031 ГК). К ним  относятся:

  1. обязанность передать пользователю документацию и иную информацию, необходимую для осуществления предоставленных ему прав;
  2. обязанность проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
  3. обязанность обеспечить оформление необходимых лицензий (т.е. регистрацию договора в патентном ведомстве) и передачу их пользователю.

На правообладателя  возлагаются и другие обязанности, если, однако, иное прямо не предусмотрено  соглашением сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). В  их число включены:

  1. обязанность обеспечить регистрацию договора (в органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц);
  2. обязанность оказывать постоянное техническое и консультативное содействие пользователю;
  3. обязанность контролировать качество товаров и услуг, производимых или оказываемых пользователем на основании договора.

Перечисленные обязанности сформулированы диспозитивным правилом закона и не относятся к числу существенных условий договора. Они, следовательно, могут и отсутствовать в конкретном договоре, а регистрация договора (например, с иностранным правообладателем) может даже стать обязанностью пользователя.

Императивно сформулированные законом обязанности пользователя также являются существенными условиями  концессионного договора. В соответствии со ст. 1032 ГК к ним относятся:

  1. обязанность использования фирменного наименования и коммерческого обозначения правообладателя лишь строго определенным в договоре способом;
  2. обязанность неразглашения конфиденциальной коммерческой информации, полученной от правообладателя;
  3. обязанность обеспечить соответствие качества производимых товаров или оказываемых услуг качеству аналогичных товаров или услуг, производимых или оказываемых правообладателем;
  4. обязанность соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение такого соответствия;
  5. обязанность оказания потребителям дополнительных услуг, которые предоставляет своим потребителям правообладатель;
  6. обязанность информировать потребителей очевидным для них способом об использовании средств индивидуализации правообладателя в силу концессионного договора.

Кроме того, пользователь обязан уплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение. По соглашению сторон на пользователя могут быть возложены и иные обязанности.6

Концессионный договор  может предусматривать определенный срок использования полученных от правообладателя прав либо заключаться без указания срока. Следовательно, срок не относится к числу его существенных условий.

По концессионному договору возможно установление обязанности  пользователя по предоставлению оговоренному числу других предпринимателей разрешения на использование на определенных условиях полученного от правообладателя комплекса прав или его определенной части (субконцессия).

По условиям конкретного  договора предоставление субконцессии может быть как обязанностью пользователя, так и его правом (п. 1 ст. 1029 ГК).

С помощью субконцессий правообладатель еще более расширяет  свою сферу влияния на соответствующем  рынке, создавая целые сети своих  сбытовых или торговых организаций  и управляя ими. Поэтому он может  быть заинтересован в выдаче субконцессий. Первичный же пользователь в этом случае берет на себя дополнительные организационно-управленческие функции в отношении субконцессионеров и еще теснее связывается с первоначальным правообладателем.

К субконцессионному  договору по общему правилу применяются нормы о договоре коммерческой концессии (п. 5 ст. 1029). Это касается прежде всего содержания (обязательных условий), оформления и регистрации такого договора. Договор субконцессии зависит от основного концессионного договора. Поэтому срок субконцессии не может превышать срока действия основного концессионного договора, а недействительность последнего влечет безусловную недействительность субконцессионного соглашения (абз. 2 п. 1 и 2 ст. 1029 ГК).7

Вместе с тем традиционные правила о заключении субдоговоров в отношениях коммерческой концессии подвергаются некоторым изменениям. Во-первых, в случае досрочного прекращения концессионного договора (заключенного на срок) либо расторжения такого договора (заключенного без указания срока), в заключенном на его основе субконцессионном договоре возможна замена вторичного правообладателя (пользователя по основному концессионному договору) основным правообладателем (п. 3 ст. 1029 ГК). Ведь последний обычно заинтересован в сохранении концессионных отношений. Иначе говоря, здесь допускается замена участника (кредитора) по субдоговору участником (кредитором) по основному договору. Замена, разумеется, исключается в случае отказа самого правообладателя от принятия на себя прав и обязанностей стороны по такому договору либо в случае запрета такой замены основным концессионным договором.

Во-вторых, за вред, причиненный  правообладателю действиями вторичных  пользователей (по субконцессионным договорам), его контрагент-пользователь (по основному  концессионному договору) по общему правилу отвечает субсидиарно с субконцессионерами (п. 4 ст. 1029 ГК), если только иное прямо не предусмотрено концессионным договором. В обычных субдоговорах (субаренды, субподряда и т.п.) первоначальный должник остается полностью ответственным перед кредитором за действия «субдолжников» - третьих лиц.

Это объясняется тем, что предметом концессионных  договоров являются исключительные права, содержащие в себе как имущественные, так и неимущественные правомочия. Их ненадлежащее осуществление во многих случаях причиняет вред непосредственно первоначальному правообладателю, остающемуся неизменным субъектом этих прав. Речь, в частности, идет о ситуациях, когда в результате деятельности указанных пользователей причиняется вред деловой репутации правообладателя, сокращается спрос на его товары или услуги и т.п. Поэтому и пользователь, переуступивший право на использование исключительных прав, не исключается вовсе из общей цепочки правоотношений, о чем свидетельствует субсидиарный характер его ответственности.

Концессионный договор  может предусматривать конкретный объем использования полученных пользователем от правообладателя  исключительных прав и коммерческой информации (например, по стоимости  или количеству произведенных товаров  или оказанных услуг, использованию их на одном предприятии или на определенном их количестве и т.п.), причем с указанием или без указания территории использования (например, торговля определенным видом товаров или оказание соответствующих услуг только в данном регионе). Такого рода ограничения предпринимательской деятельности, вытекающие из договорных условий, будучи по сути ограничениями конкуренции на соответствующем рынке, не могут нарушать запреты антимонопольного законодательства и должны исключать цели монополизации определенного рынка или ограничения доступа определенных потребителей к товарам и услугам. 8

Вместе с тем по условиям концессионного договора допускаются  известные ограничения (самоограничения) прав сторон (п. 1 ст. 1033 ГК). Правообладатель  может взять на себя обязательство не предоставлять аналогичные комплексы исключительных прав для использования третьим лицам либо также самому воздерживаться от аналогичной деятельности на данной территории. В этом случае пользователь приобретает, по сути, монопольные возможности на соответствующем рынке, поскольку на нем уже не могут выступать с аналогичными товарами или услугами ни другие пользователи, ни даже сам правообладатель.

Со своей стороны, пользователь может принять на себя обязательства  об отказе от конкуренции с правообладателем на территории, где действует концессионный договор, либо об отказе от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя (включая, например, отказ от приобретения значительных долей участия в их уставном капитале). Это гарантирует правообладателю возможность самостоятельного выступления на определенном рынке. К числу возможностей добровольного ограничения прав пользователя закон относит также его обязательство согласовывать с правообладателем место расположения и оформление коммерческих помещений, используемых при реализации предоставленных правообладателем исключительных прав.

Любые из перечисленных  условий также не должны нарушать установленных законом антимонопольных  запретов (под страхом признания  их недействительными). Более того, два вида возможных ограничительных условий договора заранее объявлены ничтожными (п. 2 ст. 1033 ГК). К ним отнесены условия, по которым либо правообладатель получает право определять цену реализуемых пользователем товаров или услуг (как в виде конкретной цены, так и путем установления ее верхнего или нижнего предела), либо пользователь вправе каким-либо образом ограничивать круг своих потребителей-заказчиков (оказывая услуги лишь определенным их категориям либо лицам, имеющим место нахождения или жительства на данной территории).

В ином случае речь могла  бы идти о попытке раздела рынка (путем фактического прикрепления потребителей к строго определенному изготовителю или услугодателю), условия сбыта  на котором, по сути, диктовал бы не участвующий  в нем правообладатель. Исключение территориальных ограничений для услугополучателей дает возможность выступать в этом качестве более широкому кругу потребителей, которым пользователь по концессионному договору не сможет отказать в предоставлении соответствующих товаров или услуг.

 

 

Заключение

Применение франчайзинга в предпринимательской деятельности дает существенные преимущества как  правообладателю (лицу, предоставляющему право использования своих средств  индивидуализации и ноу - хау), так  и пользователю (лицу, которому эти  права предоставляются).

Для правообладателя  франчайзинг является наиболее удобным  средством расширения своего бизнеса, в том числе и в международном  масштабе. Франчайзинг избавляет  его от необходимости открывать  огромное число филиалов или регистрировать предприятия на удаленных от него территориях, инвестировать средства в приобретение недвижимости и других основных фондов, необходимых для осуществления соответствующей деятельности, нанимать работников. Вместе с тем предприятия, созданные пользователями, вливаются в интегрированную систему правообладателя, который сохраняет над ними практически такой же контроль, как если бы они в действительности были его подразделениями или филиалами. Все это и дает возможность в течение относительно короткого срока создавать разветвленные сети фирменных магазинов, ресторанов или гостиниц.

Для пользователя франчайзинг  существенно снижает предпринимательский  риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь хозяином своего предприятия, он получает возможность работать под хорошо известной, «раскрученной» вывеской и вступает на рынок с определенным преимуществом перед конкурентами, лишенными такой возможности. Поскольку пользователи чаще всего обслуживают потребительский рынок, указанная особенность франчайзинга стимулирует развитие малого и среднего бизнеса и уже сама по себе дает достаточные основания для того, чтобы развивать данную форму предпринимательства.

Информация о работе Правовое регулирование франчайзинга в Российской Ведерации